Судья: Ефремова Т.В. гр.дело № 33-1517/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 марта 2014 года г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Захарова С.В.,
судей - Сивохина Д.А. (докладчик) и Лазаревой М.А.,
при секретаре – Овчинникове А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Александровой Л.В. на решение Железнодорожного районного суда г.Самары от 25 ноября 2013 года, которым постановлено:
«В удовлетворении заявления Александровой Л.В. о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка по адресу: <адрес> отказать в полном объеме».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., судебная коллегия
установила:
Александрова Л.В. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа министерства имущественных отношений Самарской области (далее – Министерство) в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка.
В обоснование заявления указала, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Министерство с заявлением о предоставлении бесплатно в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 639 кв.м., под садоводство.
ДД.ММ.ГГГГ осуществлен выход комиссии по проведению осмотра испрашиваемого земельного участка. Комиссией установлено, что в границах осматриваемого земельного участка имеются зеленые насаждения.
ДД.ММ.ГГГГ заявителем получен отказ в удовлетворении заявления от ДД.ММ.ГГГГ со ссылкой на пункт 4.1 СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Самара, утвержденных Постановлением Главы городского округа Самара №404 от 10 июня 2008 года, а также на пункты 6.1 и 6.4 приказа Госстроя РФ от 15 декабря 1999 года «Об утверждении правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах РФ», на том основании, что в границах земельного участка находятся зеленые насаждения.
Полагая, что оспариваемый отказ Министерства нарушает её право на бесплатное получение земельного участка в собственность, заявитель просила признать незаконным отказ Министерства в предоставлении ей в собственность бесплатно земельного участка по адресу: <адрес> площадью 639 кв.м., под садоводство и возложить на Министерство обязанность предоставить ей в собственность бесплатно данный земельный участок.
В судебном заседании представитель Александровой Л.В. заявленные требования поддержала.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Александрова Л.В. просит решение суда отменить как постановленное с неправильным применением норм материального права, вынести по делу новое решение об удовлетворении её требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 254 ГПК РФ предоставляет гражданину, организации право оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы; к таким действиям (бездействию) относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ).
Частью 1 ст. 258 ГПК РФ предусмотрено, что суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены (ч. 4 ст. 258 ГПК РФ).
В силу ст. 9 Закона Самарской области «О земле» (в редакции от 09.04.2012г.) предоставление в собственность граждан земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, за исключением, случаев, предусмотренных федеральными законами, настоящим Законом и иными законами Самарской области (пункт 1).
Согласно ч. 2 ст.34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ.
Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 № 67 «Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самаре» полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, с 01.07.2006 возложены на министерство имущественных отношений Самарской области.
Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. № 74 утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, для целей не связанных со строительством (далее – Порядок).
В силу п. п. 2.1, 2.2. Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство имущественных отношений Самарской области заявление о предоставлении земельного участка с указанием цели использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю с приложением документов, указанных в приложении № 2 к настоящему Порядку.
Согласно п. 2.4 Порядка, Министерство в рамках осуществления межведомственного информационного взаимодействия в течение 14 рабочих дней с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка направляет межведомственные запросы в органы и организации в целях получения документов и информации, необходимых для принятия решения о предоставлении земельного участка, в соответствии с приложением № 2 к настоящему Порядку.
В целях установления фактического использования испрашиваемого земельного участка и при наличии оснований, определенных в соответствии с действующим законодательством, министерство или по его поручению соответствующее государственное учреждение Самарской области осуществляет осмотр земельного участка на местности. Результаты осмотра земельного участка оформляются актом осмотра земельного участка.
При выявлении в процессе рассмотрения заявления препятствий для предоставления земельного участка, предусмотренных действующим законодательством, Министерство в течение 14 дней принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка и направляет его в адрес заявителя с указанием причин невозможности предоставления земельного участка.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Александрова Л.В. обратилась в Министерство с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка для ведения садоводства расположенного по адресу: <адрес>
Заявление принято Министерством в установленном порядке и зарегистрировано за №.
По сведениям Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара испрашиваемый земельный участок находится в зоне садово-дачных участок и коллективных садов (Р-5) по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре.
В результате проведенного ГБУ СО «Региональный центр недвижимости» осмотра испрашиваемого заявителем земельного участка ДД.ММ.ГГГГ составлен акт № №, согласно которому на испрашиваемом земельном участке расположен полуразрушенный деревянный сарай, участок частично огорожен забором, зарос кустарниками и деревьями.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ № Министерство отказало заявителю в предоставлении испрашиваемого земельного участка со ссылкой на вышеуказанный акт осмотра земельного участка.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что оспариваемый Александровой Л.В. отказ дан Министерством в пределах предоставленных ему полномочий, в соответствии с требованиями положений ЗК РФ, Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденным Постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 года N 74 и отказ не нарушают права заявителя.
Согласно пункта 1 статьи 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемый заявителем отказ Министерства указанной норме закона соответствует, поскольку Министерством при рассмотрении заявления Александровой Л.В. соблюдены указанные принципы.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что отказ Министерства в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> площадью 639 кв.м., соответствует закону и не нарушает права заявителя.
Доводы апелляционной жалобы об ошибочности выводов суда о законности оспариваемого отказа Министерства опровергаются актом осмотра испрашиваемого земельного участка, из которого следует, что земельный участок не свободен от прав третьих лиц, на что указывает наличие на нем строения и частичного ограждения земельного участка забором. Из ответа и.о. заместителя руководителя Департамента благоустройства и экологии администрации г.о. Самара на запрос суда, согласно которому на испрашиваемом земельном участке произрастают плодовые деревья (яблони, вишни) также следует земельный участком использовался третьими лицами до обращения Александровой Л.В. с заявлением о его предоставлении. Кроме того по сведениям Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара границы испрашиваемого участка налагаются на границы сложившихся землепользователей (л.д. 29).
Вместе с тем исходя из положений пункта 2 статьи 9 Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле", свобода испрашиваемого земельного участка от прав третьих лиц, является обязательным условием предоставления в собственность граждан земельных участков бесплатно из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены по доводам апелляционной жалобы решения, постановленного судом в соответствии с требованиями закона.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Железнодорожного районного суда г.Самары от 25 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Александровой Л.В. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: