№2-221/2021
УИД 35RS0022-01-2021-000233-58
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Тотьма 24 мая 2021 г.
Тотемский районный суд Вологодской области в составе:
судьи Линьковой Т.А.,
при секретаре Кокине С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Тотемского района в интересах неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к администрации муниципального образования «Толшменское» об обязании устранить нарушения природоохранного законодательства,
установил:
прокурор Тотемского района, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования «Толшменское» с требованиями об обязании устранить нарушения природоохранного законодательства.
В обоснование заявленных исковых требований указано, что прокуратурой района проведена проверка исполнения природоохранного законодательства, в результате которой установлено, что на территории МО «Толшменское» вблизи населенных пунктов д. Бор, п. Первомайский, с. Никольское размещены несанкционированные свалки твердых коммунальных отходов. Земельные участки, на которых размещены отходы, в установленном порядке для их размещения не отводились. Внесенное в адрес главы МО «Толшменское» представление об устранении нарушений закона от 18.11.2020 не исполнено, в связи с чем просят обязать администрацию МО «Толшменское» устранить нарушения природоохранного законодательства: организовать ликвидацию несанкционированных свалок, расположенных: на земельном участке, расположенном южнее с. Никольское в 350 метрах от автодороги с. Никольское - с. Аникин Починок, на земельном участке, расположенном северо-западнее д. Бор в 25 м от автодороги д. Бор – с. Красное.
В судебное заседание представитель истца прокуратуры Тотемского района не явился, извещены надлежащим образом, в ранее состоявшихся судебных заседаниях помощник прокурора Силинский С.Н. исковые требования поддержал в полном объеме.
Ответчик представитель МО «Толшменское» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в ранее состоявших судебных заседаниях глава МО «Толшменское» Дресвянин С.А. исковые требования признал, показал, что земельные участки, на которых размещены несанкционированные свалки, находятся в собственности муниципального образования, в том числе были переданы по акту при ликвидации ООО «ВАО».
Исследовав материалы дела, судья приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора Тотемского района подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Частью 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предписано, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В силу ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 1, абз. 1, абз. 2 ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что 18.11.2020 заместителем прокурора Тотемского района Воробьевым А.В. по результатам проверки исполнения законодательства об отходах производства и потребления в адрес главы МО «Толшменское» Дресвянина С.А. внесено представление, согласно которому требовалось безотлагательно принять меры по устранению допущенных нарушений закона, а именно по ликвидации несанкционированных свалок твердых коммунальных бытовых отходов на территории МО «Толшменское»», расположенных вблизи населенных пунктов: д. Бор, п. Первомайский, с. Никольское, о результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в прокуратуру района в месячный срок.
На указанное представление главой МО «Толшменское» Дресвяниным С.А. 17.12.2020 дан ответ о том, что администрацией будут приняты меры по устранению нарушения закона. В бюджете на 2020 г. средства на устранение несанкционированных свалок не заложены. В конце 2020 г. планируется обращение в администрацию Тотемского муниципального района с целью предоставления финансирования на устранение несанкционированных свалок, в случае предоставления денежных средств работы по ликвидации будут выполнены до 01.08.2021.
Согласно акту осмотра от 20.02.2021, составленному помощником прокурора Силинским С.Н. установлено, что на земельном участке, расположенном вблизи с. Никольское в 350 м от автодороги с. Никольское – с. Аникин Починок размещена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов, на земельном участке, расположенном вблизи д. Бор, в 25 метрах от автодороги д. Бор – с. Красное размещена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов.
Согласно информации Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Вологодской области земельный участок с кадастровым номером 35:14:0601015:168 с разрешенным использованием для сельскохозяйственного использования находится в собственности МО «Толшменское», право собственности зарегистрировано 28.04.2016. Сведения о зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым номером 35:14:0501018:70 не зарегистрированы.
Согласно акту приема-передачи от 25.10.2013 муниципальное образование «Толшменское» приняло у конкурсного управляющего ООО <данные изъяты> в собственность доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> из земель сельхозназначения.
Следовательно, земельные участки, на которых расположены несанкционированные свалки, находятся во владении МО «Толшменское».
Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 « 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В силу ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 « 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Согласно ст. 1 Закона Вологодской области от 13.11.2014 № 3474-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями области вопросов местного значения городских поселений» за сельскими поселениями области закреплены вопросы местного значения городских поселений, предусмотренные пунктами 15, 18, 22, 37, 39 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Следовательно, анализ приведенных норм свидетельствует о том, что именно администрация МО «Толшменское» в целях поддержания экологической безопасности на территории сельского поселения, исключения загрязнения, предупреждения и минимизации экологических рисков обязана в рамках своих полномочий организовать мероприятия по охране окружающей среды, надлежащему содержанию территории, сбору и вывозу отходов, однако надлежащим образом в предоставленный прокуратурой Тотемского района срок администрация МО «Толшменское» в указанной части свои полномочия не исполнила, поэтому суд обязывает ответчика организовать ликвидацию несанкционированных свалок.
Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования прокурора Тотемского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к Администрации муниципального образования «Толшменское» удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования «Толшменское» устранить нарушения природоохранного законодательства, организовать ликвидацию несанкционированных свалок, расположенных: на земельном участке, расположенном южнее с. Никольское, в 350 метрах от автодороги с. Никольское – с. Аникин Починок; на земельном участке, расположенном северо-западнее д. Бор, в 25 метрах от автодороги д. Бор – с. Красное.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца с момента принятия его в окончательной форме в Вологодский областной суд с подачей жалобы через Тотемский районный суд.
Судья Т.А. Линькова
Решение принято в окончательной форме 28 мая 2021 года.
Судья Т.А. Линькова