Решение по делу № 2а-2275/2019 от 09.09.2019

Дело № 2а-2275/19

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

        07 октября 2019 года                                                                г. Симферополь

      Центральный районный суд г. Симферополя Республики Крым в составе:

Председательствующего судьи – Федоренко Э.Р.,

при секретаре – Кунице Е.В.,

с участием представителя истца – ФИО5, действующей на освоении доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Центрального банка Российской Федерации действующего в лице Отделения по Республике Крым Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации к Кредитному потребительскому кооперативу «Жилой фонд», ФИО1 о ликвидации потребительского кооператива и понуждении совершить действия, связанные с ликвидацией, заинтересованное лицо – Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Симферополю,

УСТАНОВИЛ:

Центральный банк Российской Федерации действующего в лице Отделения по Республике Крым Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации обратился в суд с административным исковым заявлением Кредитному потребительскому кооперативу «Жилой фонд», ФИО1 о ликвидации потребительского кооператива и понуждении совершить действия, связанные с ликвидацией. Требования мотивированы тем, что Кредитный потребительский кооператив «Жилой фонд» является не кредитной финансовой организацией, председатель правления – ФИО1 В соответствии с требованиями ч.1 ст. 35 Федерального закона № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» кредитные кооперативы, за исключением кредитных кооперативов второго уровня, вступают в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 13.07.2015 года № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» и принятыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России, в течение девяноста дней. В соответствии с письмом от ДД.ММ.ГГГГ годам Саморегулируемая организация «Губернское кредитное содружество» КПК «Жилой фонд» исключен из ее членов ДД.ММ.ГГГГ. Крайний день вступления в другую СРО – ДД.ММ.ГГГГ. В силу ч.1 ст. 35 Федерального закона № 190-ФЗ Банк России, до вступления кредитного потребительского кооператива в саморегулируемую организацию осуществялет надзор за соблюдением КПК, общее число членов и ассоциированных членов которых не превышает три тысячи физических лиц и (или) юридических лиц, требований Федерального закона № 190-ФЗ и (или) принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России. В соответствии с информацией, содержащейся в Едином государственном реестре юридических лиц, размещенной на официальном сайте Федеральной налоговой службы, КПК «Жилой фонд» является действующим юридическим лицом. ДД.ММ.ГГГГ Банком России в адрес КПК «Жилой фонд» направлен запрос о предоставлении документов и информации, со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. КПК «Жилой фонд» запрос не исполнил, запрошенные документы и информацию в Банк России не предоставил. В связи с неисполнением запроса, административным истцом в адрес КПК «Жилой фонд» направлено предписание об устранении нарушений законодательства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. В установленный срок КПК «Жилой фонд» предписание не исполнил. В КПК «Жилой фонд» направлено информационное письмо, с указанием на необходимость вступления в Саморегулируемую организацию в установленный Федеральным законом срок. По результатам анализа представительной Саморегулируемой организацией информации установлено, что со дня прекращения своего членства в СРО КПК «Жилой Фонд» не вступил в другую Саморегулируемую организацию, что является нарушением ч. 1 ст. 35 Федерального закона № 190-ФЗ. В соответствии с информационным сообщением Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «По вопросу вступления кредитных потребительских кооперативов в саморегулируемую организацию», кредитные кооперативы, нарушающие требования статьи 35 Закона о кредитной кооперации, подлежат ликвидации в судебном порядке по требованию уполномоченного органа. На основании вышеизложенного, административный истец просит ликвидировать Кредитный потребительский кооператив «Жилой фонд», возложить на ФИО2 обязанность по ликвидации кооператива, установив шестимесячный срок, в течении которого процедура ликвидации должна быть завершена.

В судебном заседании представитель административного истца поддержала административное исковое заявление, по основаниям указанным в исковом заявлении, просила его удовлетворить.

Представитель административного ответчика КПК «Жилой фонд» в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причин неявки суду не сообщил.

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание также не явилась, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещалась надлежащим образом, причин неявки суду не сообщила.

Представитель заинтересованного лица Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Симферополю в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причин неявки суду не сообщил.

Согласно положениями ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом.

Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о следующем.

Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России» № 86-ФЗ от 10.07.2002 г.(далее по тексту – Федеральный закон № 86-ФЗ от 10.07.2002 г.) и другими федеральными законами.

Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Согласно п. 9.1 ст. 4 Федерального закона № 86-ФЗ от 10.07.2002 г. Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами.

В соответствии со ст. 76.5. Федерального закона № 86-ФЗ от 10.07.2002 г. Банк России проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.

Порядок проведения проверок, в том числе определение обязанностей проверяемых лиц по содействию в проведении проверок, и порядок применения иных мер устанавливаются нормативными актами Банка России.

Проверки могут осуществляться уполномоченными представителями (служащими) Банка России, по поручению Банка России - аудиторскими организациями и актуариями, а также по поручению Комитета финансового надзора саморегулируемыми организациями.

В силу п. 12 ч. 1 ст. 76.1 Федерального закона № 86-ФЗ от 10.07.2002 г. некредитными финансовыми организациями в соответствии с настоящим Федеральным законом признаются лица, осуществляющие следующие виды деятельности, в том числе: кредитных потребительских кооперативов.

В соответствии с Федеральным законом «О кредитной кооперации» № 190-ФЗ от 18.07.2009 г. (далее по тексту – Федеральный закон №190-ФЗ от 18.07.2009 г.) определяет правовые, экономические и организационные основы создания и деятельности кредитных потребительских кооперативов различных видов и уровней, союзов (ассоциаций) и иных объединений кредитных потребительских кооперативов.

Согласно п. 6 ч. 3 ст. 5 Федерального закона №190-ФЗ от 18.07.2009 г. в отношении кредитных кооперативов Банк России вправе, в том числе: направлять кредитным кооперативам, а также их саморегулируемым организациям предписания, обязательные для исполнения, а также запрашивать у них документы, необходимые для решения вопросов, находящихся в компетенции Банка России. Предписания и запросы Банка России направляются посредством почтовой, факсимильной связи либо посредством вручения адресату или в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном Банком России. При направлении предписаний и запросов Банка России в форме электронных документов данные предписания и запросы считаются полученными по истечении одного рабочего дня со дня их направления адресату в порядке, установленном Банком России, при условии, что Банк России получил подтверждение получения указанных предписаний и запросов в установленном им порядке.

В силу ч. 1 ст. 35 Федерального закона №190-ФЗ от 18.07.2009 г. кредитные кооперативы, за исключением кредитных кооперативов второго уровня, вступают в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» и принятыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России, в течение девяноста дней.

В соответствии с ч. 3 ст. 28 Федерального закона №190-ФЗ от 18.07.2009 г кредитные кооперативы, количество членов которых превышает три тысячи физических и (или) юридических лиц, кредитные кооперативы второго уровня, а также кредитные кооперативы, не вступившие в члены саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы, представляют в Банк России документы, содержащие отчет о своей деятельности и персональном составе органов кредитного кооператива. Формы и сроки представления указанных документов устанавливаются Банком России.

Указанием Банка России от 25.07.2016 № 4083-У «О формах, сроках и порядке составления и предоставления в банк России документов, содержащих отчет о деятельности и отчет о персональном составе органов кредитного потребительского кооператива» установлены формы и сроки предоставления отчетов.

Согласно информации саморегулируемых организаций кредитных потребительских кооперативов в отношении Кредитный потребительский кооператив «Жилой фонд» установлено, что данное юридическое лицо в саморегулируемые организаций кредитных потребительских кооперативов с момента прекращения своего членства в другую саморегулируемую организацию не вступило.

В соответствии с Указанием Банка России от 25.07.2016 № 4083-У «О формах, сроках и порядке составления и предоставления в банк России документов, содержащих отчет о деятельности и отчет о персональном составе органов кредитного потребительского кооператива», кредитный потребительский кооператив обязан направить в банк России в форме электронного документа с усиленной квалифицированной электронной подписью посредством телекоммуникационных каналов связи, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет»: отчет о деятельности за первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, не позднее 30 календарных дней по окончании отчетного периода; отчет о деятельности за календарный год дважды – не позднее 30 календарных дней по окончании календарного года и не позднее 90 календарных дней по окончании календарного года; отчет о персональном составе руководящих органов кредитного потребительского кооператива предоставляется по окончании календарного года, а также в случае изменения сведений, содержащихся в отчете о персональном составе руководящих органов кредитного потребительского кооператива, не позднее 30 календарных дней после окончания календарного года или даты изменения сведений.

Также, Указанием Банка России от 25.07.2016 № 4083-У «О формах, сроках и порядке составления и предоставления в банк России документов, содержащих отчет о деятельности и отчет о персональном составе органов кредитного потребительского кооператива» на кредитные потребительские кооперативы возложена обязанность ежемесячно составлять и предоставлять в Банк России отчетность об операциях с денежными средствами по форме ОКУД 0420001.

Указанием Банка России от 13.01.2017 г. № 4263-У «О сроках и порядке составления и предоставления некредитными финансовыми организациями в Банк России отчетности об операциях с денежными средствами» на кредитные потребительские кооперативы возложена обязанность ежемесячно составлять и предоставлять в Банк России отчетность об операциях с денежными средствами по форме ОКУД 0420001.

В соответствии с ч. 4 ст. 5 Федерального закона №190-ФЗ от 18.07.2009 г. кредитный кооператив обязан обеспечить возможность предоставления в Банк России электронных документов, а также возможность получения от Банка России электронных документов в порядке, установленном Банком России.

В силу п. 1.1 Указания Центрального Банка Российской Федерации «О порядке взаимодействия Банка России с кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями и другими участниками информационного обмена при использовании ими информационных ресурсов Банка России, в том числе личного кабинета» № 4600-У от 03.11.2017 г. предусмотрено, что посредством использования информационных ресурсов кредитные организации, некредитные финансовые организации, саморегулируемые организации в сфере финансового рынка, саморегулируемые организации актуариев, респонденты (далее - поднадзорные организации) должны направлять в Банк России отчетность, документы (информацию), сведения, в том числе запросы, должны осуществлять иные права и обязанности, установленные законодательством Российской Федерации, нормативными актами Банка России, а также должны получать от Банка России документы (информацию), сведения, в том числе запросы, требования (предписания) Банка России, в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью юридического лица или физического лица (далее - УКЭП), в том числе зашифрованных с применением сертифицированных средств криптографической защиты информации (далее - электронный документ).

Согласно п. 1.2 вышеуказанного Указания, поднадзорные организации должны обеспечить направление в Банк России и получение от Банка России электронных документов, предусмотренных пунктом 1.1 настоящего Указания, посредством использования информационных ресурсов.

В соответствии с п. 2.1 вышеуказанного Указания направление в Банк России электронных документов участником информационного обмена должно осуществляться посредством личного кабинета.

Судом установлено, что согласно сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, Кредитный потребительский кооператив «Жилой фонд» зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ (л.д.26-29).

Из представленной информации Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ, председателем правления Кредитного потребительского кооператива «Жилой фонд» является ФИО1 (л.д. 95).

Согласно свидетельству о внесении в Единый реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до ДД.ММ.ГГГГ, , Центральный банк Российской Федерации зарегистрирован в Единый государственный реестре юридических лиц и действует на основании Федеральных Законов «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) (л.д.12).

Также в соответствии с уведомлением о постановке на учет Российской организации в налоговом органе от ДД.ММ.ГГГГ обособленное подразделение Отделение по Республике Крым Южного Главного управления Центрального банка Российской Федерации состоит на учете Российской организации в налоговом органе (л.д.13).

