Дело № 2-24/2022
УИД 79RS0002-01-2021-005851-42
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 августа 2022г. г. Биробиджан ЕАО
Биробиджанский районный суд ЕАО
в составе судьи Лаврущевой О.Н.
с участием истца Потурай О.М.
представителей ответчиков Шеломенцевой В.А., Рубан А.В.
при секретаре Шкеневой К.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Карачевой Ирины Николаевны, Соколова Сергея Сергеевича, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Соколовой Ангелины Сергеевны, Макаровой Оксаны Сергеевны, действующей в интересах Макарова Даниила Сергеевича, Потурай Оксаны Михайловны, Котовой Татьяны Петровны к Пограничному управлению по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области Федеральной службы безопасности Российской Федерации, обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Рембытстройсервис», мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО о возложении обязанности, -
У С Т А Н О В И Л:
Карачева И.Н., Соколов С.С., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Соколовой А.С., Макарова О.С., действующая в интересах Макарова Д.С., Потурай О.М., Котова Т.П. обратились в суд с иском к Пограничному управлению по Хабаровскому краю и ЕАО ФСБ России, ООО УК «Рембытстройсервис» о возложении обязанности. Свои требования мотивировали тем, что являются собственниками дома № 4 по пер. Солдатский в г.Биробиджане. С 2019 года ежемесячно в квартиры поставляется тепловая энергия и отопление, не надлежащего качества.
Просили суд: обязать ПУ ФСБ РФ по Хабаровскому краю и ЕАО, ООО УК «Рембытстройсервис» произвести ремонт котлов в котельной, обслуживающей дом № 4 по пер.Солдатский в г.Биробиджане; произвести перерасчет платы за услугу горячего водоснабжения и отопления за период с 2019 по 2021 годы.
Определениями суда к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц собственники жилых помещений спорного дома, в качестве соответчика - мэрия города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО.
В судебном заседании истец Потурай О.М., представитель истцов Ханина Н.Н. доводы иска поддержали, требования изменили. Просили суд:
- Обязать Пограничное управление ФСБ России по Хабаровскому краю и ЕАО:
1) произвести ремонт котлов в котельной, обслуживающей дом по переулку Солдатский, 4 г.Биробиджана;
2)произвести перерасчет платы за услугу горячего водоснабжения и отопления за период 2019-2021 годов;
3) обеспечить бесперебойную подачу тепловой энергии, а так же горячего водоснабжения к дому №4 по переулку Солдатский в г.Биробиджане соответствующему температурному режиму, установленному действующим законодательством: температура воды подаваемая к водоразборным точкам (кранам, смесителям) не менее 60° С, температура воздуха не менее требований указанным в ГОСТ 30494-2011 и СанПин 1.2.3685-21;
4) обеспечить качество теплоснабжения в точке поставки, а именно температурные и гидравлические параметры для целей отопления и горячего водоснабжения в соответствии с требованиями законодательства дома № 4 по переулку Солдатский в городе Биробиджане.
- Обязать УК ООО «РембытСтройСервис»:
1) произвести ремонт котлов в котельной, обслуживающей дом по переулку Солдатский, 4 г. Биробиджана;
2)произвести перерасчет платы за услугу горячего водоснабжения и отопления за период 2019-2021 годов;
3) установить общедомовой прибор учета тепловой энергии;
4)провести полную ревизию трубопровода системы отопления, расположенного в подвале жилого дома № 4 по пер.Солдатский в городе Биробиджане, с целью установления объемов повреждения;
5)разработать проект производства работ по устройству антикоррозийной защиты и организовать выполнение данных работ по устройству антикоррозийной защиты;
6) провести полную ревизию изоляционного покрытия трубопровода системы отопления со снятием покровного слоя;
7) произвести работы по замене изоляционного покрытия трубопровода системы отопления жилого дома № 4 по переулку Солдатский в городе Биробиджане;
8)установить в квартирах жилого дома № 4 по переулку Солдатский в городе Биробиджане приборы учета, в том числе спиртовые термометры, поверенные и опломбированные;
9) демонтировать водоразборные краны на приборах отопления в квартирах жилого дома № 4 по переулку Солдатский в городе Биробиджане, и обязать установить взамен автоматические терморегуляторы в жилых помещениях многоквартирного дома;
Обязать мэрию города МО "Город Биробиджан":
1) провести полную ревизию тепловой сети в/ч от котельной установки до ввода в жилой дом №4 по переулку Солдатский в г. Биробиджане, с целью установления объемов повреждений, разработать проект производства работ по устройству антикоррозийной защиты и организовать работы по их выполнению;
2) провести полную ревизию изоляционного покрытия теплотрассы со снятием металлической защиты (покровного слоя);
3) произвести замену утеплителя с устройством предохранительного слоя при использовании металлической защиты (покровного слоя), с использованием предохранительного слоя.
Суду пояснили, что горячую воду и отопление в дом подает котельная Пограничного управления ФСБ России по Хабаровскому краю и ЕАО (далее Погрануправление). Очень часто температура отопления не соответствует установленным стандартам, а горячая вода бывает, отсутствует вообще. Услуги отказываются некачественно. В связи с этим жители неоднократно подавали жалобы, но вопрос не решается. Считают, что необходимо обязать ответчика обеспечить бесперебойную подачу тепловой энергии, а так же горячего водоснабжения к дому. Судебный пристав каждый раз будет приходить и проверять какой температуры вода и отопление. О том, что необходимо составлять акты несоответствия качества коммунальной услуги (отопление, горячая вода) они знают, но таких актов у них нет. В 2022г. в отопительный период топили хорошо, горячая вода была всегда за исключением проведения плановых работ по профилактике. Доказательств подтверждающих, что отопление и горячее водоснабжение им предоставлялось не качественно, у них нет.
В судебном заседании представитель Погрануправления Рубан А.В. с исковыми требованиями не согласился. Суду пояснил, что котлы в спорной котельной исправны. В котельной установлен счетчик и на выходе температура теплоносителя соответствует параметрам. Порядка 40% тепла теряется при выходе из котельной на теплотрассе, за которую Погрануправление не отвечает. От котельной до спорной теплотрассы имеется заглушка. Теплотрасса ведет только к спорному дому, больше ничего она не отапливает и должна следовать судьбе дома. Спорная теплотрасса относится к инфраструктуре дома и Погрануправление не имеет к ней никакого отношения. Мэрия отказалась принять ее в свою собственность, по неизвестной причине. Считает, что мэрия должна решить вопрос с этим имуществом.
Пристав не может проверять котельную, для этого законодателем определены другие органы. Факт постоянно отсутствия горячей воды и отопления на протяжении 2019-2021 годов по вине котельной не доказан. Действительно были случае некачественного оказания услуг, но по всем им сделан перерасчет. Экспертизой проведенной по делу вина Погрануправления не установлена.
По поводу соответствия качества горячей воды пояснил, что в котельной теплоноситель нагревается и по теплотрассе подается в дом, в теплообменнике дома он соединяется с холодной водой и вновь нагревается. В процессе передачи воды в квартиры участвует теплообменник находящейся непосредственно в доме.
В судебном заседании представитель ООО УК «Рембытстройсервис» Шеломенцева В.А. с исковыми требованиями согласилась частично. Суду пояснила, что термометры отопления и горячего водоснабжения на вводе в дом установлены (в точке поставки). Ремонт котлов и перерасчет платы ответчик не может сделать, так как это не его имущество и управляющая компания не поставляет эти услуги населению. Общедомовой прибор учета управляющая компания не может установить, так как на эти расходы нет денег, а жильцы отказались сдавать деньги. Антикоррозийная защита, ревизия и замена изоляционного покрытия будет производиться. Водоразборные краны на приборах отопления будут демонтированы при подготовке к отопительному сезону. Автоматические терморегуляторы в жилых помещениях многоквартирного дома установить не представляется возможным, так как они дорого стоят и жильцы отказались их закупать.
Истцы Котова Т.П., Карачева И.Н., Макарова О.С., Соколов С.С., третьи лица Соколова А.Э., Путинцева О.В. Карачева К.А., Языкова Т.В., Кириллова А.С., Еликова Е.Л., Еликов В.В., Еликова О.В., Го Ю.В., Линник Н.П., Марков Д.Ю., Банщикова К.А., Марков А.Л., Варкентин А.А., Марков В.Л., Парыгин А.В., Келлер С.И., Келлер А.В., Волык С.С., Котова Н.С., Антонова М.В., Антонова А.В., Сирош Н.М., Голубева А.В., Колесников О.В,. Гуменюк И.Г., представители третьего лица департамента строительства и ЖКХ правительства ЕАО, акционерного общества «Почта России», в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения извещены надлежащим образом.
В судебное заседание представитель ответчика мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО не явился, о дате и времени рассмотрения извещен надлежащим образом. Просил дело рассмотреть без его участия. В суд представил отзыв, согласно которого вопрос об обоснованности требований к мэрии просил оставить на усмотрение суда. Тепловая сеть с кадастровым номером 79:01:0100032:440, протяженностью 223 м., расположенная по адресу: ЕАО, г. Биробиджан от котельной установки до жилого дома по пер. Солдатскому, д. 4, в реестре муниципального имущества МО «Город Биробиджан» ЕАО не зарегистрирована. Сведения о правообладателе объекта недвижимости в выписке из ЕГРПН отсутствуют. К бесхозяйному недвижимому имуществу данный объект также не относится.
Суд, исследовав материалы дела, заслушав лиц участвующих в деле, считает, что иск подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 157 ЖК РФ при предоставлении коммунальных услуг с перерывами, превышающими установленную продолжительность, и (или) с нарушением качества осуществляется изменение размера платы за коммунальные услуги в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч.4).
Изменение размера платы за коммунальные услуги, предусмотренное частью 4 настоящей статьи, осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, а в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, ресурсоснабжающей организацией (ч.5).
Согласно Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. №354 (далее - Правила) при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 1 к настоящим Правилам (п.98).
Порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность установлен разделом X Правил. Порядок четко регламентирует фиксацию факта нарушения качества коммунальной услуги, проведение проверки, составление акта, в том числе составление акта потребителем в отсутствие исполнителя, а так же фиксацию устранения нарушений и предоставления потребителю коммунальной услуги надлежащего качества (п.101 – 113).
Из материалов дела установлено, что истцы являются собственниками жилых помещений в доме № 4 по пер. Солдатский в г.Биробиджане. Ресурсоснабжающей организацией по предоставлению услуг отопления и горячего водоснабжения спорного дома является Пограничное управление ФСБ РФ по Хабаровскому краю и ЕАО, управляющей организацией - ООО УК «Рембытстройсервис».
Для рассмотрения дела судом назначалась судебная строительно-техническая экспертиза в ООО «Оценка-Партнер». Суд принимает заключение эксперта, оснований не доверять заключению у суда не имеется, поскольку эксперт предупрежден судом об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, имеет высшее образование, экспертные специальности и стаж экспертной работы 11лет.
Из заключения эксперта от 28.03.2022 следует, что состояние котлов - работоспособное, котлы готовы к эксплуатации в зимний период. Об отсутствии дефектов и работоспособности котлов свидетельствует уровень температуры и давления в трубопроводах. Мощности одного котла твердотопливного водогрейного достаточно при пиковой нагрузке для обеспечения тепловой энергией помещений/зданий запитанных на котельную в/ч 9784 «А».
Система отопления жилого дома находится в работоспособном состоянии, при котором некоторые из числа оцениваемых контролируемых параметров не отвечают требованиям проекта или норм, но имеющиеся нарушения требований в конкретных условиях эксплуатации не приводят к нарушению работоспособности.
В системе отопления спорного жилого дома имеются следующие дефекты, оказывающие влияние на отопление квартир истцов. Теплотрасса от места врезки в существующую тепловую сеть войсковой части до ввода в жилой дом имеет следующие дефекты: следы атмосферной коррозии; проржавление металлической защиты, повреждение изоляции теплотрассы (в том числе деструкция утеплителя), замена изоляции теплотрассы на подручные материалы. Трубопроводы в подвале жилого дома имеют следующие дефекты: следы атмосферной коррозии; нарушение целостности изоляции трубопроводов; признаки несанкционированного сброса теплоносителя. Приборы отопления (батареи) имеют следующие дефекты: зашлакованность, наличие водоразборных кранов.
Установленный в подвале жилого дома теплообменник пластинчатый поверхностный «Ридан» имеет недостаточную мощность (производительность) для подогрева воды до необходимой температуры. Нехватка мощности составляет 50% от существующей мощности теплообменника.
Согласно материалам дела в 2020г. военной прокуратурой и ГЖИ ЕАО устанавливались факты ненадлежащего оказания услуг отопления и горячего водоснабжения жильцам спорного дома. По всем выявленным фактам Службой в г.Биробиджан Погрануправления произведен перерасчет платы, выставлены соответствующие квитанции. ГЖИ ЕАО проведены повторные проверки выполнения предписаний.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ в суд не представлены доказательства перерывов в предоставлении спорных коммунальных услуг. За 2019г. и 2021г. в суд не представлено актов соответствующих Порядку установленному разделом X Правил. С указанием не только фиксации факта нарушения, его причин, но и фиксацию устранения нарушений и предоставления потребителю коммунальной услуги надлежащего качества (п.101–113). Акт от 16.12.2021 №318, противоречит данным имеющимся по этой же квартире в экспертном заключении. Акт № 318 не содержит сведений о времени фиксации нарушений. В связи с этим невозможно установить какой период времени спорная услуга предоставлялась некачественно.
При этом суд так же учитывает, что некачественное оказание услуги горячего водоснабжения напрямую зависит от теплообменника «Ридан», который по заключению эксперта имеет недостаточную мощность (производительность) для подогрева воды до необходимой температуры. Теплообменник находится в подвале дома и относится в общедомовому имуществу. Ответственность за его надлежащую работу несет ООО УК «Рембытстройсервис».
Таким образом, суд не может обязать Погрануправление произвести ремонт котлов в котельной. По заключению эксперта котлы не имеют дефектов и работоспособны. Помимо этого в соответствии со ст.ст. 39, 173 ГПК РФ суд не может принять отказ от иска в части указанных требований к Погрануправлению, так как он заявлен не всеми истцами.
Суд не может обязать Погрануправление произвести перерасчет платы за услугу горячего водоснабжения и отопления за период 2019-2021гг. За 2020г. перерасчет производился. По иным периодам, в суд не представлены достоверные и допустимые доказательства оказания услуг ненадлежащего качества. При этом в судебном заседании истец Потурай О.М., представитель истцов Ханина Н.Н. пояснили, что им известно о необходимости составления актов и фиксации нарушений в установленном Правилами порядке. Учитывая состязательность процесса, суд принимает решение на основании доказательств собранных в судебном заседании.
Требование истцов обязать Погрануправление обеспечить бесперебойную подачу тепловой энергии, а так же горячего водоснабжения к спорному дому, не подлежит удовлетворению. Согласно собранным в судебном заседании доказательствам следует, что указанные коммунальные услуги постоянно поставляются в спорный дом, ресурсоснабжающая организация не прекращала поставку этих услуг. Имевшиеся в 2020г. нарушения в качестве коммунальных услуг устранялись. В судебном заседании истец Потурай О.М. пояснила, что в 2022г. в отопительный период топили хорошо, горячая вода была всегда за исключением проведения плановых работ по профилактике. В связи с этим у суда отсутствуют основания для возложения обязанности по бесперебойной подаче спорных коммунальных услуг. При этом суд учитывает, что законодательством установлен иной механизм восстановления прав потребителя в случае предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами - Порядок изменения размера платы.
Суд не может обязать Погрануправление обеспечить качество теплоснабжения в точке поставки спорного дома. Согласно экспертному заключению состояние котлов – работоспособное. Теплотрасса от места врезки в существующую тепловую сеть войсковой части до ввода в жилой дом имеет дефекты. При этом температура теплоносителя в месте врезки в существующую тепловую сеть войсковой части на подающем трубопроводе 74С., на обратном трубопроводе 42С.
Из представленных документов следует, что при передаче спорного жилого дома в муниципальную собственность в 2007г. сеть теплоснабжения (питающая только спорный дом) входила в перечень имущества передаваемого ТУ Росимущества по ЕАО. Однако на баланс мэрии города сеть не включена, по акту приемки передачи мэрией не принята. Спорная тепловая сеть согласно сведений ЕГРПН не имеет собственника. При этом КУМИ мэрии города 05.10.2021 в письме № 656 начальнику Службы в г.Биробидажне Погрануправления сообщило о намерении принять спорную тепловую сеть, но фактически действия не совершаются.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Из заключения эксперта от 28.03.2022 следует, что для устранения выявленных недостатков необходимо провести ряд работ. Теплотрасса от места врезки в существующую тепловую сеть войсковой части до ввода в жилой дом № 4 по пер.Солдатский: 1) Для устранения атмосферной коррозии необходимо в межотопительный период проведение полной ревизии теплотрассы, обслуживающей жилой дом в соответствии с РД 153-34.0-20.518-2003, с целью установления объемов повреждения. По результатам ревизии разработать проект производства работ по устройству антикоррозийной защиты и организовать работы по устройству антикоррозийной защиты; 2)В отношении изоляции трубопроводов необходимо в межотопительный период проведение полной ревизии изоляционного покрытия со снятием металлической защиты (покровного слоя). Организация работ по замене утеплителя в соответствии с СП 61.13330.2012, с устройством предохранительного слоя при использовании металлической защиты (покровного слоя). 3) В отношении металлической защиты (покровный слой) трубопроводов необходимо в межотопительный период проведение полной ревизии со снятием металлической защиты (покровного слоя). Организация работ по замене металлической защиты в соответствии с СП 61.13330.2012, с устройством предохранительного слоя при использовании металлической защиты (покровного слоя).
Таким образом, суд приходит к выводу, что Погрануправление не должно обеспечивать качество теплоснабжения на протяжении всей спорной теплотрассы и в точке поставки спорного дома. Теплотрасса спорного дома относится непосредственно к дому, который передан на баланс мэрии города.
Следовательно мэрия города в рамках своих полномочий по организации теплоснабжения населения обязана провести работы указанные в экспертном заключении. А именно провести полную ревизию тепловой сети от котельной установки до ввода в спорный жилой дом, разработать проект производства работ по устройству антикоррозийной защиты указанной тепловой сети, выполнить работы по антикоррозийной защите и замене утеплителя с устройством предохранительного слоя, провести полную ревизию изоляционного покрытия теплотрассы со снятием металлической защиты (покровного слоя), указанной тепловой сети.
Рассматривая требования заявленные к ООО УК «Рембытстройсервис» суд приходит к следующим выводам.
Суд не может обязать ответчика произвести ремонт котлов в котельной. Погрануправления, так как они не находятся в управлении общества, а являются федеральной собственностью. Помимо этого по заключению эксперта котлы не имеют дефектов и работоспособны.
ООО УК «Рембытстройсервис» не должно производить перерасчет платы за услугу горячего водоснабжения и отопления, так как не рассчитывает указанные коммунальные услуги. В судебном заседании установлено, что Служба в г.Биробиджан Погрануправления проставляет указанные коммунальные услуги и производит расчет платы.
В соответствии с п.2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирном домом управляющей организацией, она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают ненадлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Управляющая компания при исполнении обязательств обязана руководствоваться Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491).
В соответствии с пунктами 10, 42 Правил № 491, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
На основании Правил № 491 в состав общего имущества включаются:
- внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях (п.5).
- внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях (п.6).
Из заключения эксперта от 28.03.2022 следует, что для устранения выявленных недостатков необходимо провести ряд работ. Трубопроводы в подвале жилого дома № 4 по пер.Солдатский: 1) для устранения атмосферной коррозии необходимо в межотопительный период проведение полной ревизии трубопроводов системы отопления жилого дома с целью установления объемов повреждения. По результатам ревизии разработать проект производства работ по устройству антикоррозийной защиты и организовать работы по устройству антикоррозийной защиты; 2) в отношении изоляции трубопроводов необходимо в межотопительный период проведение полной ревизии изоляционного покрытия со снятием покровного слоя. По результатам ревизии провести работы по замене (полной или частичной) изоляционного покрытия; 3)для предотвращения несанкционированного слива теплоносителя необходимо исключить доступ лиц, не обладающих специальными познаниями и не являющихся сотрудниками управляющей компании, ответственных за обслуживание жилого дома, в помещения теплового узла, в том числе путем устройства дополнительной двери в помещение теплового узла; 4) установить приборы учета, в том числе спиртовые термометры (надлежащим образом поверенные и опломбированные). Приборы отопления (батареи): 1) в межотопительный период необходимо провести промывку и опрессовку приборов отопления; 2) для исключения несанкционированного слива теплоносителя из приборов отопления необходимо демонтировать водоразборные краны на приборах отопления; 3) у отопительных приборов отсутствуют автоматические терморегулятор. Для устранения недостатка необходима установка автоматических терморегуляторов в жилых помещениях многоквартирного жилого дома.
Таким образом ООО УК «Рембытстройсервис» обязано провести полную ревизию трубопроводов системы отопления жилого дома, а так же разработку проекта производства работ по устройству антикоррозийной защиты и организовать выполнение работ по устройству антикоррозийной защиты, проведение полной ревизии изоляционного покрытия трубопровода системы отопления со снятием покровного слоя, проведение работ по замене изоляционного покрытия трубопровода системы отопления спорного жилого дома, демонтаж водоразборных кранов на приборах отопления в квартирах указанного жилого дома.
Согласно материалам дела управляющей компанией на вводе в дом (в точке поставки) установлены спиртовые термометры отопления и горячего водоснабжения.
Требование истцов об обязании ООО УК «Рембытстройсервис» установить в квартирах приборы учета и спиртовые термометры не подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.
Из заключения эксперта от 28.03.2022 следует, что приборы учета, в том числе спиртовые термометры необходимо установить на трубопроводах в подвале жилого дома. В квартирах эти приборы устанавливать не требуется.
Требование истцов об обязании ООО УК «Рембытстройсервис» установить в квартирах автоматические терморегуляторы не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 9 Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2021 г. N 1628 требования к функционально-технологическим, конструктивным и инженерно-техническим решениям, влияющим на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений, должны предусматривать для многоквартирных домов, подключенных к системам централизованного теплоснабжения, при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте внутренних инженерных систем теплоснабжения: оборудование (при условии технической возможности) отопительных приборов автоматическими терморегуляторами (регулирующими клапанами с термоэлементами) для регулирования потребления тепловой энергии в зависимости от температуры воздуха в помещениях (пп. «б»).
Из заключения эксперта от 28.03.2022 следует, что отсутствие автоматических терморегуляторов не влияет на работоспособность системы отопления (стр.86 заключения).
Согласно протоколу общего собрания собственников спорного дома от 22.06.2022 по вопросу установки автоматических терморегуляторов единогласно проголосовали «против».
Таким образом требование об обязании ООО УК «Рембытстройсервис» установить в квартирах автоматические терморегуляторы не подлежит удовлетворению. Автоматические терморегуляторы подлежат обязательной установке после проведения капитального ремонта жилого дома подключенного к системе централизованного теплоснабжения. Спорный дом к системе централизованного теплоснабжения не подключен. Помимо этого собственники против установки терморегуляторов, на работоспособность системы отопления терморегуляторы не влияют.
Рассматривая требование по установке общедомового прибора учета тепловой энергии в спорном доме, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 5 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 1 июля 2012 года. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Пунктом 38(1) Правил № 491, предусмотрено, что в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме до 1 января 2013 года не обеспечили оснащение такого дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемого коммунального ресурса и при этом в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" был установлен коллективный (общедомовой) прибор учета, собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку такого прибора учета на основании счетов и в размере, указанных в абзаце втором настоящего пункта.
Таким образом, действующим законодательством на граждан - собственников помещений в многоквартирном доме возложена обязанность установить общедомовой прибор учета тепловой энергии. Если в собственники прибор не установили, в силу ст. 161 ЖК РФ указанную обязанность несет управляющая организация, которая в последующем выставляет собственникам счета по оплате этих работ в порядке и размере установленных Правилами №491.
Следовательно на ООО УК «Рембытстройсервис» необходимо возложить обязанность установить общедомовой прибор учета тепловой энергии в спорном доме.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Карачевой Ирины Николаевны (паспорт №), Соколова Сергея Сергеевича (паспорт №), действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Соколовой Ангелины Сергеевны (свидетельство №), Макаровой Оксаны Сергеевны (паспорт №), действующей в интересах Макарова Даниила Сергеевича (свидетельство №), Потурай Оксаны Михайловны (паспорт №), Котовой Татьяны Петровны (паспорт №) к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Рембытстройсервис», мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО о возложении обязанности, удовлетворить частично.
Обязать мэрию города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО (ИНН 7901001940) провести полную ревизию тепловой сети от котельной установки до ввода в жилой дом по адресу: г.<адрес>Солдатский <адрес>, кадастровый номер №, разработать проект производства работ по устройству антикоррозийной защиты указанной тепловой сети, выполнить работы по антикоррозийной защите и замене утеплителя с устройством предохранительного слоя, провести полную ревизию изоляционного покрытия теплотрассы со снятием металлической защиты (покровного слоя) указанной тепловой сети.
Обязать общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Рембытстройсервис» (ИНН 7901530278 ОГРН 1077901001750) установить общедомовой прибор учета тепловой энергии в доме по адресу г.Биробиджан пер.Солдатский д.4.
Обязать общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Рембытстройсервис» провести полную ревизию трубопровода системы отопления, расположенного в подвале жилого дома по адресу: г.Биробиджан пер.Солдатский д.4,
Обязать общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Рембытстройсервис» разработать проект производства работ по устройству антикоррозийной защиты и организовать выполнение работ по устройству антикоррозийной защиты, провести полную ревизию изоляционного покрытия трубопровода системы отопления со снятием покровного слоя, произвести работы по замене изоляционного покрытия трубопровода системы отопления жилого дома № 4 по переулку Солдатский в городе Биробиджане, демонтировать водоразборные краны на приборах отопления в квартирах указанного жилого дома.
В удовлетворении исковых требований к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Рембытстройсервис» по производству ремонта котлов в котельной, перерасчету платы за услугу горячего водоснабжения и отопления, установке в квартирах автоматических терморегуляторов, приборов учета, в том числе спиртовых термометров, отказать.
В удовлетворении исковых требований к Пограничному управлению по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области Федеральной службы безопасности Российской Федерации (ИНН 2723073068 ОРГН 1052701307306), отказать.
Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области в течение месяца через Биробиджанский районный суд.
Судья О.Н. Лаврущева
Мотивированное решение
изготовлено 22.09.2022