№2а-724/2018
(№24RS0004-01-2018-000346-27)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 июля 2018 года Березовский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи – Золотухиной А.Б.,
при секретаре – Воробович М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Пратько Н.И. к Управлению по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края о возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка,
у с т а н о в и л:
Пратько Н.И. обратился в суд с административным иском к Управлению по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края о возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка. Требования мотивировал тем, что ему на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. С целью оформления права собственности на земельный участок, находящийся под указанным выше домом, в году он обратился в Управление по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: <адрес>, общей площадью 1 794 кв.м., на кадастровом плане территории, однако ему было отказано. Основанием к отказу явилось то, что данный земельный участок расположен на территории Маганского сельсовета Березовского района и его заявление направлено в Маганскую сельскую администрацию, где ему также было отказано и рекомендовано обратиться в администрацию Манского района Красноярского края. С таким же заявлением он обратился в администрацию Манского района Красноярского края, где ему также было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка. Основанием к отказу явилось то, что спорный земельный участок, находящийся в п.Жистык Березовского района, относится к Маганскому сельсовету Березовского района. В последующем он обращался в прокуратуру Березовского района Красноярского края с просьбой провести проверку законности отказов в утверждении схемы расположения земельного участка с дальнейшим признанием права собственности. После проведенной проверки по его заявлению, действия Управления по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка признаны незаконными, внесено представление в администрацию Березовского района Красноярского края об устранении нарушений закона, а ему в случае отказа обратиться в суд. Однако администрацией Березовского района Красноярского края ему снова было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка, рекомендовано обратиться в Территориальное управление Росимущества в г. Красноярке. В этой связи просит суд возложить на Управление по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края обязанность принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка, общей площадью 1 794 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>
В судебном заседании административный истец Пратько Н.И. исковые требования поддержал по изложенным выше основаниям.
Представитель административного ответчика Управления по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края, представители заинтересованных лиц администрации Манского района Красноярского края, Межрегионального территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, Березовский отдел, КГКУ «Маганское лесничество», Министерства лесного хозяйства Красноярского края, Федерального агентства лесного хозяйства в судебное заседание не явились, о дне рассмотрения дела извещались своевременно, должным образом.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд полагает необходимым в удовлетворении административных исковых требований отказать по следующим основаниям.
Согласно ст. 39.2 Земельного кодекса РФ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
На основании ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Исходя из п. 3 ч. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Земельного кодекса.
В силу пп. 3 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
В соответствии с п. 7 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
В соответствии со ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Статья 7 Лесного кодекса РФ устанавливает, что лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 1 ст. 101 Земельного кодекса РФ землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Согласно п. 2 ст. 9 Земельного кодекса РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Осуществление части полномочий в области лесных отношений, в том числе и в отношении земельных участков лесного фонда, Российской Федерацией передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации на основании ст. 83 Лесного кодекса РФ.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ органу государственной власти субъекта Российской Федерации переданы полномочия Российской Федерации в части предоставления в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду (в том числе организация и проведение соответствующих торгов), безвозмездное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений (в том числе организация и проведение соответствующих торгов), принятие решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, заключение соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, принятие решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда.
Судом установлено, что на основании договора купли-продажи от <дата> Пратько Н.И. на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 11, 12).
<дата> Пратько Н.И. на имя руководителя Управления по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края подано заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: <адрес>
<дата> письмом и.о. руководителя Управления по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, поскольку образуемый земельный участок расположен на землях государственного лесного фонда, полномочия по распоряжению которыми в соответствии со ст.83 Лесного кодекса РФ переданы органу государственной власти субъекта Российской Федерации – Министерству лесного хозяйства. Однако с учетом утвержденных документов территориального планирования (генерального плана Маганского сельсовета, утвержденного <адрес> Совета депутатов от <дата> №Р), данный участок расположен на землях населенных пунктов. В связи с этим, в соответствии со ст. 82 Лесного кодекса РФ, непосредственным распорядительным органом федеральной собственности является Территориальное управление Росимущества в Красноярском крае, в связи с чем необходимо обратиться в Территориальное управление Росимущества в Красноярском крае (л.д. 27).
Оценивая представленные по делу доказательства, суд исходит из того, что согласно представленных суду таксационного описания, выкопировки из планшета Маганского участкового лесничества КГБУ «Маганское лесничество», схематической карты территории лесничества следует, что испрашиваемый заявителем земельный участок расположен в границах государственного лесного фонда в <адрес> Маганского участкового лесничества КГБУ «Маганское лесничество», при этом спорный земельный участок относится к землям населенных пунктов.
Поскольку испрашиваемый Пратько Н.И. земельный участок расположен в границах государственного лесного фонда и принадлежит Российской Федерации, Управление по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края не имеет полномочий распоряжаться спорным земельным участком, в том числе утверждать схему расположения земельного участка.
В соответствии со ст.1 Земельного кодекса РФ земельный участок должен относится только к одной категории земель и образование земельного участка, относящегося одновременное к двум категориям земель, недопустимо.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую» предусмотрено, что перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае установления или изменения границы населенного пункта
Из приведенных норм закона следует, что даже с включением земель государственного лесного фонда в границы населенных пунктов, автоматического перевода земель в муниципальную собственность не происходит. Лесной контроль на землях государственного лесного фонда, в силу п. 5 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ, осуществляют органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а не органы местного самоуправления.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что расположение земельного участка, испрашиваемого Пратько Н.И. , не могло быть утверждено Управлением по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края, с данным заявлением административному истцу необходимо обратиться в Министерство лесного хозяйства.
С учетом фактических обстоятельств дела, суд полагает необходимым отказать в удовлетворении требований Пратько Н.И. о возложении на Управление по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края обязанности принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка, общей площадью 1 794 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
в удовлетворении административного искового заявления Пратько Н.И. к Управлению по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края о возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка, отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Березовский районный суд Красноярского края в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий А.Б. Золотухина