Решение по делу № 2-246/2024 от 04.06.2024

УИД24RS0011-01-2024-000227-12

Дело № 2-246/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Дзержинское 21 октября 2024 года

Дзержинский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Привалихиной Н.В.,

при секретаре Гузовой С.М.,

с участием: представителя процессуального истца – помощника прокурора Дзержинского района Салониной Т.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Дзержинского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Дзержинская средняя школа № 2 о возложении обязанности совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Дзержинского района Красноярского края обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Дзержинская средняя школа № 2 (МБОУ Дзержинская СШ № 2) о возложении обязанности совершить определенные действия, мотивируя требования тем, что прокуратурой Дзержинского района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха, о безопасном обращении с отходами и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в деятельности ответчика, в ходе которой установлено следующее. Здание Нижнетанайской средней школы филиала МБОУ Дзержинская СШ № 2, по адресу: Красноярский край, Дзержинский район, с. Н…, ул. Л… д…, отапливается котельной, расположенной на территории Нижнетанайской средней школы. В помещении котельной установлены 2 водогрейных котла, отапливаемых углем, выбросы от которого отводятся в дымовую трубу. В ходе проверки установлено, что в нарушение требований ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Закон № 7-ФЗ), котельная с указанными водогрейными котлами и котельным оборудованием, как объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет не поставлена, свидетельство о постановке на государственный учет не получено.

Также проверкой установлено, что МБОУ Дзержинская СШ № 2, в нарушение требований ч.ч. 1, 4 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее Закон № 96-ФЗ), не проведена инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, несмотря на эксплуатацию стационарных (организованных) источников выбросов в атмосферный воздух.

Кроме того, МБОУ Дзержинская СШ № 2, в нарушение требований ст. ст. 15, 16, 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее Закон № 96-ФЗ), не осуществляется очистка выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при помощи газоочистных установок, образуемых в результате эксплуатации котельной, расположенной по вышеуказанному адресу.

28 ноября 2023 года по выявленным нарушениям в адрес директора МБОУ Дзержинская СШ № 2 внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха, которое рассмотрено, требования прокурора оставлены без удовлетворения. Учреждением фактически меры, направленные на постановку объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, не приняты, свидетельство о постановке объекта на государственный учет не получено, инвентаризация источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух не проведена, газоочистное оборудование не установлено. В связи с чем процессуальный истец в интересах неопределенного круга лиц просит возложить на МБОУ Дзержинская СШ № 2 обязанности в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу: провести инвентаризацию стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, расположенных на территории Нижнетанайской средней школы филиала МБОУ Дзержинская СШ № 2 по адресу: Красноярский край, Дзержинский район, с. Н…, ул. Л…, д…, в границах земельного участка с кадастровым номером…; поставить объекты, расположенные по указанному адресу, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду на государственный учет в соответствии с требованиями ч.ч. 1-3 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Кроме того, возложить на МБОУ Дзержинская СШ № 2 обязанность в течение 12 месяцев с момента вступления решения в законную силу обеспечить очистку выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образуемых от эксплуатации источников выбросов в атмосферный воздух на объекте капитального строительства по указанному адресу при помощи газоочистных установок.

В дальнейшем процессуальный истец уточнил требования, просил возложить на МБОУ Дзержинская СШ № 2 обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу провести инвентаризацию стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, расположенных на территории Нижнетанайской средней школы филиала МБОУ Дзержинская СШ № 2 по адресу: Красноярский край, Дзержинский район, с. Н…, ул. Л…, д…, в границах земельного участка с кадастровым номером… в соответствии с порядком проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения инвентаризации и корректировки, утвержденного приказом Минприроды России от 19.11.2021 № 871; возложить на МБОУ Дзержинская СШ № 2 обязанность в течение 12 месяцев с момента вступления решения в законную силу обеспечить очистку выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образуемых от эксплуатации источников выбросов в атмосферный воздух на объекте капитального строительства по указанному адресу при помощи газоочистных установок.

В судебном заседании помощник прокурора Дзержинского района Салонина Т.И. поддержала исковые требования с учетом поданных уточнений, по изложенным в иске основаниям. Однако полагала, что поскольку требование иска в части инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух ответчиком исполнены в настоящее время, в связи с добровольным исполнением к принудительному исполнению не обращать.

Представитель ответчика директор МБОУ Дзержинская СШ № 2 Иванова Н.Н., действующая на основании Устава, доверенности Управления образования администрации Дзержинского района, не явилась в судебное заседание, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации Дзержинского района Красноярского края, Министерства экологии Красноярского края, Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора, уведомленные о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не представили. При этом представитель Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора представил в материалы дела письменный отзыв, в котором просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя управления, полагал требования прокурора подлежащими удовлетворению.

В силу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников по делу.

Выслушав помощника прокурора Салонину Т.И., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на благоприятную окружающую среду.

Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы (ст. 4 Закона № 7-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Закона № 7-ФЗ эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.

Согласно ч. 1 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти, за исключением объектов, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и федеральном органе исполнительной власти в области обеспечения безопасности в отношении подведомственных ему объектов или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

В соответствии со ст.210 ГК РФ бремя содержания принадлежащего имущества несет его собственник.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Закон № 96-ФЗ) загрязнением атмосферного воздуха является поступление в атмосферный воздух или образование в нем загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих установленные гигиенические нормативы качества атмосферного воздуха и нормативы качества окружающей среды для атмосферного воздуха.

В силу ч. 1 ст. 22 Закона № 96-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.

В соответствии с ч. 4 ст. 22 Закона № 96-ФЗ инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировка ее данных, документирование и хранение данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержден Приказом Минприроды России от 19.11.2021 № 871.

Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ предусмотрено, что в целях предупреждения негативного воздействия на атмосферный воздух в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, устанавливаются обязательные для соблюдения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности требования охраны атмосферного воздуха, в том числе к работам, услугам и соответствующим методам контроля, а также ограничения и условия осуществления хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на атмосферный воздух.

При эксплуатации объектов капитального строительства должно обеспечиваться соблюдение гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха и нормативов качества окружающей среды для атмосферного воздуха (ч. 1 ст. 16 Закона № 96-ФЗ).

Запрещается эксплуатация объектов капитального строительства, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух (ч. 5 ст. 16 Закон № 96-ФЗ).

В силу ч. 1 ст. 30 Закона № 96-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов физического воздействия на атмосферный воздух; внедрять наилучшие доступные технологии, малоотходные и безотходные технологии в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха; планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов; соблюдать правила эксплуатации установок очистки газа и средств контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух; соблюдать иные требования охраны атмосферного воздуха, установленные федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами.

Обязательные для соблюдения требований по охране атмосферного воздуха при эксплуатации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями установок очистки газа (газоочистными установками - ГОУ) установлены Правилами эксплуатации установок очистки газа, утвержденными приказом Минприроды России от 15.09.2017 № 498 (далее - Правила).

В соответствии с пунктами 8-9 раздела II Правил запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газа и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (п. 8).

ГОУ должна действовать бесперебойно и обеспечивать очистку и (или) обезвреживание выбросов от технологического оборудования (установки) в течение всего периода работы этого оборудования (с момента пуска (включения) до полной остановки) на уровне технических характеристик ГОУ, содержащихся в паспорте ГОУ (п. 9).

Согласно пунктам 13, 15, 17-18 раздела II Правил ГОУ должны быть оборудованы специальными местами отбора проб, оборудованием для измерения параметров отходящих газов, необходимых для определения фактической эффективности работы ГОУ (п. 13).

На производственных объектах или на их отдельных территориях должен вестись реестр ГОУ с присвоением каждой газоочистной установке регистрационного номера (п. 15).

В реестр ГОУ должно вноситься наименование и тип ГОУ, сведения о месте и дате установки ГОУ, о дате последнего капитального ремонта, последней модернизации, выводе из эксплуатации или ликвидации ГОУ (п. 17).

Хозяйствующий субъект, эксплуатирующий ГОУ, должен разработать и утвердить паспорт ГОУ, программу проведения технического обслуживания, технического осмотра, проверки показателей работы ГОУ и плановопредупредительного ремонта, руководство (инструкцию) по эксплуатации ГОУ, а также определить должностное лицо, ответственное за эксплуатацию ГОУ и ведение паспорта ГОУ. Такая документация должна храниться в течение всего срока эксплуатации ГОУ (п. 18).

Как установлено в судебном заседании, прокуратурой Дзержинского района проведена проверка МБОУ Дзержинская СШ № 2 в целях соблюдения требований законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха о безопасном обращении с отходами и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Из представленных материалов следует, что здание Нижнетанайской средней школы филиала МБОУ Дзержинская средняя школа № 2, по адресу: Красноярский край, Дзержинский район, с. Н…, ул. Л…, д…, отапливается котельной, расположенной на территории школы. В помещении котельной установлены два водогрейных котла, отапливаемых углем, выбросы от которого отводятся в дымовую трубу. Документация на котельное оборудование, газоочистительное оборудование на момент проведения проверки не имелась, котельная, в нарушение требований Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» на государственный учет как объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, не поставлена. Также инвентаризация источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух не проведена.

По результатам проверки прокуратурой района 28 ноября 2023 года в адрес директора МБОУ Дзержинская СШ № 2 внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха и непринятие ответчиком соответствующих мер в установленный в течение месяца срок со дня внесения представления послужило основанием для обращения заместителем прокурора района в суд с настоящим исковым заявлением, поскольку несоблюдение законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха влечет за собой безусловное нарушение интересов неопределенного круга лиц и право каждого на благоприятную окружающую среду.

Однако с 1 сентября 2024 года вступил в силу Федеральный закон от 25.12.2023 № 622-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым внесены изменения в пункт 4 статьи 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», предусматривающие, что при постановке на государственный учет объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду (объект НВОС), может быть отнесен к объектам I, II или III категории. Обязанность по постановке на государственный учет объектов, соответствующих критериям отнесения объектам IV категории, исключается. Поскольку объект НВОС хозяйствующего субъекта МБОУ Дзержинская СШ № 2 – котельная Нижнетанайской средней школы соответствует критериям IV категории постановка его на государственный учет не требуется.

При таких данных суд приходит к выводу о правомерности и обоснованности заявленных прокурором в оставшейся части исковых требований.

Вместе с тем в ходе рассмотрения дела после поступления искового заявления в суд ответчиком добровольно исполнены до даты вынесения судебного решения исковые требования в части инвентаризации выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, расположенных на территории Нижнетанайской средней школы – котельной, расположенной по адресу: Красноярский край, Дзержинский район, с. Н…, ул. Л…, д... Указанное подтверждается представленной в материалы дела инвентаризацией выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденной директором МБОУ Дзержинская СШ № 2.

В связи с чем суд полагает необходимым указать в резолютивной части решения на то, что решение в данной части считать исполненным, принудительному исполнению не обращать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 – 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление заместителя прокурора Дзержинского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Дзержинская средняя школа № 2 (ИНН 2410003094) о возложении обязанности совершить определенные действия – удовлетворить.

Обязать МБОУ Дзержинская средняя школа № 2:

- в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу провести инвентаризацию стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, расположенных на территории Нижнетанайской средней школы филиала МБОУ Дзержинская СШ № 2 по адресу: Красноярский край, Дзержинский район, с. Н…, ул. Л…, д…, в границах земельного участка с кадастровым номером…;

- в течение 12 месяцев с момента вступления решения в законную силу обеспечить очистку выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образуемых от эксплуатации источников выбросов в атмосферный воздух на объекте капитального строительства по адресу: Красноярский край, Дзержинский район, с. Н…, ул. Л…, д…, при помощи газоочистных установок.

Решение в части возложения на МБОУ Дзержинская средняя школа № 2 обязанности провести инвентаризацию стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, расположенных на территории Нижнетанайской средней школы филиала МБОУ Дзержинская СШ № 2 по адресу: Красноярский край, Дзержинский район, с. Н…, ул. Л…, д…, в границах земельного участка с кадастровым номером…, считать исполненным, к принудительному исполнению не обращать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Дзержинский районный суд Красноярского края в течение одного месяца со дня его вынесения.

Судья Н.В. Привалихина

2-246/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Дзержинского района
Ответчики
МБОУ "Дзержинская средняя школа № 2"
Министерство экологии Красноярского края
Другие
Енисейское межрегиональное управление Росприроднадзора
Администрация Дзержинского района
Суд
Дзержинский районный суд Красноярского края
Судья
Спичак А.В.
Дело на странице суда
dzerjinsk.krk.sudrf.ru
04.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.06.2024Передача материалов судье
05.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.06.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
30.07.2024Предварительное судебное заседание
13.08.2024Предварительное судебное заседание
09.09.2024Судебное заседание
21.10.2024Судебное заседание
21.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.11.2024Дело оформлено
29.11.2024Дело передано в архив
21.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее