Дело № 2-3479/14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
1 сентября 2014 года г. Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Алексеева А.А., при секретаре Гординой Е.В.,
с участием представителя прокурора Катаевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пермского района Пермского края в интересах Меньшикова А.В. к Правительству Пермского края о предоставлении жилого помещения,
установил:
прокурор Пермского района обратился в суд в интересах Меньшикова А.В. с иском к Правительству Пермского края о предоставлении Меньшикову А.В. в границах г. Перми жилого помещения специализированного жилищного фонда общей площадью не менее 33 кв.м, ссылаясь на то, что Меньшиков А.В. имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, проживает в г. Перми, состоит на жилищном учете в списке детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, жилья не имеет. На основании п. 9 ст. 1 Закона Пермского края от 14 июля 2008 года № 255-ПК Меньшикову А.В. должно быть предоставлено вне очереди жилое помещение.
Представительница прокурора и истец Меньшиков А.В. в судебном заседании на иске настаивали.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился.
Представители третьих лиц Министерства социального развития по Пермскому краю и КГБУ «Дирекция по капитальному строительству» в судебное заседание не явились.
Исследовав доказательства, суд установил следующие обстоятельства дела.
В соответствии с абз. 4 ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Меньшиков А.В. имел статус сироты в связи со смертью обоих родителей до достижения истцом 18 лет (копии свидетельств л.д. 9-11), являлся воспитанником детского дома с 1996 по 2006 годы (справка л.д. 13), состоит на учете лиц, нуждающихся в жилье на основании Указа Губернатора Пермской области от 22 июня 2000 года № 170 «Об утверждении Правил учета детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении» (копия уведомления л.д. 14 оборот и ответа л.д. 17).
Меньшиков А.В. не имеет жилых помещений на праве собственности, и по договору социального найма, что подтверждается копиями сообщений и уведомлений (л.д. 18-23), закрепленное ранее жилое помещение по адресу <Адрес> - утрачено (заключение л.д. 14).
В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", статья 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" изложена в новой редакции.
В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2013 года.
Действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").
Поскольку Меньшиков А.В. являлся лицом из числа детей сирот и не реализовал принадлежащее ему право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, то есть до 1 января 2013 года, на правоотношения по предоставлению истцу жилого помещения распространяется действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29.02.2012г.) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.02.2012г.).
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (ч. 9 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ)).
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу ч. 7 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ), по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи (ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ)).
По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, договор социального найма в отношении данного жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ)).
Согласно ч. 1 ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, являются:
1) лицо проживает в Пермском крае;
2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма;
3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным (ч. 2 ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 N 1939-419).
Суд приходит к выводу, что Меньшиков А.В. имеет право на получение жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений в черте города Перми, поскольку относится к категории граждан из числа детей сирот, состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении и не имеет жилого помещения.
Суд считает, что в силу прямого указания ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», (в редакции от 29.02.2012 г.) жилое помещение должно быть предоставлено Меньшикову А.В. органом исполнительной власти Пермского края, то есть Правительством Пермского края, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона Пермского края "О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края" исполнительная власть в Пермском крае осуществляется системой исполнительных органов государственной власти Пермского края во главе с Правительством Пермского края, являющимся высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края. Сведений о том, что полномочия по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, переданы каким-либо иным органам исполнительной власти, суду не представлено.
В соответствии с ч. 2 ст. 8.1 Закона Пермского края от 08.10.2007 N 127-ПК "О специализированном жилищном фонде Пермского края", жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются указанным в части 1 настоящей статьи лицам в порядке, установленном Правительством Пермского края, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Поскольку ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ определяет, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации, а указанными нормативными актами Пермского края предусмотрена норма предоставления жилых помещений детям-сиротам и лицами из их числа большей площадью, чем следует из совокупности части 5 ст. 57 ЖК РФ и Решения Пермской городской Думы от 30.05.2006 г. № 103, то суд полагает возможным исходить из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной именно Законом Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законом Пермского края «О специализированном жилищном фонде Пермского края».
Следовательно, Меньшикову А.В. должно быть предоставлено по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение в черте города Перми общей площадью не менее 33 кв.м.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
иск прокурора Пермского района Пермского края в интересах Меньшикова А.В. к Правительству Пермского края удовлетворить:
обязать Правительство Пермского края предоставить Меньшикову А.В. по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение в черте города Перми общей площадью не менее 33 кв. метров.
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: