Судья Шаламова Л.М. |
|
Судья-докладчик Черемных Н.К. |
по делу № 33-7490/2020 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 октября 2020 года |
г. Иркутск |
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Губаревич И.И.,
судей Сальниковой Н.А. и Черемных Н.К.,
при секретаре Ситниковой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2323/2020 по иску Громова Александра Владимировича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Братске и Братском районе Иркутской области об отмене решения в части, обязании зачесть период в страховой стаж и стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, признании права на досрочное назначение пенсии
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Братске и Братском районе Иркутской области на решение Братского городского суда Иркутской области от 17 августа 2020 года,
УСТАНОВИЛА:
Громов А.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Братске и Братском районе Иркутской области (далее – ГУ - УПФ РФ в г. Братске и Братском районе Иркутской области), просил признать незаконным решение ГУ - УПФ РФ в г. Братске Братском районе Иркутской области <номер изъят> от 08.04.2020 в части не включения в страховой стаж периода работы с 01.06.1983 по 15.09.1994 в Ангарском ОРС «Братсклесурс»; включить в страховой стаж и в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, период работы с 01.06.1983 по 15.09.1994 в Ангарском ОРС «Братсклесурс»; признать право на досрочное назначение пенсии с 25.12.2019.
В обоснование исковых требований указано, что решением ГУ-УПФ РФ в г.Братске Братском районе Иркутской области от 08.04.2020 <номер изъят> Громову А.В. отказано в досрочном назначении пенсии, не был зачтен период его работы в Ангарском ОРС «Братсклесурс» с 01.06.1983 по 15.09.1994, в связи с тем, что оттиск печати в трудовой книжке не соответствует наименованию организации при приеме на работу. По сведениям архивного отдела г. Братска документы по личному составу Ангарского ОРСа треста «Братсклесурс» им на хранение не поступали, их местонахождение неизвестно. Подтвердить факт работы документально истец не имеет возможности, поскольку указанная организация ликвидирована. Неточности оформления трудовой книжки на предприятии не должны нарушать право истца на социальную защиту.
Решением Братского городского суда Иркутской области от 17 августа 2020 года исковые требования удовлетворены частично. Признано незаконным решение ГУ - УПФ РФ в г. Братске Братском районе Иркутской области <номер изъят> от 08.04.2020 в части не включения в страховой стаж периода работы с 01.06.1983 по 15.09.1994 в Ангарском ОРС «Братсклесурс»; указанный период включен в страховой стаж и в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера; в признании права на досрочное назначение пенсии с 25.12.2019 отказано.
В апелляционной жалобе ГУ-УПФ РФ в г.Братске Братском районе Иркутской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Указывает, что суд неправомерно включил в страховой стаж и стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, период работы Громова А.В. с 01.06.1983 по 15.09.1994 в Ангарском ОРС «Братсклесурс», поскольку ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» запрещено подтверждение характера работы показаниями свидетелей. Для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 и п.6 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ необходимы документы о работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Судом не учтено, что запись в трудовой книжке Громова А.В. о периоде работы с 01.06.1983 по 15.09.1994 в Ангарском ОРС «Братсклесурс» внесена в трудовую книжку с нарушением Инструкции «О порядке ведения рудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях» от 20.06.1974 № 162, документально спорный период не подтвержден.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу Громов А.В. просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Черемных Н.К., изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика Викуловой О.П., обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
В соответствии с ч. 4 ст. 7 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях».
Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону), при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (п.3).
В соответствии с ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
В соответствии с ч.1 ст.35 Федерального закона № 400-ФЗ продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет. В соответствии с ч.2 ст.35 Федерального закона № 400-ФЗ продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, начиная с 1 января 2016 года ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона.
Согласно ч.3 ст.35 Федерального закона № 400-ФЗ с 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.
Согласно ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем.
В соответствии со ст.14 Федерального закона № 400-ФЗ и Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 №1015, при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж, иные периоды, засчитываемые в страховой стаж в соответствии со ст.ст.11, 12 данного Закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица – на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Громов А.В., <дата изъята> года рождения, является получателем пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» с <дата изъята> пожизненно.
В период с 01.06.1983 по 15.09.1994 Громов А.В. осуществлял трудовую деятельность в Ангарском ОРС «Братсклесурс» (л.д. (данные изъяты)). Решением ГУ - УПФ РФ в г. Братске и Братском районе Иркутской области <номер изъят> от 08.04.2020 указанный период работы истца не был засчитан в страховой стаж, в связи с тем, что в трудовой книжке наименование организации при приеме на работу не соответствует оттиску печати, заверяющей сведения о работе, записи внесены в трудовую книжку с нарушением Инструкции «О порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях» от 20.06.1974 № 162.
Согласно ответам на запросы суда архивного отдела администрации МО г. Братска от 16.07.2020, архивного отдела администрации МО «Братский район» от 29.07.2020 документы по личному составу Ангарского ОРС треста «Братсклесурс» за 1983-1984 годы на хранение не поступали (л.д. (данные изъяты)).
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Громов А.В. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 10.05.2011. Спорный период относится к периоду до регистрации истца в качестве застрахованного лица, в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица сведения о работе в спорный период не отражены.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования в части признания незаконным решения ГУ - УПФ РФ в г. Братске и Братском районе Иркутской области <номер изъят> от 08.04.2020 в части не включения в страховой и специальный стаж периода работы Громова А.В. с 01.06.1983 по 15.09.1994 в Ангарском ОРС «Братсклесурс», возложения на ответчика обязанности включить указанный период в страховой стаж и в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, суд исходил из того, что основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору за период до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица является трудовая книжка; трудовая книжка истца является допустимым доказательством по делу, поскольку содержащиеся в ней записи о работе истца в спорный период согласуются с совокупностью собранных по делу доказательств; представленными доказательствами, оцененными судом в их совокупности, подтвержден факт работы истца в спорный период в Ангарском ОРС «Братсклесурс», расположенном в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Отказывая в удовлетворении требования о признании за Громовым А.В. права на досрочное назначение пенсии с 25.12.2019, суд первой инстанции правильно применил положения ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и исходил из того, что страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию, по состоянию на 25.12.2019 такое право у истца не возникло.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они подробно мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на представленных доказательствах и нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для включения спорного периода работы истца в страховой стаж и стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, о запрете установления факта работы истца в спорный период на основании свидетельских показаний, отсутствии документального подтверждения работы истца в спорный период не могут быть приняты во внимание, поскольку характер работы истца в данном деле показаниями свидетелей не устанавливался, для включения в страховой стаж периодов работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» свидетельские показания являются допустимым доказательством, невозможность получения истцом документов о работе в спорный период судом установлена, его вина в невозможности представления дополнительных документов работодателя отсутствует. Учитывая, что основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору за период до регистрации в качестве застрахованного лица, при досрочном назначении пенсии по старости является трудовая книжка, суд с учетом оценки всех собранных по делу доказательств возложил обязанность по включению спорного периода работы как в страховой стаж истца, так и в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Ненадлежащее исполнение работодателем обязанностей по ведению трудовых книжек, соблюдению Инструкции «О порядке ведения рудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях» от 20.06.1974 № 162, непредоставление сведений в пенсионный орган является виной работодателя и не может являться основанием к отказу во включении Громову А.В. спорного периода работы в страховой стаж и стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, влекущих отмену судебного постановления, в связи с чем решение суда, проверенное в силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Братского городского суда Иркутской области от 17 августа 2020 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судья-председательствующий |
И.И. Губаревич |
Судьи |
Н.А. Сальникова |
Н.К. Черемных |