Решение по делу № 2а-95/2019 от 04.02.2019

Дело № 2а-95/2019.

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

25 марта 2019 года                                город Чадан

Дзун-Хемчикский районный суд Республики Тыва в составе: председательствующего Чалзапа Н.К., при секретаре Дыртык Ш.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Тыва к администрации сельского поселения сумон Хондергейский муниципального района «Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва» о признании незаконным бездействие администрации сельского поселения сумон Хондергейский и возложении обязанности создать на территории муниципального района условия для получения надлежащего качества питьевой воды,

установил:

Управление Роспотребнадзора по Республике Тыва обратилось в суд с административным исковым заявлением к администрации сельского поселения сумон Хондергейский муниципального района «Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва» о признании незаконным бездействие администрации сельского поселения сумон Хондергейский и возложении обязанности создать на территории муниципального района условия для получения надлежащего качества питьевой воды. Требования мотивировал тем, что по результатам проведенного отбора проб питьевой воды на микробиологические, санитарно-химические и на радиологические лабораторно-инструментальные исследования, а также топографического, санитарно-технического обследования источников питьевой воды на территории сумона Хондергей, выявлены нарушения требований СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников», а именно в шахтных колодцах, расположенных по адресу: с.Хондергей, ул.Бурзекея, д.7, ул.Бурзекей, д.19 - отсутствуют геолого-гидрогеологические данные и технический паспорт на источник нецентрализованного водоснабжения; оголовок шахтного колодца расположен на 0,7 м. выше поверхности земли на открытой местности, имеет деревянную крышку, сверху оголовок не прикрыт навесом или не помещен в будку; по периметру оголовка колодца «замок», отмосток не имеется, вокруг колодца отсутствуют ограждение и скамья для ведер; стенки шахты не изолируют колодец от проникновения поверхностного стока; подъем воды от шахтного колодца производится ручным способом личными ведрами населения, бадья или ведра отсутствуют. В шахтном колодце, расположенном по адресу: с.Хондергей, ул.15 лет Советской Тувы, д. б/н, выявлены нарушения, которые выражаются в отсутствии геолого-гидрогеологические данные и технический паспорт на источник нецентрализованного водоснабжения; по периметру оголовка колодца «замок», отмосток не имеется, вокруг колодца отсутствуют ограждение и скамья для ведер. Указанные нарушения санитарно-эпидемиологических требований создает опасность причинения вреда жизни и здоровью жителей указанного населенного пункта. Просит суд признать незаконным бездействие администрации сельского поселения сумон Хондергейский муниципального района «Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва» выразившееся в не обеспечении населения сумона в получении качественной питьевой воды; возложить обязанность на администрацию сельского поселения сумон Хондергейский: разработать программу производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий на источниках водоснабжения по адресу: с.Хондергей, ул.Бурзекей, д.7, ул.Бурзекей, д.19, ул.15 лет Советской Тувы, д. б/н, проводить производственный контроль качества питьевой воды по микробиологическим, санитарно-химическим, радиологическим показателям путем заключения договора с аккредитованной на данный вид исследований лабораторией; определить специальный режим и комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды, в соответствии требований санитарных правил обеспечить строгий режим в зоне санитарной охраны источников водоснабжения, установить границу пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения расположенных по адресу: с.Хондергей, ул.Бурзекей, д.7, ул.Бурзекей, д.19, ул.15 лет Советской Тувы, д. б/н; сделать геолого-гидрологические обследования и технические паспорта на источники водоснабжения, расположенных по адресу: с.Хондергей, ул.Бурзекей, д.7, ул.Бурзекей, д.19, ул.15 лет Советской Тувы, д. б/н; обеспечить качественную защиту источников водоснабжения от загрязнения (отсутствие навеса или будки может способствовать попаданию загрязняющих веществ на территорию шахтного колодца, отсутствие глиняного «замка» и отмостка его попаданию в первый от поверхности безнапорный водоносный пласт).

Административный истец направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, заявил о том, что поддерживает исковые требования.

Представитель административного ответчика – председатель администрации сумона Хондергей Дун-Куулар Н.К. также направила в суд ходатайство о рассмотрении без их участия, где изложила свою позицию о том, что ведутся работы по зонированию территорий, шахтный колодец по ул.15 лет Советской Тувы принадлежит МБДОУ детский сад «Херел» и там ведутся работы по установке трубчатого колодца внутри здания пищеблока.

Суд, изучив представленные материалы, приходит к выводу об удовлетворении административного иска по следующим основаниям.

В соответствии со ст.ст.42, 58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Согласно ст.5 п.2 ст.43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.

В силу ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Из ч.6 ст.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ вытекает, что отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.

В соответствии с п.4 ч.1, ч.3 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законами Республики Тыва о закреплении за сельскими поселениями вопросов местного значения организация в границах сельского поселения водоснабжения населения отнесена к вопросам местного значения поселения.

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Статьей 6 указанного Закона определены полномочия органов местного самоуправления сельских поселений по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующей территории, в которые, в числе иных, входит принятие мер по организации водоснабжения населения в случае невозможности исполнения специализированными организациями своих обязательств.

В соответствии со ст.19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

В свою очередь в силу ст. 23 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела во владении администрации сельского поселения сумон Хондергейский находятся источники питьевой воды - шахтные колодца, расположенные по адресу: с.Хондергей, ул.Бурзекея, д.7, ул.Бурзекей, д.19, ул.15 лет Советской Тувы, д. б/н. Данные объекты используются для водоснабжения населения сельского поселения Хондергейский.

Гигиенические требования к качеству питьевой воды, правила контроля качества воды, производимой и подаваемой нецентрализованными системами питьевого водоснабжения населенных мест, установлены СанПиН.

В соответствии со ст.1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» документом, удостоверяющим соответствие или несоответствие санитарным правилам факторов среды обитания, является санитарно-эпидемиологическое заключение, которое выдается федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Из экспертного заключения о соответствии/несоответствии государственным санитарным правилам источника нецентрализованного водоснабжения № 1841/24 от 21.01.2019 года следует, что 1) шахтный колодец, расположенный по адресу: с.Хондергей, ул.Бурзекей, д.7, предназначен для питьевых и хозяйственных целей. Участок нецентрализованного водоснабжения расположен на загрязненном участке, отсутствуют геолого-гидрогеологические данные и технический паспорт на источник нецентрализованного водоснабжения; оголовок шахтного колодца расположен на 0,7 м. выше поверхности земли на открытой местности, имеет деревянную крышку, сверху оголовок не прикрыт навесом или не помещен в будку; по периметру оголовка колодца «замок», отмосток не имеется, вокруг колодца отсутствуют ограждение и скамья для ведер; стенки шахты не изолируют колодец от проникновения поверхностного стока; подъем воды от шахтного колодца производится ручным способом личными ведрами населения, бадья или ведра отсутствуют; 2) шахтный колодец, расположенный по адресу: с.Хондергей, ул.Бурзекей, д.19, также предназначен для питьевых и хозяйственных целей, и на данном объекте обнаружены те же нарушения, а именно: участок нецентрализованного водоснабжения расположен на загрязненном участке, отсутствуют геолого-гидрогеологические данные и технический паспорт на источник нецентрализованного водоснабжения; оголовок шахтного колодца расположен на 0,7 м. выше поверхности земли на открытой местности, имеет деревянную крышку, сверху оголовок не прикрыт навесом или не помещен в будку; по периметру оголовка колодца «замок», отмосток не имеется, вокруг колодца отсутствуют ограждение и скамья для ведер; стенки шахты не изолируют колодец от проникновения поверхностного стока; подъем воды от шахтного колодца производится ручным способом личными ведрами населения, бадья или ведра отсутствуют; шахтный колодец, расположенный по адресу: с.Хондергей, ул.15 лет Советской Тувы, д.б/н предназначен для питьевых и хозяйственных целей. Участок нецентрализованного водоснабжения расположен на загрязненном участке, отсутствуют геолого-гидрогеологические данные и технический паспорт на источник нецентрализованного водоснабжения; оголовок шахтного колодца расположен на 0,7 м. выше поверхности земли на открытой местности, имеет деревянную крышку, сверху оголовок не прикрыт навесом или не помещен в будку; по периметру оголовка колодца «замок», отмосток не имеется, вокруг колодца отсутствуют ограждение и скамья для ведер; стенки шахты не изолируют колодец от проникновения поверхностного стока.

Таким образом, судом установлено, что качество питьевой воды, поступающей населению с.Хондергей из нецентрализованных источников водоснабжения, не соответствует требованиям п.п.2.3., 3.3.3., 3.3.5., 3.3.11. СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников». Источники нецентрализованного водоснабжения, расположенные на территории села Хондергей не имеют положительного санитарно-эпидемиологического заключения.

В данном случае, закон под бездействием понимает неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

Доводы представителя административного ответчика о том, что с их стороны принимаются меры по устранению нарушений СанПиН, не могут быть приняты во внимание, поскольку обеспечение населения качественной питьевой водой является конечной целью выполнения требований санитарного законодательства и должно быть одним из приоритетных направлений деятельности органа местного самоуправления.

В связи с чем, в отсутствие доказательств, подтверждающих надлежащее исполнение обязанности по организации водоснабжения, суд приходит к выводу о незаконности проявленного органом местного самоуправления, бездействие в вопросе организации водоснабжения питьевой водой надлежащего качества населения и подлежащим удовлетворению административные исковые требования Управления Роспотребнадзора по Республике Тыва.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

решил:

Удовлетворить административный иск Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Тыва к администрации сельского поселения сумон Хондергейский муниципального района «Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва» о признании незаконным бездействие администрации сельского поселения сумон Хондергейский и возложении обязанности создать на территории муниципального района условия для получения надлежащего качества питьевой воды.

Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения сумон Хондергейский муниципального района «Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва» по непринятию мер по обеспечению населения сумона получением качественной питьевой воды.

Обязать администрацию сельского поселения сумон Хондергейский муниципального района «Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва»:

- разработать программу производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий на источниках водоснабжения по адресу: с.Хондергей, ул.Бурзекей, д.7, ул.Бурзекей, д.19, ул.15 лет Советской Тувы, д. б/н, проводить производственный контроль качества питьевой воды по микробиологическим, санитарно-химическим, радиологическим показателям путем заключения договора с аккредитованной на данный вид исследований лабораторией;

- определить специальный режим и комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды, в соответствии требований санитарных правил обеспечить строгий режим в зоне санитарной охраны источников водоснабжения, установить границу пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения расположенных по адресу: с.Хондергей, ул.Бурзекей, д.7, ул.Бурзекей, д.19, ул.15 лет Советской Тувы, д. б/н;

- сделать геолого-гидрологические обследования и технические паспорта на источники водоснабжения, расположенных по адресу: с.Хондергей, ул.Бурзекей, д.7, ул.Бурзекей, д.19, ул.15 лет Советской Тувы, д. б/н;

- обеспечить качественную защиту источников водоснабжения от загрязнения (отсутствие навеса или будки может способствовать попаданию загрязняющих веществ на территорию шахтного колодца, отсутствие глиняного «замка» и отмостка его попаданию в первый от поверхности безнапорный водоносный пласт).

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Тыва через Дзун-Хемчикский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья _____________________________ Н.К.Чалзап

Копия верна ________________________

2а-95/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Роспотребнадзор
Ответчики
Администрация спс. Хондергейский
Суд
Дзун-Хемчикский районный суд Республики Тыва
Дело на странице суда
dzun-hemchikskiy.tva.sudrf.ru
27.03.2020Регистрация административного искового заявления
27.03.2020Передача материалов судье
27.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
27.03.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
27.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.03.2020Судебное заседание
27.03.2020Судебное заседание
27.03.2020Судебное заседание
27.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.01.2020Дело оформлено
21.01.2020Дело передано в архив
25.03.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее