Дело № 2а-1107/22
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Сверчкова И.В.,
при секретаре Зубик О.Н.,
с участием представителя ответчиков и заинтересованного лица Тихоновой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ухте Республики Коми 31 мая 2022 года административное дело по административному исковому заявлению Кобелева Д.В. к федеральному казённому учреждению исправительная колония № 19 Управления ФСИН России по Республике Коми и Федеральной службе исполнения наказаний России о взыскании денежной компенсации,
установил:
Кобелев Д.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к федеральному казённому учреждению исправительная колония № 19 Управления ФСИН России по Республике Коми о взыскании денежной компенсации, в обоснование требований указав, что он отбывает уголовное наказание в ИК с 24.05.2021. Коммунально-бытовые условия столовой учреждения, а также ее санитарное состояние не соответствует нормам.
В дальнейшем административный истец требования уточнил, просил взыскать денежную компенсацию также в связи с тем, что осужденные трудоустроенные в столовой, в качестве подсобного рабочего, допускались к раздаче пищи.
Определением от 14.03.2022 к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФСИН России, в качестве заинтересованного лица – УФСИН России по РК.
Административный истец в судебное заседание не прибыл по объективным причинам, отбывает уголовное наказание, ранее ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.
Представитель ответчиков с иском не согласилась, просила в удовлетворении требований отказать.
В ходе разбирательства по делу допрошен свидетель С...А.В.
Заслушав представителя ответчиков и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Истец, с 24.05.2021 по настоящее время отбывает уголовное наказание в ИК, что подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами.
В обоснование требований истец приводит следующие доводы.
В помещении столовой учреждения имеются грибок, плесень, пища подается холодной, питание не соответствует нормам, горячее водоснабжение отсутствует, посуда имеет сколы, не хватает кружек, на окнах нет москитных сеток, летом мошки и комары, бегают крысы, возле столовой расположена свалка, от нее исходит неприятный запах, который попадает в столовую осужденные, работающие в столовой, не надевают колпаки и перчатки, работают в грязной одежде, без санитарных книжек.
Приготовление пищи спецконтингента организовано в соответствии с нормами питания постановления правительства Российской Федерации от 11.04.2005 № 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время» и приказа Минюста Российской Федерации от 17.09.2018 № 189 «Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время».
В ИК регулярно проводится контрольно-показательная варка пищи, о чем составляются акты (л.д. 56-113). В контрольно-показательной варке участвуют пять сотрудников из числа столовой учреждения, качество блюд удовлетворительное.
Меню-раскладками (л.д. 147-186) подтверждается, что питание осуждённых организовано согласно нормам, в достаточном количестве и разнообразии как супов (на мясном и курином бульоне), так и вторых блюд (плов, макароны, говядина, курица, рыба, каши), каши на молоке, компот, кисель, чай.
Из представленных материалов следует, что приём пищи довольствующимися производится по распорядку дня, утверждённому начальником учреждения, в ИК организовано трехразовое питание, перерыв между приемами пищи составляет не более 7 часов. Посещение столовой организовано поотрядно. Пища готовится по утвержденным меню-раскладкам отдельно по каждой норме. Дежурный помощник присутствует при каждой закладке продуктов в котел и совместно с медицинским работником проверяет качество пищи, соответствие приготовленных блюд раскладкам.
В письме ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России от 17.11.2021 № 88/10-6472 сообщило, что столовая учреждения располагает всем необходимым набором помещений. Канализационная и водопроводная системы функционируют исправно. Технологическое оборудование в достаточном количестве. Поточность технологического процесса соблюдается на всех этапах приготовления и реализации пищи. Качество приготовленных блюд удовлетворительное. Столовая и кухонная посуда имеется в достаточном количестве и надлежащем качестве. Вся документация: меню-раскладка, журнал контроля качества приготовленной пищи, санитарный журнал, бракеражный журнал, журнал осмотра на гнойничковые заболевания, журнал температурного режима холодильников, меню-раскладка, ведётся согласно установленным формам. Имеется промаркированный уборочный инвентарь, хранится в специально отведенном месте. Обеденный зал рассчитан на 200 посадочных мест. При входе в обеденный зал установлено восемь раковин для мытья рук. В обеденном зале имеется 20 столов для приема пищи на десять посадочных мест. Имеется зона раздачи – мармит и линия раздачи. Санитарное состояние обеденного зала удовлетворительное.
Допустимых доказательств, в том числе по вопросу санитарного состояния обеденного зала (столовой) свидетельствующих об обратном, не имеется. Из представленных фотоматериалов также не следует, что помещение столовой требует ремонта, наличие грязи, плесени, в том числе и у оконных проемов, не подтверждено.
Для борьбы с грызунами ИК ежегодно заключает государственные контракты на проведение дератизации. Санитарно-эпидемиологических нарушений в ИК должностными лицами ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России не выявлено. Актов прокурорского реагирования по данному вопросу не имеется. Кроме того, в столовой учреждения регулярно проводится дезинфекция, что подтверждается актами за 2022 года (л.д. 114-126).
Согласно ведомости (л.д. 41) на столовой учреждения числится 627 кружек пластмассовых, что при условии посещения столовой поотрядно, вполне достаточно для обеспечения ими всех осужденных.
Административным истцом сделано утверждение об отсутствии горячей воды в столовой учреждения.
В силу п.п. 19.2.1 и 19.2.5 Свода правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20.10.2017 № 1454/пр здания исправительных учреждений должны быть оборудованы, в том числе горячим водоснабжением; подводку горячей воды следует предусматривать к санитарным приборам, требующим обеспечения горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.).
Пункт 8.1.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных постановлением Главного государственного врача РФ от 10.06.2010 № 64, предусматривает в жилых зданиях хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение.
Требования о подводке горячей воды к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях предусмотрены также Инструкцией по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста РФ, утвержденной Приказом Минюста РФ от 02.06.2003 № 130-ДСП, которая впоследствии была признана утратившей силу приказом Минюста России от 22.10.2018 № 217-дсп. Согласно п. 1.1 данной Инструкции ее положения должны были соблюдаться при разработке проектов на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение зданий, помещений и сооружений исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы, за исключением тюрем.
Согласно техническому паспорту здание столовой обеспечено горячей водой от собственной котельной, поэтому довод об отсутствии в столовой ИК горячей воды своего подтверждения не нашел.
По вопросу расположения контейнерной площадки следует отметить следующее.
В силу п. 1 и 3 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об отходах производства и потребления" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022) накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Абз. 3 и 4 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 (ред. от 14.02.2022) "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (вместе с "СанПиН 2.1.3684-21. Санитарные правила и нормы...") (Зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2021 N 62297) специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра. Расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи <6> должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.
Административный ответчик пояснил, что контейнерная площадка для сбора ТКО оборудована в 22 метрах от здания столовой. Фотоматериалами подтверждается, что площадка находится в удалении от здания столовой, контейнеры находятся на бетонном покрытии, ограждение имеется. В этой части доводы истца также не нашли своего подтверждения.
Административный истец также указал на то, что в столовой учреждения осужденные работают в грязной одежде, без колпаков и перчаток. Осужденные Титов и Сохарев работали на раздаче пищи без санитарных книжек.
Осужденные Титов В.Л. и Сохарев А.В. были трудоустроены в столовую учреждения в качестве подсобных рабочих (л.д. 51 и 53). В обязанности подсобного рабочего, согласно должностной инструкции входит уборка и дезинфекция помещения столовой, разгрузка сырья и полуфабрикатов, доочистка овощей, чистка оборудования, уборка отходов. При трудоустройстве в столовую осужденные проходят медицинские осмотры, по результатам которых выдаются медицинские заключения. В материалах дела имеется медицинское заключение, выданное 25.01.2022 на Титова В.Л. о том, что он годен к работе кухонным рабочим столовой. До указанной даты сведений о том, что Титов В.Л. либо Сохарев А.В. были допущены к работе на кухне, либо к раздаче пищи материалы дела не содержат. Показания свидетеля Сохарева А.В. в данной части также судом не принимаются, поскольку заявлены голословно и материалами дела не подтверждены. Также следует отметить, что свидетелем Сохаревым А.В. предъявлен аналогичный иск к ИК, это свидетельствует о наличии заинтересованности свидетеля в исходе настоящего дела, а потому показания данного свидетеля не могут быть положены в основу принятия решения.
Согласно личным карточкам учета выдачи СИЗ, работникам столовой выдаются перчатки (подсобным рабочим), колпаки выдаются работникам, занятным на кухне. Данных о том, что сотрудники столовой работают в грязной одежде, не имеется. В ходе проведенных проверок ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России данные нарушения также не установлены. Актов прокурорского реагирования не имеется.
Положениями статьей 17, 21, 22 Конституции Российской Федерации предусмотрено право на свободу и личную неприкосновенность является неотчуждаемым правом каждого человека, что предопределяет наличие конституционных гарантий охраны и защиты достоинства личности, запрета применения пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания.
Возможность ограничения указанного права допускается лишь в той мере, в какой оно преследует определенные Конституцией Российской Федерации цели, осуществляется в установленном законом порядке, с соблюдением общеправовых принципов и на основе критериев необходимости, разумности и соразмерности, с тем, чтобы не оказалось затронутым само существо данного права.
Согласно ст. 8 УИК РФ Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием.
Частью 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской федерации предусмотрено, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
В силу частей 2, 11 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные имеют право на вежливое обращение со стороны персонала учреждения, исполняющего наказания. Они не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или взысканию. Меры принуждения к осужденным могут быть применены не иначе как на основании закона. При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний.
В п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» разъяснено, что в практике применения Конвенции о защите прав человека и основных свобод Европейским Судом по правам человека к «бесчеловечному обращению» относятся случаи, когда такое обращение, как правило, носит преднамеренный характер, имеет место на протяжении нескольких часов или когда в результате такого обращения человеку были причинены реальный физический вред либо глубокие физические или психические страдания. Следует учитывать, что в соответствии со статьей 3 Конвенции и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. Унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания. Оценка указанного уровня осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения. В некоторых случаях принимаются во внимание пол, возраст и состояние здоровья лица, которое подверглось бесчеловечному или унижающему достоинство обращению.
Таким образом, по доводам, изложенным истцом, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-188, 219, 226-228 КАС РФ, суд
решил:
Отказать в удовлетворении административного искового заявления Кобелева Д.В. к федеральному казённому учреждению исправительная колония
№ 19 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Коми и Федеральной службе исполнения наказаний России о взыскании денежной компенсации, о взыскании денежной компенсации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Ухтинского городского суда РК И.В. Сверчков
Мотивированное решение составлено 15 июня 2022 года.
11RS0005-01-2022-000823-96