Дело №2а - 920/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 апреля 2018 года г. Оренбург
Оренбургский районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Р.А. Солдатковой
при секретаре Н.Г.Немальцевой
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Соплина Вячеслава Алексеевича к Министерству экономического развития Российской Федерации(далее Минэкономразвития России) о признании незаконным решения Минэкономразвития России о направлении жалобы от 27.09.2017 года в Министерство строительства РФ, решения министра экономического развития РФ о непредставлении Соплину В.А. письменного ответа по существу поставленного в жалобе от 27.09.2017 года и в жалобе от 08.11.2017 года вопроса о выдаче предписания Правительству города Москвы, обязании министра экономического развития РФ выдать Правительству города Москвы предписание о нарушении пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 08.12.2010 года №342-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О статусе военнослужащих» об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан, признании незаконным не предоставление Соплину В.А. письменного ответа по существу поставленных в жалобах от 27.09.2017 года и 08.11.2017 года вопроса о выдаче Правительству города Москвы предписания о нарушении раздела 3,4 Порядка подготовки договора передачи жилого помещения в собственность бесплатно, являющегося приложением к Положению об обеспечении жилым помещениями отдельных категорий граждан, утверждённому постановлением Правительства Москвы от 14.02.2012 года №43-ПП «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан», обязании министра экономического развития РФ выдать правительству города Москвы предписание о нарушении раздела 3,4 Порядка подготовки договора передачи жилого помещения в собственность бесплатно, являющегося приложением к Положению об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, утверждённому постановлением Правительства Москвы от 14.02.2012 года №43-ПП «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан»
У С Т А Н О В И Л :
Административный истец Соплин В.А. обратился к Министерству экономического развития Российской Федерации с названным административным иском, мотивируя свои требования тем, что 27.09.2017 года административный истец обратился к административному ответчику с жалобой на нарушения Правительством города Москвы федерального законодательства и законодательства субъекта РФ – города Москвы о правилах заключения договора передачи жилого помещения в собственность бесплатно гражданам, уволенным с военной службы.
Письмом от 03.10.2017 года направленным на электронный адрес административного истца административный ответчик сообщил о направлении жалобы в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
08.11.2017 года административный истец подал в Минэкономразвития РФ жалобу на нарушение Правительством города Москвы федерального законодательства и законодательства субъекта РФ – города Москвы о правилах заключения договора передачи жилого помещения в собственность бесплатно гражданам, уволенным с военной службы, и нарушения Минэкономразвития России ст. 3 ФЗ от 08.12.2010 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» и ФЗ от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».
По утверждению административного истца до настоящего времени он не получил письменного ответа по существу на постановленные в жалобах от 27.09.2017 года и от 08.11.2017 года вопросы.
Полагая, что бездействием государственного органа нарушаются его законные интересы и нормативные акты, регулирующие правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закреплённого за ним Конституцией РФ и федеральными законами права на обращение в государственные органы, устанавливающие порядок рассмотрения обращений граждан, и обеспечение жилым помещениями в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих», просил в судебном порядке признать незаконным: решение Минэкономразвития России о направлении его жалобы от 27.09.2017 года в министерство строительства Российской Федерации; решение министра экономического развития РФ о непредставлении Соплину В.А. письменного ответа по существу поставленного в жалобе от 27.09.2017 года и в жалобе от 08.11.2017 года вопроса о выдаче предписания Правительству города Москвы ; обязать Министра экономического развития РФ выдать Правительству города Москвы предписание о нарушении пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 08.12.2010 года №342-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О статусе военнослужащих» об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан ; признать незаконным не предоставление Соплину В.А. письменного ответа по существу поставленных в жалобах от 27.09.2017 года и 08.11.2017 года вопроса о выдаче Правительству города Москвы предписания о нарушении раздела 3,4 Порядка подготовки договора передачи жилого помещения в собственность бесплатно, являющегося приложением к Положению об обеспечении жилым помещениями отдельных категорий граждан, утверждённому постановлением Правительства Москвы от 14.02.2012 года №43-ПП «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан»; обязать министра экономического развития РФ выдать Правительству города Москвы предписание о нарушении раздела 3,4 Порядка подготовки договора передачи жилого помещения в собственность бесплатно, являющегося приложением к Положению об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, утверждённому постановлением Правительства Москвы от 14.02.2012 года №43-ПП «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан».
В судебное заседание административный истец и ответчик, заинтересованное лицо не явились, просили о рассмотрении дела в их отсутствие. В письменном отзыве на административный иск, ответчик просил отказать в его удовлетворении по доводам, приведённым в отзыве(л.д.19-27).
Суд определил рассмотреть дело без участия неявившихся лиц.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с абзацем 1 пункта 2.1 ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 01.01.2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие ).
Из материалов дела следует и установлено судом, Соплин В.А. с семьей состоит на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в Департаменте городского имущества города Москвы.
Согласно заявлению Соплина В.А. и согласия совершеннолетних членов семьи - жены ФИО1 дочери ФИО2. от 14.03.2011 года включен в список граждан изъявивших желание об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета в соответствии с ФЗ от 08.12.2010 года №342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» с учетом выбранной формы обеспечения жилым помещением - предоставление жилого помещения в собственность бесплатно.
27.09.2017 года Соплин В.А. обратился в Министерство экономического развития Российской Федерации с жалобой на действия Правительства Москвы при подготовке и заключении договора передачи жилого помещения в собственность бесплатно, указывая, что последний длительное время бездействует, умышленно создает незаконные препятствия к обеспечению жилым помещением, пытается осуществить обеспечение семьи Соплина В.А. на условиях, которые не предусмотрены п.2.1 статьи 15и статьи 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и иными нормативными правовыми актами, регулирующими правоотношения по обеспечению жилыми помещениями граждан, обеспечиваемых жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, что противоречит, по мнению административного истца, требованию пункта 1статьи 4 Федерального закона №342-ФЗ. Также административный истец указывает, что Правительство Москвы пытается осуществить подписание договора передачи жилого помещения в соответствии с требованиями пункта 32 Правил учета военнослужащих, граждан, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, утверждённых постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 года №1054.В своей жалобе Соплин В.А. просил выдать Правительству города Москвы предписание о нарушении пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 08.12.2010 года №342-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О статусе военнослужащих» об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан ; выдать Правительству города Москвы предписание о нарушении разделав 3,4 Порядка подготовки договора передачи жилого помещения в собственность бесплатно, являющегося приложением к Положению об обеспечении жилым помещениями отдельных категорий граждан, утверждённому постановлением Правительства Москвы от 14.02.2012 года №43-ПП «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан».
Установлено, что жалоба от 27.09.2017 года административным ответчиком была получена, и 03.10.2017 года направлена по принадлежности в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации(Минстрой России).
Заявитель жалобы об этом был уведомлен письмом от 03.10.2017 года №ОГ-ДО4-1021, направленным посредством электронной почты на его электронный адрес. Данное обстоятельство административным истцом не оспаривалось.
Жалоба Соплина В.А. была рассмотрена Минстрой России и письмом от 24.10.2017 года №45785-0Г/05 Соплину также посредством электронной почты был направлен мотивированный ответ(л.д.10).Административным истцом указанные документы представлены суду, что подтверждает их получение последним. Следовательно, о переадресации обращения Соплин В.А. был уведомлен.
08.11.2017 года Соплин В.А. вновь обратился в Министерство экономического развития Российской Федерации с жалобой на нарушения Правительством города Москвы Федерального законодательства и законодательства субъекта РФ - города Москвы о правилах заключения договора передачи жилого помещения в собственность бесплатн6онражданам, уволенным с военной службы, и на нарушения Минэкономразвития России Федерального закона от 08.12.2010 года №342-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О статусе военнослужащих» и норм Федерального закона от 02.05.2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". В указанной жалобе админи- стративный истец просил административного ответчика рассмотреть жалобу от 27.09.2017 года, выдать Правительству города Москвы предписание о нарушении пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 08.12.2010 года №342-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О статусе военнослужащих» об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан и предписание о нарушении раздела 3,4 Порядка подготовки договора передачи жилого помещения в собственность бесплатно, являющегося приложением к Положению об обеспечении жилым помещениями отдельных категорий граждан, утверждённому постановлением Правительства Москвы от 14.02.2012 года №43-ПП «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан».
Таким образом, административный истец повторно предъявил Минэкономразвития России те же требования, рассмотрение которых было направлено по принадлежности. Его обращение было рассмотрено и 14.12.2017 года директором департамента социального развития был дан письменный мотивированный ответ за №ОГ-ДО4-13722(л.д.12-13).
Конституция Российской Федерации закрепляет право граждан Российской Федерации обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (статья 33). Законодательную основу регулирования правоотношений, связанных с реализацией гражданами Российской Федерации указанного конституционного права, образует Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", который определяет права и обязанности участников соответствующих отношений, базовые гарантии, порядок рассмотрения обращений граждан.
Установленный частью 4 статьи 1 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ) порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.
В соответствии с частью 3 статьи 5 Закона N 59-ФЗ гражданин при рассмотрении его обращения имеет право получать письменный ответ по существу поставленных вопросов либо уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных вопросов.
Частью 3 статьи 8 Закона N 59-ФЗ предусмотрено, что письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию названных органов, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 437 утверждено Положение о Министерстве экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России), в соответствии с пунктом 1 которого Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, развития предпринимательской деятельности, защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, лицензирования, внешнеэкономической деятельности (за исключением внешней торговли), имущественных отношений, несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления, оценочной деятельности и т.д. Пунктом 2 Положения определены полномочия министра, в том числе по обеспечению своевременного и полного рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок.
Структурными подразделениями центрального аппарата Министерства экономического развития Российской Федерации являются департаменты по основным направлениям деятельности Министерства. В состав департаментов включаются отделы (п.9, раздел 3).
Из материалов дела следует, что уполномоченным должностным лицом на рассмотрение данного обращения Соплина определен заместитель директора Департамента социального развития ФИО3
В течение 7 дней со дня регистрации обращение было направлено уполномоченным должностным лицом для рассмотрения и ответа органам исполнительной власти, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением Соплина В.А., направившего обращение.
Таким образом, решение о направлении обращения в другие органы является одним из решений, принимаемым по результатам предварительного рассмотрения поступившего обращения, подлежащего обязательному рассмотрению. Прямого запрета, ограничивающего направление обращений для их рассмотрения по принадлежности (за исключением прямо предусмотренных случаев) не установлено.
Пунктом 6 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" предусмотрено, что запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.
Согласно норме части 5 статьи 3 Закона №342-ФЗ финансовое обеспечение осуществления полномочий по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, осуществляется за счет субвенций.
В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления субвенций федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 года №216, субвенции предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Минстрою России.
Пунктом 11 Правил на Минстрой России в соответствии с его полномочиями возложен контроль за реализацией субъектами РФ переданных полномочий, в том числе за осуществлением расходов бюджета субъекта РФ, источником финансирования которых являются субвенции.
Таким образом, учитывая содержащие в жалобе требования о выдаче предписаний Правительству города Москвы, направление обращения Соплина В.А. в Минстрой России не противоречит действующему законодательству, а полученный ответ является полным и мотивированным. В этой части довод административного истца о том, что полученные им ответы, по сути, не разрешают его проблем и являются отпиской, судом признается несостоятельными, поскольку опровергаются их содержанием, Минэкономразвития России и Минстрой России в пределах компетенции, даны мотивированные ответы на поставленные в заявлении(жалобе) вопросы о выдаче предписаний. Надзор за деятельность органов исполнительной власти в компетенцию не входит.
Как усматривается из материалов дела, Соплин В.А. в своей жалобе, направленной в Минэкономразвития России просил принять меры к Правительству города Москвы по факту нарушения прав Соплина В.А. и членов его семьи, считая, что жалоба им направлена непосредственно в тот орган, в компетенцию которого входит рассмотрение данного вопроса, однако административный ответчик по существу не рассмотрел жалобу.
Согласно пункту 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
Между тем жалоба Соплина не содержит данных, свидетельствующих о том, что министерство либо лично Министр Экономического развития Российской Федерации принимал решение по жилищному вопросу. Кроме того, административный истец вправе воспользоваться иным способом защиты нарушенного права.
В связи с чем суд приходит к выводу, что права, свободы и законные интересы административного истца в рассматриваемой ситуации административным ответчиком нарушены не были.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
в удовлетворении административного искового заявления Соплина Вячеслава Алексеевича к Министерству экономического развития Российской Федерации - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Оренбургского областного суда через Оренбургский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 18.04.2018 года.
Судья: Р.А.Солдаткова