Решение по делу № 33-362/2022 от 24.01.2022

УИД: 19RS0001-02-2021-008479-63

Председательствующий: Мамаева Е.А.

№ 33-362/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:

председательствующего Морозовой В.Н.

судей Пархомович Г.П., Прониной А.В.,

при ведении протокола помощником судьи Ахпашевым Н.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 17 февраля 2022 года гражданское дело по апелляционной жалобе истца Смирнова Сергея Владимировича на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от                             15 ноября 2021 года, которым отказано в удовлетворении его исковых требований к публичному акционерному обществу «Россети Сибирь» о признании отстранения от работы незаконным, допуске к работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.

Заслушав доклад судьи Прониной А.В., объяснения истца Смирнова С.В. и его представителя Кручининой Е.Г.., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика Молчанова Е.А., выразившего согласие с решением суда, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Смирнов С.В. обратился в суд с иском к публичному акционерному обществу «Россети Сибирь» (далее - ПАО «Россети Сибирь») о признании незаконным отстранения от работы, допуске к работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда. Требования мотивировал тем, что приказом от 30.08.2021 он отстранен от работы без сохранения заработной платы на основании абзаца 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, а именно в связи с его отказом от вакцинации против COVID-19. Считал свое отстранение незаконным, поскольку его профессия слесаря по ремонту транспортных средств отсутствует в Перечне работ, связанных с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, при выполнении которых требуется обязательное проведение работником профилактических прививок, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.1999 № 825. Просил учесть, что работодатель не вправе запрашивать у него справки о вакцинации, наличии антител, медицинских противопоказаний к вакцинации, поскольку нормами трудового законодательства представление данных документов не предусмотрено, как и не предусмотрено отстранение работника от работы по вышеуказанному основанию. Указал, что действиями ПАО «Россети Сибирь» по его незаконному отстранению от работы, ему причинен моральный вред, который работодатель обязан ему возместить. Просил признать приказ ПАО «Россети Сибирь» об отстранении от работы от 30.08.2021 незаконным, обязать ПАО «Россети Сибирь» допустить его к работе согласно условиям трудового договора, взыскать средний заработок за время вынужденного прогула за период с 31.08.2021 года по день допуска к работе, компенсации морального вреда в размере 50000 руб.

В судебном заседании истец Смирнов С.В. и его представитель          Куценов А.А. исковые требования поддержали по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика Молчанов Е.А. исковые требования не признал, поскольку работники организаций энергетики отнесены к лицам, подлежащим обязательной вакцинации. Поскольку истец отказался от вакцинации без подтверждения наличия у него противопоказаний, он обоснованно был отстранен от работы без сохранения заработной платы, с соблюдением процедуры такого отстранения.

Суд постановил решение об отказе в удовлетворении исковых требований с чем не согласен истец Смирнов С.В.

В апелляционной жалобе он просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на то, что обязательным условием отстранения от работы является выполнение трудовых функций, которые связаны с высоким риском заболевания инфекционными болезням, либо наличие такой работы в Перечне, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации № 825 от 15.07.1999, который является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит, его профессия в нем отсутствует. Полагает, что ссылка суда на Календарь профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям является неправомерной, поскольку он перечисляет категории граждан, которые подлежат обязательной вакцинации, в определенной сфере деятельности и не устанавливает перечень работ, связанных с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Кроме того, понятие – обязательная вакцинация не означает, что включенные в Календарь профилактических прививок граждане обязаны делать такую прививку, поскольку прививка является медицинским вмешательством в организм человека, которое в соответствии с действующим законодательством может быть только добровольным, а потому граждане имеют право отказаться от нее. Считает необоснованной ссылку суда на постановление Главного государственного санитарного врача по Республике Хакасия от 27.06.2021 № 8 «О проведении профилактических прививок против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям», поскольку в нем отсутствует указание на необходимость отстранения работника от работы в случае его отказа от вакцинации. Указывает, что суд в своем решении не указал, на основании каких нормативных актов им сделан вывод о наличии пандемии в Российской Федерации, при которых работодатель вправе требовать от работника медицинские документы, содержащие в себе конфиденциальную информацию. Считает, что работодателем нарушен порядок его отстранения от работы, поскольку его о таких намерениях работодатель заблаговременно не уведомлял, при этом суд обязан был указать норму трудового законодательства, которая устанавливает порядок отстранения от работы, а в случае ее отсутствия, норму права, которая регулирует сходные правоотношения.

