Дело № 2а-323/2020
УИД: 91RS0005-01-2020-000442-80
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 декабря 2020 г. Армянский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующей –судьи -Исроиловой В.У.,
при секретаре - Клюевой В.Ю.,
с участием административного ответчика –Андреевой Е.В.,
с участием помощника прокурора г. Армянска –Хоменко Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации города Армянска Республики Крым к судебному приставу –исполнителю Отдела судебных приставов по городу Армянску УФССП России по Республике Крым Андреевой Е. В., Отделу судебных приставов по городу Армянску УФССП России по Республике Крым, УФССП России по Республике Крым об освобождении от взыскания исполнительского сбора, заинтересованные лица –прокурор города Армянска Республики Крым, Государственный комитет по охране культурного наследия Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым,
у с т а н о в и л:
Администрация города Армянска Республики Крым обратилась в суд с административным иском к судебному приставу –исполнителю Отдела судебных приставов по городу Армянску УФССП России по Республике Крым Андреевой Е.В., Отделу судебных приставов по городу Армянску УФССП России по Республике Крым, УФССП России по Республике Крым об освобождении от взыскания исполнительского сбора, заинтересованные лица –прокурор города Армянска Республики Крым, Государственный комитет по охране культурного наследия Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым мотивируя тем, что решением Армянского городского суда Республики Крым от 06.06.2019 г., вступившим в законную силу 03.09.2019 г., на администрацию города Армянска возложена обязанность поставить на кадастровый учет и оформить право собственности на земельные участки с расположенными объектами культурного наследия находящиеся на территории муниципального образования г. Армянск Республики Крым включенные в Единый государственный реестр объектов культурного наследия, а именно: Перекопский вал, Командный пункт руководителей операции по освобождению Крыма от немецко-фашистских захватчиков в 1944 году; Памятный знак в честь воинов 36-го кавалерийского полка 10-й гвардейской кавалерийской дивизии; Памятный знак в честь 40- летия Победы в Великой Отечественной войне; Братские могилы красноармейцев и советских воинов, погибших при обороне в штурме Перекопского вала в годы гражданской и Великой Отечественной войны; Памятный знак в честь воинов-артиллеристов (гаубица); Братская могила советских воинов 1941-1944 годы, 1946 год; Братская могила советских воинов 1941-1944 годов; Памятник боевой техники - гвардейский миномент БМ-13 («Катюша»); Памятник -танк «Т-34»; Братские могилы советских воинов 1920 год, 1935 год, 1941 год, 1944 год; Братская могила советских воинов 1941 год, 1943-1944 годы; Братская могила русских воинов - участников Севастопольской обороны, умерших в госпитале уездного города Перекоп; Могила бойцов отдельной ударно - огневой бригады 51-й стрелковой дивизии. 19.05.2020 г. постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Армянску Андреевой Е.В. возбуждено исполнительное производство № 9876/20/82007-ИП и установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии указанного постановления. 05.06.2020 г. постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Армянску Андреевой Е.В.в отношении администрации города Армянска вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000,00 руб. в связи с неисполнением администрацией требований, содержащихся в исполнительном документе в срок, установленный для добровольного исполнения. Указывают, что с момента вступления решения суда в законную силу, администрацией выполнены следующие действия, а именно: решением Армянского городского совета от 11.12.2018 № 583 (в редакции решения Армянского городского совета от 26.03.2019г. № 664) из бюджета муниципального образования городской округ Армянск Республики Крым предусмотрены денежные средства на расходы, связанные с внесением в государственный кадастр недвижимости сведений о земельных участках под объектами культурного наследия, находящихся на территории муниципального образования городского округа Армянск Республики Крым и объектах недвижимого имущества (объекты культурного наследия), в размере 290000, 00 руб. Между МБУ «Историко-краеведческий музей» г. Армянска Республики Крым и ООО «ЛИБЕР-КРЫМ» заключены муниципальные контракты на оказание услуг по проведению кадастровых работ с подготовкой отчетной документации по объектам культурного наследия. В отношении 4 земельных участков, которые находятся в границах муниципального образования городской округ Армянск Республики Крым, расположенных на границах муниципального образования городской округ Армянск Республики Крым, работы по постановке на кадастровый учет и регистрации права муниципальной собственности завершены, а именно: Братские могилы советских воинов, Республика Крым, г. Армянск, микрорайон им. генерала Корявко, у дома №15; Памятный знак в честь воинов артиллеристов (гаубица), Республика Крым, г. Армянск, ул. Гайдара/ул. Магдесяна; Братская могила советских воинов, Республика Крым, г. Армянск, ул. Иванищева, парк Победы; Братская могила советских воинов, Республика Крым, городской округ Армянск, с. Волошино. В отношении земельных участков под объектами культурного наследия, расположенных за границами населенных пунктов муниципального образования городской округ Армянск Республики Крым в Министерство имущественных и земельных отношений направлялись схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории для утверждения. Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым отказало в утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории до момента внесения изменений в градостроительные документы, правила использования земельных участков. С целью внесения изменений в генеральный план муниципального образования городской округ Армянск Республики Крым, утвержденный решением Армянского городского совета Республики Крым от 26.06.2018 № 526 и Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ Армянск Республики Крым, утвержденные решением Армянского городского совета Республики Крым от 30.10.2018 №558, администрацией собраны соответствующие коммерческие предложения, согласно которым средняя стоимость работ по внесению изменений в генплан составляет 5,08 млн. руб., по внесению изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ Армянск Республики Крым - 6,11 млн. руб. 30.08.2019 г. администрацией г. Армянска Республики Крым направлено в адрес Министерства строительства и архитектуры Республики Крым письмо о рассмотрении вопроса финансирования работ по внесению изменений в Генплан за счет средств бюджета Республики Крым. Указывают, что бюджет Администрации города Армянска Республики Крым является высокодотационным, администрация города Армянска Республики Крым является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования городской округ Армянск Республики Крым и не наделена полномочиями по утверждению бюджета и внесению в него изменений. Также, в связи со сложившейся ситуацией по распространению коронавирусной инфекции, имеется перечень первоочередного финансирования расходных обязательств социально значимого характера. Для исполнения решения суда, кроме финансовых расходов, требуется дополнительное время для внесения изменений в Генеральный план муниципального образования городской округ Армянск Республики Крым, а так же в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ Армянск Республики Крым. Кроме того, определением Армянского городского суда Республики Крым от 11.06.2020 г. администрации г. Армянска предоставлена отсрочка исполнения решения Армянского городского суда Республики Крым от 06.06.2019 г. Считают указанные обстоятельства исключительными, препятствующими немедленно исполнить решение суда, а администрацией города Армянска в рамках полномочий предприняты все меры, направленные на его исполнение. На основании изложенного просит освободить от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного-пристава исполнителя от 05.06.2020 г.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, 24.11.2020 г. в суд поступило заявление о поддержании исковых требований и рассмотрении дела в его отсутствие.
Судебный пристав-исполнитель Отдела судебных приставов по городу Армянску УФССП России по Республике Крым Андреева Е.В. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать пояснив, что у администрации г. Армянска было достаточно времени для надлежащего и своевременного исполнения решения суда.
Помощник прокурора г. Армянска в судебном заседании также исковые требования не признал, просил в удовлетворении иска отказать, по основаниям, указанным судебным приставом-исполнителем.
Представитель административного ответчика -Отдела судебных приставов по городу Армянску УФССП России по Республике Крым, представитель административного ответчика -УФССП России по Республике Крым, представитель третьего лица - Государственного комитета по охране культурного наследия Республики Крым, представитель третьего лица -Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
Судебным разбирательством установлено, что решением Армянского городского суда Республики Крым от 06.06.2019 г., вступившим в законную силу 03.09.2019 г., удовлетворен иск прокурора г. Армянска, признано незаконным бездействие Администрации муниципального образования г. Армянск Республики Крым по устранению нарушений закона об объектах культурного наследия и на Администрацию муниципального образования г. Армянск Республики Крым возложена обязанность в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу поставить на кадастровый учет и оформить право собственности на земельные участки с расположенными объектами культурного наследия находящиеся на территории муниципального образования г. Армянск Республики Крым включенные в Единый государственный реестр объектов культурного наследия, а именно: Перекопский вал, Командный пункт руководителей операции по освобождению Крыма от немецко-фашистских захватчиков в 1944 году; Памятный знак в честь воинов 36-го кавалерийского полка 10-й гвардейской кавалерийской дивизии; Памятный знак в честь 40- летия Победы в Великой Отечественной войне; Братские могилы красноармейцев и советских воинов, погибших при обороне в штурме Перекопского вала в годы гражданской и Великой Отечественной войны; Памятный знак в честь воинов-артиллеристов (гаубица); Братская могила советских воинов 1941-1944 годы, 1946 год; Братская могила советских воинов 1941-1944 годов; Памятник боевой техники - гвардейский миномент БМ-13 («Катюша»); Памятник -танк «Т-34»; Братские могилы советских воинов 1920 год, 1935 год, 1941 год, 1944 год; Братская могила советских воинов 1941 год, 1943-1944 годы; Братская могила русских воинов - участников Севастопольской обороны, умерших в госпитале уездного города Перекоп; Могила бойцов отдельной ударно - огневой бригады 51-й стрелковой дивизии.
19.05.2020 г. судебным приставом – исполнителем ОСП по г. Армянску Андреевой Е.В. возбуждено исполнительное производство № 9876/20/82007-ИП в отношении Администрации муниципального образования г. Армянск Республики Крым, должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления.
05.06.2019 г. (муниципальный контракт № 127-ЛК/2019), 28.11.2019 г. (муниципальный контракт № 140-ЛК/2019), 10.12.2019 г. (муниципальный контракт № 457-ЛК/2019) между Муниципальным бюджетным учреждением «Историко-краеведческий музей» г. Армянска Республики Крым и ООО «ЛИБЕР-КРЫМ» заключены муниципальные контракты на оказание услуг по проведению кадастровых работ с подготовкой отчетной документации по объектам культурного наследия.
17.07.2019 г., 19.07.2019 г., 26.09.2019 г. администрацией города Армянска в адрес Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым направлялись письма об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории под объектами культурного наследия и в соответствии с ответами Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым отказано в утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории до момента приведения администрацией города Армянска Республики Крым документов градостроительного зонирования в соответствие с запрашиваемой целью использования земельного участка.
07.06.2019 г. главой администрации города Армянска вынесено постановление № 409 от 07.06.2019 г., которым внесены изменения в постановление администрации города Армянска Республики Крым от 10.11.2017 г. № 820 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие культуры, сохранение объектов культурного наследия в муниципальном образовании городской округ Армянск Республики Крым».
05.06.2020 г. судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов по г. Армянску УФССП России по Республике Крым Андреевой Е.В. в отношении должника- Администрации города Армянска Республики Крым вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000,00 рублей в связи с неисполнением исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела суд считает необходимым административный иск удовлетворить по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 112 ч. 1, 3 Федерального закона от 2 октября 2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет; исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей.
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора (ч.6 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ).
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч.7 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ).
Согласно ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Таким образом, в силу прямого предписания в законе вопросы имущественного положения должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение установленного судебным приставом-исполнителем срока для добровольного исполнения, наличия или отсутствия предусмотренных ст. 401 ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства, подлежат выяснению при рассмотрении судом иска должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с частью 7 статьи 117 Федерального закона от 2 октября 2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и пунктом 1 статьи 401 ГК РФ суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру лежащей на нем обязанности и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа, т.е. придет к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении требований исполнительного документа.
По смыслу приведенных законодательных положений и разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.
В силу п. 3 ст. 20 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Как следует из постановления Конституционного суда РФ от 30.07.2001 г. № 13-П, взыскание исполнительского сбора производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен должником без уважительных причин, под которыми необходимо понимать чрезвычайные, объективно непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа.
Судом установлено, что 19.05.2020 г. судебным приставом – исполнителем ОСП по г. Армянску Андреевой Е.В. возбуждено исполнительное производство № 9876/20/82007-ИП в отношении должника- Администрации города Армянска Республики Крым, из которого следует, что на администрацию г. Армянска возложена обязанность в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу поставить на кадастровый учет и оформить право собственности на земельные участки с расположенными объектами культурного наследия находящиеся на территории муниципального образования г. Армянск Республики Крым включенные в Единый государственный реестр объектов культурного наследия, а именно: Перекопский вал, Командный пункт руководителей операции по освобождению Крыма от немецко-фашистских захватчиков в 1944 году; Памятный знак в честь воинов 36-го кавалерийского полка 10-й гвардейской кавалерийской дивизии; Памятный знак в честь 40- летия Победы в Великой Отечественной войне; Братские могилы красноармейцев и советских воинов, погибших при обороне в штурме Перекопского вала в годы гражданской и Великой Отечественной войны; Памятный знак в честь воинов-артиллеристов (гаубица); Братская могила советских воинов 1941-1944 годы, 1946 год; Братская могила советских воинов 1941-1944 годов; Памятник боевой техники - гвардейский миномент БМ-13 («Катюша»); Памятник -танк «Т-34»; Братские могилы советских воинов 1920 год, 1935 год, 1941 год, 1944 год; Братская могила советских воинов 1941 год, 1943-1944 годы; Братская могила русских воинов - участников Севастопольской обороны, умерших в госпитале уездного города Перекоп; Могила бойцов отдельной ударно - огневой бригады 51-й стрелковой дивизии.
Также судом установлено, что Администрация города Армянска как до вступления решения суда в законную силу, так и до возбуждения исполнительного производства приступила к осуществлению комплекса мероприятий по постановке на кадастровый учет и оформлению права собственности на земельные участки с расположенными объектами культурного наследия находящиеся на территории муниципального образования г. Армянск Республики Крым включенные в Единый государственный реестр объектов культурного наследия и в целях исполнения решения суда 17.07.2019 г., 19.07.2019 г., 26.09.2019 г. Администрацией города Армянска в адрес Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым направлялись письма об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории под объектами культурного наследия, на которые получены ответы об отказе в утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории до момента приведения администрацией города Армянска Республики Крым документов градостроительного зонирования в соответствие с запрашиваемой целью использования земельного участка.
Кроме того, определением Армянского городского суда Республики Крым от 11.06.2020 г., администрации города Армянска Республики Крым до 01.06.2021 г. предоставлена отсрочка исполнения решения Армянского городского суда Республики Крым от 06.06.2019 г.
Также суд считает необходимым отметить, что в отношении 4 земельных участков, которые находятся в границах муниципального образования городской округ Армянск Республики Крым, расположенных на границах муниципального образования городской округ Армянск Республики Крым, работы по постановке на кадастровый учет и регистрации права муниципальной собственности завершены.
В данном случае исполнение решения суда связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, поскольку законодательством предусмотрена особая процедура.
Согласно требованиям п. 74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 50 от 17.11.2015 г. «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что администрация приняла все зависящие от нее меры для исполнения исполнительного документа и ее вины в неисполнении в установленный срок исполнительного документа не имеется. При этом представление администрацией города Армянска доказательств того, что исполнение исполнительного документа оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, не требуется, поскольку неисполнение истцом исполнительного документа не связано с осуществлением предпринимательской деятельности.
Также суд считает необходимым обратить внимание, что администрации города Армянска необходимо время для внесения изменений в генеральный план муниципального образования городской округ Армянск Республики Крым, администрация города Армянска Республики Крым является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования городской округ Армянск Республики Крым и не наделена полномочиями по утверждению бюджета и внесению в него изменений, денежные средства, находящиеся в распоряжении администрации имеют целевой характер и используются исключительно в соответствии с ведомственной структурой расходов бюджета муниципального образования, принятие бюджета городского округа и отчета о его исполнении, относится к исключительной компетенции Армянского городского совета Республики Крым, в том числе, утверждение изменений (дополнений) в местный бюджет, процедура внесения изменений в бюджет носит длительный характер, данная процедура не может быть начата и окончена в течение пяти дней, которые предоставляются судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, а также принимая во внимание тот факт, что Администрацией города Армянска все необходимые действия по исполнению решения суда предприняты до возбуждения исполнительного производства, при этом ничто не свидетельствует о бездействии Администрации города Армянска, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования.
На основании ст. ст. ст. 8,9, 11, 14, 177-180, 360 КАС РФ, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление Администрации города Армянска Республики Крым к судебному приставу –исполнителю Отдела судебных приставов по городу Армянску УФССП России по Республике Крым Андреевой Е. В., Отделу судебных приставов по городу Армянску УФССП России по Республике Крым, УФССП России по Республике Крым об освобождении от взыскания исполнительского сбора, заинтересованные лица –прокурор города Армянска Республики Крым, Государственный комитет по охране культурного наследия Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, удовлетворить.
Освободить Администрацию города Армянска Республики Крым от исполнительского сбора в размере 50000,00 (пятидесяти тысяч) рублей по постановлению судебного пристава-исполнителя ОСП по городу Армянску УФССП России по Республике Крым Андреевой Е. В. от 05.06.2020 г. по исполнительному производству № 9876/20/82007-ИП.
Апелляционная жалоба на решение Армянского городского суда Республики Крым может быть подана в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Верховный Суд Республики Крым через Армянский городской суд Республики Крым.
Судья:
Полный текст решения суда изготовлен 02.12.2020 г.