КОПИЯ
Дело № 2-678/2020
УИД 29RS0021-01-2020-000983-32
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
п. Плесецк 10 сентября 2020 года
Плесецкий районный суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Куйкина Р.А.,
при секретаре Омелиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в поселке Плесецк гражданское дело по иску Смирнова А. А. к главе администрации муниципального образования «Плесецкое» Огольцову А. В. о возложении обязанности произвести капитальный ремонт многоквартирного жилого дома,
установил:
Смирнов А.А. обратился в суд с иском к главе администрации муниципального образования «Плесецкое» Огольцову А.В. о возложении обязанности провести капитальный ремонт многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, мотивируя требования тем, что он проживает в указанном жилом доме. Дом нуждается в проведении капитального ремонта, так как кровля крыши протекает, дом садится, вода поступает в квартиры. На территории МО «Плесецкое» проводятся капитальные ремонты многоквартирных домов, более поздней постройки, чем дом, в котором он проживает. Глава администрации МО «Плесецкое» Огольцов А.В. на почве личных неприязненных отношений, превышая должностные полномочия, не желает производить капитальный ремонт дома. Просит обязать главу администрации МО «Плесецкое» Огольцова А.В. произвести капитальный ремонт указанного многоквартирного жилого дома.
В судебном заседании истец Смирнов А.А. на иске настаивал по доводам, изложенным в исковом заявлении, пояснив, что жилой дом, в котором он является собственником жилого помещения, нуждается в проведении капитального ремонта, так как у дома протекает кровля, фундамент нуждается в замене, что подтверждено Государственной жилищной инспекцией. Ему известно о том, что главе администрации МО «Плесецкое» Огольцову А.В. выделены 78000000 рублей на производство капитальных ремонтов многоквартирных жилых домов, но ответчик отказывается производить капитальный ремонт спорного жилого дома. Ему не известно, какой способ управления избран в отношении жилого дома и принималось ли общим собранием собственников помещений решение о проведении капитального ремонта жилого дома.
Ответчик глава администрации МО «<адрес>» Огольцов А.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил в суд письменные возражения, согласно которым с иском не согласен, поскольку в соответствии с региональной программой капитального ремонта многоквартирных домов Архангельской области, капитальный ремонт фундамента указанного в иске многоквартирного жилого дома запланирован на 2029-2031 годы, а кровли и фасада – на 2041-2043 годы. Собственниками помещений в многоквартирном жилом доме избран непосредственный способ управления, заключен договор подряда на выполнение работ по содержанию общего имущества с ООО «СК «Альтернатива», которым выполнены работы по ремонту кровли. Собственниками помещений в многоквартирном жилом доме не принималось решений о переносе сроков капитального ремонта, предусмотренных региональной программой, на более ранние сроки.
Третье лицо ФИО5 в судебном заседании с иском не согласился, пояснив, что спорный многоквартирный жилой дом, в котором он также является собственником жилого помещения, включен в региональную программу капитального ремонта многоквартирных домов Архангельской области, согласно которой капитальный ремонт фундамента дома запланирован на 2029-2031 годы, а крыши – на 2041-2043 годы. Он не желает проведения капитального ремонта в более ранние сроки, поскольку собирается отчуждать принадлежащее ему жилое помещение.
Третьи лица ФИО8, ФИО17 и ФИО14 в судебном заседании исковые требования поддержали, пояснив, что на главу администрации МО «Плесцкий район» должна быть возложена обязанность перенести сроки проведения капитального ремонта, отраженные в региональной программе капитальных ремонтов многоквартирных домов Архангельской области, на более ранние. Им также не известно, принималось ли общим собранием собственников помещений решение о проведении капитального ремонта жилого дома или о перенесении установленных сроков.
Третьи лица ФИО6, ФИО7, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО15, ФИО16, ФИО18, ФИО19, а также представители третьих лиц ООО «СК «Альтернатива», НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Архангельской области», Государственной жилищной инспекции Архангельской области в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом.
На основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным провести судебное заседание без участия неявившихся лиц.
Суд, заслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, оценив собранные по делу и исследованные в судебном заседании доказательства, приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании, Смирнов А.А. является собственником жилого помещения – <адрес> в <адрес>.
Собственниками квартир №, №, № в указанном многоквартирном жилом доме является муниципальное образование «Плесецкое».
Указанные обстоятельства подтверждаются выписками из Единого государственного реестра недвижимости.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 6.1. ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.
В соответствии с п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 в состав общего имущества включаются, в числе прочего, помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); крыши; ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса РФ принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта, о переустройстве и (или) перепланировке помещения, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме; принятие решений о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, выборе лица, уполномоченного на открытие специального счета в российской кредитной организации, совершение операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете относится к ккк компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с ч. 1 ст. 166 Жилищного кодекса РФ перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя, в том числе, ремонт крыши и фундамента.
Согласно ч. 1 - ч. 2 ст. 189 Жилищного кодекса РФ проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
Собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, регионального оператора либо по собственной инициативе.
В силу ч. 3 ст. 189 Жилищного кодекса РФ, не менее чем за шесть месяцев (если иной срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации) до наступления года, в течение которого должен быть проведен капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с региональной программой капитального ремонта, лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, либо региональный оператор (в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора) представляет таким собственникам предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта, в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 189 Жилищного кодекса РФ, собственники помещений в многоквартирном доме не позднее чем через три месяца с момента получения предложений, указанных в части 3 настоящей статьи (если более продолжительный срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации), обязаны рассмотреть указанные предложения и принять на общем собрании решение в соответствии с частью 5 настоящей статьи.
Частью 5 ст. 189 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме должны быть определены или утверждены: 1) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту; 2) предельно допустимая стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту исходя из предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, определенной в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 190 настоящего Кодекса; 3) лицо, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено участвовать в приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты.
Согласно ч. 6 ст. 189 Жилищного кодекса РФ, в случае, если в срок, указанный в части 4 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирном доме, формирующие фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, не приняли решение о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме, орган местного самоуправления в течение месяца со дня истечения указанного срока принимает решение о проведении такого капитального ремонта в соответствии с региональной программой капитального ремонта, уведомив собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятом решении, в том числе с использованием системы. В случае возникновения аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера решение по вопросам, предусмотренным пунктами 1 и 2 части 5 настоящей статьи, принимается в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В указанном случае капитальный ремонт многоквартирного дома осуществляется без его включения в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта и только в объеме, необходимом для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, за счет средств регионального оператора, определенных статьей 185 настоящего Кодекса и законом субъекта Российской Федерации в качестве денежных средств для обеспечения финансовой устойчивости деятельности регионального оператора, и учитывается при ежегодной актуализации региональной программы капитального ремонта.
Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области, осуществляется в порядке, предусмотренном Законом Архангельской области от 02 июля 2013 года № 701-41-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области» (далее – Закон).
В соответствии со ст. 8 указанного Закона, в целях планирования и организации проведения капитального ремонта многоквартирных домов, планирования предоставления государственной и муниципальной поддержки капитального ремонта многоквартирных домов региональным оператором разрабатывается региональная программа. Региональная программа утверждается постановлением Правительства Архангельской области. Региональной программой определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в многоквартирных домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов.
На основании ч. 1 ст. 35 Закона, в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора решением общего собрания собственников помещений о проведении капитального ремонта многоквартирного дома должны быть определены или утверждены: 1) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту; 2) предельно допустимая стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту исходя из предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, определенной в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Архангельской области; 3) лицо, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено участвовать в приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты.
В силу ч. 3 ст. 35 Закона, при принятии решения собственники помещений, осуществляющие формирование фонда капитального ремонта исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, не вправе изменить включенные в региональную программу виды услуг и (или) работ, сроки их выполнения, стоимость, содержащиеся в предложении регионального оператора, за исключением случаев выявления необходимости оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту ранее сроков, установленных региональной программой.
В случае установления в соответствии со статьей 36 настоящего закона необходимости оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту конкретного конструктивного элемента или инженерной системы общего имущества многоквартирного дома ранее сроков, установленных региональной программой, собственники помещений в многоквартирном доме могут принять решение о включении в краткосрочный план реализации региональной программы такого вида услуг и (или) работ по капитальному ремонту или о переносе срока оказания такого вида услуг и (или) выполнения таких работ по капитальному ремонту на более ранний срок.
В этом случае собственники помещений в многоквартирном доме также принимают решение о переносе сроков оказания иных видов услуг и (или) выполнения работ, содержащихся в краткосрочном плане реализации региональной программы, на более поздний плановый период проведения капитального ремонта, который устанавливается региональным оператором в соответствии со статьями 11 и 30 настоящего закона, но не позднее срока реализации региональной программы, установленного абзацем первым пункта 2 статьи 8 настоящего закона.
В соответствии со ст. 36 Закона решение о необходимости проведения капитального ремонта многоквартирного дома или об отсутствии такой необходимости принимается на основании сведений о техническом состоянии конструктивных элементов и инженерных систем при принятии решения о включении (невключении) многоквартирного дома в региональную программу, формируемую и актуализируемую в порядке, установленном статьями 8, 9 и 9.1 настоящего закона.
Постановлением Правительства Архангельской области от 22 апреля 2014 года № 159-пп утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области, согласно которой капитальный ремонт фундамента многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, запланирован в период с 2029 по 2031 годы, а капитальный ремонт крыши, фасада, внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, электроснабжения, водоотведения и газоснабжения запланирован в период с 2041 по 2043 годы.
Согласно имеющейся в материалах дела квитанции на оплату взносов на капремонт за август 2020 года, фонд капитального ремонта вышеуказанного многоквартирного жилого дома формируется на счете регионального оператора, которым является НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Архангельской области».
Таким образом, срок проведения капитального ремонта многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, предусмотренный региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области, не наступил, в связи с чем у администрации МО «Плесецкое» в лице главы администрации не возникло обязанности, предусмотренной ч. 6 ст. 189 Жилищного кодекса РФ принять решение о проведении такого капитального ремонта в соответствии с региональной программой капитального ремонта.
Решения о включении в краткосрочный план реализации региональной программы вида услуг и (или) работ по капитальному ремонту конкретного конструктивного элемента или инженерной системы общего имущества многоквартирного дома или о переносе срока оказания такого вида услуг и (или) выполнения таких работ по капитальному ремонту на более ранний срок собственники помещений в спорном многоквартирном жилом доме не принимали.
Жилищным законодательством на органы местного самоуправления не возложена обязанность самостоятельно и за счет бюджета муниципального образования производить капитальный ремонт многоквартирных жилых домов.
Доводы истца сводятся к неверному толкованию вышеуказанных положений законодательства.
При указанных обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Смирнова А. А. к главе администрации муниципального образования «Плесецкое» Огольцову А. В. о возложении обязанности произвести капитальный ремонт многоквартирного жилого дома отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи жалобы в Архангельский областной суд через Плесецкий районный суд Архангельской области в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 17 сентября 2020 года.
Председательствующий: Р.А. Куйкин
Копия верна. Судья: Р.А. Куйкин