Дело №
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
27 августа 2024 года <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Кукурекина К.В., при секретаре ФИО6, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к начальнику филиала «Крымский» Федерального государственного автономного учреждения «Центр управления жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации, заместителю начальнику филиала «Крымский» Федерального государственного автономного учреждения «Центр управления жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации, Филиалу «Крымский» Федерального государственного автономного учреждения «Центр управления жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному автономному учреждению «Центр управления жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском, в котором просит признать незаконным решение ВрИД начальника Филиала «Крымский» Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ Признать незаконным решение заместителя начальника Филиала «Крымский» Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-Д в части определения размера предоставленной ФИО2 дополнительной суммы жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений). Восстановить ФИО2 и членов его семьи на учете, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма. Возложить на филиал «Крымский» Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральное государственное автономное учреждение «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации обязанность повторно рассмотреть вопрос о предоставлении ФИО2 субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений) и предоставлении жилищной субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений), с учетом ранее выплаченной суммы жилищной субсидии согласно решений от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №Д.
Исковые требования мотивированы тем, что главный корабельный старшина ФИО2 проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, во время которой был принят на учет, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма и в последующем уволен с военной службы.
Решением начальника отдела по реализации жилищных программ Филиала «Крымский» Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № истцу были выплачены денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений (далее – жилищная субсидия). При выплате жилищной субсидии была учтена площадь жилых помещений, на которою в результате совершения намеренных действий за последние пять лет до вынесения решения о выплате, в размере 28,36 кв.м.
Решением судебных органов было признано указанное решение ответчика незаконным, возложена на него обязанность повторно рассмотреть вопрос о выплате жилищной субсидии.
Решением заместителя начальника Филиала «Крымский» Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-Д была предоставлена истцу дополнительная сумма жилищной субсидии в размере 240 701,84 руб. При этом рассчитывая дополнительную сумму жилищной субсидии ответчик применил норматив стоимости квадратного метра на момент выплаты первоначальной суммы жилищной субсидии – первое полугодие ДД.ММ.ГГГГ
При этом при расчете суммы дополнительной субсидии, учитывалось решение ВрИД начальника Филиала «Крымский» Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого истцу должна быть предоставлена жилищная субсидия в размере 6141953,57. Вместе с тем, указанное решение истцу не было предоставлено, сумма жилищной субсидии указанная в нем не соответствует установленным законодательствам нормам.
Истец считает такие решения ответчиков незаконными.
Представитель истца в судебном заседании на удовлетворении иска настаивал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика в удовлетворении иска просил отказать, ссылаясь на правильность произведенных расчетов. Представил суду письменные возражения, где также указал, что ФГАУ «Росжилкомпелкс», в том числе филиал «Крымский», не являются финансовыми учреждениями, выплачивающими субсидию за счет бюджетных средств, в связи с чем не могут выступать ответчиками по заявленным исковым требованиям.
Исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, выслушав пояснения сторон, определив, какие обстоятельства, имеющие значение для дела установлены, определив характер правоотношений сторон, какой закон должен быть применен, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных поименованным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В силу абзацев первого и второго пункта 16 статьи 15 названного закона при предоставлении жилищной субсидии ее размер определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и поправочных коэффициентов с учетом общей продолжительности военной службы, устанавливаемых Правительством Российской Федерации. Порядок расчета жилищной субсидии утверждается Правительством Российской Федерации.
Такой порядок установлен Правилами расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 76 (далее - Правила).
Правила, устанавливая порядок расчета субсидии, определяют в качестве уполномоченного лица федеральный орган исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, а также подлежащую применению формулу: Р = Н x С x Кс, где Н - норматив общей площади жилого помещения (18 кв. м общей площади жилого помещения на каждого члена семьи - на семью из 3 и более человек); С - норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемый Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации; Кс - поправочный коэффициент с учетом общей продолжительности военной службы (пункт 2).
Согласно п. 3 Правил, норматив общей площади жилого помещения устанавливается в следующем размере: 33 кв. метра общей площади жилого помещения - на одиноко проживающего военнослужащего; 42 кв. метра общей площади жилого помещения - на семью из 2 человек; 18 кв. метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи - на семью из 3 и более человек.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, наделено собственными полномочиями, закрепленными в Положении о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, в частности, на основании и во исполнение федеральных законов самостоятельно принимает акты об определении норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилья по Российской Федерации, подлежащего применению для расчета размеров социальных выплат для всех категорий граждан, которым указанные социальные выплаты предоставляются на приобретение (строительство) жилых помещений за счет средств федерального бюджета (подпункты 5.2 и ДД.ММ.ГГГГ пункта 5).
Анализ приказов Минстроя России, принимаемых ежеквартально с 10 января во исполнение названного выше полномочия, свидетельствует о том, что устанавливается не только норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилья, но и период, в течение которого он действует, как правило, на полугодие.
Судом установлено и следует из материалов дела, что главный корабельный старшина ФИО2 проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, во время которой был принят на учет, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма и в последующем уволен с военной службы.
Решением начальника отдела по реализации жилищных программ Филиала «Крымский» Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № истцу были выплачены денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений (далее – жилищная субсидия). При выплате жилищной субсидии была учтена площадь жилых помещений, на которою в результате совершения намеренных действий за последние пять лет до вынесения решения о выплате, в размере 28,36 кв.м.
Решением судебных органов было признано указанное решение ответчика незаконным, возложена на него обязанность повторно рассмотреть вопрос о выплате жилищной субсидии.
Решением заместителя начальника Филиала «Крымский» Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-Д была предоставлена истцу дополнительная сумма жилищной субсидии в размере 240 701,84 руб. При этом рассчитывая дополнительную сумму жилищной субсидии ответчик применил норматив стоимости квадратного метра на момент выплаты первоначальной суммы жилищной субсидии – первое полугодие 2021 г.
При этом при расчете суммы дополнительной субсидии, учитывалось решение ВрИД начальника Филиала «Крымский» Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого истцу должна быть предоставлена жилищная субсидия в размере 6141953,57. Вместе с тем, указанное решение истцу не было предоставлено, сумма жилищной субсидии указанная в нем не соответствует установленным законодательствам нормам.
Так, на день вынесения оспариваемого решения действовал норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения по Российской Федерации в размере 69 261 руб., утвержденный приказом Минстроя России от Приказа Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №. Вместе с тем, на день выплаты дополнительной суммы жилищной субсидии ответчиками применялся норматив стоимости квадратного метра, установленного в 1 полугодие 2021 г.- 49 173 руб. (Приказ Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N №
Исходя из правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О, «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан ФИО3 и ФИО4 на нарушение их конституционных прав положениями пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № и пунктов 5, 6 и 8 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на ДД.ММ.ГГГГ годы, входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - ДД.ММ.ГГГГ годы», утвержденных тем же Постановлением» относительно экономических и социальных условий установления стоимости одного квадратного метра для расчета жилищной субсидии, одной из составляющих данного расчета является норматив стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации.
Следует отметить, что в связи с неправомерным уменьшением суммы жилищной субсидии, истец не реализовала своё право на приобретения жилого помещения, поскольку размер ранее выплаченной жилищной субсидии не мог в полной мере удовлетворить её потребности. При этом стоимость квадратного метра в настоящее время (первое полугодие 2024 г.) по сравнению с периодом первоначальной выплаты жилищной субсидии значительно увеличился, расчет норматива стоимости 1 кв.м. по состоянию на первое полугодие 2021 г. существенно нарушает права истца и наносят ему убыток.
Исходя из буквального толкования требований пункта 16 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в системном единстве с предписаниями Правил следует, что размер жилищной субсидии определяется исходя из норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения по Российской Федерации на момент ее предоставления, определяемый датой принятия соответствующего решения.
С учетом приведенных положений закона, а также, принимая во внимание, что с момента принятия ответчиком решения от ДД.ММ.ГГГГ № о выплате истцу жилищной субсидии в размере 5 901 251,73 руб. и до момента вынесения решения №-Д от ДД.ММ.ГГГГ о выплате дополнительной суммы жилищной субсидии в размере 240 701,84 руб. произошло изменение экономических и социальных условий, что подтверждается содержанием Приказов Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №/пр, которым установлен норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения по Российской Федерации, соответственно, на I квартал ДД.ММ.ГГГГ года, суд приходит к выводу об ошибочности произведенного во II квартале ДД.ММ.ГГГГ года ответчиком расчета доплаты жилищной субсидии исходя из стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, установленного на I полугодие ДД.ММ.ГГГГ года.
