Председательствующий по делу Дело №
судья Добрынин В.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам З. краевого суда в составе:
председательствующего судьи Чайкиной Е.В.
судей краевого суда Усольцевой С.Ю., Михеева С.Н.
при секретаре Малютиной Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 14 июня 2018 года гражданское дело по иску Ваневой Г. И. к администрации муниципального района «<адрес>» о признании распоряжений незаконными, взыскании невыплаченной ежемесячной доплаты за выслугу лет, судебных расходов,
по апелляционной жалобе истца Ваневой Г.И.
на решение Красночикойского районного суда <адрес> края от <Дата>, которым постановлено:
«Исковые требования Ваневой Г. И. к Администрации муниципального района «<адрес>» о признании распоряжений незаконными, взыскании невыплаченной ежемесячной доплаты за выслугу лет, судебных расходов удовлетворить частично.
Взыскать с администрации муниципального района «<адрес>» в пользу Ваневой Г. И. невыплаченную пенсию за выслугу лет с января 2017 г. по декабрь 2017 г. в сумме 24 308 (двадцать четыре тысячи триста восемь) рублей 90 копеек.
Взыскать с Администрации муниципального района «<адрес>» в пользу Ваневой Г. И. судебные расходы по уплате госпошлины в размере 929 (девятьсот двадцать девять) рублей 27 копеек, по оплате юридических услуг в размере 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей, всего: 2 429 (две тысячи четыреста двадцать девять) рублей 27 копеек.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать».
Заслушав доклад судьи Чайкиной Е.В., судебная коллегия
установила:
Истец обратилась в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на следующее. С 06.04.2012 г. ей назначена страховая пенсия по старости. 12.09.2013 г. администрацией муниципального района «<адрес>» истцу назначена пенсия за выслугу лет в должностях муниципальной службы. Распоряжением администрации муниципального района «<адрес>» от 10.03.2016 г. № истцу с 01.02.2016 г. установлен размер пенсии за выслугу лет – 4 558,93 руб. С января 2017 года по декабрь 2017 года ответчик не выплачивал истцу пенсию за выслугу лет, ссылаясь на отсутствие денег, при этом распоряжением администрации муниципального района «<адрес>» от 27.12.2017 г. № ответчик снизил истцу с 01.01.2017 г. размер пенсии за выслугу лет до 2 308,9 руб., придав данному распоряжению обратную силу, а также распоряжением администрации муниципального района «<адрес>» от 27.12.2017 г. №-л/с ответчик снизил истцу с 01.02.2017 г. размер пенсии за выслугу лет до 2 000 руб., придав данному распоряжению обратную силу. На основании изложенного, истец просила признать распоряжения администрации муниципального района «<адрес>» от 27.12.2017 г. №, № незаконными и недействующими со дня их принятия, взыскать с ответчика в пользу истца невыплаченную пенсию за выслугу лет с января 2017 года по декабрь 2017 года в сумме 54 707,16 руб., судебные расходы на оплату государственной пошлины в размере 1 841 руб., судебные расходы на оплату юридических услуг в сумме 2 500 руб.
Судом постановлено вышеназванное решение (л.д. №).
В апелляционной жалобе истец Ванева Г.И. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить. Полагает, что представленный стороной ответчика переизданный номер Вестника муниципального района «<адрес>» № от 30.12.2016 г., в котором опубликовано решение Совета от 29.12.2016 г. №, был изготовлен после обращения истца в суд, поскольку в период подготовки настоящего иска в администрациях поселений, библиотеках, сельских клубах Вестник в данной редакции отсутствовал. Выражает несогласие с выводом суда о том, что оснований для признания решения Совета от 29.12.2016 г. № не вступившим в силу не имеется, так как не представлено сведений о признании его недействующим. Ссылаясь на положения ст.ст. 209, 210 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает, что поскольку судом не установлена дата изготовления «переизданного» номера Вестника, не установлена дата официального опубликования указанного решения Совета, обратиться в суд с требованием о признании недействующим решение Совета не представляется возможным. Полагает, что судом не исследован довод истца о незаконности Распоряжений от 27.12.2017 г. № №л.д. №).
В письменных возражениях представитель ответчика Гостев Е.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения (л.д. №).
Стороны, извещенные надлежащим образом о рассмотрении дела в апелляционном порядке, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении дела не направляли. Руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу части 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия пришла к следующему. Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации, как социальном государстве, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2 статьи 7); каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39); государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2 статьи 39). В Федеральном законе от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Закон о муниципальной службе) право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации закреплено в числе основных прав муниципального служащего (пункт 12 части 1 статьи 11). В силу пункта 5 части 1 статьи 23 Закона о муниципальной службе муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью. Статьей 24 Закона о муниципальной службе предусмотрено распространение прав государственного гражданского служащего в области пенсионного обеспечения, установленных федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, в полном объеме на муниципального служащего (часть 1); определение размера государственной пенсии муниципального служащего в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации (часть 2). Таким образом, федеральный законодатель в общем виде определил границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования. Из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10 октября 2013 года N 1591-О следует, что законоположение, содержащееся в части 1 статьи 24 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" и находящееся в системном единстве с пунктом 6 статьи 5 этого же Федерального закона, направлено на определение основных начал правового статуса муниципальных служащих в сфере государственных пенсионных отношений путем введения общего требования, предполагающего гарантирование пенсионных прав муниципальных служащих на уровне, сопоставимом с тем, какой установлен для государственных гражданских служащих. Следовательно, условия пенсионного обеспечения муниципального и государственного гражданского служащего должны быть сходными по своим основным параметрам, хотя и не обязательно во всем тождественными (идентичными), а гарантии, устанавливаемые соответственно муниципальным служащим и государственным гражданским служащим в части дополнительного пенсионного обеспечения (каковым является пенсионное обеспечение за выслугу лет), должны быть аналогичными. В соответствии с пунктами 2 и 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", и выплачивается одновременно с ней. Условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления. При этом государственные гражданские служащие субъектов Российской Федерации, муниципальные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" либо досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", при наличии стажа государственной гражданской службы, стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которых для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению к данному Федеральному закону. Основания возникновения права на пенсию за выслугу лет и порядок ее назначения государственным гражданским служащим Забайкальского края установлены Законом Забайкальского края от 27 февраля 2009 года N 145-ЗЗК "О пенсионном обеспечении за выслугу лет государственных гражданских служащих Забайкальского края", статьей 2 которого регламентированы условия назначения пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Забайкальского края, а статьей 4 - размеры пенсии за выслугу лет. Согласно абзацам первому и второму части 1 статьи 4 указанного Закона Забайкальского края размер пенсии за выслугу лет исчисляется исходя из среднемесячного денежного содержания за последние полные 12 месяцев государственной службы, предшествующих, по выбору лица, обратившегося за установлением пенсии за выслугу лет, дню ее прекращения либо дню достижения возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 и статьями 30 - 33 Федерального закона "О страховых пенсиях" (дававшего право на трудовую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), включая начисление надбавок за работу в местностях с особыми климатическими условиями, с учетом стажа государственной службы, за вычетом страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленных в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" на момент вынесения решения о назначении пенсии за выслугу лет. При наличии стажа государственной службы не менее стажа, минимальная продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению к Федеральному закону "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", пенсия за выслугу лет устанавливается в размере 45 процентов от среднемесячного денежного содержания за стаж государственной службы. За каждый полный год стажа государственной службы сверх указанного стажа пенсия за выслугу лет увеличивается на 3 процента от среднемесячного денежного содержания за стаж государственной службы. При этом размер пенсии за выслугу лет за стаж государственной службы не может превышать 75 процентов от среднемесячного денежного содержания. Аналогичная норма содержится в пункте 2 Положения о пенсии за выслугу лет муниципальным служащим в муниципальном районе "<адрес>", утвержденного решением Совета муниципального района «<адрес>» от 29 декабря 2016 года №. Судом установлено, что Ваневой Г.И. распоряжением администрации муниципального района «<адрес>» от 12 сентября 2013г. №-л/с назначена с 11 сентября 2013 года пенсия за выслугу лет в размере 3610 рублей (л.д. №). Распоряжением администрации муниципального района «<адрес>» от 10 марта 2016 года №-л/с «Об установлении размера пенсии за выслугу лет муниципальных служащих муниципального района «<адрес>», ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) лицам, замещавшим муниципальные должности муниципального района «<адрес>» Ваневой Г.И. установлена с 01 февраля 2016 года пенсия за выслугу лет в размере 4558,93 рублей (л.д. №). Распоряжением администрации муниципального района «<адрес>» от 27 декабря 2017 года №-л/с «Об установлении размера пенсии за выслугу лет муниципальных служащих муниципального района «<адрес>», ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) лицам, замещавшим муниципальные должности муниципального района «<адрес>» Ваневой Г.И. установлена с 01 января 2017 года пенсия за выслугу лет в размере 2308,90 рублей (л.д. № Распоряжением администрации муниципального района «<адрес>» от 27 декабря 2017 года №-л/с «Об установлении размера пенсии за выслугу лет муниципальных служащих муниципального района «<адрес>», ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) лицам, замещавшим муниципальные должности муниципального района «<адрес>» Ваневой Г.И. установлена с 01 февраля 2017 года пенсия за выслугу лет в размере 2000 рублей (л.д. №). Обращаясь в суд с исковыми требованиями, Ванева Г.И. просила признать указанные Распоряжения администрации муниципального района «<адрес>» от 27 декабря 2017 года №-л/с и №-л/с незаконными, поскольку они приняты на основании не вступившего в силу решения Совета муниципального района «<адрес>» от 29.12.2016 №, официально не опубликованного. Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к правильным выводам о том, что действующим законодательством предусмотрено право представительного органа местного самоуправления регулировать вопросы определения условий предоставления права на пенсию за выслугу лет, порядка ее назначения и выплаты лицам, замещавшим должности муниципальной службы. Правовое регулирование вопросов дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, относится к компетенции органов местного самоуправления, в связи с чем порядок и условия выплаты пенсии за выслугу лет должны определяться с учетом возможностей местного бюджета. Кроме того, п. 2 ст. 2 Закона Забайкальского края от 14 декабря 2016 № в 2017 году установлен минимальный размер пенсии за выслугу лет гражданам, уволенным с государственной гражданской службы Забайкальского края, равный 1000 рублей с учетом районного коэффициента, действующего на соответствующей территории Забайкальского края в соответствии с федеральным и краевым законодательством. Таким образом, Совет муниципального района «<адрес>», исходя из возможностей местного бюджета, вправе был установить минимальный размер пенсии за выслугу лет муниципального служащего, что не может рассматриваться как снижение уровня правовых гарантий, предусмотренных федеральным законодательством и законами Забайкальского края. Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с данными выводами суда, поскольку они сделаны на основе всестороннего анализа совокупности собранных по делу доказательств и основаны на правильном применении материальных норм. Поскольку справкой администрации муниципального района «<адрес>» от 12 января 2018 года подтверждается задолженность перед Ваневой Г.И. по пенсии за выслугу лет за период с января 2017 по декабрь 2017 в размере 24308,90 рублей, и указанное обстоятельство не оспаривается ответчиком, суд первой инстанции правомерно взыскал с ответчика указанную сумму задолженности в пользу истца. В указанной части решение суда не обжалуется. Доводы апелляционной жалобы сводятся к указанию на то обстоятельство, что Распоряжения от 27.12.2017 г. №-л/с и №-л/с являются незаконными, поскольку основаны на неопубликованном, и как следствие на не вступившем в действие решении Совета муниципального района от 29.12.2016 года №. В соответствии со статьей 47 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования. Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом. Статьей 37 Устава муниципального района "<адрес>" определено, что официальным опубликованием муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста в уполномоченной органе печати «Вестник муниципального района «<адрес>». Устанавливая, что Решение Совета муниципального района «Красно-чикойский район» от 29.12.2016 № опубликовано в газете «Вестник муниципального района «<адрес>» № от 30 декабря 2016 года, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований считать указанное решение не вступившим в законную силу. С таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия соглашается и находит доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению. В абзаце третьем пункта 21 Постановления от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" Пленумом Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (то есть на русском языке) в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом. При этом Пленум Верховного Суда Российской Федерации исходит из того, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта населению публичного образования и иным лицам, права и свободы которых он затрагивает. Согласно пункту 7 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочием учреждения печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации. При этом, в соответствии с абзацами третьи и четвертым статьи 2 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации" под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание - журнал, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год. Приложение к газете «Знамя труда» «Вестник муниципального района «<адрес>» зарегистрировано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Забайкальскому краю, о чем выдано свидетельство о регистрации № 22 ноября 2016 года. Учредителем является Совет муниципального района «<адрес>». Нормативные акты, опубликованные в вестнике, размещаются на официальном портале муниципального района «<адрес>». Действующее законодательство не содержит требований к тиражу средства массовой информации, необходимому для признания его источником официального опубликования. Частично удовлетворяя исковые требования истицы, суд первой инстанции исходил из того, что факт опубликования и вступления в силу решения Совета муниципального района «<адрес>» от 29.12.2016 года № нашел свое подтверждение. Судебная коллегия не имеет оснований не согласиться с таким выводом. Из материалов дела следует, что решение Совета муниципального района от 29.12.2016 года № опубликовано в вестнике № от 30.12.2016 года. В целях проверки доводов апелляционной жалобы истребована и в суд апелляционной инстанции из Администрации Губернатора <адрес> края от 01.06.2018 года № А-11-5509 представлена информация, содержащаяся в базе данных регистра муниципальных нормативных правовых актов <адрес> края, согласно которой Решение Совета муниципального района «<адрес>» от 29.12.2016 № «Об утверждении Положения о пенсии за выслугу лет муниципальным служащим в муниципальном районе «<адрес>» поступило в Администрацию Губернатора <адрес> края для внесения в базу данных Регистра 16 января 2017 года с сопроводительным письмом от 12 января 2017 года №, справка об опубликовании (обнародовании) № от 11 января 2017 года. Решение № внесено в базу данных Регистра 30 января 2017 года. Кроме того, в суд апелляционной инстанции от МП «Редакция газеты «Знамя труда» 7 июня 2018 № предоставлена информация о том, что «Вестник администрации муниципального района «<адрес>» № от 30.12.2016 года, ввиду наличия при первой публикации ошибки, был переиздан тиражом 100 экземпляров 9 января 2017 года, за тем же номером, с той же датой, что подтверждается записью в «Книге заказов в печать «Вестника администрации муниципального района «<адрес>». В ответе администрации муниципального района «<адрес>» от 13.06.2018 № указано, что решение Совета муниципального района «<адрес>» от 29.12.2016 г. № «Об утверждении Положения о пенсии за выслугу лет муниципальным служащим в муниципальном районе «<адрес>» размещено на официальном сайте муниципального района «<адрес>»: чикой.забайкальскийкрай.рф в разделе» Документы», 18 января 2018 года. С учетом представленных доказательств судебная коллегия полагает, что тираж вестника на бумажном носителе 110 экземпляров, с учетом представленных доказательств о его размещении на официальном сайте, внесении в Регистр муниципальных нормативных правовых актов <адрес> края является достаточным для обеспечения возможности ознакомления с содержанием муниципального правового акта - решением Совета муниципального района «<адрес>» от 29.12.2016 г. № «Об утверждении Положения о пенсии за выслугу лет муниципальным служащим в муниципальном районе «<адрес>» населением муниципального района и лицами, права и свободы которых могли быть затронуты. На основании изложенного, доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией во внимание как несостоятельные. Таким образом, при рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и подтверждаются доказательствами, исследованными в судебном заседании. Оснований к отмене или изменению решения суда не имеется. На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Красночикойского районного суда З. края от <Дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий Чайкина Е.В.
Судьи Усольцева С.Ю.
Михеев С.Н.