Решение по делу № 2-1308/2022 от 13.01.2022

Мотивированное решение изготовлено 04 апреля 2022 г.

66RS0007-01-2022-000153-43

дело № 2-1308/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 марта 2022 г. г. Екатеринбург

Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Прокопенко Я.В., при секретаре судебного заседания Шинкаренко С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления социальной политики № 25 к Шишковой Елене Михайловне о взыскании излишне выплаченных сумм,

УСТАНОВИЛ:

Управление социальной политики № 25 обратилось в суд с иском к Шишковой Е.М. о взыскании излишне выплаченных сумм. В обоснование заявленных требований указано, что 17 апреля 2019 г. Шишкова Е.М. обратилась в УСП № 25 с заявлением о назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком Шишковой А.Г., 26 марта 2019 г.р. Пособие назначено с 26 марта 2019 г. 26 мая 2021 г. Шишкова Е.М. обратилась в УСП № 25 с заявлением о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением третьего ребенка. Из приложенных к заявлению документов, в том числе, трудовой книжке, следовало, что Шишкова Е.М., в период с 17.05.2019 по 10.07.2019 и с 20.11.2019 по 14.10.2020 осуществляла трудовую деятельность. Управлением был сделан запрос в Пенсионный фонд РФ по Шишковой Е.М. В результате полученного ответа выяснилось, что Шишкова Елена Михайловна осуществляла трудовую деятельность, в периоды:

с мая 2019 по июль 2019 (ООО «Элемент-трейд»); с ноября 2019 по октябрь 2020 (ООО «Парус»). Вследствие выявления факта злоупотребления Шишковой Е.М. правом на получение пособия, образовалась переплата за следующие периоды, с 17.05.2019 по 10.07.2019 и с 20.11.2019 по 26.09.2020 (дата окончания выплаты пособия) в размере 92 583.44 руб. 25.03.2020 Шишкова Елена Михайловна обратилась в Управление с заявлением о продлении ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением (усыновлением) третьего ребёнка или последующих детей на Шишкову А.Г. Также, Шишкова Е.М. приложила заявление, в котором указала, что трудовая книжка потеряна и она находится в декретном отпуске.На основании представленных документов Шишковой Е.М., Управлением была продлена ежемесячная денежная выплата.26.05.2021Шишкова Елена Михайловна обратилась в Управление с заявлением о продлении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) третьего ребёнка. Из приложенных к заявлению документов, в том числе, трудовой книжки, следовало, что Шишкова Е.М., в период с 17.05.2019 по 10.07.2019 и с 20.11.2019 по 14.10.2020 осуществляла трудовую деятельность.Управлением был сделан запрос в Пенсионный фонд РФ по Шишковой Е.М. В результате полученного ответа выяснилось, что Шишкова Елена Михайловна осуществляла трудовую деятельность, в периоды:с мая 2019 по июль 2019 (ООО «Элемент-трейд»);с ноября 2019 по октябрь 2020 (ООО «Парус»).

В связи с тем, что при обращении с заявлением о продлении ежемесячной денежной выплаты Шишкова Е.М. скрыла данные, влияющие на право предоставления выплаты (не были предоставлены сведения о доходах), образовалась переплата за период с 01.04.2020 по 30.04.2021 в размере 148 945.00 руб. 03.09.2021 в адрес Шишковой Елены Михайловны Управлением было направлено уведомление о необходимости вернуть излишне выплаченные денежные средства.

Просит взыскать с Шишковой Елены Михайловны в доход федерального бюджета на расчетный счёт Государственного казенного учреждения Свердловской области «Областной информационный - расчетный центр» задолженность в размере 241483, 44 руб.

Представитель истца Управления социальной политики № 25 Голин М.В. в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал в полном объеме.

Ответчик Шишкова Е.М. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом и в срок, причины неявки суду не известны.

Также о времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещались публично путем заблаговременного размещения в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информации на интернет-сайте Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга.

При указанных обстоятельствах, на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

Заслушав представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

По смыслу положений подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 г. № 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (часть 3 статьи 17); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан мер социальной поддержки в форме денежных выплат.

Назначение и выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком регламентируются Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», Федеральным законом от 28 декабря 2017 г. № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» и Порядком и условиями назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденных Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 сентября 2020 г. № 668н.

Согласно п. 1-1 ст. 2 Закона Свердловской области от 20.11.2009 N 100-ОЗ "О социальной поддержке многодетных семей в Свердловской области" (далее по тексту - Закон N 100-ОЗ), для многодетной семьи, имеющей среднедушевой доход ниже установленной в Свердловской области величины прожиточного минимума на душу населения, в связи с рождением (усыновлением) после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей настоящим Законом устанавливается мера социальной поддержки - ежемесячная денежная выплата до достижения таким ребенком возраста трех лет в размере, равном установленной в Свердловской области величине прожиточного минимума для детей.

Судом установлено, что 17.04.2019 г. Шишкова Е.М. обратилась в Управление социальной политики по Чкаловскому району г. Екатеринбурга с заявлением о назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком Шишковой А.Г., 26 марта 2019 г.р.

Решением Управления социальной политики по Чкаловскому району г. Екатеринбурга от 25 апреля 2019 г. Шишковой Е.М. с 26.03.2019 назначено ежемесячное пособие по уходу за вторым ребенком на основании Федерального закона от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

25.03.2020 г. Шишкова Е.М. обратилась в Управление социальной политики по Чкаловскому району г. Екатеринбурга с заявлением о назначении ежемесячной выплаты многодетной семье, имеющей среднедушевой доход ниже установленной в Свердловской области величины прожиточного минимума на душу населения, в связи с рождением третьего ребенка.

25.03.2020 Управлением социальной политики по Чкаловскому району г. Екатеринбурга принято решение о наличии права Шишковой Е.М. на выплату вышеуказанного пособия, принято решении о продлении до 26.03.2022 выплаты ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением третьего ребенка.

26.03.2021 Шишкова Е.М. обратилась в Управление социальной политики № 25 с заявлением о назначении ежемесячной выплаты многодетной семье, имеющей среднедушевой доход ниже установленной в Свердловской области величины прожиточного минимума на душу населения, в связи с рождением третьего ребенка.

Распоряжением Управления социальной политики № 25 № 19500 от 31.05.2021 возобновлена ежемесячная денежная выплата в связи с рождением третьего ребенка на период с 01.04.2021 по 26.03.2022 на основании Закона Свердловской области от 20.11.2009 № 100-ОЗ «О социальной поддержке многодетных семей в Свердловской области».

17 августа 2021 г. в Управление социальной политики № 25 поступили сведения из ГУ-Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Чкаловском районе г. Екатеринбурга о том, что Шишкова Е.М. являлась трудоустроенной в период с мая 2019 по июль 2019 в ООО «Элемент-Трейд», с ноября 2019 по октябрь 2020 в ООО «Парус».

03.09.2021 Управлением социальной политики № 25 03.09.2021 составлен протокол № 173/1 о взыскании излишне выплаченных сумм социальной выплаты, образовавшейся по вине получателя, в связи с отсутствием права по законодательству, в размере 92538 рублей 44 копейки, № 172/1 о взыскании излишне выплаченной суммы социальной выплаты, образовавшейся по вине получателя, в связи с установлением недостоверности сведений, в размере 148 945 рублей 00 копеек.

03.09.2021 Шишковой Е.М. направлено уведомление о необходимости возврата вышеуказанных сумм до 30.09.2021.

Согласно п. 48 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденных Приказом Минтруда России от 29 сентября 2020 г. № 668н лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается по месту работы, службы.

В соответствии с п. 85 указанного Порядка получатели пособий обязаны извещать не позднее чем в месячный срок органы социальной защиты населения, организации, назначающие пособия, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пособий или прекращение их выплаты. Суммы пособий, излишне выплаченные получателям вследствие представления ими документов с заведомо неверными сведениями, сокрытия данных, влияющих на право получения пособий или на исчисление их размеров, возмещаются этими получателями, а в случае спора - взыскиваются в судебном порядке.

Согласно п. 49 указанного Порядка в случае наступления обстоятельств, влекущих изменение размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, выплата пособия в установленном на день его назначения размере прекращается с месяца, следующего за месяцем, в котором имели место указанные обстоятельства. Пособие в данном случае подлежит перерасчету со дня, с которого получатель пособия имел право на его выплату в новом размере.

В случае наступления обстоятельств, влекущих досрочное прекращение выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком, выплата пособия прекращается с месяца, следующего за месяцем, в котором имели место указанные обстоятельства.

В соответствии с требованиями п.п.7 п. 18 Порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением (усыновлением) третьего ребёнка или последующих детей, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 30.11.2012 № 1365-ПП «О реализации Закона Свердловской области от 20 ноября 2009 года № 100-03 "О социальной поддержке многодетных семей в Свердловской области" в части предоставления многодетной семье ежемесячной денежной выплаты» Управление принимает решение о прекращении предоставления ежемесячной денежной выплаты в случае, если установлена недостоверность сведений, содержащихся в представленных заявителем документах, и (или) представление заявителем заведомо подложных документов.

В соответствии с п.20 данного Порядка суммы ежемесячной денежной выплаты, излишне перечисленные заявителю вследствие сокрытия данных, влияющих на право предоставления ежемесячной денежной выплаты, возмещаются заявителем добровольно, а в случае спора взыскиваются в судебном порядке.

На момент назначения вышеуказанных пособий Шишковой Е.М. отсутствовали обстоятельства, препятствующие назначению ответчику данных пособий.

При подаче заявлений о назначении ежемесячного пособия Шишкова Е.М. поставила свою подпись об осведомленности об условиях осуществления выплат, обязавшись известить о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера или прекращение социальной выплаты. При этом заявителю не было разъяснено, что именно относится к таким обстоятельствам. Доказательств обратного истец суду не представил.

Более того, Управление социальной политики № 25 имеет возможность получать необходимые данные для решения вопроса о назначении и выплаты пособия посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия. Однако истец не предпринимал действий по контролю за правомерностью производимой выплаты.

Доказательств, подтверждающих совершение каких-либо неправомерных действий, направленных на введение Управление социальной политики № 25 в заблуждение с целью получения излишне выплаченных денежных средств со стороны ответчика, истцом не представлено.

С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу, что исковые требования Управления социальной политики № 25 к Шишковой Е.М. о взыскании излишне выплаченных сумм являются незаконными, необоснованными и не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Управления социальной политики № 25 к Шишковой Елене Михайловне о взыскании излишне выплаченных сумм – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Я.В. Прокопенко

Мотивированное решение изготовлено 04 апреля 2022 г.

66RS0007-01-2022-000153-43

дело № 2-1308/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 марта 2022 г. г. Екатеринбург

Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Прокопенко Я.В., при секретаре судебного заседания Шинкаренко С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления социальной политики № 25 к Шишковой Елене Михайловне о взыскании излишне выплаченных сумм,

УСТАНОВИЛ:

Управление социальной политики № 25 обратилось в суд с иском к Шишковой Е.М. о взыскании излишне выплаченных сумм. В обоснование заявленных требований указано, что 17 апреля 2019 г. Шишкова Е.М. обратилась в УСП № 25 с заявлением о назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком Шишковой А.Г., 26 марта 2019 г.р. Пособие назначено с 26 марта 2019 г. 26 мая 2021 г. Шишкова Е.М. обратилась в УСП № 25 с заявлением о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением третьего ребенка. Из приложенных к заявлению документов, в том числе, трудовой книжке, следовало, что Шишкова Е.М., в период с 17.05.2019 по 10.07.2019 и с 20.11.2019 по 14.10.2020 осуществляла трудовую деятельность. Управлением был сделан запрос в Пенсионный фонд РФ по Шишковой Е.М. В результате полученного ответа выяснилось, что Шишкова Елена Михайловна осуществляла трудовую деятельность, в периоды:

с мая 2019 по июль 2019 (ООО «Элемент-трейд»); с ноября 2019 по октябрь 2020 (ООО «Парус»). Вследствие выявления факта злоупотребления Шишковой Е.М. правом на получение пособия, образовалась переплата за следующие периоды, с 17.05.2019 по 10.07.2019 и с 20.11.2019 по 26.09.2020 (дата окончания выплаты пособия) в размере 92 583.44 руб. 25.03.2020 Шишкова Елена Михайловна обратилась в Управление с заявлением о продлении ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением (усыновлением) третьего ребёнка или последующих детей на Шишкову А.Г. Также, Шишкова Е.М. приложила заявление, в котором указала, что трудовая книжка потеряна и она находится в декретном отпуске.На основании представленных документов Шишковой Е.М., Управлением была продлена ежемесячная денежная выплата.26.05.2021Шишкова Елена Михайловна обратилась в Управление с заявлением о продлении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) третьего ребёнка. Из приложенных к заявлению документов, в том числе, трудовой книжки, следовало, что Шишкова Е.М., в период с 17.05.2019 по 10.07.2019 и с 20.11.2019 по 14.10.2020 осуществляла трудовую деятельность.Управлением был сделан запрос в Пенсионный фонд РФ по Шишковой Е.М. В результате полученного ответа выяснилось, что Шишкова Елена Михайловна осуществляла трудовую деятельность, в периоды:с мая 2019 по июль 2019 (ООО «Элемент-трейд»);с ноября 2019 по октябрь 2020 (ООО «Парус»).

В связи с тем, что при обращении с заявлением о продлении ежемесячной денежной выплаты Шишкова Е.М. скрыла данные, влияющие на право предоставления выплаты (не были предоставлены сведения о доходах), образовалась переплата за период с 01.04.2020 по 30.04.2021 в размере 148 945.00 руб. 03.09.2021 в адрес Шишковой Елены Михайловны Управлением было направлено уведомление о необходимости вернуть излишне выплаченные денежные средства.

Просит взыскать с Шишковой Елены Михайловны в доход федерального бюджета на расчетный счёт Государственного казенного учреждения Свердловской области «Областной информационный - расчетный центр» задолженность в размере 241483, 44 руб.

Представитель истца Управления социальной политики № 25 Голин М.В. в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал в полном объеме.

Ответчик Шишкова Е.М. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом и в срок, причины неявки суду не известны.

Также о времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещались публично путем заблаговременного размещения в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информации на интернет-сайте Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга.

При указанных обстоятельствах, на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

Заслушав представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

По смыслу положений подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 г. № 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (часть 3 статьи 17); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан мер социальной поддержки в форме денежных выплат.

Назначение и выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком регламентируются Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», Федеральным законом от 28 декабря 2017 г. № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» и Порядком и условиями назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденных Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 сентября 2020 г. № 668н.

Согласно п. 1-1 ст. 2 Закона Свердловской области от 20.11.2009 N 100-ОЗ "О социальной поддержке многодетных семей в Свердловской области" (далее по тексту - Закон N 100-ОЗ), для многодетной семьи, имеющей среднедушевой доход ниже установленной в Свердловской области величины прожиточного минимума на душу населения, в связи с рождением (усыновлением) после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей настоящим Законом устанавливается мера социальной поддержки - ежемесячная денежная выплата до достижения таким ребенком возраста трех лет в размере, равном установленной в Свердловской области величине прожиточного минимума для детей.

Судом установлено, что 17.04.2019 г. Шишкова Е.М. обратилась в Управление социальной политики по Чкаловскому району г. Екатеринбурга с заявлением о назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком Шишковой А.Г., 26 марта 2019 г.р.

Решением Управления социальной политики по Чкаловскому району г. Екатеринбурга от 25 апреля 2019 г. Шишковой Е.М. с 26.03.2019 назначено ежемесячное пособие по уходу за вторым ребенком на основании Федерального закона от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

25.03.2020 г. Шишкова Е.М. обратилась в Управление социальной политики по Чкаловскому району г. Екатеринбурга с заявлением о назначении ежемесячной выплаты многодетной семье, имеющей среднедушевой доход ниже установленной в Свердловской области величины прожиточного минимума на душу населения, в связи с рождением третьего ребенка.

25.03.2020 Управлением социальной политики по Чкаловскому району г. Екатеринбурга принято решение о наличии права Шишковой Е.М. на выплату вышеуказанного пособия, принято решении о продлении до 26.03.2022 выплаты ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением третьего ребенка.

26.03.2021 Шишкова Е.М. обратилась в Управление социальной политики № 25 с заявлением о назначении ежемесячной выплаты многодетной семье, имеющей среднедушевой доход ниже установленной в Свердловской области величины прожиточного минимума на душу населения, в связи с рождением третьего ребенка.

Распоряжением Управления социальной политики № 25 № 19500 от 31.05.2021 возобновлена ежемесячная денежная выплата в связи с рождением третьего ребенка на период с 01.04.2021 по 26.03.2022 на основании Закона Свердловской области от 20.11.2009 № 100-ОЗ «О социальной поддержке многодетных семей в Свердловской области».

17 августа 2021 г. в Управление социальной политики № 25 поступили сведения из ГУ-Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Чкаловском районе г. Екатеринбурга о том, что Шишкова Е.М. являлась трудоустроенной в период с мая 2019 по июль 2019 в ООО «Элемент-Трейд», с ноября 2019 по октябрь 2020 в ООО «Парус».

03.09.2021 Управлением социальной политики № 25 03.09.2021 составлен протокол № 173/1 о взыскании излишне выплаченных сумм социальной выплаты, образовавшейся по вине получателя, в связи с отсутствием права по законодательству, в размере 92538 рублей 44 копейки, № 172/1 о взыскании излишне выплаченной суммы социальной выплаты, образовавшейся по вине получателя, в связи с установлением недостоверности сведений, в размере 148 945 рублей 00 копеек.

03.09.2021 Шишковой Е.М. направлено уведомление о необходимости возврата вышеуказанных сумм до 30.09.2021.

Согласно п. 48 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденных Приказом Минтруда России от 29 сентября 2020 г. № 668н лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается по месту работы, службы.

В соответствии с п. 85 указанного Порядка получатели пособий обязаны извещать не позднее чем в месячный срок органы социальной защиты населения, организации, назначающие пособия, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пособий или прекращение их выплаты. Суммы пособий, излишне выплаченные получателям вследствие представления ими документов с заведомо неверными сведениями, сокрытия данных, влияющих на право получения пособий или на исчисление их размеров, возмещаются этими получателями, а в случае спора - взыскиваются в судебном порядке.

Согласно п. 49 указанного Порядка в случае наступления обстоятельств, влекущих изменение размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, выплата пособия в установленном на день его назначения размере прекращается с месяца, следующего за месяцем, в котором имели место указанные обстоятельства. Пособие в данном случае подлежит перерасчету со дня, с которого получатель пособия имел право на его выплату в новом размере.

В случае наступления обстоятельств, влекущих досрочное прекращение выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком, выплата пособия прекращается с месяца, следующего за месяцем, в котором имели место указанные обстоятельства.

В соответствии с требованиями п.п.7 п. 18 Порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением (усыновлением) третьего ребёнка или последующих детей, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 30.11.2012 № 1365-ПП «О реализации Закона Свердловской области от 20 ноября 2009 года № 100-03 "О социальной поддержке многодетных семей в Свердловской области" в части предоставления многодетной семье ежемесячной денежной выплаты» Управление принимает решение о прекращении предоставления ежемесячной денежной выплаты в случае, если установлена недостоверность сведений, содержащихся в представленных заявителем документах, и (или) представление заявителем заведомо подложных документов.

В соответствии с п.20 данного Порядка суммы ежемесячной денежной выплаты, излишне перечисленные заявителю вследствие сокрытия данных, влияющих на право предоставления ежемесячной денежной выплаты, возмещаются заявителем добровольно, а в случае спора взыскиваются в судебном порядке.

На момент назначения вышеуказанных пособий Шишковой Е.М. отсутствовали обстоятельства, препятствующие назначению ответчику данных пособий.

При подаче заявлений о назначении ежемесячного пособия Шишкова Е.М. поставила свою подпись об осведомленности об условиях осуществления выплат, обязавшись известить о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера или прекращение социальной выплаты. При этом заявителю не было разъяснено, что именно относится к таким обстоятельствам. Доказательств обратного истец суду не представил.

Более того, Управление социальной политики № 25 имеет возможность получать необходимые данные для решения вопроса о назначении и выплаты пособия посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия. Однако истец не предпринимал действий по контролю за правомерностью производимой выплаты.

Доказательств, подтверждающих совершение каких-либо неправомерных действий, направленных на введение Управление социальной политики № 25 в заблуждение с целью получения излишне выплаченных денежных средств со стороны ответчика, истцом не представлено.

С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу, что исковые требования Управления социальной политики № 25 к Шишковой Е.М. о взыскании излишне выплаченных сумм являются незаконными, необоснованными и не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Управления социальной политики № 25 к Шишковой Елене Михайловне о взыскании излишне выплаченных сумм – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Я.В. Прокопенко

2-1308/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
УСП № 25
Ответчики
Шишкова Елена Михайловна
Суд
Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга
Судья
Прокопенко Яна Валерьевна
Дело на странице суда
chkalovsky.svd.sudrf.ru
13.01.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.01.2022Передача материалов судье
18.01.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.01.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.03.2022Судебное заседание
31.03.2022Судебное заседание
04.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее