Решение по делу № 3а-49/2019 от 04.12.2018

                                                                                                       Дело №3а-49/19

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Нижний Новгород                                                             30 января 2019 года

Нижегородский областной суд в составе председательствующего судьи Гущевой Н.В.,

при секретаре судебного заседания Гордеевой Ю.А.,

с участием представителя административного истца адвоката Шохирева А.Л., старшего прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области Моляковой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Смирновой ФИО8 недействующими в части Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год,

                                           УСТАНОВИЛ:

22 июня 2015 года министерством государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области издан приказ N 311-05-11-111/15 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год" (далее также - приказ от 22 июня 2015 года N 311-05-11-111/15, Перечень 2016).

Приказ от 22 июня 2015 года N 311-05-11-111/15 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и на официальном сайте министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области.

В пункт <данные изъяты> раздела «городские округа» («городской округ <адрес>») Перечня 2016 (в редакции приказа министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области от 29 сентября 2015 года N 311-05-11-172/15) включен объект недвижимости с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>.

30 сентября 2016 года министерством инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области издан приказ № 326-13-303/16 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год" (далее также - приказ от 30 сентября 2016 года № 326-13-303/16, Перечень 2017).

Приказ от 30 сентября 2016 года № 326-13-303/16 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и на официальном сайте министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области.

В пункт <данные изъяты> раздела «городские округа» («городской округ <адрес>») Перечня 2017 включен объект недвижимости с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>.

14 сентября 2017 года министерством инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области издан приказ № 326-13-463/17 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год" (далее также - приказ от 14 сентября 2017 года № 326-13-463/17, Перечень 2018).

Приказ от 14 сентября 2017 года № 326-13-463/17 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и на официальном сайте министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области.

В пункт <данные изъяты> раздела «городские округа» («городской округ <адрес>») Перечня 2018 включен объект недвижимости с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>.

Смирнова Т.И. обратилась в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими нормативных правовых актов в вышеназванных частях.

Как указал административный истец, она является собственником объекта недвижимости - нежилого здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>. Данное здание используется как складское помещение, находится на земельном участке с видом разрешенного использования «для обслуживания здания».

Следовательно, не подлежало включению в оспариваемые Перечни.

Заслушав явившихся в судебное заседание представителя административного истца адвоката Шохирева А.Л., поддержавшего доводы административного искового заявления в полном объеме; ст.прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области Молякову Н.А., полагавшую требования административного истца подлежащими удовлетворению частично, обсудив доводы административного искового заявления, рассмотрев материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Решением Совета депутатов городского округа <адрес> Нижегородской области от 24 ноября 2014 г. N 41-2 «О налоге на имущество физических лиц» установлены ставки налога в зависимости от кадастровой стоимости для объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации - 2 процента (пп.3 п.2).

Из материалов дела следует, что Смирновой Т.И. на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 01.11.2018 (л.д.21).

Указанный объект недвижимости включен в пункты <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> раздела «городские округа» («городской округ <адрес>»), соответственно, Перечней 2016, 2017, 2018.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что Смирнова Т.И. является надлежащим административным истцом.

В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Проанализировав указанные положения НК РФ во взаимосвязи с нормами Устава Нижегородской области, Закона Нижегородской области от 5 ноября 2014 года №140-З "О применении с 1 января 2015 года на территории Нижегородской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» (далее - Закон №140-З), Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 года № 8-З "О нормативных правовых актах Нижегородской области", Закона Нижегородской области от 3 октября 2007 года N 129-З "О Правительстве Нижегородской области", постановления Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2014 года № 61 "Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации", постановления Правительства Нижегородской области от 2 октября 2015 года № 635 "Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения" (далее - Порядок), постановления Правительства Нижегородской области от 20 февраля 2006 года № 50 "Об утверждении Положения о министерстве государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области", Положения о министерстве,постановления Правительства Нижегородской области от 16 октября 2015 года №666 "Об утверждении Положения о министерстве инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области", Положения о министерстве, суд приходит к выводу о том, что Приказ министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области от 22 июня 2015 года N 311-05-11-111/15, приказы Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области №326-13-303/16 от 30.09.2016г., №326-13-463/17 от 14.09.2017г., являющиеся нормативными правовыми актами органа государственной власти субъекта Российской Федерации, приняты как в пределах полномочий Нижегородской области, так и в соответствии с компетенцией уполномоченного на то органа, с соблюдением требований законодательства к форме и виду, процедуре принятия и правилам введения в действие. Данные приказы размещены на официальном сайте Правительства Нижегородской области и Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Административным истцом компетенция Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области и Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области на издание указанных нормативных правовых актов не оспаривалась.

Проверив приказ от 22 июня 2015 года N 311-05-11-111/15, приказ №326-13-303/16 от 30.09.2016г., приказ №326-13-463/17 от 14.09.2017г., в оспариваемых частях на предмет их соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

В силу положений пункта «ж» статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения в Российской Федерации.

Статьей 15 и пунктом 1 статьи 399 НК РФ предусмотрено, что налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса. Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Согласно статье 1 Закона №140-З на территории Нижегородской области порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, применяется с 1 января 2015 года.

Статьей 378.2 НК РФ предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности, установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.

Так, согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении, следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (пункт 1).

Пунктом 4 статьи 378.2 НК РФ установлено, что в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

По смыслу ст.378.2 НК РФ в перечень объектов недвижимого имущества включаются существующие здания (помещения), не снятые с кадастрового учета.

Исходя из анализа приведенных выше правовых норм, для признания отдельно стоящего нежилого здания (строения, сооружения) и помещений в нем объектами недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, достаточно установления одного из условий, перечисленных в пункте 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 9 статьи 213 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, в том числе, соответствует ли оспариваемый нормативный правовой акт или его часть нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

В силу ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений. В соответствии с п.3 ч.2 ст.62 КАС РФ лицо, обратившееся в суд, обязано подтвердить факты, на которые ссылается как на основание своих требований.

В ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что спорный объект недвижимого имущества с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 117,1 кв.м, имеет наименование «магазин», назначение «нежилое здание», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 01.11.2018 (л.д.21).

Согласно техническому паспорту, составленному ГП НО «Нижтехинвентаризация» по состоянию на 22.08.2005 г., здание, расположенное по адресу: <адрес>, имеет назначение «магазин», «торговое» (л.д.54,55).

Из экспликации к поэтажному плану здания, содержащейся в техническом паспорте, следует, что в данном здании расположены торговый зал площадью 81,9 кв.м, склад, холодильник, котельная (л.д.58 оборот).

Земельный участок, на котором расположено здание с кадастровым номером , имеет вид разрешенного использования «для обслуживания здания» (выписка из ЕГРН от 01.11.2018, л.д.33).

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст.84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что спорный объект недвижимости - нежилое здание с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, - относился к видам недвижимого имущества, признаваемым объектами налогообложения, предусмотренным статьей 378.2 НК РФ, и обоснованно включен административным ответчиком в Перечни 2016, 2017, 2018 по основанию предназначения здания для использования в целях размещения торговых объектов, поскольку в соответствии с документами технического учета назначение помещения более 50 процентов общей площади этого здания предусматривает размещение торговых объектов (помещение «торговый зал» занимает площадь 81,9 кв.м из общей площади здания 117, 1 кв.м, л.д.58об.).

В связи с чем, доводы административного истца о том, фактически здание не использовалось в торговых целях, и, соответственно, не подлежало включению в оспариваемые Перечни, отклоняются как необоснованные.

Вместе с тем, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, суд приходит к выводу о возможности частичного удовлетворения заявленных требований Смирновой Т.И. по следующим основаниям.

В материалы дела административным истцом представлен технический паспорт, составленный КП НО «Нижтехинвентаризация» (Шахунское отделение) по состоянию на 13.11.2018, согласно которому назначение и наименование здания по адресу: <адрес>, указаны как «нежилое здание», а согласно экспликации к плану строения (л.д.72), в указанном здании расположены 3 склада и подсобное помещение.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что нежилое здание с кадастровым номером в настоящее время не относится к объектам недвижимого имущества, подпадающим под критерии ст.378.2 НК РФ, поскольку согласно технической документации предназначение здания определяется как складское.

Следовательно, указанный объект подлежит исключению из Перечня 2018.

Определяя момент, с которого названный оспариваемый нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим, суд исходит из того, что обстоятельства, вследствие которых нежилое здание с кадастровым номером 52:03:0050017:96 утратило статус объекта, подлежащего включению в Перечень 2018, имели место 13.11.2018.

Учитывая изложенное, требования Смирновой Т.И. подлежат удовлетворению в части признания недействующим пункта <данные изъяты> раздела «городские округа» («городской округ <адрес>») Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утв. Приказом Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области №326-13-463/17 от 14.09.2017г., с 13 ноября 2018 г.

В остальной части заявленных требований, в том числе в признании недействующим пункта <данные изъяты> раздела «городские округа» («городской округ <адрес>») Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утв. Приказом Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области №326-13-463/17 от 14.09.2017г., со дня принятия, надлежит отказать.

         Согласно пункту 5.6 раздела 5 Постановления Правительства Нижегородской области от 14 февраля 2006 года № 41 «О Реестре нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области» нормативный акт органа исполнительной власти размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте органа исполнительной власти Нижегородской области.

В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2014 года N 61 "Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации", министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области (переименовано в министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области) является уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области по направлению перечня в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области.

Соответственно, сведения об изменениях, внесенных в перечни, в том числе, вследствие принятых судом судебных актов, также подлежат направлению министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области в Управление Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области.

В силу положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивную часть решения подлежит включению указание о возложении на министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области обязанности разместить сообщение о настоящем решении суда в части признания недействующим пункта <данные изъяты> раздела «городские округа» («городской округ <адрес>») Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утв. Приказом Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области №326-13-463/17 от 14.09.2017г., с 13 ноября 2018 г., в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу на официальном сайте административного ответчика, и направить сообщение о решении суда в Управление Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области.

На основании изложенного, и, руководствуясь ст.ст. 175-180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Смирновой ФИО9 удовлетворить частично.

Признать недействующим пункт <данные изъяты> раздела «городские округа» («городской округ <адрес>») Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утв. Приказом Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области №326-13-463/17 от 14.09.2017г., с 13 ноября 2018 г.

Обязать министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области разместить сообщение о решении суда в указанной части в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу на официальном сайте административного ответчика; направить сообщение о решении суда в указанной части в Управление Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области.

В удовлетворении административного искового заявления Смирновой ФИО10 о признании недействующими со дня принятия пункта <данные изъяты> раздела «городские округа» («городской округ <адрес>») Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, утв. Приказом Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области №311-05-11-111/15 от 22.06.2015г., пункта <данные изъяты> раздела «городские округа» («городской округ <адрес>») Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утв. Приказом Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области №326-13-303/16 от 30.09.2016г., пункта <данные изъяты> раздела «городские округа» («городской округ <адрес>») Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утв. Приказом Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области №326-13-463/17 от 14.09.2017г., отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Нижегородский областной суд.

Судья областного суда                                                          Н.В. Гущева

Мотивированное решение изготовлено 04 февраля 2019 года.

3а-49/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Смирнова Т.И.
Ответчики
Министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области
Другие
Прокуратура Нижегородской области
Суд
Нижегородский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.nnov.sudrf.ru
04.12.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
04.12.2018[Адм.] Передача материалов судье
07.12.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
07.12.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.12.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.01.2019[Адм.] Предварительное судебное заседание
23.01.2019[Адм.] Судебное заседание
30.01.2019[Адм.] Судебное заседание
04.02.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.02.2019[Адм.] Дело оформлено
07.02.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.01.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее