Дело № 2-3356/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 августа 2018 года г. Калининград
Центральный районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Стома Д.В.,
при секретаре Мамедовой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шереметьева Кирилла Сергеевича к Управлению на транспорте МВД России по СЗФО, Отделу пенсионного обслуживания ЦФО УМВД России по Калининградской области о признании незаконным отказа в зачислении в стаж работы для назначения пенсии льготного периода службы в Республике Казахстан, возложении обязанности произвести перерасчет выслуги лет и пенсии, выплатить недополученную пенсию, выдать пенсионное удостоверение, о взыскании убытков,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО3 обратился в суд с вышеназванным иском к ответчикам, указав на то, что в период с < Дата > по < Дата > проходил службу в органах внутренних дел Республики Казахстан. На основании Постановления Правительства Республики Казахстан № от < Дата > ему установлено льготное исчисление выслуги лет из расчета 1 день за 1,5 дня за период с < Дата > по < Дата >. Общая выслуга лет при увольнении из органов внутренних дел Республики Казахстан составила в календарном исчислении < ИЗЪЯТО >, в льготном - < ИЗЪЯТО >. В декабре 2017 приобрел гражданство РФ. Приказом начальника УФСКН России по Калининградской области № от < Дата > был принят на службу в органы наркоконтроля РФ. Вышеуказанный стаж службы, приобретенный в Республике Казахстан, был приравнен к стажу, как приобретенный на территории РФ. В августе 2016 года в рамках реализации указа Президента РФ о ликвидации ФСКН России был переведен в УТ МВД России по СЗФО (дислокация в г. Калининграде). При переводе была установлена выслуга лет для назначения пенсии по состоянию на < Дата > в календарном исчислении 18 < ИЗЪЯТО >, в льготном - < ИЗЪЯТО >, всего - < ИЗЪЯТО > года < ИЗЪЯТО > месяцев < ИЗЪЯТО > дней, в том числе включена выслуга лет за период службы в Республике Казахстан. < Дата > был уволен из органов внутренних дел РФ по выслуге лет, дающей право на получение пенсии. Согласно приказу УТ МВД РФ по СЗФО № № от < Дата > выслуга лет в органах внутренних дел на день увольнения в календарном исчислении составила < ИЗЪЯТО >, в льготном - < ИЗЪЯТО >. Таким образом, при увольнении не была засчитана льготная выслуга лет, приобретенная за период службы в органах внутренних дел Республики Казахстан, составляющая < ИЗЪЯТО >.
Полагает, что решение УТ МВД РФ по СЗФО о не включении в подсчет льготной выслуги лет периода службы в Республике Казахстан с < Дата > по < Дата > является незаконным и принято в нарушение положений ст. 4 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», п. 1 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 № 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации», п. 1 Соглашения «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», заключенного 13 марта 1992 года странами, входящими в состав Содружества независимых государств (СНГ), а также Соглашения от 24.12.1993 «О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств», согласно которому в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в Вооруженных Силах и других воинских формированиях, созданных высшими государственными органами, в органах безопасности и внутренних дел Сторон, а также бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств в порядке, установленном законодательством Стороны, где они проходили службу. Установленная выслуга лет не подлежит изменению другой Стороной. Сотрудники органов внутренних дел государств - участников Соглашения от 24.12.1993, не приобретшие права на пенсию за выслугу лет по законодательству государства места прохождения службы на момент увольнения из органов внутренних дел, при переезде на постоянное место жительства в другое государство - участник Соглашения от 24.12.1993 имеют право на первичное назначение пенсии за выслугу лет на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством этого другого государства. При этом исчисление выслуги лет в соответствии с ч. 1 ст. 2 Соглашения от 24.12.1993 производится в порядке, предусмотренном законодательством государства места прохождения службы.
Также указывает, что после установления пенсионного обеспечения, отдел пенсионного обеспечения ЦФО УМВД России по Калининградской области отказался выдать пенсионное удостоверение, лишив его возможности воспользоваться законным правом на льготы как пенсионер МВД, т.к. при подаче соответствующих заявлений требуют предъявления удостоверения. Ссылаясь на вышеуказанные положения законодательства, ФИО3 просил суд признать право на учет стажа службы (выслуги лет) приобретенного на территории Республики Казахстан, в том числе, льготного при исчислении выслуги для назначения пенсии, стажа службы для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) и предоставления иных социальных гарантий, гарантированных государственными органами, признать незаконными действия УТ МВД РФ по СЗФО в части отказа в зачислении в стаж работы для назначения пенсии льготного периода службы в Республике Казахстан с < Дата > по < Дата > (< ИЗЪЯТО >), обязать УТ МВД РФ по СЗФО и отдел пенсионного обеспечения ЦФО УМВД России по Калининградской области произвести перерасчет размера пенсии с учетом выслуги лет в льготном исчислении, произвести выплату недополученной пенсии с момента увольнения, обязать отдел пенсионного обеспечения ЦФО УМВД России по Калининградской области выдать пенсионное удостоверение и возместить убытки, связанные с рассмотрением искового заявления, а именно: госпошлина и расходы на ксерокопирования документов.
Истец Шереметьев К.С. в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске.
Представитель Управления на транспорте МВД России по СЗФО по доверенности – Тройнин Р.А. в судебном заседании иск полагал необоснованным и не подлежащим удовлетворению, требования о перерасчете выслуги лет заявленными к ненадлежащему ответчику, поскольку приказ об увольнении истец в установленном порядке не обжаловал, расчет выслуги лет был согласован при увольнении и назначении пенсии. Пункт 3 Постановления Совета Министров Правительства РФ № 941 от 22.09.1993 содержит закрытый перечень случаев, в которых служба засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы сотрудникам на льготных условиях, в том числе при прохождении службы в Республике Казахстан, однако служба на территории г. Семипалатинска ГУВД Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан не входит в такой перечень, следовательно, оснований для зачета периода службы ФИО3 с < Дата > по < Дата > на льготных основаниях не имеется. Данный период обоснованно зачтен в календарном исчислении. Также заявил о пропуске истцом срока для обращения в суд с требованиями о о производстве перерасчета выслуги лет, поскольку данные требования фактически направлены на оспаривание приказа об увольнении.
Представитель УМВД России по Калининградской области по доверенности - начальник отдела пенсионного обслуживания ЦФО УМВД России по Калининградской области Сербина Е.Ю. в судебном заседании иск полагала необоснованным, расчет выслуги лет, указанный при назначении истцу пенсии – правильным. Полагала также необоснованной ссылку истца на Соглашение независимых государств в области пенсионного обеспечения от 12.03.1992, поскольку данным Соглашением разрешены вопросы пенсионного обеспечения граждан государств – участников Соглашения и членов их семей, которым уже назначена пенсия по законодательству того государства, в котором они проживают, в случае переезда на другое место жительства. Истцу пенсия в Республике Казахстан не назначалась, он был уволен из органов внутренних дел в РФ, следовательно, пенсия ему назначена по нормам, действующим в РФ, которыми льготное исчисление спорного периода не предусмотрено.
Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства по делу в их совокупности, и дав им оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ФИО3 в период с < Дата > по < Дата > проходил службу в органах внутренних дел Республики Казахстан, в том числе: с < Дата > по < Дата > – в должности оперуполномоченного отделения уголовного розыска Ауэзовского отдела полиции УВД < адрес > ГУВД < адрес >, с < Дата > по < Дата > – в должности старшего оперуполномоченного отделения уголовного розыска Ауэзовского отдела полиции УВД < адрес > ГУВД ВКО, с < Дата > по < Дата > – в должности старшего специалиста старшего оперуполномоченного группы по раскрытию имущественных преступлений отделения криминальной полиции Ауэзовского отдела полиции УВД < адрес > ГУВД ВКО, с < Дата > по < Дата > – в должности старшего специалиста старшего оперуполномоченного группы по раскрытию имущественных преступлений отделения криминальной полиции Ауэзовского отдела полиции УВД < адрес > внутренних дел ВКО, с < Дата > по < Дата > – в должности старшего оперуполномоченного отделения по раскрытию преступлений против личности ОКП УВД < адрес > ДВД ВКО РК, с < Дата > по < Дата > – в должности заместителя начальника отделения криминальной полиции Ауэзовского отдела полиции УВД < адрес > ДВД ВКО РК, с < Дата > по < Дата > – в должности начальника отделения по раскрытию имущественных преступлений ОКП УВД < адрес > ДВД ВКО РК. Уволен из органов внутренних дел по пп «е» п. 91 Положения о прохождении службы лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Республики Казахстан (по собственному желанию) на основании приказа Департамента внутренних дел < адрес > № № от < Дата >.
Как следует из послужного списка, на основании Постановления Правительства Республики Казахстан № от < Дата > ФИО3 было установлено льготное исчисление выслуги лет в < адрес > из расчета 1 день за 1,5 дня за период с < Дата > по < Дата >. Таким образом, общая выслуга лет при увольнении из органов внутренних дел Республики Казахстан составила в календарном исчислении < ИЗЪЯТО >, в льготном - < ИЗЪЯТО >.
После увольнения ФИО3 переехал на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, с декабря 2007 является гражданином России.
На основании приказа начальника УФСКН России по Калининградской области № от < Дата > был принят на службу в органы наркоконтроля РФ, проходил службу в Управлении ФСКН России по Калининградской области на различных должностях в период с < Дата > по < Дата >.
Уволен со службы в органах наркоконтроля в рамках реализации указа Президента РФ о ликвидации ФСКН России на основании пп. 7 п. 142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (в связи с переводом в другой государственный орган).
В период с < Дата > по < Дата > ФИО3 проходил службу Управлении на транспорте по < адрес > в должности старшего оперуполномоченного по особо важным делам направления собственной безопасности Оперативно-поискового отдела (дислокация в г. Калининград).
< Дата > на основании приказа начальника УТ МВД ФИО2 по СЗФО № № от < Дата > ФИО3 уволен из органов внутренних дел по пп. 4 п. 2 ст. 82 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации…» № 342-ФЗ от 30.11.2011 (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии). Выслуга лет в органах внутренних дел на день увольнения истца в календарном исчислении составила < ИЗЪЯТО >, в льготном - < ИЗЪЯТО >.
При увольнении истцу выслуга лет за период службы в органах внутренних дел Республики Казахстан зачтена в календарном исчислении, с чем ФИО3 не согласен.
Однако ссылку истца на статью 2 Соглашения от 24.12.1993 «О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств – участников Содружества независимых государств» о том, что в соответствии с законодательством Республики Казахстан период службы в ОВД засчитаны ему в выслугу лет в льготном исчислении, в связи с чем, не подлежит изменению другой стороны, суд считает несостоятельной по следующим основаниям.
Из преамбулы Соглашения от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств – участников СНГ в области пенсионного обеспечения» следует, что правительства государств-участников настоящего Соглашения признают, что государства - участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств - участников Соглашения.
Статьей 1 Соглашения от 13.03.1992 определено, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В целях урегулирования вопросов пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и членов их семей государства - участники СНГ 24.12.1993 приняли Соглашение «О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников СНГ».
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Соглашения от 24.12.1993 пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Сторон, а также пенсионное обеспечение их семей осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством Сторон, на территории которых они постоянно проживают, а до принятия этими Сторонами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством бывшего Союза ССР.
Статьей 2 Соглашения от 24.12.1993 предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в Вооруженных Силах и других воинских формированиях, созданных высшими государственными органами, в органах безопасности и внутренних дел Сторон, а также бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах СНГ в порядке, установленном законодательством Стороны, где они проходили службу. Установленная выслуга лет не подлежит изменению другой Стороной. Размер денежного довольствия для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел и их семьям определяется в порядке, установленном законодательством Стороны, которой производится назначение пенсии. При изменении пенсионером места жительства исчисление пенсии осуществляется в порядке, установленном законодательством Стороны по вновь избранному им месту жительства.
Из содержания приведенных норм статей 1 и 2 Соглашения следует, что пенсионное обеспечение в порядке, установленном законодательством стороны по вновь избранному бывшим сотрудником органов внутренних дел месту жительства, допускается только в отношении лица, которому уже ранее до переезда в другое государство назначена и производится выплата пенсии стороной по месту прохождения службы сотрудником и увольнения с нее.
Истцу пенсия в < адрес > не назначалась, впервые пенсия ему назначена по законодательству Российской Федерации.
Порядок и условия назначения пенсии сотрудникам органов внутренних дел в Российской Федерации предусмотрены Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей».
В соответствии с абзацем пятым п. «а» ст. 1 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-I действие настоящего Закона распространяется на лиц, указанных в статье 4 настоящего Закона, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц - при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Согласно ст. 18 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии военнослужащим определяется Правительством Российской Федерации.
Такой порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации».
Вместе с тем, в перечне случаев льготного исчисления периодов, входящих в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, приведенном в п. 3 указанного Постановления Правительства РФ, в том числе, из расчета один месяц службы за полтора месяца, служба в органах внутренних дел Республики Казахстан, в том числе в < адрес >, отсутствует.
В соответствии с действующим законодательством, в льготном исчислении в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 названного Закона, подлежит зачету время прохождения службы в особых условиях.
Поскольку служба осуществлялась истцом в обычных условиях, основания для льготного исчисления данного периода также отсутствуют.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 № 941 военная служба в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности, иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях и служба в органах внутренних дел (полиции), государственной противопожарной службе (пожарной охране, противопожарных аварийно-спасательных формированиях), учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не входящих в состав Содружества, с которыми Российской Федерацией либо Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, предусматривающие взаимный зачет в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел (полиции), государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных аварийно-спасательных формирований), учреждений и органов уголовно-исполнительной системы их службы в других государствах (в том числе служба военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел этих государств при обстоятельствах, указанных в абзаце двенадцатом настоящего пункта) подлежит включению в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам (далее именуются - военнослужащие), лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации, и засчитываются в календарном исчислении.
При таком положении, УМВД не должно было учитывать установленный законодательством Республики Казахстан порядок исчисления выслуги лет при подсчете и назначении пенсии, так как ни названным Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1, ни постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 941 не предусмотрена возможность включения в льготном исчислении в выслугу лет периода службы в органах внутренних дел другого государства - участника СНГ.
Ссылка истца на решение Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 20.09.2007 о толковании Соглашения о порядке пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел государств – участников СНГ, не свидетельствует о неправомерности действий ответчиков, поскольку весь период службы в < адрес > при назначении пенсии истцу был учтен в календарном исчислении.
Таким образом, выслуга лет ФИО3 на день увольнения из органов внутренних дел составляет в календарном исчислении составила < ИЗЪЯТО >, в льготном - < ИЗЪЯТО >, в соответствии с нормами действующего законодательства.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о нарушении прав ФИО3 на получение льгот и социальных гарантий, предусмотренных для пенсионеров МВД, истцом в ходе рассмотрения дела не указано и не представлено.
При таком положении, с учетом совокупности норм права, изложенных выше, суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО3 о признании права на учет стажа службы (выслуги лет) приобретенного на территории Республики Казахстан, в том числе, льготного при исчислении выслуги для назначения пенсии, стажа службы для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) и предоставления иных социальных гарантий, гарантированных государственными органами, признании незаконными действий УТ МВД РФ по СЗФО в части отказа в зачислении в стаж работы для назначения пенсии льготного периода службы в < адрес > с < Дата > по < Дата > (< ИЗЪЯТО >), возложении обязанности на УТ МВД РФ по СЗФО и отдел пенсионного обеспечения ЦФО УМВД России по Калининградской области произвести перерасчет размера пенсии с учетом выслуги лет в льготном исчислении, произвести выплату недополученной пенсии с момента увольнения, не подлежат удовлетворению.
Заявление ответчика о пропуске истцом срока для обращения в суд с заявленными требованиями, суд находит необоснованным. Такое заявление не подлежит применению в данном случае, поскольку спор не является служебным, вытекает из правоотношений, связанных с пенсионным обеспечением, требования истца по сути направлены на пересмотр размера пенсии.
Приказом МВД России от 09.01.2018 № 7 утверждена Инструкция об организации работы по пенсионному обеспечению в системе МВД ФИО2, в соответствии с п. 68 которой пенсионное удостоверение выписывается при назначении пенсии.
Пунктом 72 названного Приказа регламентировано, что в случае приостановления выплаты пенсии в связи с поступлением на службу (военную службу) или прекращения ее выплаты по иной причине в соответствии с законодательством Российской Федерации пенсионное удостоверение подлежит изъятию пенсионным органом.
Судом установлено, что пенсия по линии МВД была назначена ФИО3 с < Дата >, а с < Дата > выплата была приостановлена, так как ФИО3 с < Дата > проходит службу в < адрес > таможне.
Учитывая, что основания для выдачи истцу пенсионного удостоверения на момент рассмотрения дела отсутствуют, суд считает, что требования истца о возложении на отдел пенсионного обслуживания обязанности выдать пенсионное удостоверение, удовлетворению не подлежат.
Требования о возмещении судебных расходов, как производные от основного требования, также не подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Шереметьева Кирилла Сергеевича к Управлению на транспорте МВД России по СЗФО, Отделу пенсионного обслуживания ЦФО УМВД России по Калининградской области отказать
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Калининградского областного суда через Центральный районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 27.08.2018.
Судья Д.В. Стома