Дело № 2-137/2016 12 февраля 2016 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Коряжемский городской суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Логиновой О.В.,
с участием помощника прокурора Апраксина В.В.,
при секретаре Гурьевой Т.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Коряжма в помещении суда 12 февраля 2016 года дело по иску прокурора <...> в интересах Франюка В. О. к администрации муниципального образования «<...>» о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <...> обратился в интересах Франюка В.О. в суд с иском к администрации муниципального образования «<...>» (далее - администрация МО «<...>») о предоставлении жилого помещения. В обоснование заявленных требований указал, что Франюк В.О. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем имеет право на дополнительные социальные гарантии, в том числе на обеспечение жильём. Постановлением мэра МО «<...>» от ... № за Франюком В.О. было закреплено право на жилую площадь в <...> (частный жилой дом общей площадью 54,2 кв.м.). Франюк В.О. постоянно проживает по указанному адресу. Постановлением администрации МО «<...>» от ... № Франюк В.О. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, однако жилое помещение ему до настоящего времени не предоставлено, в связи с чем прокурор <...> просит суд обязать администрацию МО «<...>» предоставить Франюку В.О. благоустроенное применительно к условиям МО «<...>» отдельное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, не менее нормы предоставления общей площади жилого помещения на одного человека, установленной на территории муниципального образования «<...>», соответствующее санитарным и техническим нормам.
В судебном заседании помощник прокурора Апраксин В.В. поддержал заявленные требования по основаниям, указанным в иске. Возражал против удовлетворения заявления ответчика о предоставлении отсрочки исполнения решения суда до ..., считая данное заявление преждевременным, необоснованным и нарушающим права Франюка В.О. на обеспечение жилым помещением в разумные сроки.
Истец Франюк В.О. в судебном заседании заявленные прокурором в его интересах исковые требования поддержал, пояснив суду, что в собственности имеет ? доли в праве собственности на жилой частный дом по адресу <...>, общей площадью 54,2 кв.м., иного жилья в собственности не имеет. Остальные доли по ? принадлежат родственникам Г., О., М. По данному адресу зарегистрированы помимо него, отец Франюк О.П. Г., О., М., Н., З., а также временно зарегистрированы – Д., С., Г. Постоянно проживают – он, Франюк В.О., Г., М., Н., Г., периодически Франюк О.П. Таким образом, на 1 человека, проживающего в указанном жилом помещении, закрепленном за истцом, приходится 10,48 кв.м. общей площади, что менее нормы предоставления, утвержденной на территории <...> (13,1 кв.м.). В указанном жилом помещении он проживает с 2010 года. Просит заявленные прокурором требования удовлетворить. Также возражал против удовлетворения заявления ответчика о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.
Представитель ответчика администрации МО «<...>», представители третьих лиц Министерства образования и науки <...>, Министерства финансов <...>, отдела опеки и попечительства администрации МО «<...>», извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о наличии уважительных причин, препятствующих явке в суд, не сообщили. Ответчик представил суду письменную позицию по иску, в которой не оспаривает право истца на предоставление жилого помещения, однако просит возложить обязанность по финансированию расходов администрации МО «<...>» на приобретение жилого помещения на министерство финансов <...> как главного распорядителя средств субвенций. Также просит учесть, что ... между истцом и администрацией города заключен договор найма жилого помещения маневренного фонда №, представляющим из себя комнату № в <...>. 16 по <...> в <...> до предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сроком до .... Просит предоставить отсрочку исполнения решения до .... Отдел опеки и попечительства администрации МО «<...>» представил суду заявление о рассмотрении дела без участия их представителя. Признав причины неявки лиц, участвующих в деле неуважительными, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), суд счёл возможным рассмотреть дело по существу без участия представителей ответчика и третьих лиц по имеющимся в деле доказательствам.
Заслушав участвующего в деле прокурора, истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа установлены Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон № 159-ФЗ).
В соответствии со ст. 1 Закона № 159-ФЗ, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
Как следует из материалов дела, Франюк В. О. родился ..., родителями которого являются Б. и Франюк О.П. (л.д. 18, 75).
Решением Коряжемского городского суда <...> от ... отец несовершеннолетнего Франюк В.О., ... года рождения, Франюк О.П. ограничен в родительских правах в отношении сына, ребенок передан на попечение органов опеки и попечительства (л.д. 26-28).
Решением Коряжемского городского суда <...> от ... мать несовершеннолетнего Франюк В.О., ... года рождения, Б. лишена родительских прав в отношении сына, ребенок передан на попечение органа опеки и попечительства (л.д. 21-23).
На основании решения Коряжемского городского суда <...> от ... мать несовершеннолетнего Франюк В.О. ... года рождения, Б. признана безвестно отсутствующей (л.д. 24-25).
Таким образом, Франюк В.О., ... года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку в несовершеннолетнем возрасте истец остался без попечения обоих родителей.
На момент рассмотрения дела истцу Франюку В.О. исполнилось 22 года.
Постановлением администрации МО «<...>» № от ... Франюк В.О. определен в Коряжемский детский дом, за Франюком В.О. закреплено право на жилую площадь в <...> (частный деревянный дом общей площадью 54,2 кв.м.) (л.д. 20).
Как установлено судом, Франюк В.О. постоянно проживает в <...> по месту жительства по адресу <...>, зарегистрирован по указанному адресу.
По данным Управления Росреестра по <...> и НАО, Франюк В.О. имеет в собственности ? доли в праве общей собственности на частный <...> в <...> общей площадью 54,2 кв.м. (л.д. 33-34, 39). По данному адресу помимо него зарегистрированы: Франюк О.П. Г., О., М., Н., З., а также временно зарегистрированы – Д., С., Г. (л.д. 36-38).
Постановлением администрации МО «<...>» Франюку В.О. по договору найма жилого помещения маневренного фонда №, предоставлено жилое помещение - комната № в <...>. 16 по <...> в <...> до предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сроком до ... (л.д. 12, 61-63).
В соответствии с п. 1 ст. 8 Закона № 159-ФЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В силу п. 4 ст. 8 Закона № 159-ФЗ проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно абзацу 3 п. 1 ст. 8 Закона № 159-ФЗ по заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
При этом в соответствии с пунктом 9 статьи 8 Закона № 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
... вступил в силу Закон Архангельской области от 17.12.2012 № 591-36-ОЗ "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <...>" (далее по тексту Областной закон № 591-36-ОЗ).
В силу положений ст. 11 Областного закона № 591-36-ОЗ, право на жилое помещение в соответствии с настоящим законом имеют: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным; лица, которые относились к категориям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, предусмотренным пунктами 1 и 2 настоящей статьи, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно ст. 16 Областного закона № 591-36-ОЗ одним из обстоятельств, препятствующих вселению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в ранее занимаемые жилые помещения, нанимателями, членами семьи нанимателя по договору социального найма либо собственниками которых они являются, является то, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее нормы предоставления площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.На основании ст. 12 Областного закона № 591-36-ОЗ, реализация права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа на жилое помещение осуществляется путем выявления, закрепления и сохранения за ними ранее занимаемого жилого помещения, а в случае отсутствия такого жилого помещения либо наличия обстоятельств, препятствующих вселению в ранее занимаемое жилое помещение, предусмотренных статьей 16 настоящего закона, - путем предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Согласно п. 3 ст. 14 Областного закона № 591-36-ОЗ, жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа на основании решения органа местного самоуправления городского, сельского поселения или городского округа <...>, уполномоченного на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, в случае наделения органов местного самоуправления областным законом государственными полномочиями в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством <...> либо решения уполномоченного исполнительного органа в случае, если органы местного самоуправления городских, сельских поселений или городских округов <...> не наделены соответствующими государственными полномочиями.
На основании п. 8 ст. 19 Областного закона № 591-36-ОЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, достигшие возраста 18 лет и не включенные в список, подают в органы опеки и попечительства по месту жительства заявление о включении в список.
В соответствии с п. 1 ст. 46 Областного закона от 20.09.2005 № 84-5-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований <...> и муниципальных образований <...> отдельными государственными полномочиями", органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как установлено судом, с 2010 года Франюк В.О., относящийся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, постоянно проживает на территории МО «<...>» по месту жительства по адресу <...>. Указанный частный дом имеет общую площадь 54,2 кв.м. Из пояснений истца следует, что по данному адресу постоянно проживают пять человек – он, Франюк В.О., Г., М., Н., Г.
Норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма на 1 человека утверждена решением городской Думы МО «<...>» от ... № в размере 13,1 кв.м.
Таким образом, на 1 человека, проживающего в ранее закрепленном за Франюком В.О. жилом помещении, приходится 10,48 кв.м. общей площади, что менее нормы предоставления, утвержденной на территории <...>.
Принимая во внимание заключение органа опеки и попечительства МО «<...>» от ... №, согласно которому Франюк В.О. имеет право на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа тех, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда МО «<...>» (л.д. 15-16), постановлением администрации МО «<...>» от ... № Франюк В.О. принят на учет и включен в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда на территории МО «<...>» (л.д. 14).
Как установлено судом, на момент рассмотрения настоящего спора Франюк В.О. жилым помещением на территории <...> не обеспечен, а поэтому в соответствии с Федеральным законом № 159-ФЗ в порядке, установленном Областным законом № 591-36-ОЗ, Франюку В.О. должно быть предоставлено благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Согласно п. 4 ст. 13 Областного закона № 591-36-ОЗ лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение предоставляется в границах территории соответствующего муниципального района или городского округа <...> по их выбору однократно, в том числе по месту жительства данных лиц.
В соответствии с положениями п. 7 ст. 8 Закона № 159-ФЗ по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п. 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Как указывалось выше, решением Городской Думы МО «<...>» от ... №, на территории МО «<...>» установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 13,1 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.
Оценивая представленные доказательства, суд пришел к выводу, что поскольку Франюк В.О., являющийся лицом из числа детей-сирот, хотя и имеет в собственности закрепленное за ним конкретное жилое помещение, однако проживание в нем признало невозможным, состоит на учёте по избранному им месту жительства и включён в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, однако жилым помещением на момент рассмотрения спора не обеспечен, следовательно, в силу вышеуказанных правовых норм у органов местного самоуправления МО «<...>», наделенных государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей жилых помещений специализированного жилищного фонда, возникла обязанность предоставить Франюку В.О. на состав семьи из одного человека, отдельное благоустроенное применительно к условиям МО «<...>» жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, не менее нормы предоставления общей площади жилого помещения, установленной на территории муниципального образования «<...>» - 13,1 кв.м., соответствующее санитарным и техническим нормам. При этом как установлено судом данная обязанность на дату рассмотрения спора ответчиком не исполнена, жилое помещение истцу не предоставлено.
Доводы представителя ответчика указанные в письменном отзыве на иск о том, что предоставлением жилья истцу будут нарушены права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые обратились в администрацию города с заявлениями о включении их в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями ранее истца, включены в список в более ранние сроки, судом отклоняются, поскольку действующее законодательство, определив условия предоставления жилого помещения лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не предусматривает такого условия реализации права на получение жилого помещения, как предварительная реализация аналогичных прав других лиц. По смыслу ст. 19 Областного закона № 591-36-ОЗ список лиц соответствующей категории ведётся с целью их учёта для предоставления им жилого помещения, однако он не определяет порядок и условия реализации права граждан на жилое помещение в случае, когда такое право у гражданина возникло.
В письменном отзыве на иск администрация МО «<...>» ссылаясь на то обстоятельство, что исполнение решения суда возможно только после поступления целевых средств федерального и областного бюджетов, выделенных на приобретение жилых помещений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа и соблюдения процедуры приобретения жилых помещений определенной Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ, просит суд рассмотреть вопрос о предоставлении отсрочки исполнения решения до 01.03.2017.
Участвующий в деле прокурор <...> и истец возражали против удовлетворения заявления ответчика о предоставлении отсрочки исполнения решения суда до 01.03.2017, считая данное заявление преждевременным, необоснованным и нарушающим права Франюка В.О. на обеспечение жилым помещением в разумные сроки.
Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, суд не находит оснований для удовлетворения заявления ответчика о предоставлении отсрочки исполнения решения до 01.03.2017, поскольку рассмотрение вопроса о предоставлении отсрочки исполнения решения суда на стадии рассмотрения дела по существу является преждевременным. В силу положений ст.ст. 203, 434 ГПК РФ вопрос об отсрочке исполнения решения суда по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя разрешается после вступления решения суда в законную силу при наличии исключительных обстоятельств, свидетельствующих о необходимости предоставления отсрочки исполнения решения суда, при этом недостаточность финансирования МО «<...>» субъектом <...> на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, жилыми помещениями и необходимость выполнения процедуры по предоставлению жилого помещения, не являются основаниями для неисполнения судебного акта в разумные сроки и нарушения тем самым прав Франюка В.О. на обеспечение жилым помещением.
При таких обстоятельствах заявленные прокурором <...> в интересах Франюка В.О. требования к администрации МО «<...>» о предоставлении жилого помещения являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Согласно Областному закону № 591-36-ОЗ финансирование мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в части предоставления им жилых помещений осуществляется в форме субсидий из федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Статьями 45 и 46 Областного закона от 20.09.2005 № 84-5-ОЗ органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьями 2,4 и 5 этого же закона предусмотрено, что одним из принципов наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями является материально-финансовая обеспеченность передаваемых отдельных государственных полномочий. Органы государственной власти <...> в пределах своей компетенции при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий предоставляют органам местного самоуправления необходимые финансовые средства в виде субвенций, выделяемых местным бюджетам из регионального фонда компенсаций, образуемого в составе областного бюджета.
В этой связи, исходя из приведенных норм права, следует, что жилое помещение истцу должно быть предоставлено за счет субвенции, выделяемой на осуществление отдельных государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <...> в интересах Франюка В. О. к администрации муниципального образования «<...>» о предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «<...>» предоставить Франюку В. О., ... года рождения, уроженцу <...>, на состав семьи из одного человека, благоустроенное применительно к условиям муниципального образования «<...>» жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее нормы предоставления, установленной на территории муниципального образования «<...>» - 13,1 квадратных метра, соответствующее санитарным и техническим нормам, за счет субвенции, предусмотренной на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Коряжемский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий О.В. Логинова