Согласно подпунктам 8, 9 статьи 4 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их; осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп.

Статьей 76.1 Федерального закона № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» предусмотрено, что Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда в случае осуществления им деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

При этом в силу пункта 5 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Неисполнение решения суда является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим за счет имущества юридического лица (пункт 5 статьи 62). При недостаточности у юридического лица средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно (пункт 2 статьи 62).

В пункте 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, являющихся юридическими лицами» разъяснено о том, что судам следует проверять причины, по которым объединение граждан не устранило выявленные нарушения законодательства. В частности, предприняло ли такое объединение граждан все возможные действия для устранения названных нарушений, имели ли место объективные обстоятельства, препятствовавшие их устранению, устранены ли выявленные нарушения до принятия судебного решения.

Удовлетворяя заявленные административные исковые требования о ликвидации Кредитного потребительского кооператива «Жилой фонд» и обязанности совершить определенные действия, суд исходит из того, что данным юридическим лицом осуществляется деятельность с нарушением требований Федерального закона «О кредитный кооперации» № 190-ФЗ от 18.07.2009 г., а также иных правовых актов.

Согласно п. 7 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 г. № 84 «О некоторых вопросах применения статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации» в случае возложения обязанности по ликвидации юридического лица на участников (учредителей) юридического лица либо на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, в решении суда о ликвидации юридического лица указывается, в частности сроки завершения ликвидационной процедуры.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу необходимым определить срок исполнения решения суда в шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

С учетом изложенного, суд находит, что данный срок шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, является разумным и достаточным.

Таким образом, суд полагает необходимым возложить обязанности на ФИО2 по ликвидации Кредитного потребительского кооператива «Жилой фонд», а также обязать совершить действия, связанные с ликвидацией Кредитного потребительского кооператива «Жилой фонд» в течении шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с частью 3 статьи 178 КАС РФ при принятии решения суд также решает вопросы о распределении судебных расходов.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ, при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера, государственная пошлина для организаций составляет 6000 рублей.

Так как при подаче иска в силу п. 5 ч. 1 ст. 333.35 Налогового кодекса РФ истец освобожден от уплаты государственной пошлины, с ответчика подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 6000 руб.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований.

Руководствуясь статьями 175-180, 262-265 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Центрального банка Российской Федерации в лице Отделения по Республике Крым Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации – удовлетворить.

Ликвидировать Кредитный потребительский кооператив «Жилой фонд», ИНН 9102196373, ОГРН 1159102120990, зарегистрированного по юридическому адресу: Республика Крым, г. Симферополь, пр-т. Кирова, 29/1, этаж. 4, офис 416.

Возложить на ФИО2 (ИНН 741207914511) обязанность по ликвидации Кредитного потребительского кооператива «Жилой фонд».

Обязать ФИО2 совершить действия, связанные с ликвидацией Кредитного потребительского кооператива «Жилой фонд» в шестимесячный срок со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.

Взыскать с Кредитного потребительского кооператива «Жилой фонд» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Центральный районный суд г. Симферополя в течение одного месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.

           Судья                                                                            Федоренко Э.Р.

Решение суда в окончательной форме составлено 07.10.2019 года.

2а-2275/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Отделение по Республике Крым Южного главного управления Центрального банка РФ
Центральный банк Российской Федерации
Ответчики
Липова И.С.
Кредитный потребительский кооператив "Жилой фонд"
Другие
ИФНС по г.Симферополю
Суд
Центральный районный суд г. Симферополь
Судья
Федоренко Эвелина Робертовна
Дело на странице суда
centr-simph.krm.sudrf.ru
09.09.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
09.09.2019[Адм.] Передача материалов судье
09.09.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
09.09.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.09.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.10.2019[Адм.] Судебное заседание
07.10.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.11.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее