Решение по делу № 2-2040/2024 от 27.06.2024

Дело 2-2040/2024

79RS0002-01-2024-003749-91

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 августа 2024 года                                                         г. Биробиджан

Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе

судьи         Юртаевой О.А.

при секретаре Тереховой Ю.С.

с участием помощника прокурора г. Биробиджана ЕАО Высотиной В.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Биробиджане гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Биробиджана Еврейской автономной области в защиту интересов Чорной Валентины Владимировны к областному государственному казенному учреждению здравоохранения «Противотуберкулёзный диспансер», департаменту здравоохранения правительства Еврейской автономной области о взыскании задолженности по выплате компенсации в денежной форме, взамен выдачи молока, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

           Прокурор г. Биробиджана обратился в суд в интересах Чорной В.В. к ОГКУЗ «Противотуберкулезный диспансер» о взыскании задолженности по выплате компенсации в денежной форме, взамен выдачи молока, компенсации морального вреда. Требования мотивировал тем, что проведенными прокуратурой города надзорными мероприятиями установлено, что Чорная В.В. трудоустроена в ОГКУЗ «Противотуберкулезный диспансер» в должности <данные изъяты>. Прокуратурой города установлено, что 23.01.2024 главным врачом ОГКУЗ «Противотуберкулезный диспансер» вынесен приказ № 10-ОД «О размере денежной выплаты», согласно которому установлен размер денежной компенсации, эквивалентной стоимости молока жирностью 2,5%, в сумме 59,57 рублей для расчета за одну рабочую смену. Согласно ответу ОГКУЗ «Противотуберкулезный диспансер» от 11.06.2024 задолженность медицинского учреждения перед Чорной В.В. по выплате компенсации в денежной форме взамен выдачи молока за период с января по май 2024 года составляет 5 718 рублей 72 копейки за 96 смен. Статьей 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах. В силу ст. 14 указанного Федерального закона условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса - оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда. При этом подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени) – условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профессиональных заболеваний или профессиональных заболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (пятнадцать и более лет). Из представленных карты специальной оценки условий труда материальный истец занята на работе с вредными 3.2 условиями труда, что дает ей право на получение гарантии и компенсации в виде молока или других равноценных продуктов. Вместе с тем, в нарушение вышеприведенных требований законодательства ОГКУЗ «Противотуберкулезный диспансер» не принято мер по выплате Чорной В.В. компенсации в денежной форме, взамен выдачи молока за период с января по май 2024 года в размере 5 718 рублей 72 копейки за 96 смен, что свидетельствует о нарушении трудовых прав материального истца, на получение предусмотренных нормами действующего законодательства компенсационных выплат.

           Просил суд взыскать с ОГКУЗ «Противотуберкулезный диспансер» в пользу Чорной В.В. задолженность по выплате компенсации в денежной форме, взамен выдачи молока за период с января по май 2024 года в размере 5 718 рублей 72 копейки за 96 смен, компенсацию морального вреда в размере 1 000 рублей.

          Определением суда изменен процессуальный статус третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, департамента здравоохранения правительства ЕАО на соответчика, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечен департамент финансов правительства ЕАО.

Истец Чорная В.В. в суд не явилась, о рассмотрении дела извещена надлежащим образом.

В судебном заседании помощник прокурора г. Биробиджана Высотина В.И., поддержала доводы иска, уточнила исковые требования, просила суд взыскать с ОГКУЗ «Противотуберкулезный диспансер» в пользу Чорной В.В. задолженность по выплате компенсации в денежной форме, взамен выдачи молока за период с января по май 2024 года в размере 5 718 рублей 72 копейки за 96 смен, компенсацию морального вреда в размере 1 000 рублей, при недостаточности у ОГКУЗ «Противотуберкулезный диспансер» имущества, на которое может быть обращено взыскание (взыскание компенсации в денежной форме, взамен выдачи молока, компенсации морального вреда), в пользу Чорной В.В., произвести в субсидиарном порядке с Еврейской автономной области в лице департамента здравоохранения правительства ЕАО.

В судебное заседание представитель ответчика ОГКУЗ «Противотуберкулезный диспансер», не явился, о дате, месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, представил в суд возражения, в котором просил о рассмотрении дело в его отсутствие. В возражениях признал предъявленный иск в части задолженности по выплатам. Указал, что функции учредителя исполняет департамент здравоохранения правительства ЕАО, учредитель утверждает бюджет организации, согласовывает бюджет департамент финансов правительства ЕАО. Денежные средства, для выплаты указанной компенсации, у учреждения отсутствуют. ОГКУЗ «Противотуберкулезный диспансер» неоднократно направляло в адрес департамента здравоохранения правительства ЕАО письма о необходимости выделить дополнительные бюджетные ассигнования, либо согласовать передвижение бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств с одной статьи расходов на другую. С требованием о компенсации морального вреда не согласен, поскольку со стороны работодателя ОГКУЗ «Противотуберкулезный диспансер» отсутствуют неправомерные действия или бездействие. Кроме того, в исковом заявлении нет указаний на то, какие нравственные или физические страдания испытывал работник, не получив своевременно компенсацию в денежной форме, взамен выдачи молока, не предоставлены соответствующие документы. Сам факт задержки выплаты компенсации в денежной форме, взамен выдачи молока не является безусловным основанием для взыскания компенсации морального вреда в пользу Чорной В.В., учитывая, что данная сумма не является частью заработной платы и основным источником дохода.

Представитель ответчика департамента здравоохранения правительства ЕАО в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени его проведения извещен надлежащим образом. В возражениях просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Указал, что бюджетная смета учреждения на 2024 год составлялась в рамках доведенных бюджетных лимитов. У департамента здравоохранения правительства ЕАО не предусмотрена статья расходов на проведение данных выплат, ввиду ограниченных лимитов бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете департаменту здравоохранения на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов, и имеющих целевое назначение. Выделить дополнительные бюджетные ассигнования, либо согласовать передвижение бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств с одной статьи расходов на другую, возможно только с согласования департамента финансов правительства Еврейской автономной области, как главного распорядителя средств субъекта РФ - Еврейской автономной области. Департамент финансов правительства Еврейской автономной области утверждает бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств, и доводит их до главных распорядителей    средств    областного    бюджета,    санкционирует    оплату    денежных обязательств получателей средств областного бюджета. Считает размер заявленной истцом компенсации морального вреда, в размере 1000 рублей, необоснованным, не доказанным. Просил суд учесть, что факт задержки выплаты компенсации в денежной форме, взамен выдачи молока не является безусловным основанием для взыскания компенсации морального вреда в пользу истца, поскольку данная выплата не является частью заработной платы и основным источником дохода. В исковом заявлении не было указано на нравственные и физические страдания истца в связи с невыплатой своевременно компенсации в денежной форме, взамен выдачи молока, не предоставлены соответствующие документы.

В судебное заседание представитель третьего лица департамента финансов правительства ЕАО не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом.

Выслушав пояснение участника процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 1 статьи 45 ГПК РФ, предусмотрено право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений, признаются, в том числе, обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска, а также обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

В силу положений статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором, а также на возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами.

Обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников является одним из направлений государственной политики в области охраны труда (абзац второй части 1 статьи 210 Трудового кодекса Российской Федерации).

Статьей 214 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Работодатель обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; соответствие каждого рабочего места государственным нормативным требованиям охраны труда; систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку; реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда; проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда. Каждый работник имеет право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труд; гарантии и компенсации в связи с работой с вредными и (или) опасными условиями труда (статья 216 Трудового кодекса Российской Федерации).

Согласно уставу ОГКУЗ «Противотуберкулезный диспансер», предметом деятельности учреждения является медицинская деятельность охрана здоровья граждан, учреждение создано в целях оказания специализированной противотуберкулезной медицинской помощи населению ЕАО.

В соответствии с п. 3 устава, учреждение обязано обеспечивать для своих работников безопасные условия труда, осуществлять меры социальной защиты работников и нести ответственность в установленном законодательством порядке за ущерб, причиненный работникам.

Согласно ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель обязан, в том числе, соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; вести коллективные переговоры, а также заключать коллективный договор в порядке, установленном настоящим Кодексом; исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством, в том числе законодательством о специальной оценке условий труда, и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.

Статьёй 222 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что работникам, занятым на рабочих местах с вредными условиями труда, установленными по результатам специальной оценки условий труда, выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты.

Выдача работникам по установленным нормам молока или других равноценных пищевых продуктов по письменным заявлениям работников может быть заменена компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, если это предусмотрено коллективным договором и (или) трудовым договором.

Перечень вредных производственных факторов на указанных рабочих местах устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Из материалов дела следует, что между истцом Чорной В.В. и ОГКУЗ «Противотуберкулезный диспансер» заключен трудовой договор от 16.04.2014, дополнительные соглашения от 19.04.2014, 22.08.2022. Согласно трудовому договору, работник принят на работу, на должность <данные изъяты>

В соответствии с Положением об оплате труда, оплата труда работников включает: оклады, ставки заработной платы, выплаты компенсационного характера, выплаты стимулирующего характера (п. 3.2). Виды выплат компенсационного характера: надбавка во вредных и (или) опасных условиях труда; надбавка за работу в опасных для здоровья и особо тяжелых условиях труда; надбавка за работу в опасных для здоровья условиях труда и иные выплаты (п. 7.1).

Согласно, заключенного с работником дополнительного соглашения к трудовому договору от 16.04.2014 № 563-дс от 22.08.2022, в разделе 6 «охрана и условия труда», работнику установлены гарантии (компенсации) за работу во вредных и (или) опасных условиях труда - бесплатная выдача молока за работу с вредными условиями труда из расчета 500 мл. (0,5) за смену (п. 6.2.1).

Из представленной карты социальной оценки труда № 18 А от 27.12.2021, следует, что гарантии и компенсации, предоставляются работнику, занятому на рабочем месте – <данные изъяты>, это право на молоко или другие равноценные пищевые продукты.

При этом, установленное ст. 222 Трудового кодекса Российской Федерации право работника на компенсацию стоимости молока, если это предусмотрено коллективным договором и (или) трудовым договором, наступает, в случае выбора работником - получение молока либо компенсации. В случае если работодатель не имеет возможности обеспечить гарантированное законом право на получение работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, установленными по результатам специальной оценки условий труда, бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты, в таком случае его компенсация предполагается. Финансовое положение работодателя не имеет правового значения и не может влиять на гарантированное право по обеспечению работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, лечебно-профилактическим питанием, молоком или другими равноценными пищевыми продуктами.

Приказом № 10-Од от 23.01.2024 главного врача ОГКУЗ «Противотуберкулезный диспансер» осуществлена замена ежедневной выдачи 0,5 л молока, жирностью не менее 2,5 %, компенсационной выплатой в сумме 59 рублей 57 копеек из расчета за одну смену.

Согласно, представленному расчету, ОГКУЗ «Противотуберкулезный диспансер» не произвел Чорной В.В., выплату компенсации в денежной форме, взамен выдачи молока за период с января по май 2024 года в размере 5 718 рублей 72 копейки, за 96 смен.

Данный расчёт судом проверен, истец с данным расчётом согласилась, не оспаривала, своих расчётов не представила.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что требование прокурора в интересах Чорной В.В. о взыскании стоимости молока за период с января по май 2024, подлежат удовлетворению, с ОГКУЗ «Противотуберкулезный диспансер» в пользу Чорной В.В. подлежит взысканию компенсация в размере 5 718 рублей 72 копейки.

Согласно ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Учитывая, что ответчиком были нарушены трудовые права истца, исходя из конкретных обстоятельств дела, с учетом объема и характера, причиненных работнику нравственных страданий, степени вины работодателя, принципа разумности и справедливости, длительности нарушения ее прав, суд приходит к выводу о необходимости взыскания в пользу истца денежной компенсации морального вреда в размере 1 000 рублей.

Постановлением правительства Еврейской автономной области от 17.04.2012 № 152-пп «О департаменте здравоохранения правительства Еврейской автономной области» утверждено Положение о департаменте здравоохранения правительства Еврейской автономной области.

Согласно подп. 1.3.4, п. 1.3 Положения о департаменте здравоохранения Правительства ЕАО, утвержденного постановлением правительства ЕАО от 17.04.2012 № 152-пп, основными задачами департамента здравоохранения правительства ЕАО является материально-техническое обеспечение областных государственных учреждений, функции и полномочия учредителя которых, осуществляет департамент здравоохранения правительства ЕАО

Положением статьи 9.1. Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» установлено, что государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием.

В соответствии с законом ЕАО от 27.01.2010 № 684-ОЗ "Об управлении государственной собственностью Еврейской автономной области" правительство области принимает решения о приобретении имущества в государственную собственность области (часть 6 статьи 9).

Согласно, устава ОГКУЗ «Противотуберкулезный диспансер», учреждение является некоммерческой организацией, учредитель и собственник имущества является ЕАО, функции и полномочия учредителя осуществляет департамент здравоохранения правительства ЕАО. Учреждение находится в ведении департамента здравоохранения правительства ЕАО, осуществляющего полномочия главного распорядителя. Учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств, субсидиарную ответственности по обязательствам учреждения несет собственник имущества. (1.7). Финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется за счет средств областного бюджета и на основании бюджетной сметы.

В соответствии с ч. 2 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.

Пунктом 4 статьи 123.22 ГК РФ определено, что казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

Пунктом 7 ст. 63 ГК РФ предусмотрено, что в случаях, если настоящим Кодексом предусмотрена субсидиарная ответственность собственника имущества учреждения или казенного предприятия по обязательствам этого учреждения или этого предприятия, при недостаточности у ликвидируемых учреждения или казенного предприятия имущества, на которое в соответствии с законом может быть обращено взыскание, кредиторы вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого учреждения или этого предприятия.

Основанием для возложения на собственника имущества учреждения субсидиарной ответственности является недостаточность находящихся в распоряжении учреждения денежных средств, а в случаях, установленных законом, иного имущества.

При вышеуказанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что при недостаточности, либо отсутствии денежных средств у ОГКУЗ «Противотуберкулезный диспансер» имущества, на которое может быть обращено взыскание, взыскание компенсации в денежной форме, взамен выдачи молока, компенсации морального вреда, в пользу Чорной В.В., необходимо произвести в субсидиарном порядке с ЕАО в лице департамента здравоохранения правительства ЕАО.

В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. ст. 333.19, 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 400 рублей, исходя из размера удовлетворённых материальных требований и требований о компенсации морального вреда (300 рублей).

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора города Биробиджана Еврейской автономной области в защиту интересов Чорной Валентины Владимировны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> (паспорт серии ) к областному государственному казенному учреждению здравоохранения «Противотуберкулёзный диспансер» (ИНН 7900001786), департаменту здравоохранения правительства Еврейской автономной области (ИНН 7900001070, ОГРН 1027900513156) о взыскании задолженности по выплате компенсации в денежной форме, взамен выдачи молока, компенсации морального вреда - удовлетворить.

Взыскать с областного государственного казённого учреждения здравоохранения «Противотуберкулёзный диспансер» в пользу Чорной Валентины Владимировны задолженность по выплате компенсации в денежной форме, взамен выдачи молока, за период с января по май 2024 года в размере 5 718 рублей 72 копеек, компенсацию морального вреда в размере 1 000 рублей.

При недостаточности у областного государственного казённого учреждения здравоохранения «Противотуберкулезный диспансер» имущества, на которое может быть обращено взыскание (взыскание компенсации в денежной форме взамен выдачи молока, компенсации морального вреда) в пользу Чорной Валентины Владимировны, произвести в субсидиарном порядке с Еврейской автономной области в лице департамента здравоохранения правительства ЕАО.

Взыскать с областного государственного казённого учреждения здравоохранения «Противотуберкулёзный диспансер» в доход бюджета муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области государственную пошлину в размере 700 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья                                Юртаева О.А.

Мотивированное решение изготовлено 27.08.2024.

2-2040/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
И.о. прокурора г. Биробиджана Ревуцкий Р.С.
Чорная Валентина Владимировна
Ответчики
Департамент здравоохранения правительства ЕАО
ОГКУЗ «Противотуберкулезный диспансер»
Другие
Департамент финансов правительства ЕАО
Суд
Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области
Судья
Юртаева Ольга Анатольевна
Дело на сайте суда
birobidzhansky.brb.sudrf.ru
27.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.06.2024Передача материалов судье
03.07.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.07.2024Подготовка дела (собеседование)
20.08.2024Подготовка дела (собеседование)
20.08.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.08.2024Судебное заседание
27.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее