дело № 2-543/2024
УИД 56RS0041-01-2024-00077843
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Тоцкое 23 октября 2024 года
Тоцкий районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Градова А.В.,
при помощнике Тихоновой А.В.,
с участием:
представителя истца Долженкова Н.А.,
представителя третьего лица ОМВД России по Тоцкому району Молчановой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Оренбургской области к Андреевой З. А., Андреевой А. А., Андрееву Д. А. о прекращении права собственности на оружие, уничтожении оружия,
установил:
Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Оренбургской области обратилось в суд с указанным исковым заявлением к Андреевой З.А., Андреевой А.А., Андрееву Д.А. В обоснование исковых требований указали, инспектором ОЛРР «<адрес>» Управления Росгвардии по Оренбургской области ДД.ММ.ГГГГ изъято оружие <данные изъяты>, принадлежавшее ФИО7, умершему ДД.ММ.ГГГГ. Указанное оружие помещено на ответственное хранение в комнату хранения оружия ОМВД России по Тоцкому району, где находится в настоящее время. Наследниками ФИО7 являются Андреева З.А., Андреев Д.А., Андреева А.А. Поскольку указанное оружие находится в комнате хранения ОМВД России по Тоцкому району, бремя содержания оружия легло на ОМВД России по Тоцкому району. Хранение и бремя содержания оружия требует определенных материальных затрат, что влечет дополнительное расходование бюджетных средств.
С целью оформления разрешительного документа на право хранения и ношения оружия, принадлежавшего ФИО7, наследники умершего не обращались. ДД.ММ.ГГГГ наследниками ФИО7 поданы заявления о сдаче на утилизацию оружия <данные изъяты>.
Наличие изъятого из оборота оружия, в отношении которого не принято мер к определению дальнейшего правового статуса, может привести к утрате контроля за таким оружием, что создает угрозу его использования для совершения преступлений и причинения вреда гражданам, обществу и государству.
Просили суд прекратить право собственности Андреевой З.А., Андреева Д.А., Андреевой А.А. на оружие <данные изъяты> и обратить данное оружие в собственность Российской Федерации; разрешить Управлению Росгвардии по Оренбургской области уничтожение вышеуказанного оружия на основании пункта 12 части 1 статьи 9 Федерального закона от 03.07.2016 года №226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» и части 6 статьи 25 Федерального закона «Об оружии».
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление МВД России по Оренбургской области, ОМВД России по Тоцкому району.
Представитель истца Долженков Н.А., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил удовлетворить. Дополнительно пояснил, что оружие, принадлежащее ответчикам, не имеет культурной ценности, не включено, в состав музейного фонда Российской Федерации. Управление Росгвардии не уполномочено осуществлять реализацию изъятого, добровольно сданного оружия.
Ответчики Андреева З.А., Андреев Д.А., Андреева А.А. в судебное заседание не явились, извещались по адресам регистрации. Почтовые конверты с судебными извещениями возвращены в адрес суда с отметкой об истечении срока хранения.
Представитель третьего лица – ОМВД России по Тоцкому району Молчанова Е.Ю., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании против удовлетворения требований истца возражала. Полагала, что требования истца о прекращении права собственности на оружие не подлежат удовлетворению, поскольку не содержат требований, разрешающих вопрос реализации и выплате ответчикам компенсации стоимости реализуемого имущества за вычетом затрат на его отчуждение. Также полагала не подлежащими удовлетворению требования об уничтожении оружия, поскольку не представлено доказательств того, что оружие не имеет культурной ценности, является технически непригодным для эксплуатации.
Представитель третьего лица Управление МВД России по Оренбургской области в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом.
Суд определил рассмотреть данное дело в отсутствии не явившихся лиц в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав представителя истца, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В пунктах 2 и 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В силу пунктом 1 и 2 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации, объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не ограничены в обороте.
Законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок с которыми допускается по специальному разрешению.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Абзацем 1 статьи 22 Федерального закона от 13.12.1996 года №150-ФЗ «Об оружии» предусмотрено, что хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами и гражданами, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и ношение оружия.
В соответствии с абзацем 14 статьи 13 указанного Закона, гражданину Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом по месту жительства при регистрации огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны выдается разрешение на его хранение сроком на пять лет, при регистрации охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного длинноствольного оружия, пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения - разрешение на его хранение и ношение сроком на пять лет на основании документа, подтверждающего законность приобретения соответствующего оружия, при регистрации спортивного огнестрельного короткоствольного оружия с нарезным стволом - разрешение на его хранение и использование на стрелковом объекте сроком на пять лет без права ношения, при регистрации оружия, приобретенного в целях коллекционирования, - разрешение на его хранение, которое выдается бессрочно. Продление срока действия разрешения осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.
Из анализа приведенных норм права следует, что оружие относится к объектам гражданских прав, ограниченным в обороте, и может находиться во владении, пользовании и распоряжении лица только на основании специального разрешения, выдаваемого компетентными органами.
Согласно абзаца 1 и 2 статьи 9 Федерального закона от 13.12.1996 года №150-ФЗ «Об оружии», приобретение, экспонирование и коллекционирование оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации подлежат лицензированию, за исключением случаев, установленных частью шестой настоящей статьи.
Лицензии на приобретение, экспонирование и коллекционирование оружия и патронов к нему выдаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальными органами на основании заявлений граждан Российской Федерации. Срок действия лицензии на приобретение оружия и патронов к нему - шесть месяцев со дня выдачи лицензии. Лицензии на экспонирование и коллекционирование оружия и патронов к нему действуют бессрочно.
Пунктом 1 статьи 27 Федерального закона «Об оружии» определено, что изъятие оружия и патронов к нему производится также федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальными органами в случае, в том числе, смерти собственника гражданского оружия или смерти гражданина, имевшего на законном основании боевое или служебное оружие.
Порядок изъятия оружия и патронов к нему определяется Правительством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ФИО7 принадлежало оружие <данные изъяты>.
ФИО7 умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти №, выданным ДД.ММ.ГГГГ отделом ЗАГС <данные изъяты>.
В соответствии с абзацем 4 статьи 20 Федерального закона от 13.12.1996 года №150-ФЗ «Об оружии», в случае смерти собственника гражданского оружия до решения вопроса о наследовании имущества и получения лицензии на приобретение гражданского оружия указанное оружие изымается для ответственного хранения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом либо органами внутренних дел.
Согласно составленному ДД.ММ.ГГГГ инспектором <данные изъяты>. протоколу изъятия оружия и патронов, у гражданки Андреевой О.М. изъято огнестрельное <данные изъяты> в связи со смертью владельца.
В соответствии с корешками квитанции на принятие оружия и боеприпасов № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ оружие <данные изъяты> принято на хранение в ОМВД России по Тоцкому району.
Несмотря на то, что оборот оружия ограничен, гражданин не лишен права его наследовать, гражданское оружие входит в состав наследства и наследуется на общих правовых основаниях. Как и любое иное наследство, оно переходит к правопреемнику по закону или по завещанию.
Абзацем 3 статьи 20 Федерального закона от 13.12.1996 года №150-ФЗ «Об оружии» установлено, что дарение и наследование гражданского оружия, зарегистрированного в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе, осуществляются в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, при наличии у наследника или лица, в пользу которого осуществляется дарение, лицензии на приобретение гражданского оружия либо иного предусмотренного настоящим Федеральным законом основания для приобретения оружия.
Согласно абзаца 5 статьи 27 названного Закона №150-ФЗ, оружие и патроны к нему, изъятые в связи со смертью собственника, находятся на хранении в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе либо органах внутренних дел до решения вопроса о наследовании имущества и получении лицензии на приобретение гражданского оружия, но не более одного года.
По истечении одного года федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом принимаются установленные гражданским законодательством меры по принудительному отчуждению указанных оружия и патронов к нему.
Из наследственного дела №, открытого нотариусом <данные изъяты> к наследственному имуществу ФИО7, умершего ДД.ММ.ГГГГ, следует, что с заявлением о принятии наследства после смерти ФИО7 обратились его мать Андреева З.А. и дети Андреева А.А., Андреев Д.А. Нотариусом выданы свидетельства о праве на наследство по закону на недвижимое имущество, денежные вклады, принадлежавшие ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ Андреевой З.А., Андрееву Д.А. нотариусом выданы свидетельства о праве на наследство на <данные изъяты> в размере 1/3 доли в праве. Андреевой А.А. свидетельство о праве на наследство на указанное оружие не получено.
Учитывая, что Андреева А.А. после смерти ФИО7 обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства после смерти ФИО7, суд приходит к выводу о том, что у Андреевой А.А. возникло право собственности на указанное оружие после смерти отца ФИО7
Доказательств наличия у наследников ФИО7 лицензии на приобретение данного оружия либо разрешение на хранение и ношение такого оружия в нарушение требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суду представлено не было.
ДД.ММ.ГГГГ Андреевой З.А., Андреевым Д.А., Андреевой А.А. в Управление Росгвардии по Оренбургской области подано заявление о направлении на утилизацию оружия <данные изъяты>, принадлежавшего ФИО7, в связи с тем, что наследники не желают вступать в права наследования на указанное оружие.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (статья 238 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статьи 238 Гражданского кодекса Российской Федерации, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.
В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества.
Если в собственности гражданина или юридического лица по основаниям, допускаемым законом, окажется вещь, на приобретение которой необходимо особое разрешение, а в его выдаче собственнику отказано, эта вещь подлежит отчуждению в порядке, установленном для имущества, которое не может принадлежать данному собственнику.
Пунктами 78 и 79 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 года №814, изъятие оружия и патронов производится в случаях, установленных федеральным законодательством.
Оружие и патроны изымаются Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации, ее территориальными органами, органами внутренних дел и другими уполномоченными на то федеральным законодательством органами.
Согласно подпунктов 12 и 27 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 03.07.2016 года №226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» войска национальной гвардии наделены полномочиями, в том числе, по осуществлению приема, хранения и уничтожения изъятого, добровольно сданного или найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ, а также по исполнению решения суда (судьи) о возмездном изъятии или конфискации оружия и боеприпасов.
Согласно п.82 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 №814, изъятое или конфискованное оружие и патроны к нему, а также копии (реплики) оружия подлежат историко-культурной и искусствоведческой экспертизе, организуемой Министерством культуры Российской Федерации, к осуществлению которой могут привлекаться специалисты других федеральных органов исполнительной власти, а также юридических лиц, имеющих лицензии на производство, коллекционирование или экспонирование оружия.
По результатам экспертизы оружие и патроны направляются на реализацию или уничтожение.
В силу п.83 названных Правил, изъятые оружие и патроны, технически непригодные для эксплуатации, самодельные или переделанные, а также запрещенные к обороту на территории Российской Федерации, уничтожаются воинскими частями войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в порядке, установленном Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.
Из данных, содержащихся на официальном сайте Министерства культуры Российской Федерации согласно выпискам Государственного каталога музейного фонда Российской Федерации оружие <данные изъяты>, не имеет историко-культурной ценности.
Согласно протоколу изъятия оружия и патронов, составленному ДД.ММ.ГГГГ инспектором <данные изъяты> у огнестрельного оружия <данные изъяты> погнут приклад, у оружия <данные изъяты> лопнут приклад.
При таких обстоятельствах, с учетом приведенных выше норм закона и обстоятельств дела, оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь вышеуказанными положениями, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
Исковые требования Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Оренбургской области удовлетворить.
Прекратить право собственности Андреевой З. А., Андреевой А. А., Андреева Д. А. на <данные изъяты>.
Разрешить Управлению Росгвардии по Оренбургской области осуществить уничтожение <данные изъяты>, на основании пункта 12 части 1 статьи 9 Федерального закона от 03.07.2016 года №226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» и части 6 статьи 25 Федерального закона «Об оружии».
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Тоцкий районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 30 октября 2024 года.
Судья А.В. Градов