В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы представитель ответчика Молчанов Е.А. выражает согласие с решением суда.

Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы и письменных возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с абзацами седьмым, восьмым и девятым части первой статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

Пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 17.09.1998 №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» предусмотрено, что отсутствие профилактических прививок влечет, в частности отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

Как следует из материалов дела, Смирнов С.В. работает в филиале        ПАО «Россети Сибирь» - «Хакасэнерго» в качестве слесаря по ремонту автомобилей 5 разряда участка по ремонту управления механизации и транспорта департамента технического обслуживания и ремонту объектов электросетевого хозяйства Аппарата управления филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго».

29.06.2021 ПАО «Россети Сибирь» издан приказ № 115                                  «О вакцинопрофилактике», пунктом 4.3 которого предусмотрено поручение ответственным лицам отстранить от работы без сохранения заработной платы сотрудников, отказавшихся от вакцинации без наличия противопоказаний, не представивших документы, указанные в подпункте 1.1.2 приказа (справки/сертификаты о вакцинации от COVID-19 или справки о наличии антител класса G (IgG) сроком давности не более 21 календарного дня, либо справки, подтверждающей медицинские противопоказания к вакцинации от COVID-19, выданной медицинским учреждением), на весь период времени эпиднеблагополучия до представления данных документов.

Во исполнение данного приказа филиалом ПАО «Россети Сибирь» - «Хакасэнерго» 30.06.2021 издан приказ № 1.7/140-пр                                              «О вакцинопрофилактике», в котором содержатся разъяснения о последствиях отсутствия профилактических прививок от COVID-19: в случае отказа сотрудников от вакцинации без наличия противопоказаний, либо непредставления документов, подтверждающих факты самостоятельной вакцинации, наличия противопоказаний, наличия сведений о перенесенной болезни COVID-19, работодатель обязан отстранить от работы без сохранения заработной платы на период эпиднеблагополучия.

С данным приказом истец ознакомлен 1 июля 2021 года, что подтверждается листом ознакомления.

На основании приказа ПАО «Россети Сибирь» №753л/с от 30.08.2021 работники, указанные в приложениях к приказу, отказавшиеся от профилактических прививок от COVID-19 и не предоставившие подтверждающие документы: справки/сертификаты о вакцинации от Covid-19 или справки о наличии антител класса G (IgG) к Covid-19 сроком давности не более 21 календарного дня, либо справки, подтверждающие медицинские противопоказания к вакцинации от COVID-19 были отстранены от работы на весь период эпиднеблагополучия либо до прохождения ими вакцинации.

В приложении № 16 к данному приказу указан Смирнов С.В.

Приказом также установлено, что работникам в период отстранения от работы заработная плата не начисляется.

Обращаясь в суд с настоящим иском о признании отстранения от работы незаконным, истец ссылался на отсутствие предусмотренных действующим законодательством правовых оснований для его отстранения от работы, в том числе обязанности по вакцинации от COVID-19.

Разрешая исковые требования, суд первой инстанции исходил из следующего.

Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.1999 № 825.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 года № 66 перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих», дополнен коронавирусной инфекцией (2019-nCo V).

Правовые основы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения закреплены в Федеральном законе от 03.08.2018 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно статье 35 которого профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

В соответствии с требованиями статьи 10 Федерального закона «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации.

Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 2 статьи 5 Федерального закона «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»).

В соответствии с пунктом 1 утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 № 608 Положения, Министерство здравоохранения Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обязательного медицинского страхования, обращения лекарственных средств для медицинского применения, включая вопросы организации профилактики заболеваний, в том числе инфекционных заболеваний и СПИДа.

На основании пунктов 5.2, 5.2.90, 5.2.93 Министерство здравоохранения Российской Федерации наделен полномочиями самостоятельно принимать нормативные правовые акты об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок; календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям, срока проведения профилактических прививок, категорий граждан, подлежащих обязательной вакцинации, перечня инфекционных болезней, при угрозе возникновения которых гражданам проводятся профилактические прививки по эпидемическим показаниям.

Во исполнение данных полномочий, Министерством здравоохранения Российской Федерации изданы приказ от 09.12.2020 № 1307н «О внесении изменений в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.03.2014 № 125н» и приказ от 03.02.2021 № 47Н «О внесении изменения в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.03.2014 № 125н».

Перечисленными приказами Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям дополнен позицией, касающейся вакцинации против новой коронавирусной инфекции, и указано что к лицам, подлежащим обязательной вакцинации, отнесен ряд категорий граждан, в том числе по принципу выполнения работ в определенной сфере деятельности.

Согласно действующей редакции Календаря профилактических прививок к приоритету 2-го уровня относятся взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям, в том числе работники организаций транспорта и энергетики.

Соответственно, для лиц, работающих по отдельным профессиям и должностям в организациях энергетики, вакцинация против новой коронавирусной инфекции является обязательной при наличии эпидемических показаний.

Постановлением Правительства Республики Хакасия от 13.03.2020 № 102 (с изм. от 05.11.2021) в связи с угрозой распространения в Республике Хакасия новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Республики Хакасия введен режим повышенной готовности функционирования органов управления и сил территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Хакасия единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций с 13.03.2020 по 12.12.2021.

Постановлением Главного государственного санитарного врача по Республике Хакасия от 27.06.2021 № 8 «О проведении профилактических прививок против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям» в связи с неблагополучной эпидемиологической ситуацией по заболеваемости новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) предписано обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2 (COVID-19), категориям (группам) граждан, подлежащим обязательной вакцинации, в том числе работающим на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, в сфере жилищно-коммунального хозяйства и энергетики (пункт 1).

В соответствии с пунктами 2, 2.2 постановления Главного государственного санитарного врача по Республике Хакасия от 27.06.2021 № 8 руководителям организаций, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории городских округов и муниципальных районов Республики Хакасия, в сферах, установленных пункте 1 настоящего постановления предписано в срок до 19.11.2021 организовать проведение профилактических прививок первым компонентом вакцины против новой коронавирусной инфекции, в срок до 20.12.2021 - вторым компонентом вакцины против новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, не менее 80% от общей численности работников, сотрудников.

В силу статьи 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Проанализировав вышеприведенные нормы права, приняв во внимание, что основным видом деятельности ПАО «Россети Сибирь» является передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям, в структуру которого входит филиал, расположенный на территории Республики Хакасия, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ПАО «Россети Сибирь» относится к числу организаций, осуществляющих деятельность в сфере электроэнергетики, в связи с чем для сотрудников, осуществляющих работы на территории Республики Хакасия, в том числе и для истца, вакцинация от новой коронавирусной инфекции является обязательной.

Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции, поскольку он постановлен при правильном применении норм материального права и основан на имеющихся в деле доказательствах.

Оценивая доводы апелляционной жалобы о том, что обязательным условием отстранения от работы является выполнение трудовых функций, связанных с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, либо выполнение работы, прямо указанной в перечне работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации № 825 от 15.07.1999, в то время как его профессия отсутствует в нем, судебная коллегия находит их подлежащими отклонению как основанные на неправильном толковании приведенных в решении суда нормативных актов.

Отсутствие в указанном перечне выполняемой истцом трудовой функции, при наличии иных нормативных правовых актов, устанавливающих обязательное проведение вакцинации против новой короновирусной инфекции, в определенных отраслях деятельности организации, включая сферу энергетики, не освобождает ответчика как работодателя истца, отстранить его от работы в связи с отказом от вакцинации и непредставлением им документов, позволяющих не ставить прививку от COVID-19 (справки о наличии медицинских противопоказаний, справки/сертификата о вакцинации от COVID-19, справки о наличии антител класса G (IgG) к COVID-19 сроком давности не более 21 календарного дня).

Не опровергают правильность выводов суда первой инстанции и доводы апелляционной жалобы о том, что обязательная вакцинация не означает, что включенные в Календарь профилактических прививок граждане обязаны делать такую прививку, поскольку она является медицинским вмешательством в организм человека, которое в соответствии с действующим законодательством может быть только добровольным.

В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» граждане имеют право отказаться от профилактических прививок, однако на основании пункта 2 указанной статьи отсутствие профилактических прививок влечет за собой, в том числе, отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

Установление правовых последствий отсутствия профилактических прививок в виде отстранения граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, обусловлено необходимостью сохранения здоровья таких категорий работников в процессе трудовой деятельности, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц и, следовательно, отвечает конституционно закрепленным целям возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации) и не может рассматриваться как нарушение прав истца, что согласуется с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.11.2013              № 1867-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Г. на нарушение ее конституционных прав Федеральным законом «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».

Довод апелляционной жалобы о необоснованности ссылки суда на постановление Главного государственного санитарного врача по Республике Хакасия от 27.06.2021 № 8 «О проведении профилактических прививок против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям» в связи с отсутствием в нем указания на необходимость отстранения работника от работы в случае отказа от вакцинации также признается судебной коллегией не влияющим на правильность выводов суда, так как данным правовым актом предписано обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2 (COVID-19), категориям (группам) граждан, подлежащим обязательной вакцинации, в том числе работающим на основании трудового договора в организациях, осуществляющих деятельность, в сфере энергетики, т.е. устанавливающим в совокупности с иными перечисленными выше нормативными актами, обязанность вакцинации работников в сфере энергетики.

Обязанность же отстранения работника от работы в случае отсутствия профилактической прививки установлена в статье 76 Трудового кодекса Российской Федерации и в статье 5 Федерального закона                                         «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».

Отклоняются судебной коллегией как несостоятельные и доводы апелляционной жалобы о том, что суд в своем решении не указал, на основании каких нормативных актов им сделан вывод о наличии пандемии в Российской Федерации, при которых работодатель вправе требовать от работника медицинские документы, содержащие в себе конфиденциальную информацию, поскольку нормативными актами не предусмотрен отказ от обязательной вакцинации, в том числе по медицинским показаниям.

Пунктом 3 постановления Главного государственного санитарного врача по Республике Хакасия от 27.06.2021 № 8 «О проведении профилактических прививок против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям» установлено, что пункт 1 настоящего постановления, предписывающего проведение вакцинации работников в сфере энергетики, не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в связи с чем ответчик вправе был предложить работникам представить документы, подтверждающие наличие медицинских противопоказаний для проведения вакцинации.

Кроме того, согласно пункту 6 Разъяснений по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учета процента вакцинированных, утвержденных Минтрудом России и Роспотребнадзором России от 23.07.2021 №14-4/10/П-5532 в случае отсутствия у работодателя документального подтверждения прохождения сотрудником вакцинации к установленному сроку работодателю необходимо издать приказ об отстранении работника без сохранения заработной платы в случае отказа работника пройти вакцинацию без уважительной причины (при отсутствии сведений о противопоказаниях к вакцинации).

Доводы апелляционной жалобы о нарушении порядка отстранения его от работы в связи с тем, что о необходимости вакцинации работодатель заблаговременно его не уведомлял, опровергаются материалами дела, а именно изданием 30.06.2021 филиалом ПАО «Россети Сибирь» - «Хакасэнерго» приказа № 1.7/140-пр «О вакцинопрофилактике», в котором содержатся разъяснения о последствиях отсутствия профилактических прививок от COVID-19, в том числе о том, что в случае отказа сотрудников от вакцинации без наличия противопоказаний, либо непредставления документов, подтверждающих факты самостоятельной вакцинации, наличия противопоказаний, наличия сведений о перенесенной болезни COVID-19, работодатель обязан отстранить от работы без сохранения заработной платы на период эпиднеблагополучия, с которым истец ознакомлен 1 июля 2021 года.

При этом от работы истец отстранен только 30.08.2021, т.е. спустя 2 месяца с момента ознакомления с приказом о необходимости проведения вакцинации.

Ссылки представителя истца, изложенные в суде апелляционной инстанции, о том, что работодатель мог не отстранять истца от работы, а предоставить ему отпуск, не принимаются во внимание судебной коллегией, поскольку действующим законодательством такое правовое последствие при отказе от профилактических прививок не предусмотрено.

Иных доводов, которые могли бы повлечь отмену обжалуемого решения, апелляционная жалоба не содержит.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от                  15 ноября 2021 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Смирнова Сергея Владимировича без удовлетворения.

Председательствующий                 В.Н.Морозова

Судьи                     Г.П.Пархомович

                                        А.В.Пронина

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 21.02.2022

33-362/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Смирнов Сергей Владимирович
Ответчики
ПАО "Россети Сибирь"
Другие
Куценов Александр Александрович
Суд
Верховный Суд Республики Хакасия
Судья
Пронина Алена Владимировна
Дело на сайте суда
vs.hak.sudrf.ru
24.01.2022Передача дела судье
17.02.2022Судебное заседание
25.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.03.2022Передано в экспедицию
17.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее