Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерацииг. Тамбов 06 июля 2021 года
Ленинский районный суд г.Тамбова в составе:
судьи Воронцовой Е.С.,
при секретаре Шинкиной О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-792/21 по административному иску Кречкиной Елены Александровны к администрации г.Тамбова Тамбовской области о признании незаконным в части постановления от 05.05.2014 № 345,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением администрации г.Тамбова от 05.05.2014 № 3453 «О формировании фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» утвержден перечень многоквартирных домов, расположенных на территории ***, собственники помещений в которых в установленный срок не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован.
Данным постановлением определено сформировать фонд капитального ремонта общего имущества на счете Фонда капитального ремонта Тамбовской области в отношении указанных многоквартирных домов.
Постановлением администрации г.Тамбова от 28.07.2016 № 4697 в указанный перечень внесен многоквартирный дом, расположенный по адресу: ***.
Кречкина Е.А. является собственником нежилого помещения № 82 в указанном многоквартирном доме на основании договора купли-продажи от 24.03.2016 (свидетельство о государственной регистрации права от 06.04.2016 № 68-68/001-68/001/206/2016-449/2).
Она обратилась в суд с административным иском о признании незаконным постановления администрации г.Тамбова от 05.05.2014 № 3453 с учетом изменений постановлением администрации г. Тамбова от 28.07.2016 № 4697 в части включения дома, расположенного по адресу: *** перечень многоквартирных домов, расположенных на территории г.Тамбова, собственники помещений в которых в установленный срок не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован.
В обоснование требований Кречкина Е.А. указала, что в силу п. 6 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также разъяснений, содержащихся в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2016 № 10-П администрация г.Тамбова обязана была прежде принятия оспариваемого постановления в части спорного дома провести собрание собственников помещений для определения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта дома. Между тем, такого собрания администрация г.Тамбова не инициировала, соответственно постановление от 05.05.2014 № 3453 в части спорного дома является незаконным.
В судебное заседание Кречкина Е.А. не явилась, извещена надлежащим образом. Ее представитель по ордеру Родионов А.Б. требования административного иска поддержал по изложенным в нем основаниям. Считал, что оспариваемое постановление нарушило право административного истца на выбор способа формирования фонда капитального ремонта. Полагал, что требования иска должны быть удовлетворены в силу разъяснений, содержащихся в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2016 № 10-П. Указал, что об оспариваемом постановлении Кречкина Е.А. узнала только в 2021 году в ходе судебного разбирательства по иску НО – «Фонд капитального ремонта Тамбовской области» о взыскании с Кречкиной Е.А. задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах.
Представитель административного ответчика по доверенности Уланова Н.Н. в судебном заседании возражала против административного иска, полагая, что процессуальные сроки обращения в суд пропущены. Указала, что не могут быть представлены доказательства исполнения органом местного самоуправления обязанности по созыву общего собрания собственников помещений в спорном многоквартирном доме.
Заинтересованные лица – собственники помещений многоквартирного дома Кузьмичев В.В., Машкова М.И., Машкова А.А., Стрельников О.А., Костин С.Н., Никулина Л.И., Мартынов В.В., Мартынов С.Н. требования административного иска поддержали, указав, что в 2019 году им были представлены платежные документы на оплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Жители дома не согласны с тем, чтобы оплачивать эту задолженность. Не знали и не были уведомлены администрацией г.Тамбова о том, что постановлением администрации г.Тамбова от 28.07.2016 № 4697 их многоквартирный дом включен в перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых в установленный срок не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован. С указанного времени и ранее поднимался вопрос о формировании фонда капитального ремонта посредством перечисления взносов на капитальный ремонт на специальный счет. Но собрания по этому поводу не проводились, соответствующие решения не принимались.
Заинтересованное лицо Стерхов И.И. в судебном заседании указал, что не оспаривает своей обязанности по оплате взносов на капитальный ремонт, поэтому не согласен с требованиями административного иска. Но вместе с тем, считает действия НО – «Фонд капитального ремонта Тамбовской области» незаконными в части способа начислений таких платежей.
Представители Управления государственного жилищного надзора Тамбовской области, НО – «Фонд капитального ремонта Тамбовской области», остальные собственники помещений спорного многоквартирного дома в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
На основании ч.1 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи.
Согласно положениям ч. 3 ст. 169 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен соответствующий многоквартирный дом.
В соответствии с ч. 3 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать способ формирования фонда капитального ремонта посредством перечисления взносов на капитальный ремонт на специальный счет, либо на счет регионального оператора.
Что касается собственников помещений в многоквартирном доме, избравших в качестве способа формирования фонда капитального ремонта аккумулирование соответствующих денежных средств на счете регионального оператора, то Жилищный кодекс Российской Федерации возлагает на них лишь обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 171), а все функции, связанные с распоряжением этими денежными средствами и обеспечением проведения капитального ремонта общего имущества в данном доме в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, передает региональному оператору - создаваемому субъектом Российской Федерации в организационно-правовой форме фонда юридическому лицу (части 1 и 2 статьи 178, части 1 и 2 статьи 182), которое как унитарная некоммерческая организация обладает специальной правоспособностью, в силу чего не вправе осуществлять деятельность, выходящую за ее пределы (п. 7.2 Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2016 N 10-П "По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы")
На основании ч. 5 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
Часть 6 вышеуказанной статьи возлагает на орган местного самоуправления обязанность по созыву общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, если такое решение не было принято ранее.
На основании ч. 7 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 5 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
В п. 7.4 Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2016 N 10-П указано, что по смыслу приведенных законоположений ч. 7 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, принятие органом местного самоуправления такого решения возможно лишь при условии, что собственники помещений в многоквартирном доме по тем или иным причинам - как зависящим, так и не зависящим от их воли - не совершают предписанных законом действий, направленных на исполнение возложенной на них обязанности по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, а именно не формируют фонд капитального ремонта или, если ими принято решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, не обеспечивают оказание услуг и (или) выполнение работ в соответствии с региональной программой капитального ремонта, что со временем приводит к ухудшению состояния самого дома.
Принятие органом местного самоуправления решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирного дома, собственники помещений в котором в установленный законом срок и при наличии всех требуемых для совершения соответствующих действий условий не выбрали или не реализовали определенный ими способ формирования фонда капитального ремонта, представляет собой необходимую меру, направленную на обеспечение сохранности этого дома и его безопасной эксплуатации, что согласуется с предписаниями как статьи 17 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, так и ее статьи 40 (ч. 2).
Вместе с тем в силу ч. 6 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации именно на орган местного самоуправления возлагается обязанность по своевременному созыву общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса об определении способа формирования фонда капитального ремонта - притом что оно должно быть проведено не позднее чем за месяц до окончания установленного ч.ч. 5 и 5.1 той же статьи срока принятия соответствующего решения. Данная обязанность - исходя из принципа поддержания доверия граждан к закону и с учетом социальной природы Российского государства, а также фактически сложившихся между ним и гражданами в течение десятилетий отношений в жилищной сфере - подразумевает и возложение на орган местного самоуправления обязанности по надлежащему информированию граждан о возможных способах формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и последствиях выбора одного из них, а также по оказанию помощи собственникам расположенных в них помещений (прежде всего - собственникам жилых помещений) в принятии того или иного решения в должной форме и по разъяснению порядка его реализации. Неисполнение органом местного самоуправления этой обязанности создавало бы препятствия для осуществления собственниками помещений в многоквартирном доме права на определение способа формирования фонда капитального ремонта и тем самым приводило бы к ограничению права собственности указанных лиц, как оно определено статьей 35 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации.
Соответственно, принятие органом местного самоуправления решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирного дома, собственники помещений в котором в установленный законом срок не выбрали или не реализовали определенный ими способ формирования фонда капитального ремонта, допустимо лишь после того, как им были предприняты все необходимые меры, направленные на проведение общего собрания собственников помещений в данном доме, которое, однако, не было проведено либо в силу каких-либо причин на нем не было принято соответствующее решение, а также если принятое решение в установленный законом срок не было реализовано.
Из материалов дела следует, что на основании договора купли-продажи от 24.03.2016 Кречкина Е.А. приобрела в собственность нежилое помещение, расположенное по адресу: ***, ***.
Указанный многоквартирный дом включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества, утвержденную постановлением администрации Тамбовской области от 25.11.2013 № 1359 «Об утверждении Программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тамбовской области на период 2014 – 2043 годов», на основании постановления администрации Тамбовской области от 01.04.2016 № 343.
Текст постановления № 343 опубликован на сайте сетевого издания "Тамбовская жизнь" (www.tamlife.ru) 05.04.2016, на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 07.04.2016.
В силу ч. 5.1. ст. 4 Закона Тамбовской области от 23.07.2013 № 309-З «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тамбовской области» обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении четырех месяцев после даты официального опубликования актуализированной региональной программы капитального ремонта.Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в данном многоквартирном доме не позднее чем за три месяца до возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.
Постановлением администрации г.Тамбова от 28.07.2016 № 4697 многоквартирный дом, расположенный по адресу: ***, внесен в утвержденный постановлением администрации г.Тамбова от 05.05.2014 № 3453 перечень многоквартирных домов, расположенных на территории г.Тамбова, собственники помещений в которых в установленный срок не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован.
В ходе судебного разбирательства администрация г.Тамбова не оспаривала тот факт, что возложенная на нее обязанность по своевременному созыву общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса об определении способа формирования фонда капитального ремонта не исполнена. Такое собрание не проводилось. Доказательств обратного суда не представлено.
Между тем, постановление администрации г.Тамбова от 28.07.2016 № 4697 было размещено на официальном интернет – портале администрации города и главы города - http://city.tambov.gov.ru, которые в силу п. 7 ст. 50 Устава г.Тамбова (в применимой к настоящим правоотношениям редакции) являются официальными интернет - порталами для размещения (опубликования) муниципальных правовых актов.
Следовательно, оспариваемый акт был доведен до сведения неопределенного круга лиц, и никаких обстоятельств, затрудняющих получение информации о нем и обращение с заявлением в суд, у административного истца не имелось.
Обратившись в суд 23.03.2021, то есть по истечении более четырех лет после принятия оспариваемого постановления, административный истец пропустил без уважительных причин трехмесячный срок обращения в суд с административным исковым заявлением, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований иска.
Доводы о том, что о постановлении Кречкина Е.А. узнала только в 2021 году после получения искового заявления о взыскании с нее задолженности за капитальный ремонт, суд считает несостоятельными, поскольку каких-либо обстоятельств, объективно исключающих возможность подачи административным истцом административного искового заявления в установленный законом срок, по настоящему делу не представлено.
Кроме того, в судебном заседании заинтересованные лица – собственники помещений многоквартирного дома указали, что на протяжении нескольких лет поднимался вопрос о формировании фонда капитального ремонта посредством перечисления взносов на капитальный ремонт на специальный счет. Но собрания по этому поводу не проводились, соответствующие решения не принимались, в том числе по направлению заявлений в суд.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что несмотря на возникшие спорные правоотношения в более ранние периоды, административный иск подан за пределами установленного ст. 219 КАС РФ срока, что является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
По смыслу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявления, если установит, что оспариваемые решения, действия (бездействия) органа принято с нарушением закона и нарушает права, либо свободы гражданина.
В настоящем случае последнее условие отсутствует.
Доводы представителя административного истца о том, что Кречкина Е.А. была лишена права выбора способа формирования фонда капитального ремонта, необоснованны.
Согласно ч. 1 ст. 7 Закона области № 309-З способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска Кречкиной Елены Александровны о признании незаконным постановления администрации г.Тамбова от 05.05.2014 № 3453 с учетом изменений постановлением администрации г. Тамбова от 28.07.2016 № 4697 в части включения дома, расположенного по адресу: *** перечень многоквартирных домов, расположенных на территории г.Тамбова, собственники помещений в которых в установленный срок не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован отказать.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.С. Воронцова
Решение в окончательной форме изготовлено 07.07.2021
Судья Е.С. Воронцова