УИД: 61RS0034-01-2021-001455-53
№ 2А-759 (21)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 октября 2021 года с. Дубовское
Зимовниковский районный суд Ростовской области в составе судьи Кубраковой Е.Г., при секретаре Полубедовой Н.В.,
с участием представителя истца помощника прокурора <адрес> Дзюба А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора <адрес> поданному в интересах неопределенного круга лиц к ФИО4 сельского поселения <адрес>, о признании незаконным бездействия ФИО4 сельского поселения <адрес> и обязании поставить земельный участок на кадастровый учет,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> области в интересах неопределенного круга лицобратился в суд с настоящим иском кАдминистрации ФИО5 сельского поселения <адрес>, о признании незаконным бездействия ФИО4 сельского поселения <адрес> и обязании поставить земельный участок на кадастровый учет, указав, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения требований законодательства к содержанию мест захоронения (кладбищ), расположенных на территории ФИО5 сельского поселения. Из информации ФИО4 сельского поселения следует, что земельные участки под 3 кладбищами, расположенными: 500 м на запад от <адрес>, ФИО5 сельского поселения; <адрес> на земельных участках сельскохозяйственного назначения выделены, однако право муниципальной собственности не оформлено. Земельные участки под размещение кладбищ не включены в реестр муниципального имущества.
Отсутствие права муниципальной собственности на земельные участки, занятые кладбищами, может привести к их ненадлежащему содержанию, незаконному использованию данных земельных участков, что может повлечь нарушение прав неограниченного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Допущенные ФИО11 сельского поселения нарушения требований к содержанию мест захоронения (кладбищ) влекут нарушение прав граждан - жителей ФИО5 сельского поселения на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, то есть состояния здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности, как одного из условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. По результатам проведенной проверки прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ № в адрес главы ФИО4 сельского поселения направлено представление об устранении нарушений законодательства к содержанию мест захоронения (кладбищ). Согласно поступившего в прокуратуру района ответа от ДД.ММ.ГГГГ № допущенные нарушения не устранены, сроки по устранению нарушений не определены. Таким образом, нарушения отраженные в представлении прокуратуры района от ДД.ММ.ГГГГ №, в установленный срок не исполнены.
Требования прокурора не ущемляют самостоятельность ФИО4 сельского поселения <адрес> в решении вопросов местного значения, а направлены на понуждение его в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности. В силу ч. 1 ст. 39 КАС Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Согласно положений статей 218, 227 КАС Российской Федерации признание незаконными решений, действий (бездействия) публичного органа, должностного лица, государственного или муниципального служащего возможно только при их несоответствии нормам действующего законодательства, сопряженном с нарушением прав и законных интересов граждан. При таких обстоятельствах, не обращение ФИО4 сельского поселения <адрес>с заявлением о постановке указанного земельного участка на кадастровый учет, свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации. Указанное свидетельствует о бездействии ФИО4 сельского поселения <адрес>, создает препятствия для содержания кладбища в соответствии с требованиями законодательства, что нарушает права жителей сельского поселения на благоприятные условия проживания. Применение такой меры прокурорского реагирования, как обращение в суд будет адекватно сложившейся ситуации по неисполнению требований закона со стороны должностных лиц ФИО4 сельского поселения <адрес>, поскольку судебное решение имеет высшую юридическую силу.
Административный истец проситпризнать незаконным бездействие ФИО4 сельского поселения <адрес>, связанное с непринятием необходимых мер к постановке на кадастровый учет земельных участков. Обязать ФИО12 сельского поселения <адрес> в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу сформировать земельные участки под 3 кладбищами, расположенными: 500 м на запад от <адрес>, ФИО5 сельского поселения, <адрес> от ст. ФИО5, <адрес>; 350 м на юго-запад от <адрес>, ФИО5 сельского поселения, <адрес>, совершить действия по их постановке на кадастровый учет и оформлению права муниципальной собственности на данные земельные участки.
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора <адрес> ФИО7 поддержал административное исковое заявление прокурора и просил удовлетворить по указанным в иске обстоятельствам.
Представитель административного ответчика - ФИО4 сельского поселения <адрес> в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела. В материалах дела имеется расписка о рассмотрении дела в отсутствие представителя, требования иска признают. Последствия ст. 157 КАС РФ разъяснены и понятны (л.д.17).
Суд, выслушав стороны, исследовав в совокупности материалы дела, находит, что требования прокурора законны, обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ч. 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (Далее - КАС РФ) АС РФ прокурор может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В случаях предусмотренных ст. 39 КАС РФ Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организации, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действий (бездействий) органа, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решений, действий (бездействий) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
Из системного толкования положений статей 18, 25 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" и пункта 22 части 1 статьи 14, пункта 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131) следует, что общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, которые определяют порядок деятельности общественных кладбищ и осуществляют организацию похоронного дела, ритуальных услуг и содержание мест захоронения. При этом организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения.
Согласно пункту 4 статьи 16 Закона о погребении земельный участок для размещения места погребения предоставляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу частей 1, 2 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах.
Из вышеприведенных положений законодательства следует, что содержание мест захоронения, являющееся вопросом местного значения, относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления, который обязан своевременно производить государственную регистрацию земельного участка, занятого и используемого под кладбище.
На общественных кладбищах для погребения умершего предоставляется участок земли в соответствии с п. 5 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон № 8-ФЗ).
Предоставление земельного участка для размещения места погребения, как следует из ч. 4 ст. 16 Закона № 8-ФЗ осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утверждённой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.В силу ч. 1 ст. 16 Закона № 8-ФЗ выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учётом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределённо долгий срок существования места погребения.Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (СанПиН 2.1.3684-21), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3, устанавливают гигиенические требования к содержанию кладбищ.Согласно ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ, виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.В соответствии с приказом Росреестра от 10.11.2020 № П/0412 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» (Зарегистрировано в Минюсте России 15.12.2020 № 61482) вид разрешенного использования земельного участка для размещения кладбища является «ритуальная деятельность». На основании ст. 70 Земельного кодекса РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости». В соответствии с ч. 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Как установлено судом, следует из материалов дела и сторонами не оспаривается, что земельные участки под 3 кладбищами, расположенными примерно: - 500 м на запад от <адрес>, ФИО5 сельского поселения, <адрес>, не выделены, право муниципальной собственности не оформлено, на кадастровый учет не поставлены, право муниципальной собственности на данные земельные участок не зарегистрированы. Факт осуществления захоронений на указанном общественном кладбище также сторонами не оспаривался.
Нарушения, отраженные в представлении прокуратуры района об устранении нарушений законодательства к содержанию мест захоронения (кладбищ) от ДД.ММ.ГГГГ №, в установленный срок не исполнены.
Требования прокурора не ущемляют самостоятельность ФИО4 сельского поселения <адрес> в решении вопросов местного значения, а направлены на понуждение в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности.
ДД.ММ.ГГГГ прокурор <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился с настоящим административным исковым заявлением в суд.
Согласно положений статей 218, 227 КАС Российской Федерации признание незаконными решений, действий (бездействия) публичного органа, должностного лица, государственного или муниципального служащего возможно только при их несоответствии нормам действующего законодательства, сопряженном с нарушением прав и законных интересов граждан. При таких обстоятельствах, не обращение ФИО4 сельского поселения <адрес> с заявлением о постановке указанного земельного участка на кадастровый учет, свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации. Указанное свидетельствует о бездействии ФИО4 сельского поселения <адрес>, создает препятствия для содержания кладбища в соответствии с требованиями законодательства, что нарушает права жителей сельского поселения на благоприятные условия проживания.
Как установлено судом и следует из материалов административного дела, административным ответчиком ФИО4 сельского поселения <адрес> административный иск прокурора, не оспаривается, доказательств обратного, ответчиком суду не представлено. Ответчик полностью признал исковые требования. Заявление ответчика о признании исковых требований приобщено к материалам дела.
Порядок и последствия рассмотрения заявления о признании иска определяются по правилам, установленным статьей 157 КАС РФ.
В силу ч.1 ст. 157 КАС РФ, изложенные в письменной форме заявление об отказе от административного иска или о признании административного иска и условия соглашения о примирении сторон приобщаются к административному делу, о чем указывается в протоколе судебного заседания.
Согласно положениям ст. 65 КАС РФ обстоятельства, которые признаны стороной и на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, принимаются судом в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания.
Признание стороной обстоятельств может быть изложено в устной или письменной форме. Изложенное в письменной форме признание стороной обстоятельств приобщается к материалам административного дела.
Как усматривается из заявления, признание иска является добровольным, последствия признания иска административному ответчику известны.
Поскольку установленные ст.157 КАС РФ условия соблюдены, ответчиком представлено заявление о признании исковых требований в письменной форме, суд считает возможным принять признание иска, исковые требования удовлетворить.
Согласно ч. 2 ст. 178 КАС РФ суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, в связи с чем, срок, в течение которого подлежат исполнению требования прокурора <адрес>, следует установить в течении 4 месяцев.
В силу п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ административный ответчик - ФИО4 сельского поселения <адрес> освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст. 175-182, 227, 228, 298 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░4 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░4 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░4 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░3 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ 4 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 3 ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░:
-500 ░. ░░ ░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░5 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░>;
-400 ░. ░░ ░░░-░░░░░ ░░ ░░. ░░░5 <░░░░░>;
- 350 ░. ░░ ░░░-░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░5 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░>;
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░. ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 25.10.2021 ░░░░.
░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░. ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ (░░░) ░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░
░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░