Решение по делу № 3а-623/2019 от 20.08.2019

дело ....а-623/2019

16OS0000-01-2019-000552-56

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РіРѕСЂРѕРґ Казань                        8 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2019 РіРѕРґР°                                  

Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Сафиной М.М. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Нуреевой Д.Р. рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО15 к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Исполнительному комитету муниципального образования «город Альметьевск» Республики Татарстан об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

ФИО16 обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под размещение базы производственного обслуживания) площадью 1 076 квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес> (далее – земельный участок с кадастровым номером ....).

Ссылаясь на нарушение своих прав как налогоплательщика земельного налога, налоговая база по которому определяется как кадастровая стоимость, административный истец просит определить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости в размере 674 000 рублей по состоянию на 1 апреля 2016 года, обязать административного ответчика внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка.

В судебном заседании представитель ФИО17. поддержал административный иск по изложенным в нем основаниям.

Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан ФИО18 административный иск не признала.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Исполнительный комитет муниципального образования «город Альметьевск» Республики Татарстан, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителей не направили.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии ФИО19 представитель федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» ФИО20. просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель Исполнительного комитета муниципального образования «город Альметьевск» Республики Татарстан ФИО21 изложил свою позицию в письменной форме, с заявленным требованием не согласился, указав на недостоверность представленных административным истцом сведений о величине рыночной стоимости земельного участка.

На основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Нормами Налогового кодекса Российской Федерации земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен земельный налог, указаны в качестве объектов налогообложения (пункт 1 статьи 389), при этом организации, обладающие земельными участками, признаваемыми объектами налогообложения, на праве собственности, являются налогоплательщиками земельного налога (пункт 1 статьи 388), налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков (статья 390).

Решением Альметьевского городского совета от 15 ноября 2013 года № 116 «О земельном налоге на территории города Альметьевска Альметьевского муниципального района Республики Татарстан» на территории данного муниципального образования установлен и введен в действие обязательный к уплате земельный налог, определены ставки земельного налога в процентах от кадастровой стоимости земельных участков.

Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи.

В случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).

Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон) предусмотрено право физических лиц оспорить результаты определения кадастровой стоимости, если они затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно статье 24.19 Федерального закона при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в статье 24.19 Федерального закона, является дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об образовании нового или выявлении ранее не учтенного объекта недвижимости либо дата внесения сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, повлекших изменение кадастровой стоимости.

Судом установлено, что результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан (за исключением земель населенного пункта города Казани), утверждены распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года № 2846-р по состоянию на 1 января 2015 года.

Земельный участок с кадастровым номером ...., принадлежащий на праве собственности ФИО22 поставлен на государственный кадастровый учет 1 апреля 2016 года, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (т. 1, л.д. 165-167).

Кадастровая стоимость земельного участка рассчитана филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Татарстан в соответствии с пунктом 2.1.3 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12 августа 2006 года № 222, исходя из среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости, установленного вышеназванным распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан (т. 1, л.д. 161-163). Кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 апреля 2016 года составила 2 318 607 рублей 84 копейки (т. 1, л.д. 164).

При разрешении спора о результатах определения кадастровой стоимости земельного участка суд исходит из положений части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возлагающих на стороны обязанность доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений. При этом обязанность доказывания оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости лежит на административном истце.

Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28, на административного истца также возлагается обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой. Если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.

В подтверждение величины рыночной стоимости земельного участка административный истец представил суду отчет об оценке от 31 июля 2019 года № 231/19, подготовленный по его инициативе оценщиком общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>. (т. 1, л.д. 19-145). Согласно отчету рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером .... по состоянию на 1 апреля 2016 года составила 674 000 рублей.

Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Исполнительный комитет муниципального образования «город Альметьевск» Республики Татарстан заявили о недостоверности представленных административным истцом сведений о величине рыночной стоимости земельного участка.

Для проверки соответствия отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности, правильности определения в нем рыночной стоимости земельного участка и установления ее действительной величины по ходатайству Исполнительного комитета муниципального образования «город Альметьевск» Республики Татарстан назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты>

Как следует из заключения эксперта от 18 октября 2019 года № 3а-623/2019/ПН (т. 2, л.д. 6-89), представленный административным истцом отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

В частности, эксперт указал, что выбранные оценщиком объекты-аналоги несопоставимы с объектом оценки по местоположению, не обоснован размер корректировки на площадь, что вводит пользователей отчета в заблуждение и допускает неоднозначное толкование, при применении корректировки на торг использован справочник оценщика недвижимости, редактированный после даты оценки. Данные обстоятельства, по мнению эксперта, свидетельствуют о нарушении пункта 10 федерального стандарта оценки № 1, пункта 5 федерального стандарта оценки № 3, пункта 8 федерального стандарта оценки № 1, что повлияло на результат оценки, величина рыночной стоимости земельного участка определена неправильно.

Отвечая на поставленные судом вопросы, эксперт определил рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером .... по состоянию на 1 апреля 2016 года в ином размере, который составил 848 964 рубля.

Представитель ФИО23. не согласился с выводами эксперта о величине рыночной стоимости земельного участка, настаивал на правильности определения рыночной стоимости в представленном административным истцом отчете об оценке, однако каких-либо мотивированных замечаний к содержанию заключения эксперта не привел.

Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан ФИО24 указывает на выбор объектов-аналогов, несопоставимых с объектом оценки по виду разрешенного использования, отсутствие обоснования использования в расчетах лишь части объектов-аналогов, обоснования отказа от применения доходного подхода, анализа значения корректировок на торг, транспортную доступность, размер общей площади, определяемого экспертным мнением, на соответствие рыночным данным, то есть на нарушение пункта 10 федерального стандарта оценки № 1, пункта 22 федерального стандарта оценки № 7, пункта 8 федерального стандарта оценки № 3, пункта 13 федерального стандарта оценки № 3.

Оценивая заключение эксперта в контексте представленных замечаний, суд отмечает, что требования к форме и содержанию заключения эксперта, подготовленному по основаниям и в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», установлены статьей 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Вопреки мнению административного ответчика эксперт в заключении указал на схожесть разрешенного использования объекта исследования и выбранных объектов-аналогов и, следовательно, отсутствие необходимости применять соответствующую корректировку, обосновал выбор объектов-аналогов максимально приближенных по индивидуальным характеристикам с исследуемым объектом, а также по местораположению, у которых имеется максимум доступной информации. В заключении также содержится обоснование отказа от доходного подхода, который не был применен экспертом в связи с существенными трудностями при определении коэффициента капитализации. Корректировка на торг была определена экспертом на основании Справочника оценщика недвижимости Лейфера Л.А. и Шегуровой Д.А., при этом эксперт указал на отсутствие рыночных данных о результатах скидок на торг на дату определения стоимости, привел обоснование возможности применения данных значений в своем расчете.

Данные вопросы, по мнению суда, находятся в сфере компетенции эксперта и разрешаются им исходя из опыта, профессиональных знаний, навыков и умений, а также полноты и качества имеющейся информации. Каких-либо противоречий в выводах эксперта судом не усматривается, а имеющиеся в материалах дела сведения о квалификации эксперта не дают оснований сомневаться в его компетентности.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что заключение эксперта соответствует требованиям, установленным частью 2 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьи 25 Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», содержит подробное описание проведенных исследований с указанием примененных методов, обоснование сделанных в результате исследования выводов и ответы на поставленные судом вопросы.

Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, его выводы объективны и обоснованны, исследования проведены всесторонне и в полном объеме в пределах имеющейся у эксперта специальности, доказательств, способных опровергнуть содержание заключения, суду не представлено.

Как разъяснено в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.

Исходя из того, что представленный административным истцом отчет признан несоответствующим требованиям законодательства, а доказательств, достоверно опровергающих выводы эксперта о величине рыночной стоимости, равно как и сведений об иной рыночной стоимости суду не представлено, суд считает возможным установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенном по результатам судебной экспертизы, то есть в размере 848 964 рубля по состоянию на 1 апреля 2016 года.

Частью пятой статьи 24.20 Федерального закона 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 данного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Согласно пункту 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации в случае изменения кадастровой стоимости на основании установления рыночной стоимости по решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

В пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 разъяснено, что при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости судам следует иметь в виду особенности действия во времени нормативного правового акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки. В той части, в какой эти нормативные правовые акты порождают правовые последствия для налогоплательщиков, они действуют во времени в порядке, определенном федеральным законом для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах (статья 5 Налогового кодекса Российской Федерации).

Установленная судом кадастровая стоимость применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (пункт 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28).

На основании изложенного, с учетом даты подачи административного искового заявления (20 августа 2019 года), даты внесения в государственный кадастр недвижимости (Единый государственный реестр недвижимости) сведений об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости земельного участка (1 апреля 2016 года), сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, следует применять для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2019 года и учитывать при определении налоговой базы с 1 апреля 2016 года до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

В то же время требование об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка предъявлено административным истцом к Исполнительному комитету муниципального образования «город Альметьевск» Республики Татарстан, который в данном случае не является органом, утвердившим оспариваемые результаты определения кадастровой стоимости или осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, следовательно, не должен отвечать по требованиям административного истца.

В силу части шестой статьи 24.20 Федерального закона сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Таким образом, решение суда является самостоятельным и достаточным основанием для внесения таких сведений в Единый государственный реестр недвижимости, не требующим принятия каких-либо дополнительных решений. Поскольку фактов неправомерного уклонения от исполнения данной обязанности, нарушения порядка, предусмотренного статьей 24.20 Федерального закона, судом не установлено, основания для удовлетворения требований о возложении обязанности внести сведения в государственный кадастр недвижимости отсутствуют.

Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 175 - 178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление ФИО25 удовлетворить частично.

Определить кадастровую стоимость земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под размещение базы производственного обслуживания) площадью 1 076 квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>, указав ее равной рыночной стоимости в размере 848 964 рубля по состоянию на 1 апреля 2016 года.

Указанные сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором административным истцом подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, то есть с 1 января 2019 года, а также учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, то есть с 1 апреля 2016 года, на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 20 августа 2019 года.

В удовлетворении административного искового заявления ФИО26 в части требований об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, заявленных к Исполнительному комитету муниципального образования «город Альметьевск» Республики Татарстан, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Татарстан.

Судья Сафина М.М.

Справка: решение принято в окончательной форме 15 ноября 2019 года.

Судья Сафина М.М.

3а-623/2019

Категория:
Гражданские
Другие
Абдуллин М.З.
МЗИО РТ
Управление Росреестра
ИКМО г. Альметьевск
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Дело на странице суда
vs.tat.sudrf.ru
20.08.2019Регистрация административного искового заявления
20.08.2019Передача материалов судье
22.08.2019Решение вопроса о принятии к производству
22.08.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.08.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.09.2019Судебное заседание
22.08.2019Судебное заседание
25.10.2019Производство по делу возобновлено
25.10.2019Судебное заседание
20.11.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.11.2019Вынесено определение о назначении с.з. (после вынесения решения) для совершения процессуальных действий по инициативе суда
20.11.2019Судебное заседание
18.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.11.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее