24OS0000-01-2021-000025-14
Дело№ 3А-320/2021
121а
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 апреля 2021 года г. Красноярск
Красноярский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Андриишина Д.В.,
при секретаре судебного заседания Жданове А.В.,
с участием административного истца Арустамяна В.С., представителя Правительства Красноярского края Березнюк Г.М., Баженова Д.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3А-320/2021 по административному иску Арустамяна Владимира Самвеловича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, нежилых зданий и нежилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Арустамян В.С. обратился с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилого здания и нежилых зданий, мотивируя тем, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером 24:26:<номер>:17, расположенного по адресу: Красноярский край, Мотыгинский район, рп. Раздолинск, <адрес>, а также собственником нежилых зданий с кадастровыми номерами 24:26:<номер>:86, 24:26:<номер>:4114 и нежилого помещения с кадастровым номером 24:26:<номер>:570, расположенных в рп. Раздолинск Мотыгинского района Красноярского края.
По результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 01 января 2011 года для земельного участка с кадастровым номером 24:26:<номер>:17 установлена кадастровая стоимость в размере 241 017 рублей.
По результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 20 сентября 2013 года кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером 24:26:<номер>:86 установлена в размере 8 530 271 рубль 10 копеек, нежилого здания с кадастровым номером 24:26:<номер>:4114 – 932 486 рублей 22 копейки, нежилого помещения с кадастровым номером 24:26:<номер>:570 – 10 961 361 рубль 22 копейки.
По итогам независимой оценки, выполненной ООО «Траст-Аудит» и представленной в отчете № 16-2021 от 09 февраля 2021 года (уточненный), по состоянию на 01 января 2011 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:26:<номер>:17 составляет 182 000 рублей, по состоянию на 20 сентября 2013 года рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером 24:26:<номер>:86 составляет 2464 000 рублей, нежилого здания с кадастровым номером 24:26:<номер>:4114 – 401 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером 24:26:<номер>:570 – 4792 000 рублей.
Установление кадастровой стоимости земельного участка, нежилых зданий и нежилого помещения, не соответствующей их рыночной стоимости, нарушает права административного истца, поскольку он является плательщиком налога на имущество и земельного налога, размер которых определяется исходя из кадастровой стоимости земельного участка, нежилых зданий и нежилого помещения.
Просит (с учетом уточнений) установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:26:<номер>:17 в размере его рыночной стоимости - 182 000 рублей, определенной по состоянию на 01 января 2011 года; установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 24:26:<номер>:86 в размере его рыночной стоимости - 2464 000 рублей, определенной по состоянию на 20 сентября 2013 года; установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 24:26:<номер>:4114 в размере его рыночной стоимости – 401 000 рублей, определенной по состоянию на 20 сентября 2013 года; установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 24:26:<номер>:570 в размере его рыночной стоимости – 4792 000 рублей определенной по состоянию на 20 сентября 2013 года; возложить обязанность внести в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) в качестве кадастровой стоимости земельного участка, нежилых зданий и нежилого помещения их рыночную стоимость.
Административный истец Арустамян В.С. настаивал на удовлетворении административного иска по основаниям и доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представители Правительства Красноярского края Березнюк Г.М., Баженов Д.Е., действующие на основании доверенности, просили в удовлетворении административного иска отказать, ссылаясь на то, что значительная разница между кадастровой и рыночной стоимостью объектов недвижимости свидетельствует о недостоверности определенной рыночной стоимости.
В письменных пояснениях представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (далее - Управление Росреестра по Красноярскому краю) Байрамова Э.М., действующая на основании доверенности, ходатайствовала о рассмотрении административного дела в отсутствие представителя Управления Росреестра по Красноярскому краю, возражений относительно административного искового заявления и изложенных в нем доводов не привела.
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра»), администрация поселка городского типа Раздолинск Мотыгинского района Красноярского края, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили, о причинах неявки не сообщили, ходатайств не представили.
Суд посчитал возможным в соответствии с частью 2 статьи 150, частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие представителей Управления Росреестра по Красноярскому краю, ФГБУ «ФКП Росреестра», администрации поселка городского типа Раздолинск Мотыгинского района Красноярского края, своевременно и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, против чего явившиеся участники судебного разбирательства не возражали.
Исследовав материалы административного дела, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
На основании пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1).
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (пункт 2)
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).
В соответствии с пунктом 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом (подпункт 1); квартира, комната (подпункт 2); гараж, машино-место (подпункт 3); единый недвижимый комплекс (подпункт 4); объект незавершенного строительства (подпункт 5); иные здание, строение, сооружение, помещение (подпункт 6).
Согласно пункту 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Законом Красноярского края от 01 ноября 2018 года № 6-2108 «Об установлении единой даты начала применения на территории Красноярского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Красноярского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения – 01 января 2019 года.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии (часть 2). Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным (часть 3).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (часть 4).
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абзац 3 части 11).
Судом установлено, что Арустамян В.С. является собственником земельного участка с кадастровым номером 24:26:<номер>:17, расположенного по адресу: Красноярский край, Мотыгинский район, рп. Раздолинск, <адрес>; нежилого здания с кадастровым номером 24:26:<номер>:86, расположенного по адресу: Красноярский край, Мотыгинский р-н, пос. Раздолинск, <адрес>; нежилого здания с кадастровым номером 24:26:<номер>:4114, расположенного по адресу: Красноярский край, Мотыгинский р-н, пос. Раздолинск, <адрес>; нежилого помещения с кадастровым номером 24:26:<номер>:570, расположенного по адресу: Красноярский край, Мотыгинский район, пос. Раздолинск, <адрес>, что подтверждается выписками из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости (л.д. 11-19).
Согласно выпискам из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:26:<номер>:17 по состоянию на 01 января 2011 года установлена в размере 241 017 рублей; дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН – 25 января 2012 года. По состоянию на 20 сентября 2013 года кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером 24:26:<номер>:86 установлена в размере 8 530 271 рубль 10 копеек, нежилого здания с кадастровым номером 24:26:<номер>:4114 – 932 486 рублей 22 копейки, нежилого помещения с кадастровым номером 24:26:<номер>:570 – 10 961 361 рубль 22 копейки. Дата внесения сведений о кадастровой стоимости нежилых зданий в ЕГРН – 17 октября 2013 года (л.д. 20-23).
Кадастровая стоимость земельного участка утверждена Постановлением Правительства Красноярского края от 22 ноября 2011 года № 708-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края».
Кадастровая стоимость нежилых зданий и нежилого помещения определена на основании удельных показателей кадастровой стоимости, утвержденных Постановлением Правительства Красноярского края от 18 января 2012 года № 15-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства Красноярского края».
Оспаривая указанную кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчет об оценке № 16-2021 от 09 февраля 2021 года (уточненный), выполненный ООО «Траст-Аудит» (оценщик Семенов А.В.), согласно которому по состоянию на 01 января 2011 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:26:<номер>:17 составляет 182 000 рублей, по состоянию на 20 сентября 2013 года рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером 24:26:<номер>:86 составляет 2464 000 рублей, нежилого здания с кадастровым номером 24:26:<номер>:4114 – 401 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером 24:26:<номер>:570 – 4792 000 рублей (в отчете об оценке ошибочно указан кадастровый номер нежилого помещения 24:26:<номер>:571).
Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
В соответствии с пунктом 7 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценке (ФСО № 1)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20 мая 2015 года № 297, подход к оценке - это совокупность методов оценки, объединенных общей методологией. Метод проведения оценки объекта оценки - это последовательность процедур, позволяющая на основе существенной для данного метода информации определить стоимость объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке.
Основными подходами, используемыми при проведении оценки, являются сравнительный, доходный и затратный подходы. При выборе используемых при проведении оценки подходов следует учитывать не только возможность применения каждого из подходов, но и цели и задачи оценки, предполагаемое использование результатов оценки, допущения, полноту и достоверность исходной информации. На основе анализа указанных факторов обосновывается выбор подходов, используемых оценщиком (пункт 11 ФСО № 1).
Оценщик вправе самостоятельно определять необходимость применения тех или иных подходов к оценке и конкретных методов оценки в рамках применения каждого из подходов (пункт24 ФСО № 1).
Итоговая величина стоимости объекта оценки должна быть выражена в рублях Российской Федерации (пункт 27 ФСО № 1).
Судом установлено, что при оценке земельного участка оценщиком применен сравнительный подход, при оценке нежилых зданий и нежилого помещения сравнительный и доходный подходы.
Оформление и содержание отчета об оценке № 16-2021 от 09 февраля 2021 года (уточненный) соответствует требованиям статьей 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
Достоверность данных, содержащихся в отчете, участвующими в деле лицами не опровергнута, доказательств иного размера рыночной стоимости не представлено и ходатайств о назначении экспертизы не заявлено. На какие-либо конкретные недостатки отчета Правительством Красноярского края не указано.
У суда нет оснований ставить под сомнение выводы оценщика о том, что по состоянию на 01 января 2011 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:26:<номер>:17 составляет 182 000 рублей, по состоянию на 20 сентября 2013 года рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером 24:26:<номер>:86 составляет 2464 000 рублей, нежилого здания с кадастровым номером 24:26:<номер>:4114 – 401 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером 24:26:<номер>:570 – 4792 000 рублей.
Поскольку в соответствии пунктом 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении нежилых зданий и нежилого помещения определяется исходя из их кадастровой стоимости, а также, поскольку в соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении земельного участка определяется исходя из его кадастровой стоимости, внесённые в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости, не соответствующие действительной рыночной стоимости этих объектов, нарушают права административного истца, подлежащие восстановлению путём установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.
Поскольку на момент обращения в суд не была проведена очередная государственная кадастровая оценка земельного участка, а также до настоящего времени не проведена очередная государственная кадастровая оценка, предусмотренный частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пятилетний срок на обращение в суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости подлежит восстановлению.
С учетом изложенного, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:26:<номер>:17 должна быть определена по состоянию на 01 января 2011 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:26:<номер>:17 составляет 182 000 рублей, по состоянию на 20 сентября 2013 года рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером 24:26:<номер>:86 составляет 2464 000 рублей, нежилого здания с кадастровым номером 24:26:<номер>:4114 – 401 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером 24:26:<номер>:570 – 4792 000 рублей.
Датой обращения Арустамяна В.С. с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:26:<номер>:17, нежилых зданий с кадастровыми номерами 24:26:<номер>:86, 24:26:<номер>:4114 и нежилого помещения с кадастровым номером 24:26:<номер>:570 следует считать дату подачи административного искового заявления в Красноярский краевой суд – 30 декабря 2020 года.
Требования административного истца о возложении обязанности по внесению в ЕГРН измененных сведений о кадастровой стоимости указанного нежилого здания, не подлежат самостоятельному разрешению, поскольку заявлены излишне, учитывая, что в силу статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 24:26:<░░░░░>:86, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░-░, ░░░. ░░░░░░░░░░, <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – 2464 000 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 20 ░░░░░░░░ 2013 ░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 24:26:<░░░░░>:4114, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░-░, ░░░. ░░░░░░░░░░, <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – 401 000 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 20 ░░░░░░░░ 2013 ░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 24:26:<░░░░░>:570, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░. ░░░░░░░░░░, <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ –4792 000 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 20 ░░░░░░░░ 2013 ░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 24:26:<░░░░░>:17, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░. ░░░░░░░░░░, <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – 182 000 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 01 ░░░░░░ 2011 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 24:26:<░░░░░>:17, ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 24:26:<░░░░░>:86, 24:26:<░░░░░>:4114 ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 24:26:<░░░░░>:570 ░░░░░░░ 30 ░░░░░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 12 ░░░░░░ 2021 ░░░░.