Дело № 2-3152/15
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 декабря 2015 года г.Симферополь
Симферопольский районный суд в составе председательствующего судьи Паниной П.Е., при секретаре Корниенко Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Касич И.Д. к Государственному унитарному предприятию Республики Крым "Крымэнерго" о защите прав потребителя,
УСТАНОВИЛ:
Касич И.Д. обратилась в суд с иском о защите право потребителя, в обоснование которого указала следующее. Истец является собственником домовладения, расположенного по адресу с.Трудовое Симферопольского района, пер.Мира, дом 24. Стороны 19 февраля 2015 года заключили договор электроснабжения с гражданами, потребляющими электрическую энергию на бытовые нужды №012-102. Во исполнение условий договора ответчик осуществлял продажу истцу электроэнергии. В период 19 февраля 2015 года по 26 апреля 2015 года ответчик поставил истцу электроэнергию на сумму 30601,27 руб. Истец указывает, что значительное количество электроэнергии было потреблено в связи с отопительным сезоном и необходимостью проведения отделочных работ в доме. 27 апреля 2015 года с согласия истца представителями ответчика прибор учета был снят для проведения тарификационных работ. 03 июня 2015 года прибор учета электрической энергии возвращен потребителю. На обращение истца о порядке расчетов за потребленную электрическую энергию ответчик разъяснил, что расчет будет производиться в порядке, предусмотренном пунктами 4.5.1,4.5.4 Договора. Заявлением от 04 июня 2015 года истец просила ответчика не проводить расчет по среднему потреблению, ссылаясь на непроживание в доме, снятие прибора учета по инициативе ответчика. Ответчик заявление не удовлетворил. Истец, не согласившись с действиями ответчика, просит признать незаконными действия ответчика, выразившиеся в снятии 27 апреля 2015 год прибора учета электроэнергии в доме №24 по ул.Мира в с.Трудовое Симферопольского района, признать незаконными действия по начислению оплаты в размере 26791,10 руб. за период с 27 апреля 2015 года по 03 июня 2015 года, обязать ответчика сделать перерасчет платы с учетом среднего потребления в последующие три месяца.
В судебном заседании Касич И.Д. заявленные требования поддержала, привела доводы, изложенные в исковом заявлении, подтвердила, что прибор учета снят 27 апреля 2015 года по инициативе ответчика, возвращен 03 июня 2015 года, о чем имеются акты. Условия договора, заключенного с ответчиком, не оспорила. Просила иск удовлетворить.
Представитель истца Давлад О.С. поддержал доводы истца, ссылался на незаконное снятие прибора учета, необоснованный расчет потребленной в период отсутствия прибора учета электроэнергии, просил исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымэнерго" Шараборина И.А. заявленные требования не признала, подтвердила фактические обстоятельства заявленного спора. Вместе с тем полагала, что ответчик при снятии прибора учета электрической энергии у истца действовал в соответствии с действующим законодательством и условиями заключенного сторонами договора. Представила письменные возражения по существу заявленных требований. Просила в отказать в удовлетворении иска.
Выслушав истца, представителей сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу норм Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", статей 539 и 540 ГК РФ поставка электрической энергии осуществляется на основании договора энергоснабжения.
На основании пунктов 1 и 3 ст.543 ГК РФ абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией. Требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами.
В ходе судебного разбирательства установлено, что 19 февраля 2015 года истцом Касич И.Д., как потребителем, и Государственным унитарным предприятием Республики Крым «Крымэнерго», как энергопоставщиком, заключен договор энергоснабжения (л.д.25-28).
По условиям указанного договора при исполнении договора, а также решении вопросов, не предусмотренных договором, стороны руководствуются Гражданским и Жилищным кодексами российской Федерации, Федеральным законом от 26..03.2003 №35-ФЗ "Об электроэнергетике", правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. №442, и иными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения на розничных рынках электрической энергии.
Согласно пункту 4.1 договора объем фактически полученной электрической энергии определяется ГП на основании показаний прибора учета, опломбированных ГП, поверенных в установленном порядке и соответствующих требованиям действующего законодательства, нормативно-технической документации, в соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением правительства РФ от 06.05.2011 №354, а также расчетным способом исходя из среднемесячного объема потребления, либо исходя из установленных нормативов потребления электроэнергии (в случае их утверждения органами государственной власти на территории Федерального округа Республики Крым), в порядке, установленном действующим законодательством.
Пунктом 4.5 договора предусмотрено, что среднемесячный объем электрической энергии, ранее учтенной прибором учета, определяется ГП по показаниям такого прибора учета за период не менее 6 (шести) месяцев, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, то за фактический период работы прибора учета, но не менее (трех месяцев). В случае, если период работы соответствующего прибора учета составляет менее трех месяцев, объем электрической энергии, поставленной потребителю, раассчитывается путем умножения действующих нормативов потребления электрической энергии на определенные согласно договору количественные показатели, соответствующие указанным нормативам.
Во исполнение условий договора потребителю установлен прибор учета №21121868, тип "Меркурий 231".
Согласно ч.1 ст.5 Федерального Закона Российской Федерации от 03 июня 2011 года №107-ФЗ "Об исчислении времени" на территории Российской Федерации устанавливаются часовые зоны, границы которых формируются с учетом границ субъектов Российской Федерации. Республика Крым входит во 2-ю часовую зону.
В соответствии с п.1 постановления Правительства РФ от 24 декабря 2014 г. №1465 "Об особенностях определения объемов (количества) электрической энергии с использованием приборов учета после сезонного перевода времени" приборы учета электрической энергии, функциональные возможности которых позволяют определить объемы потребленной электрической энергии дифференцированно по времени суток и данные измерений которых применяются при расчетах с населением, подлежат коррекции времени встроенных часов приборов учета (далее-перепрограммирование) для целей применения тарифов, дифференцированных по зонам суток. Организацию перепрограммирования обеспечивают исполнители коммунальной услуги по электроснабжению.
Согласно распоряжению заместителя директора Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымэнерго" по реализации и развитию услуг Сергеева В.А. от 20 апреля 2015 года №77 с целью проведения корректировки параметризации приборов учета электроэнергии бытовых потребителей на руководителей РЭС возложена обязанность про организации работы по демонтажу многозонных приборов учета, доставке их в службу ремонта, обратной доставке и монтажу с последующим допуском к эксплуатации.
27 апреля 2015 года во исполнение данного распоряжения представителями ответчика с согласия истца, о чем указывает истец в иске, прибор учета по адресу <адрес>, пер.Мира,<адрес> был снят.
Поскольку ни постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2014 г. №1465 "Об особенностях определения объемов (количества) электрической энергии с использованием приборов учета после сезонного перевода времени", ни распоряжением директора Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымэнерго" по реализации и развитию услуг Сергеева В.А. от 20 апреля 2015 года №77 не предусмотрено исключений в проведении параметризации для приборов учета, установленных после какой-либо даты либо наступления какого-либо события, суд не усматривает оснований для признания действий ответчика по снятию прибора учета незаконными. Доводы истца о наличии у ответчика умысла, направленного на завышение стоимости оказанных услуг путем снятия приборов учета, опровергаются исследованными судом материалами дела, в связи с чем, по мнению суда, данные доводы являются надуманными. Доказательств иного материалы дела не содержат.
Пунктом 4.1 договора, заключенного истцом и ответчиком, предусмотрено определение объема фактически полученной электрической энергии на основании показаний приборов учета, а также расчетным способом, исходя из среднемесячного объема потребления либо исходя из установленных нормативов потребления электроэнергии (в случае их утверждения органами государственной власти на территории Федерального округа Республики Крым).
Материалами дела установлено, что фиксация объема потребленной энергии прибором учета в период с 27 апреля 2015 года по 03 июня 2015 года не осуществлялась.
Определение объема фактически потребленной электроэнергии в случае отсутствия прибора учета согласно договору возможно двумя способами: исходя из среднемесячного объема потребления либо исходя из установленных нормативов потребления.
Пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года №306 "Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" установлено ограничение в применении Правил на территории Республики Крым. Правила, утвержденные данным постановлением, на территории Республики Крым подлежат применению к правоотношениям, возникшим после 01 июля 2015г. Указанное обстоятельство исключает возможность определение объема потребленной электроэнергии исходя из нормативов потребления, которые на территории Республики Крым по состоянию на день рассмотрения дела судом утверждены только для применения с целью оплаты жилищно-коммунальных услуг гражданами, которые имеют право на меры социальной поддержки по их оплате (Постановление Совета Министров Республики Крым от 13 мая 2015 года №260). Возможность их применения к иным субъектам законом не предусмотрена.
Согласие на определение объемов электроэнергии расчетным способом истец выразила в письменном заявлении на имя ответчика (л.д.53). Надлежащими и достоверными доказательствами подлинность подписи потребителя в заявлении от 27 апреля 2015г. не опровергнута.
Из расчета объема потребленной электроэнергии, выполненного ответчиком, усматривается, что при отсутствии прибора учета электрической энергии объем потребленной электроэнергии рассчитан исходя среднесуточного потребления электрической энергии, определенного по показаниям прибора учета за период с19 февраля 205 года по 27 апреля 2015 года. Стоимость потребленной электрической энергии рассчитана ответчиком с применением тарифов, действующих в период с 27 апреля 2015 года по 03 июня 2015 года. Данное обстоятельство сторонами не оспаривалось.
Поскольку действующим законодательством и договором, заключенным сторонами, прямо не предусмотрена возможность определения объема потребленной электроэнергии исходя из среднесуточного потребления, а нормативы потребления на территории Республики Крым государственными органами не утверждены, суд полагает возможным применение по аналогии в порядке ст.6 ГК РФ норм закона, предусматривающих возможность применения при расчетном способе определения объема потребленной энергии средних показателей. При этом применение именно среднесуточного значения потребленной электроэнергии не нарушает права потребителя.
Следует отметить, что окончание отопительного периода учитывается при таком способе определения стоимости поставленной истцу электроэнергии путем применения тарифов, действующих в период с 27 апреля 2015 года по 03 июня 2015 года.
Оснований для произвольного (не расчетного, определенного исходя из фактических показаний прибора учета) уменьшения ответчиком стоимости потребленной электрической энергии в связи с непроживанием в жилом доме и проведением в нем ремонтно-строительных работ, как на этом настаивает истец, суд не усматривает.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что расчет потребленной в период снятия прибора учета электрической энергии составлен работниками гарантирующего поставщика в пределах полномочий, предоставленных им как действующим законодательством, так и условиями, заключенного сторонами договора.
Нарушения порядка проведения расчета в ходе судебного разбирательства не установлено, равно как не установлено и нарушение прав истца.
Требования о взыскании морального вреда являются производными от требований, связанных с признанием действий ответчика незаконным. Поскольку судом не установлено обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав потребителя, оснований для взыскания компенсации морального вреда не имеется.
При этом суд считает необходимым отметить, что выбор способа защиты нарушенного права является исключительным субъективным правом истца, который в соответствие с принципом диспозитивности осуществлениях гражданских прав самостоятельно определяет объем распорядительных действий при обращении в суд, а также, являясь субъектом правоотношений, самостоятельно распоряжается принадлежащими ему материальными и процессуальными правами.
Поскольку в ходе судебного разбирательства не установлено нарушение ответчиком как действующего законодательства, так и прав истца снятием прибора учета, проведением параметризации, расчетом потребленной электроэнергии, то суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Касич И.Д. к Государственному унитарному предприятию Республики Крым "Крымэнерго" о защите прав потребителя - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым путем подачи жалобы через Симферопольский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 09 декабря 2015 года.
Судья