Решение по делу № 2-2296/2024 от 18.04.2024

Дело № 2-2296/2024

74RS0031-01-2024-003190-65

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 августа 2024 года г.Магнитогорск

Орджоникидзевский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Рябко С.И.

при секретаре Герасимовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Черникова Константина Анатольевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Челябинской области о признании решения незаконным, включении периодов в общий и специальный страховой стаж и назначении страховой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Черников К.А., через своего представителя Урываева В.И., действующего на основании доверенности, уточняя заявленные требования, обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Челябинской области (далее по тексту ОСФР по Челябинской области) о признании решения незаконным, включении периодов в общий и специальный страховой стаж и назначении страховой пенсии. Просил признать незаконным и отменить решение ОСФР по Челябинской области от 19 октября 2021 года об отказе в установлении пенсии.

В обоснование заявленных исковых требований указала, что 19 октября 2020 года обратился в УПФР в г.Магнитогорске с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии со п.1 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ОСФР по Челябинской области истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием стажа на соответствующих видах работ и отсутствия общего трудового (страхового стажа). Указано, что ответчиком не учтены следующие работы Черникова К.А.,

с 04.01.1995 года по 29.05.2002 года в качестве <данные изъяты> так как не подтверждена занятость 50% и более на подземных работах, отсутствуют документы, подтверждающие достоверность сведений о работе;

с 10.02.2003 года по 25.12.2008 года в качестве <данные изъяты> так как отсутствуют сведения об уплате страховых взносов, и не подтверждена достоверность сведений о работе;

с 25.08.2009 года по 01.08.2014 года в качестве <данные изъяты> так как отсутствуют сведения об уплате страховых взносов, и не подтверждена достоверность сведений о работе.

Просит требования удовлетворить, обязать ОСФР по Челябинской области зачесть в специальный страховой стаж Черникова К.А. в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 ФЗ «О страховых пенсиях», периоды его работы с 04.01.1995 года по 29.05.2002 года; с общий страховой стаж зачесть периоды с 10.02.2003 года по 25.12.2008 года, с 25.08.2009 года по 01.08.2014 года. Назначить Черникову К.А. досрочную страховую пенсию по старости с 19 октября 2020 года (л.д.3-6, 88-91).

В судебном заседании истец Черников К.А. поддержал заявленные исковые требования по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении.

В судебном заседании представитель истца Черникова К.А. – Урываев В.И., действующий на основании нотариальной доверенности (л.д.16), поддержал заявленные требования по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении и уточненном исковом заявлении. Указывал, что все подтверждающие справки Черникова К.А. представлены, нотариальные переводы справок. Спорные периоды работы подтверждены записями в трудовой книжке, архивными справками, справками об отчислении страховых взносов.

В судебном заседании представитель ответчика ОСФР по Челябинской области- Бикбаува У.К., действующая на основании доверенности <номер обезличен> от 01 сентября 2023 года (л.д.58) возражала относительно заявленных исковых требований по основаниям и доводам, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление (л.д. 127-128).

В письменных возражениях на исковое заявление указано, что Черников К.А. 19.10.2020 года обратился в УПФР в г. Магнитогорске Челябинской области (межрайонное) с заявлением о назначении пенсии в соответствии с п. 1 ч. 1 статьи 30 Закона №400-ФЗ. Решением УПФР в г. Магнитогорске Челябинской области (межрайонное) <номер обезличен> от 19.04.2021 истцу отказано в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ и страхового стажа. На дату обращения (19.10.2020) необходимо наличие 5 лет специального стажа.

Периоды работы с 10.02.2003 по 25.12.2008 в качестве электрослесаря, главного механика в ОАО «Шахтреммаш» и с 25.08.2009 по 01.08.2014 в качестве инженера линейных сооружений связи и абонентских устройств, начальника УЛКС в ОП «Узел производственно-технологической связи» ГП «Донбассантрацит» Республики Украина не включены, так как отсутствует уплата страховых взносов на пенсионное обеспечение и отсутствуют документы, подтверждающие достоверность сведений о работе, протекавшей на территории государства — участника международных соглашений.

В стаж на соответствующих видах работ истца по пункту 2 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ не может быть засчитан период работы с 04.01.1995 по 29.05.2002 в качестве начальника связи на шахте «Пионер», так как отсутствует документальное подтверждение занятости 50% и более рабочего времени в году на подземных работах в шахтах, рудниках и приисках по добыче полезных ископаемых; в геологоразведке на дренажных шахтах; на строительстве шахт, рудников, приисков, а так;- е отсутствуют документы, подтверждающие достоверность сведений о работе, протекавшей на территории государства — участника международных соглашений.

Также ОСФР по Челябинской области также не согласно с взысканием компенсации морального вреда в размере 5000 рублей, поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда исходя из положений пункта 2 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного просила отказать в удовлетворении заявленных исковых требований.

Заслушав в судебном заседании лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных исковых требований по следующим основаниям.

Исходя из смысла статьи 39 Конституции Российской Федерации право на социальное обеспечение по возрасту относится к числу основных прав гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2015.

В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина) были урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (действовало до 01 января 2023 года), в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

В силу пункта 2 статьи 6 названного выше Соглашения от 13 марта 1992 года для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

Поскольку в соответствии с Соглашением от 08 декабря 1991 года "О создании Содружества Независимых Государств", ратифицированном постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года N 2014-1, Союз ССР прекратил свое существование 12 декабря 1991 года, то из буквального толкования пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года следует, что для установления права на пенсию гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до его распада 12 декабря 1991 года, а после распада этих государств - до 13 марта 1992 года.

В соответствии со статьей 10 Соглашения компетентные органы государств - участников Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.

Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" утверждены рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР.

Согласно пункту 5 названных Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому и специальному стажу. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой и специальный стаж, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы по найму после 01 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17 января 2001 года N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Указанное Соглашение от 13 марта 1992 года Федеральным законом от 11 июня 2022 года N 175-ФЗ денонсировано Российской Федерацией, прекратило действие в отношениях между Российской Федерацией и Республикой Украина с 01 января 2023 года.

Вместе с тем, с заявлением о назначении пенсии Черников К.А. обратился 19 октября 2020 года, то есть до денонсации Соглашения, в связи с чем при разрешении настоящего спора следует руководствоваться Соглашением от 13 марта 1992 года.

Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом.

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

В соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 Федерального закона "О страховых пенсиях", за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

При этом законодатель, исходя из необходимости сохранения пенсионных прав, приобретенных по нормам ранее действовавшего законодательства, в пункте 2 статьи 29 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" приравнял уплату платежей (взносов, налогов), существовавших в рамках пенсионной системы СССР, а также до 01 января 1991 года в Российской Федерации, к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Судом установлено и из материалов дела следует, что Черников К.А.:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

19 октября 2020 года Черников К.А. обратился с заявлением в УПФР в г.Магнитогорске Челябинской области (межрайонное) о назначении досрочной страховой пенсии по старости.

Решением УПФР в г.Магнитогорске Челябинской области (межрайонное) <данные изъяты> от 19 апреля 2021 года в установлении досрочной страховой пенсии по старости отказано по причине отсутствия стажа на соответствующих видах работ и отсутствия общего трудового стажа. В стаж истца не включены спорные периоды.

Условия назначения пенсии, имеющиеся у заявителя: возраст 55 лет, продолжительность страхового стажа 18 лет 7 мес. 28 дне (с учётом постановления Конституционного суда №2-П – 23 года 1 мес. 20 дней), величина ИПК более 30, стаж на соответствующих видах работа – отсутствует.

Необходимый стаж на соответствующих видах работ по Списку №1 – 5 лет (л.д.22-24).

Согласно постановлению Пенсионного фонда Российской Федерации от 29 апреля 2021 года № 138п Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области реорганизовано в форме присоединения к нему подведомственных территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации, в том числе - УПФР в г. Магнитогорске Челябинской области (межрайонное).

Как следует из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области в графе «Сведения о правопредшественнике» указано УПФР в г. Магнитогорске Челябинской области (межрайонное), дата внесения изменений – 01 октября 2021 года.

Таким образом, Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области с 01 октября 2021 года является правопреемником УПФР в г. Магнитогорске Челябинской области (межрайонное).

Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области с 1 января 2023 г. переименовано в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области.

В подтверждение своих доводов, истцом представлены архивные справки:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Сведения об уплате страхователем единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование за период с 01.09.2013 года по 01.08.2014 года отсутствует, в связи с изменением некоторых законодательных актов Украины (л.д. 92).

Согласно пункту 5 Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы по найму после 01 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Несмотря на то, что архивная справка из Производственного структурного подразделения «Шахтоуправление «Белозерское» обществ ас ограниченной ответственностью «ДТЕК Добропольеуголь» (шахта «Пионер») о периоде работы и особых условия работы, была истребована истцом самостоятельно и выданы не государственным архивом, суд приходит к выводу о возможности принятия указанных доказательств в качестве подтверждения страхового стажа истца в указанный период, поскольку ответы из уполномоченного органа Республики Украины не поступили, получение документов из Украины с февраля 2022 года невозможно ввиду прекращения почтового сообщения. Однако данные обстоятельства не могут умалять пенсионных прав истца при наличии справки работодателя, подтверждающей период работы, особые условия работы по Списку №1 в течение полного рабочего дня.

Правом на досрочную страховую пенсию по Списку № 1 (утв. Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. № 1173) раздел 1 подраздел I предусмотрены все рабочие, занятые полный рабочий день под землей.

Правом на досрочную страховую пенсию по Списку № 1 (утв. Постановлением Совета Министров СССР от 26 01 1991 г. № 10) раздел I, подраздел 1, код 1010100а - предусмотрены все рабочие, занятые полный рабочий день на подземных работах; 10101006 - руководители и специалисты подземных участков; код 010100а - предусмотрены рабочие, руководители, специалисты и служащие, занятые на подземных работах 50 процентов и более рабочего времени в году (учетном периоде), 1010100г-24043 - начальники смен; подраздел 2а, код 1010300а-11717 предусмотрены горнорабочие подземные, код 010100а-17491 - проходчики.

Учитывая, что период работы истца с 04 января 1995 года по 29 мая 2002 год в шахте «Пионер» в должности начальника участка «Связь» подтверждается как работа был связана с подземными работами в шахте 50% и более рабочего времени в году, то спорный период, учитывая также вышеприведенные нормы права, суд приходит к выводу, что вышеуказанная работа истца относится к Списку № 1 подземные работы в шахтах, рудниках, на приисках по добыче полезных ископаемых; в геологоразведке, на дренажных шахтах, на строительстве шахт, рудников, приисков (позиция 1010100а), указанный период дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, имеются основания для включения в специальный стаж истца периодов работы в шахте «Пионер» с 04 января 1995 года по 29 мая 2002 года, поскольку работа истца в спорный период времени была связана с подземными работами в шахте на условиях полного рабочего дня, дающим право на льготное пенсионное обеспечение.

С учётом ответов ОСФР по Луганской Неуродской Республике о том, что в период работы истца с 10 февраля 2003 года по 25 декабря 2008 год на предприятии ОАО «Шахтреммаш» и с 25 августа 2009 года по 31 августа 2013 года на предприятии Обособленное подразделение «Узел производственно-технологической связи «Государственного предприятия «Донбассантрацит» Черникову К.А. выплачивалась заработная плата, осуществлялись взносы на общеобязательное государственное социальное страхование, данные периоды работы также подтверждены записями в трудовой книжке истца, суд полагает необходимым включить данные периоды работы Черникова К.А. в общий страховой стаж истца для начисления пенсии.

Пенсионным органом по запросу суда также предоставлен предположительный расчет стажа истца, в том числе специального, в случае включения соответствующих спорных периодов в специальный и страховой стаж, из которого следует, что общий страховой стаж истца составит 28 лет 10 месяцев 6 дней, и специальный стаж по Списку №1 составит 7 лет 4 месяца 26 дней. Величина ИПК составит 37,041 (л.д.57-58).

Поскольку истцом выработан необходимый специальный стаж, иных оснований для отказа в назначении пенсии оспариваемое решение ответчика не содержит, учитывая достижение истцом возраста 55 лет на дату обращения в Пенсионный фонд, суд приходит к выводу о признании незаконным решение пенсионного органа, и возложении на ОСФР по Челябинской области обязанности назначить Черникову К.А. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ с момента обращения истца за назначением пенсии – с 19 октября 2020 года.

Истцом заявлено требование о взыскании компенсации морального вреда с ответчика в размере 5 000 руб.

Как разъяснено в п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда исходя из положений п. 2 ст. 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется.

Обстоятельства, на которые истец ссылается в обоснование своих требований о компенсации морального вреда, с учетом требований закона не свидетельствуют о причинения ему вреда, выразившегося в нарушении личных неимущественных прав в том понимании, как это трактуется законодателем, а оснований, предусмотренных для компенсации морального вреда в связи с нарушением пенсионных прав законодательством не предусмотрено, в связи с чем в удовлетворении требования о взыскании компенсации морального вреда следует отказать.

Руководствуясь ст.ст.12,56,194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Черникова Константина Анатольевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Челябинской области о признании решения незаконным, включении периодов в общий и специальный страховой стаж и назначении страховой пенсии по старости удовлетворить частично.

Возложить на Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области (ОГРН 1027403882626) обязанность включить в специальный стаж Черникова Константина Анатольевича (<дата обезличена> года рождения, паспорт серии <номер обезличен><номер обезличен>) дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области назначить Черникову Константину Анатольевичу, <дата обезличена> года рождения, досрочную страховую пенсию по старости с 19 октября 2020 года.

В удовлетворении исковых требований Черникова Константина Анатольевича о компенсации морального вреда - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области.

Председательствующий:

Мотивированное решение изготовлено 23 августа 2024 года.

Председательствующий:

2-2296/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Черников Константин Анатольевич
Ответчики
ОСФР по Челябинской области
Другие
Урываев Владимир Иванович
Суд
Орджоникидзевский районный суд г. Магнитогорск
Судья
Рябко Светлана Игоревна
Дело на странице суда
magord.chel.sudrf.ru
18.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.04.2024Передача материалов судье
24.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.05.2024Подготовка дела (собеседование)
14.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.06.2024Судебное заседание
10.06.2024Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
16.07.2024Судебное заседание
18.07.2024Судебное заседание
16.08.2024Судебное заседание
23.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее