УИД 66RS0033-01-2024-000194-29
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Екатеринбург 25.07.2024
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Кокшарова Е.В.,
судей Хрущевой О.В.,
Редозубовой Т.Л.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Волковым К.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску Смирновой Елены Анатольевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, включении периодов работы в специальный страховой стаж,
по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области на решение Краснотурьинского городского суда Свердловской области от 07.03.2024.
Заслушав доклад судьи Кокшарова Е.В., объяснения Смирновой Е.А. и её представителя Демченковой А.В., судебная коллегия
установила:
Смирнова Е.А. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области (далее - пенсионный орган), в котором просила:
признать решение от 24.10.2023 №783101/23 в части отказа во включении в стаж на соответствующих видах работ периодов работы с 01.10.2008 по 06.05.2009 в качестве медицинской сестры в санатории - профилактории «Богословский» Управления соцобъектами филиала БАЗ-СУАЛ ОАО «СУАЛ», 01.01.2023 по 18.10.2023 в качестве фельдшера в фельдшерском здравпункте поликлиники ООО «РУСАЛ Медицинский центр» филиал в г.Краснотурьинске;
возложить обязанность включить периоды работы с 01.10.2008 по 06.05.2009 в качестве медицинской сестры в санатории - профилактории «Богословский» Управления соцобъектами филиала БАЗ-СУАЛ ОАО «СУАЛ», 01.01.2023 по 18.10.2023 в качестве фельдшера в фельдшерском здравпункте поликлиники ООО «РУСАЛ Медицинский центр» филиал в г.Краснотурьинске в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, на основании п.20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В обоснование иска указала, что в оспариваемые периоды осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения. Полагая, что у неё возникло право на досрочное пенсионное обеспечение, Смирнова Е.А. 19.10.2023 обратилась к ответчику с соответствующим заявлением. Решением пенсионного органа от 24.10.2023 №783101/23 Смирновой Е.А. отказано в назначении досрочной пенсии по старости, по причине отсутствия необходимой продолжительности стажа на соответствующих видах работ в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах (не менее 30 лет). Считала решение пенсионного органа неправомерным, поскольку ответчик без достаточных на то оснований не включил в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периоды осуществления Смирновой Е.А. лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, как в календарном, так и льготном исчислении. Необоснованный отказ пенсионного органа в назначении страховой пенсии, с учетом спорных периодов нарушает право истца на досрочное пенсионное обеспечение.
Пенсионный орган иск не признал и, ссылаясь на необоснованность требований, указал, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости предоставлено лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. В силу того, что истец обратилась в пенсионный орган с соответствующим заявлением до возникновения у неё права на досрочную страховую пенсию по старости, то оснований для удовлетворения требований Смирновой Е.А. не имеется.
Решением Краснотурьинского городского суда Свердловской области от 07.03.2024 иск Смирновой Е.А. удовлетворен.
Судом постановлено:
признать решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области от 24.10.2023 №783101/23 в части отказа во включении Смирновой Е.А. в стаж на соответствующих видах работ периодов работы с 01.10.2008 по 06.05.2009 в качестве медицинской сестры в санатории - профилактории «Богословский» Управления соцобъектами филиала БАЗ-СУАЛ ОАО «СУАЛ», 01.01.2023 по 18.10.2023 в качестве фельдшера в фельдшерском здравпункте поликлиники ООО «РУСАЛ Медицинский центр» филиал в г.Краснотурьинске незаконным;
возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области обязанность включить периоды работы Смирновой Е.А. с 01.10.2008 по 06.05.2009 в качестве медицинской сестры в санатории -профилактории «Богословский» Управления соцобъектами филиала БАЗ-СУАЛ ОАО «СУАЛ», 01.01.2023 по 18.10.2023 в качестве фельдшера в фельдшерском здравпункте поликлиники ООО «РУСАЛ Медицинский центр» филиал в г.Краснотурьинске в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, на основании п.20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях»;
взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области в пользу Смирновой Е.А. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Не согласившись с решением суда, пенсионным органом подана апелляционная жалоба, содержащая просьбу отменить судебное постановление, принять по делу новое решение об отказе Смирновой Е.А. в удовлетворении исковых требований в полном объеме, поскольку выводы суда, изложенные в судебном постановлении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права.
На апелляционную жалобу от Смирновой Е.А. поступили письменные возражения, согласно которым решение суда является законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств, имеющих значение для дела, с правильным применением норм материального и процессуального права, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции явились Смирнова Е.А. и её представитель Демченкова А.В., указавшие на законность и обоснованность решения суда.
Пенсионный орган, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, посредством заблаговременного (07.06.2024) размещения соответствующей информации на официальном сайте Свердловского областного суда в сети «Интернет», направления извещения на адрес электронной почты, явку своего представителя, наделенного в установленном порядке полномочиями в судебное заседание, не обеспечил.
Судебная коллегия не нашла оснований для отложения судебного разбирательства и сочла возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на неё, в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, приходит к следующему.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 2,3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 №23 «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости, допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст.ст. 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленный фактов.
Постановленное по делу решение суда в полной мере не отвечает вышеуказанным требованиям.
Законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 16.07.1999 №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», Федерального закона от 28.12.2013 №424-ФЗ «О накопительной пенсии», Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с ч.2 ст.2 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно ч.2 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», п. «н» ст. 1 которого установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются:
при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 №1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно;
список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абз. 4 и 5 п. 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно;
перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что полагая о наличии права на досрочное пенсионное обеспечение, Смирнова Е.А. 19.10.2023 обратилась к ответчику с соответствующим заявлением.
Решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области от 24.10.2023 №783101/23 Смирновой Е.А. отказано в назначении досрочной пенсии по старости, по причине отсутствия необходимой продолжительности стажа на соответствующих видах работ в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах (не менее 30 лет).
В стаж на соответствующих видах работ, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии, пенсионный фонд не включил оспариваемые истцом периоды осуществления трудовой деятельности, по мотиву документального не подтверждения льготного характера работы, в том числе по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета.
Общая продолжительность трудовой деятельности Смирновой Е.А., зачтенная пенсионным органом в стаж на соответствующих видах составила 29 лет 09 месяцев 18 дней, величина индивидуального пенсионного коэффициента более 25,8 (ч.3 ст.35 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Разрешая спор и удовлетворяя иск в части включения Смирновой Е.А. в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости периодов работы с 01.10.2008 по 06.05.2009 в качестве медицинской сестры в санатории - профилактории «Богословский» Управления соцобъектами филиала БАЗ-СУАЛ ОАО «СУАЛ», 01.01.2023 по 18.10.2023 в качестве фельдшера в фельдшерском здравпункте поликлиники ООО «РУСАЛ Медицинский центр» филиал в г.Краснотурьинске, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 №516, оценив в совокупности, представленные сторонами в материалы дела доказательства, по правилам ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из доказанности обстоятельств работы истца в определенных условиях, подтверждающих её льготный характер и влияющих на досрочное назначение пенсии по старости.
Оснований согласиться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку они не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на не правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, не верной оценке представленных в материалы дела доказательств.
Проверяя обоснованность доводов апелляционной жалобы об отсутствии оснований для включения в специальный страховой стаж, периода трудовой деятельности Смирновой Е.А. в качестве медицинской сестры в санатории - профилактории «Богословский» Управления соцобъектами филиала БАЗ-СУАЛ ОАО «СУАЛ», судебная коллегия признаёт их заслуживающими внимания.
С 01.11.1999 введен в действие Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 №1066.
Этим списком к учреждениям здравоохранения, работа в которых дает право на пенсию по выслуге лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, были отнесены, в частности, санатории (курорты) (в том числе детские) для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, психоневрологические (п. 21 Списка, раздел «Наименование учреждений»).
Аналогичное правовое регулирование закреплено и в п.21 раздела «Наименования учреждений» Списка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781, также действовавшего на время спорных отношений.
Из приведенных выше нормативных положений, а также позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 22.12.2015 №2991-О, следует, что с 01.11.1999 только медицинским работникам, работающим в санаториях определенного профиля, поименованного в указанных списках, периоды такой работы включаются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Таким образом, с 01.11.1999 изменилось правовое регулирование пенсионного обеспечения медицинских работников санаториев (курортов), которое стало предусматривать включение в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, в санаториях (курортах) только определенного профиля - для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, психоневрологических больных.
Работа по медицинским специальностям в санаториях (курортах) иных, помимо перечисленных в указанном перечне профилей, после принятия постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 №1066, а именно после 01.11.1999, не включается в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
В соответствии с п.5.2.11.15 приложения к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 06.08.2007 №522 «О ведении государственного реестра курортного фонда Российской Федерации» медицинская специализация (профиль) санатория определяется в соответствии с приложением к лицензии на медицинскую деятельность.
В оспариваемый период, имевший место после 01.11.1999 истец работала в качестве медицинской сестры в санатории - профилактории «Богословский», который являлся лечебно-профилактическим учреждением общего (многопрофильного) типа, не относящимся к специализированным санаториям (курортам) по лечению определенного вида заболеваний.
Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства наличия у санатория - профилактория «Богословский» таких основных профилей деятельности, как лечение туберкулеза всех форм, лечение больных с последствиями полиомиелита, гематологических больных, больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, больных ревматизмом и психоневрологических больных, то есть перечисленных в п.21 Списков, утвержденных постановлениями Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 №1066 и от 29.10.2002 №781, то оснований для удовлетворения требования истца в указанной части у суда первой инстанции не имелось.
Удовлетворяя требования о включении Смирновой Е.А. в специальный стаж периодов работы с 01.10.2008 по 06.05.2009 в качестве медицинской сестры в санатории -профилактории «Богословский» Управления соцобъектами филиала БАЗ-СУАЛ ОАО «СУАЛ», 01.01.2023 по 18.10.2023 в качестве фельдшера в фельдшерском здравпункте поликлиники ООО «РУСАЛ Медицинский центр» филиал в г.Краснотурьинске, суд первой инстанции также не учел, что возможность включения в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение периодов работы в организации, не отнесенной по организационно-правовой форме к учреждению здравоохранения, независимо от её формы собственности (государственная, муниципальная, частная), действующим законодательством не предусмотрена.
В основу дифференциации досрочного пенсионного обеспечения по старости законодателем положены не только специфика профессиональной деятельности лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки.
Осуществляемая индивидуальными предпринимателями и коммерческими организациями профессиональная деятельность, в том числе, в медицинской сфере, организуется ими по своему усмотрению и не охватывается требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к продолжительности и интенсивности работы в тех или иных должностях.
В связи с этим выполняемая ими профессиональная деятельность существенно отличается от жестко регламентируемой деятельности работников учреждений здравоохранения, а потому установленные законодателем различия в условиях досрочного пенсионного обеспечения по старости, основанные на таких объективных критериях, как условия, режим и интенсивность работы, не могут рассматриваться как нарушающие конституционный принцип равенства при реализации права на пенсионное обеспечение, гарантированного ст. 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
Аналогично реализовывалось и право работников здравоохранения на пенсию за выслугу лет по ранее действовавшему законодательству (ст.ст. 81 и 83 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 «О государственных пенсиях в Российской Федерации»), которое также не предполагало включение в стаж работы, дающей право на назначение пенсии за выслугу лет, работу в организациях здравоохранения, не относящихся к лечебно-профилактическим учреждениям (Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464; Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 №1066).
Пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения (абз. 2 п. 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 №30).
Общество с ограниченной ответственностью, открытое акционерное общество, в структурных подразделениях которых Смирнова Е.А. осуществляла трудовую деятельность в спорные периоды, не являлись учреждениями здравоохранения и не поименованы в Номенклатуре учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 03.11.1999 №395, Единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 03.06.2003 №229, Единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 07.10.2005 №627.
В действующей в настоящее время Номенклатуре медицинских организаций, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.08.2013 №529н, общество с ограниченной ответственностью, открытое акционерное общество в качестве учреждения здравоохранения также не указаны.
Исходя из приведенного выше правового регулирования отношений, связанных с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения общество с ограниченной ответственностью, открытое акционерное общество не могут быть отнесены к учреждениям здравоохранения, поименованным в разделе «Наименование учреждений» Списка должностей и учреждений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Поскольку законодатель связывает право на досрочное пенсионное обеспечение медицинских работников с такой организационно-правовой формой юридического лица, как учреждение (государственное, муниципальное, частное), то осуществление истцом в спорные периоды трудовой деятельности в обществе с ограниченной ответственностью, открытом акционерном обществе, имеющим с учреждением разную юридическую природу и созданных для осуществления различных целей, исключает возможность включения таких периодов в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости на основании п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Как следует из материалов дела, в спорные периоды Смирнова Е.А. осуществляла трудовую деятельность в ОАО «СУАЛ», ООО «РУСАЛ Медицинский центр», которые не относятся к учреждениям здравоохранения либо санитарно - эпидемиологическим учреждениям, работа в которых в соответствии со списками и правилами исчисления специального стажа, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781, давала право на досрочное пенсионное обеспечение.
Санаторий - профилакторий «Богословский» ОАО «СУАЛ», фельдшерский здравпункт поликлиники ООО «РУСАЛ Медицинский центр» не являлись структурно выделенными лечебно-профилактическими учреждениями, в связи с чем спорные периоды работы Смирновой Е.А. не подлежали включению в специальный стаж истца для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
Суждения истца о возможности зачета в специальный стаж работы в санатории -профилактории, фельдшерском здравпункте, не относящихся к учреждениям здравоохранения, но являющихся структурными подразделениями организаций, не поименованных в Списке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781, со ссылкой на п. 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781, являются ошибочными.
В приведенном п. 6 Правил речь идет о здравпунктах (санаторий-профилакторий не поименован), которые являются структурными подразделениями организаций, относящихся к воинским частям.
В свою очередь, Смирнова Е.А. работала в фельдшерском здравпункте поликлиники ООО «РУСАЛ Медицинский центр», который не относится к категории медицинских пунктов, здравпункта воинской части, а ООО «РУСАЛ Медицинский центр» не является структурным подразделением государственных или муниципальных организаций (воинских частей), в связи с чем положения п. 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781, к спорным отношениям не применимы.
Аналогичная правовая позиция выражена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 20.03.2017 №16-КГ16-54, 21.08.2017 №77-КГ17-18, 05.02.2018 № 67-КГ17-25.
С учетом изложенного выше, у суда первой инстанции, имелись правовые основания для отказа Смирновой Е.А. в удовлетворении иска в части возложения на пенсионный орган обязанности включить в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости спорные периоды работы.
Признавая доводы апелляционной жалобы обоснованными, судебная коллегия полагает необходимым решение суда отменить, в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права (п. 3,4 ч.1 ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), приняв по делу новое решение об отказе Смирновой Е.А. в удовлетворении заявленных требований.
С учетом фактического отказа в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, оснований для взыскания с пенсионного органа в пользу истца в соответствии с требованиями ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации расходов по оплате государственной пошлины не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, п. 2 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Краснотурьинского городского суда Свердловской области от 07.03.2024, отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска Смирновой Елены Анатольевны о признании незаконным решения Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области от 24.10.2023 №783101/23 в части отказа во включении в стаж на соответствующих видах работ периодов работы с 01.10.2008 по 06.05.2009 в качестве медицинской сестры в санатории -профилактории «Богословский» Управления соцобъектами филиала БАЗ-СУАЛ ОАО «СУАЛ», 01.01.2023 по 18.10.2023 в качестве фельдшера в фельдшерском здравпункте поликлиники ООО «РУСАЛ Медицинский центр» филиал в г.Краснотурьинске, возложении обязанности включить указанные периоды работы в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, на основании п.20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», взыскании расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 руб., отказать.
Председательствующий: Е.В. Кокшаров
Судья: О.В. Хрущева
Судья: Т.Л. Редозубова