Решением Севастопольского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворено административное исковое заявление ФИО7 о признании незаконным решения начальника отдела ФГАУ «Росжилкомплекс» от ДД.ММ.ГГГГ в части обеспечения административного истца жилищной субсидией с уменьшением норматива общей площади жилого помещения на 28,36 кв.м. На административного ответчика возложена обязанность отменить вышеназванное решение и повторно рассмотреть вопрос о предоставлении ФИО7 и членам его семьи жилищной субсидии без уменьшения размера общей площади подлежащего предоставлению жилого помещения.
Апелляционным определением Южного окружного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение гарнизонного военного суда отменено и по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Кассационным определением военного суда от ДД.ММ.ГГГГ апелляционное определение Южного окружного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному исковому заявлению ФИО2 изменить. Решение начальника отдела по реализации жилищный программ федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № об уменьшении при расчете жилищной субсидии норматива на 28,36 кв.м, приходящихся на ФИО2 и членов его семьи признать незаконным и обязать уполномоченный орган исключить из этого расчета площадь, учтенную за административным истцом. В остальной части апелляционное определение оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Во исполнении кассационного определения от ДД.ММ.ГГГГ жилищным органом МО РФ принято решение № от ДД.ММ.ГГГГ об отмене ранее принятого решения от ДД.ММ.ГГГГ №.
С учетом кассационного определения от ДД.ММ.ГГГГ принято решение № от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в учетные данные военнослужащих при предоставлении ФИО2 и членом его семьи жилищной субсидии учесть занимаемое ими до ДД.ММ.ГГГГ г. жилое помещение в размере 26,58 кв.м.
В исковых требованиях ставится вопрос о признать незаконным решение ВрИД начальника Филиала «Крымский» Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, решения заместителя начальника Филиала «Крымский» Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-Д в части определения размера предоставленной ФИО2 дополнительной суммы жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), восстановлении ФИО2 и членов его семьи на учете, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма и возложении на ответчика обязанность повторно рассмотреть вопрос о предоставлении ФИО2 субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений) и предоставлении жилищной субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений), с учетом ранее выплаченной суммы жилищной субсидии согласно решений от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №Д.
Вместе с тем, суд полагает необходимым признать незаконным решения заместителя начальника Филиала «Крымский» Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-Д в части определения размера предоставленной ФИО2 дополнительной суммы жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений) и возложении на ответчика обязанность повторно рассмотреть вопрос о предоставлении ФИО2 субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений) и предоставлении жилищной субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений), с учетом ранее выплаченной суммы жилищной субсидии согласно решений от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №Д.
В удовлетворении требований о признать незаконным решения ВрИД начальника Филиала «Крымский» Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ суд считает необходимым отказать, поскольку данное решение вынесено во исполнение вступившего в законную силу решения суда.
Требования о восстановлении истца и членов его семьи на учете нуждающийся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма удовлетворению не подлежат в связи с выплатой истцу жилищной субсидии для приобретения жилого помещения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление ФИО2 к начальнику филиала «Крымский» Федерального государственного автономного учреждения «Центр управления жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации, заместителю начальнику филиала «Крымский» Федерального государственного автономного учреждения «Центр управления жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации, Филиалу «Крымский» Федерального государственного автономного учреждения «Центр управления жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному автономному учреждению «Центр управления жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворить частично.
Признать незаконным решение заместителя начальника Филиала «Крымский» Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-Д в части определения размера предоставленной ФИО2 дополнительной суммы жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений).
Возложить на филиал «Крымский» Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральное государственное автономное учреждение «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации обязанность повторно рассмотреть вопрос о предоставлении ФИО2 субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений) и предоставлении жилищной субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений), с учетом ранее выплаченной суммы жилищной субсидии согласно решений от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №Д.
В удовлетворении иной части иска отказать.
Решение суда первой инстанции может быть обжаловано в апелляционном порядке в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд <адрес> путём подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Ленинского районного суда
<адрес> К.В.Кукурекин