Решение по делу № 2-2769/2012 от 24.07.2012

Дело № 2-2769-12

Решение

Именем Российской Федерации

г. Пермь 07 ноября 2012 года

Дзержинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Суворовой К.А.,

при секретаре Щетниковой Ю.Ю.,

с участием прокурора Гребневой М.В.,

в присутствии представителя ответчика по доверенности Кручко Н.В., представителей третьего лица Правительства Пермского края по доверенностям Потемкиной Л.И., Кессер М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пермского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» о возложении обязанности по устранению нарушений требований законодательства,

установил:

Пермский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковыми требованиями к ОАО «Российские железные дороги» о возложении обязанности устранить до 01.08.2013 года, выявленные нарушения законодательства, привести вокзал ст. ... в соответствии с требованиями федерального законодательстав, регламентирующего беспрепятственное пользование железнодорожным транспортом инвалидами, а именно установить пандусы с уклоном 1:12, в туалете вокзала оборудовать специальную кабину для инвалидов с колясками размером 225*155 см, оборудовать передвижными подъемниками и переносными рампами для посадки инвалидов с платформы в вагон, расширить в здании вокзала дверные проемы до 110 см, установить на вокзале пиктограммы с символами доступности помещений для инвалидов-колясочников, оснастить кассы специальными устройствами для пассажиров с пониженным слухом, облегчающих общение пассажиров с кассиром, установить на вокзале телефоны-автоматы для людей с ослабленным слухом и инвалидов-колясочников.

Исковые требования прокурором мотивированы тем, что при проверке исполнения законодательства о защите прав потребителей на железнодорожном вокзале ст. ... было вывлено отсутствие специальных приспособолений и устройств, предусмотренных ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также п.п. 3.1.17, 3.1.18, 3.1.19 Санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.03.2003 года № 12. Здание вокзала ст. ... числится на балансе Свердловской Дирекции пассажирских обустройств Центральной дирекции пассажирских обустройств – филиала ОАО «РЖД», указывает, что предприятия, учреждения и орагнизации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование вокзалов специальными приспособлениями.

В судебном заседании прокурор на исковых требованиях настаивала, уточнила требование в части расширения в здании вокзала дверных проемов до 110 см, а именно просит расширить дверные проемы на маршрутах передвижения инвалидов-колясочников.

Представитель ответчика в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, пояснила, что в настоящее время идет строительство нового вокзала ст. ..., старое здание оборудовано кнопкой вызова для инвалидов. Из письменных возражений ответчика на исковое заявление следует, что в силу положений ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» меры по обеспечению инвалидам беспрепятственного и безопасного пользования услугами железнодорожного транспорта в пригородном и межмуниципальном сообщении в качестве одной из мер социальной защиты инвалидов является расходными обязательствами субъектов РФ. Обязательства Пермского края по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам транспортной инфраструктуры, в том числе, финансирование, направленных на указанные цели мероприятия, предусмотрены Законом Пермской области от 27.12.2004 года «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур Пермского края» в редакции Закона Пермского края от 05.12.2008 года «Об основах организации транспортного обслуживания населения на территории Пермского края». Указывают, что приведение здания вокзала ст. ... в соответствии с требованиями ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» должно осуществляться силами ОАО «РЖД» при участии Пермского края. Указывают, что Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте, на которые имеется ссылка в исковом заявлении, введены в действие с 03.06.2003 года, обратной силы не имеют, следовательно, требования Санитарных правил не могут быть применены в отношении здания вокзала ст. Кизел, введенного в эксплуатацию в 1879 году. На вокзале ст. ... разработана «Технология резервирования мест и организации перевозки пассажиров с ограниченными способностями к самостоятельному передвижению в пассажирских вагонах с купе для инвалидов, курсирующих в поездах дальнего следования», которые согласованы с местными органами социальной защиты населения и с общественными организациями инвалидов. Кроме этого, указывают, что на ст. ... в настоящее время ведется строительство нового здания вокзала, при котором учитываются требования ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», на сегодняшний день выполнены следующие работы: коробка здания – 100 %, монтаж кровли – 100 %, внутренние перегородки – 100 %, наружные сети канализации – 95 %. Для завершения строительных работ по первому этапу необходимо дополнительное выделение денежных средств в размере ... млн. руб. Сдача объекта в эксплуатацию запланирована на 01.08.2013 года, в связи с этим считают проведение мероприятий, указанных в иске, нецелесообразным.

Представители третьего лица Правительства Пермского края в судебном заседании исковые требований прокурора поддержали в полном объеме, пояснили, что согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, соответственно финансирование деятельности осуществляется за счет собственника, здание вокзала ст. ... является действующим и инвалиды должны иметь право пользоваться им.

Третье лицо ТУ Министерства социального развития по Пермскому краю в суд своего представителя не направили, представили заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, о слушании дела извещены.

Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 72 Конституции Российской Федерации). В то же время органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти (ст. ст. 12, 130 - 133 Конституции Российской Федерации) в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (ст. ст. 2, 7, 18 и 19).

Конституция Российской Федерации непосредственно не закрепляет полномочия органов публичной власти разного уровня в сфере социальной защиты инвалидов, - их установление в конституционно заданных пределах относится к ведению федерального законодателя, который на основании и в соответствии с Конституцией Российской Федерации вправе определять содержание и объем соответствующей компетенции как органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, так и органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

В случае, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами.

Закон Пермской области от 27.12.2004 года «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры Пермского края» устанавливает перечень специальных приспособлений и оборудования для оснащения объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур (ст. 4 Закона), к которым, в частности относится оснащение объектов социальной инфраструктуры специальными предупреждающими указателями около строящихся и ремонтируемых объектов; звуковой сигнализацией у светофоров; телефонами-автоматами или иными средствами связи, доступными для инвалидов и других маломобильных лиц; пандусами и поручнями у лестниц при входах в здания; пандусами и поручнями у лестниц привокзальных площадей, платформ, остановок маршрутных транспортных средств и мест посадки и высадки пассажиров; пандусами у тротуаров в местах наземных переходов улиц, дорог, магистралей и остановок общественного транспорта; пандусами при входах в здания, пандусами или подъемными устройствами у лестниц на лифтовых площадках, а также при входах в надземные и подземные переходы улиц, дорог и магистралей.

Судом установлено и следует из материалов дела следующее.

ОАО «РЖД» на праве собственности принадлежит здание вокзала ст. ... Пермского производственного участка Дорожной дирекции по обслуживанию пассажиров пригородного сообщения Свердловской железной дороги – филиала ОАО «РЖД», числится на балансе Свердловской Дирекции пассажирских обустройств Центральной дирекции пассажирских обустройств – филиала ОАО «РЖД».

Из экспертного заключения по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы и акта санитарно-эпидемиологического обследования от 28.02.2012 года следует, что вокзал ст. ... 3 класса построен в 1879 году, в 1914 году – пристрой кирпичного здания. Здание вокзала представляет собой одноэтажное строение, одна часть выполнена в деревяном исполнении, вторая часть - в кирпичном. Вокзал имеет 50 посадочных мест. Вокзал не канализирован. На привокзальной площади установлены туалеты общего пользования замкнутого типа. Помещение вокзала ветхое. В 2011 году начато строительство нового здания вокзала. Пандусы, необходимые для удобства пребывания и передвижения инвалидов на вокзале отсутствуют, что является нарушением п. 3.1.17 СП 2.5.1198-03, на здании вокзала нет пиктограмм с символами доступности помещений для инвалидов-колясочников, что явлется нарушением п. 3.1.18 СП 2.5.1198-03. В общественном туалете специальных кабин для инвалидов с колясками нет, передвижные подъемники и переносные рампы для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон отсутствуют, что является нарушением п. 3.1.17 СП 2.5.1198-03. На маршрутах передвижения инвалидов-колясочников ширина дверей не соответствует нормативам, что также является нарушением п. 3.1.17 СП 2.5.1198-03. Специальные устройства при кассах для звуковой информации пассажиров с пониженным слухом на вокзале отсутствуют, что явлется нарушением п. 3.1.19 СП 2.5.1198-03.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.03.2003 года введены в действие «Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте. СП 2.5.1198-03», которые являются обязательными для всех юридических и физических лиц, связанных с обеспечением пассажирских первозок.

Пунктами 1.1 и 2.1 указанных Санитарных правил предусмотрено, что они распростроняются на комплекс стационарных объектов и подвижной состав железнодорожного транспорта, составляющих систему обеспечения пассажирских перевозок, являются обязательными для всех юридических и физических лиц, связанных с обеспечением пассажирских перевозок.

В силу пунктов 3.1.17 – 3.1.19 Санитарных правил для удобства пребывания и передвижения инвалидов на вокзале необходимо предусматривать устройство пандусов (с уклоном не менее 1:12), грузопассажирские лифты для инвалидов в коляске с сопровождающими лицами (размер кабины 110*140 см), места для инвалидных колясок в зале ожидания, специальные столики в буфетах, кафе, ресторанах, с учетом размера колясок (длина 110 см, ширина 70 см, высота сиденья 52 см), специальные кабины в общественных туалетах размером 225*155 см, передвижные подъемники и пенники и переносные рампы для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон. На маршрутах передвижения инвалидов-колясочников ширина дверей должна составлять 110 см, а прочих дверей – 90 см. В системе зрительной информации на вокзале предусматриваются пиктограммы с символами доступности помещений для инвалидов-колясочников. В системе звуковой информации на вокзале следует предусматривать для удобства инвалидов оснащение отдельных касс специальными устройствами для пассажиров с пониженным слухом, облегчающими общение пассажиров с кассиром. Некоторое количество телефонов-автоматов на вокзале должно быть предусмотрено для людей с ослабленным слухом, для инвалидов-колясочников телефоны-автоматы следует распологать на более низком уровне.

Строительные нормы и правила 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16.07.2001 года, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам также предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема.

Из Устава ОАО «РЖД» следует, что главной целью деятельности общества является обеспечение потребности государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, осуществляемых (оказываемых) обществом. Одной из основных задач общества яляется расширение комплекса и объема осуществляемых обществом работ и оказываемых услуг, повышения их качества. Для достижения поставленных целей общество осуществляет основные виды деятельности, в частности, оказание услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и иных услуг, связанных с предоставлением этой инфраструктуры (ее элементов), выполняет работы по эксплуатации, содержанию и ремонту инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.

Указанные цели и задачи свидетельствуют о том, что ОАО «РЖД» обязано создавать условия для беспрепятственного пользования объектами социальной инфраструктуры инвалидами, наравне с другими группами населения.

В соответствии с пунктами 1, 2 и 5 ст.4 Закона РФ «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.

При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.

Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.

Согласно Положению о Центральной Дирекции пассажирских обустройств - филиале ОАО «РЖД» дирекция выполняет следующие функции: планирует, организует и контролирует эксплуатацию, техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонт, реконструкцию и строительство платформ, вокзалов, павильонов и других пассажирских обустройств, находящихся на балансе Дирекции, организует оказание услуг по предоставлению инфраструктуры пригородного пассажирского комплекса, в том чсиле для безопасной посадки/высадки пассажиров, размещения необходимой информации для пассажиров, а также предоставление площадей и помещений для размещения билетных кассиров и средств автоматизированных контроля пропуска пассажиров. Центральная дирекция выполняет обязанности, предусмотренные федеральными законами, другими нормативными актами Российской Федерации и нормативными документами ОАО «РЖД».

Анализ действующего законодательства, и в частности, ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», Постановления Правительства РФ «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры» от 07.12.1996 года, Закона Пермской области от 27.12.2004 года «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур Пермского края», дает основание суду сделать вывод, что непосредственная обязанность к приспособлению объектов социальной инфраструктуры для использования их инвалидами лежит на собственниках указанных объектов. Так, на ОАО «РЖД», как собственнике вокзала ст. Кизел, лежит обязанность по обеспечию предоставления безопасных и комфортных услуг по пользованию железнодорожным транспортом всем категориям населения, включая инвалидов.

Кроме того, как уже было указано выше, обязанность по оказанию надлежащих услуг по пользованию всеми категориями граждан железнодорожным вокзалом предусмотрена также ст.4 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Ответчик не обеспечил беспрепятственный доступ инвалидов к зданию вокзала ст. ..., несоблюдение требований ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и п.п. 3.1.17 – 3.1.19 Санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте нарушает конституционные права и свободы инвалидов, лишая их равных возможностей с другими гражданами.

Довод ответчика относительно того, что в настоящее время идет строительство нового здания вокзала ст. Кизел с соблюдением положений ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», и соответственно нецелесообразно проведение тех мероприятий, который просит прокурор, суд также считает несостоятельным, поскольку, кроме того, на настоящий момент здание в эксплуатацию не введено, прежнее здание вокзала является действующим, и соответственно должно обеспечивать предоставление безопасных и комфортных услуг по пользованию вокзалом и железнодорожным транспортом такой категории населения как инвалиды.

Довод представителя ответчика о том, что не подлежат применению Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте, т.к. здание вокзала ст. ... введено в эксплуатацию в 1879 году, т.е. до введения в действие Санитарных правил, что обратной силы не имеют, суд не может принять во внимание, поскольку данное суждение основано на неправильном толковании норм права.

Ответчиком не представлено суду доказательств отсутствия технической возможности устранения указанных выше недостатков, установленных экспертным заключением по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы и актом санитарно-эпидемиологического обследования от 28.02.2012 года, в отношении здания вокзала ст. ...

Кроме указанного, отсутствие необходимых условий на вокзале ст. ... для беспрепятственного доступа к пользованию вокзалом и железнодорожным транспортом инвалидами свидетельствует о нарушении требований федерального и регионального законодательства о социальной защите инвалидов.

Учитывая, что собственником здании вокзала ст. ... является ОАО «РЖД», то обязанность по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения лежит на ОАО «РЖД».

При указанных обстоятельствах, исследовав письменные материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных истцом требований и удовлетворении их в полном объеме.

В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина, от уплаты которой истец был освобожден.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Пермского транспортного прокурора удовлетворить.

Обязать ОАО «Российские железные дороги» до 01.08.2013 года привести здание вокзала ст. ... в соответствии с требованиями федерального законодательства, регламентирующего беспрепятственное пользование железнодорожным транспортом инвалидами, а именно:

- установить пандусы с уклоном 1:12,

- в туалете вокзала оборудовать специальную кабину для инвалидов с колясками размером 225*155 см,

- оборудовать передвижными подъемниками и переносными рампами для посадки инвалидов с платформы в вагон,

- расширить в здании вокзала на маршрутах передвижения инвалидов-колясочников дверные проемы до 110 см,

- установить на вокзале пиктограммы с символами доступности помещений для инвалидов-колясочников,

- оснастить кассы специальными устройствами для пассажиров с пониженным слухом, облегчающих общение пассажиров с кассиром,

- установить на вокзале телефоны-автоматы для людей с ослабленным слухом и инвалидов-колясочников.

Взыскать с ОАО «Российские железные дороги» в доход местного бюджета госпошлину в размере ... руб.

Решение суда в течение месяца может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми.

Судья К.А. Суворова

2-2769/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Транспортная прокураутра
Ответчики
РЖД, ОАО
Суд
Дзержинский районный суд г. Перми
Дело на странице суда
dzerjin.perm.sudrf.ru
24.07.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.07.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.07.2012Передача материалов судье
24.07.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.07.2012Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
22.08.2012Предварительное судебное заседание
22.08.2012Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
15.10.2012Предварительное судебное заседание
15.10.2012Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
07.11.2012Предварительное судебное заседание
07.11.2012Судебное заседание
13.11.2012Дело оформлено
13.11.2012Дело передано в архив
13.11.2012Дело сдано в канцелярию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее