Дело № 12-27/2024 УИД 64RS0019-01-2024-000187-66
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
16 мая 2024 года г. Красноармейск
Судья Красноармейского городского суда Саратовской области Лоскутова М.Н.,
при секретаре Астанковой Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Драбыниной А.Л. на постановление заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Саратовской и Самарской областям № от 28 февраля 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Саратовской и Самарской областям № от 28 февраля 2024 года Драбынина А.Л. привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В поступившей в Красноармейский городской суд Саратовской области жалобе Драбынина А.Л. просит данное постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить, поскольку в постановлении не определена объективная сторона правонарушения, не указано в чем конкретно состоит вина Драбыниной А.Л., указав на то, что при приобретении земельного участка с кадастровым номером № ей было известно, что там располагаются карьер по добыче щебня, административные и производственные здания, оборудование по асфальтному заводу, асфальтированный земельный участок, трансформаторная подстанция и проходят по территории 3 высоковольтные линии электропередачи, все эти объекты появились до 2000-х годов. На земельном участке с кадастровым номером № есть действующая лицензия на добычу полезных ископаемых СРТ 00629ТЭ выданная СРООИ «ДОРС» в 2002г. Данной организацией и осуществляется добыча полезных ископаемых. По предоставленной СРООИ «ДОРС» информации при оформлении лицензии лицензионный участок был предоставлен в аренду под добычу щебня с категорией земель промышленного назначения и не переводился в земли сельхозназначения. Данный участок не пригоден для выпаса скота из-за рельефа местности (холмистой местности с оврагами) и проведение на нем агротехнических мероприятий не представляется возможным, земельный участок с кадастровым номером № невозможно отнести к категории земель сельхозназначения.
Заявитель Драбынина А.Л., представитель заявителя Васильев А.М., представитель Управления Россельхознадзра по Саратовской и Самарской областям в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причины неявки неизвестны.
Учитывая, что участники процесса извещены о рассмотрении дела надлежаще, считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ установлен, в частности, приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды.
Целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель (статья 12 ЗК РФ).
Земельным кодексом предусмотрено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления (подпункт 2 пункта 2 статьи 13).
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарногигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Согласно части 1 статье 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания агролесомелиоративных насаждений, агрофитомелиоративных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
Из части 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
В соответствии со ст. 8 ФЗ от 16 июля 1998 года №101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» собственники, владельцы, пользователи, арендаторы земельных участков обязаны: осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду, соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
Частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Исходя из буквального смысла указанной нормы, правонарушение имеет формальный состав, и наступление последствий в виде ухудшения качества земли не является обязательным условием для привлечения виновного лица к ответственности за его совершение.
Из материалов дела следует, что согласно решению Управления Россельхознадзора по Саратовской и Самарской областям № ФЗ от 13 ноября 2023 года в ноябре-декабре 2023 года проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований земельного законодательства в отношении Драбыниной А.Л. Объект контроля – земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 32 гектара, который принадлежит на праве аренды сроком на 49 лет Драбыниной А.Л. 29 ноября 2023 года при проведении внеплановой выездной проверки осуществлен осмотр земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №.
В ходе проведения контрольного действия установлено, что земельный участок располагается под уклоном и имеет сложный рельеф. Часть территории земельного участка на площади 19 га заросла сорной травянистой растительностью, в том числе, многолетней сорной растительностью (видовой состав: ковыль, пырей, овсяница валлийская, тысячелистник, цикорий, мелколепестник канадский, полынь горькая и обыкновенная и др).Также на данном земельном участке произрастает древесная растительность (видовой состав: лох серебристый и др).
На земельном участке с кадастровым номером № не проводятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур, обработке почвы, сенокошения, выпас сельскохозяйственных животных. На момент осмотра выпас скота не производился.
Арендатором Драбыниной АЛ. не проводятся обязательные мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания сорными растениями земельного участка. Данный земельный участок сельскохозяйственного назначения используется не по назначению. На земельном участке имеется площадка на которой расположены строения, вагончик, стоянка для строительной рабочей техники, сама техники, неисправная техника, резиновые покрышки от автомобилей, плиты бетонные, складированный щебень, складирован каменистый песчаный отсев, электрический трансформатор, по данному участку проходят электрические столбы. Кроме того, на земельном участке сельскохозяйственного назначения расположен действующий карьер по добыче общераспространенных полезных ископаемых (камня).
В ходе осмотра карьера было установлено, что на части карьера площадью 25433 кв.м. находилась машина по дроблению камня (в момент осмотра машина не работала), вторая часть данного карьера площадью 10416 кв.м. заросла травянистой и древесной растительностью (полынь, тысячелистник, лох серебристый и др.) на данной части карьера добыча камня не ведется. Общая площадь границ под действующим и не действующим карьерам составила 35849 кв.м. В ходе внеплановой проверки был проведен отбор 2 проб почвы на агрохимические показатели с действующего карьера и один фоновый образец почвы с прилегающей территории.
Согласно протоколам испытания № от 12 декабря 2023 года № от 12 декабря 2023 года, № от ДД.ММ.ГГГГ было выявлено снижение показателей плодородия (относительно фонового образца) органического вещества, калия, фосфора и повышению рН водной вытяжки (кислотности).
Признаков ведения сельскохозяйственной деятельности на площади 32 га земельного участка с кадастровым номером № сельскохозяйственного назначения не установлено. Таким образом, арендатор земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № Драбынина A.JI. не проводит обязательные мероприятия по защите земель и охране почв.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными доказательствами по делу: протоколом № от 30 января 2024 года об административном правонарушении, в котором изложены обстоятельства, аналогичные обстоятельствам, установленным в судебном заседании, (том 1 л.д. 125-128); решением Управления Россельхознадзора по Саратовской и Самарской областям № ФЗ от 13 ноября 2023 года (том 1 л.д. 45-49); протоколом осмотра №ФЗ от 29 ноября 2023 года, из которого следует, что при проведении внеплановой выездной проверки осуществлен осмотр земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № (том 1 л.д. 72-73); протоколом инструментального обследования №ФЗ от 29 ноября 2023 года, согласно которому в результате инструментального обследования определено местоположение границ данного земельного участка на местности (том 1 л.д. 74-82); планом-схемой земельного участка № от 30 ноября 2023 года (том 1 л.д. 83-86); протоколами испытаний №, №, №, № от 12 декабря 2023 года, в результате которых было выявлено снижение показателей плодородия (относительно фонового образца) органического вещества, калия, фосфора и повышению рН водной вытяжки (кислотности) (том 1 л.д. 99-105).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости данные о правообладателе земельного участка с кадастровым номером № отсутствуют; категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; виды разрешенного использования: под выпас скота и для сенокошения; имеются ограничения и обременения данного объекта недвижимости в виде аренды (л.д. 106).
Из постановления администрации Красноармейского муниципального района Саратовской области от 25.07.2014 года № следует, что земельный участок с кадастровым номером № категории земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием под выпас скота и сенокошение площадью 320000 кв.м. был образован в результате раздела земельного участка также категорий земель сельскохозяйственного назначения и разрешенным использованием под выпас скота и для сенокошения с кадастровым номером № и поставлен на государственный кадастровый учет недвижимости 22 июля 2014 года (том 1 л.д. 180, 205).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером № от 22.07.2014 года, от 08.05.2015 года указанный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием: под выпас скота и сенокошение (том 1 л.д. 201, 203).
На основании договора № аренды земельного участка от 8 августа 2014 года администрация Красноармейского муниципального района Саратовской области (арендодатель) предоставила ООО «Монолит и К» в аренду земельный участок категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № с разрешенным использованием: под выпас скота и сенокошение, на срок 11 месяцев, с 8 сентября 2014 года по 8 августа 2015 года (том 1 л.д. 198).
Постановлением администрации Красноармейского муниципального района Саратовской области от 04.09.2014 года № земельный участок категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № и разрешенным использованием: под выпас скота и сенокошение был предоставлен на праве аренды ООО «Монолит и К» сроком на 11 месяцев (том 1 л.д. 206).
На основании договора № аренды земельного участка от 17 июня 2015 года администрация Красноармейского муниципального района Саратовской области (арендодатель) предоставила ООО «Монолит и К» в аренду земельный участок категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № с разрешенным использованием: под выпас скота и сенокошение, на срок 49 лет, с 17 июня 2015 года по 17 июня 2064 года (том 1 л.д. 192).
В соответствии с договором замены стороны в обязательстве № от 31 июля 2019 года ООО «Монолит и К» в лице конкурсного управляющего Орлянского М.В. уступил новому арендатору Драбыниной А.Л. все права и обязанности в том же объеме и на тех же условиях, которые существовали у первоначального арендатора по договору № аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ (земельный участок, который сдается в аренду на основании указанного договора аренды, является земельным участком с кадастровым номером № категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: под выпас скота и для сенокошения) (том 1 л.д. 186).
Субъектом правонарушения по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ являются лица, обязанные соблюдать установленные законом требования и осуществлять обязательные мероприятия - собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков (владельцы, пользователи, арендаторы земельных участков): граждане, должностные лица, юридические лица.
Таким образом, вина Драбыниной А.Л. в совершении административного правонарушения полностью доказана материалами дела, поэтому суд квалифицирует её действия по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ - как невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Доводы жалобы о том, Драбыниной А.Л. неизвестно каким образом и на каком основании земельный участок с кадастровым номером № был переведен из категории земель промышленного назначения в категорию земель сельхозназначения при действующем на данном земельном участке карьера по добыче полезных ископаемых с действующей лицензией, являются несостоятельными, поскольку опровергаются приведенными материалами дела.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Согласно ч.1 ст.3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно.
Доводы жалобы, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, противоречат имеющимся в деле доказательствам и не ставят под сомнение наличие в действиях Драбыниной А.Л. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность постановления должностного лица.
Административное наказание назначено Драбыниной А.Л. в пределах санкции вменяемого правонарушения, порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судом не установлено.
С учетом характера совершенного административного правонарушения и обстоятельств его совершения, исходя из социальной значимости охраняемых общественных отношений, основания для применения положений ч. 2.2. ст. 4.1 КоАП РФ, не имеется.
Оснований для отмены либо изменения оспариваемого постановления жалоба не содержит, и такие доводы в суд не представлены.
Руководствуясь статьями 30.1-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Саратовской и Самарской областям № от 28 февраля 2024 года, которым Драбынина А.Л. привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Драбыниной А.Л. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья М.Н. Лоскутова