Решение по делу № 2-1232/2018 от 28.02.2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 апреля 2018 года Свердловский районный суд г. Иркутска в составе: председательствующего судьи Петуховой Т.Э., при секретаре Урусовой С.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1232/2018 по исковому заявлению Министерства имущественных отношений Иркутской области к Аксаментова Е.О. об освобождении земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

В суд обратилось Министерство имущественных отношений Иркутской области (далее -Министерство) с иском к Аксаментовой Е.И. об обязании за собственный счет в течение тридцати дней со дня вступления в законную силу судебного акта освободить самовольно занимаемый земельный участок площадью 118,68 кв.м., расположенный по адресу: <адрес обезличен>, возле <адрес обезличен> путем демонтажа хозяйственного строения и линейного объекта – забора протяженностью 12,83 кв.м.

В обоснование иска указано следующее. 14.11.2017 от Кравченко А.А. и Кравченко З.В. в Министерство имущественных отношений Иркутской области (далее-Министерство) поступило заявление о самовольном захвате земельного участка Аксаментовой Е.И.

15.12.2017 Управление Росреестра по Иркутской области обратилось с письмом в Министерство о проведении внеплановой проверки соблюдения земельного законодательства на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес обезличен>, возле <адрес обезличен>

В ходе осмотра земельного участка был составлен Акт соблюдения земельного законодательства от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, которым были выявлены нарушения требования земельного законодательства РФ Аксаментовой Е.И., которая в нарушение ст.ст. 25, 26 ЗК РФ использует земельный участок площадью 118,68 кв.м., расположенный по адресу: <адрес обезличен>, возле <адрес обезличен>.

По результатам проверки в адрес Аксаментовой Е.И. было вынесено предписание об устранении нарушений требований земельного законодательства, согласно которому Аксаментова Е.И. должна представить документы, подтверждающие право на земельный участок площадью 118,68 кв.м., либо прекратить использование земельного участка и демонтировать хозяйственное строение и линейный забор, протяженностью 12,83 кв.м. в срок до 19.10.2017.

Правоустанавливающие документы Аксаментова Е.И. не предоставила, участок не освободила. Министерством в адрес Аксаментовой Е.И. было вынесено предупреждение от <Дата обезличена> <Номер обезличен> о необходимости в добровольном порядке в срок до <Дата обезличена> освободить земельный участок. Аксаментова Е.И. не выполнила это предупреждение.

Представитель Министерства Ермаков А.Л., действующий на основании доверенности, в судебном заседании доводы, изложенные в исковом заявлении, повторил и просил суд заявленные требования удовлетворить в полном объеме, суду пояснил, что линейный объект-забор и хозяйственное строение-теплица находятся на земле, государственная собственность на которые не разграничены. Ответчик не представила доказательств, что земельный участок под домом по адресу: <адрес обезличен> не сформирован, на кадастровый учет не поставлен. В связи с чем Министерство является надлежащим истцом по делу. Указанные объекты возведены ответчиком в отсутствие разрешительной документации, полученной в установленном порядке, в связи с чем должны быть демонтированы.

Ответчик Аксаментова Е.И., представитель ответчика Полищук А.А., действующий по устному ходатайству в силу ч. 6 ст. 53 ГПК РФ, в судебном заседании против иска возражали, просили в иске отказать по доводам письменных возражений.

Ответчик Аксаментова Е.И. пояснила, что забор и теплицу установила она, забор был установлен для того, чтобы оградить доступ к окнам квартиры ответчика, расположенной на первом этаже. Раньше мусор скапливался под окнами квартиры, все гнило под окнами, ливневка была загажена, после установления забора стало чисто. Забор установлен с разрешения МУП РЭУ «Приморский». Земельный участок под многоквартирным домом по адресу : <адрес обезличен> сформирован, поставлен на кадастровый учет, забор находится на участке, примыкающем к дому <Номер обезличен>, собственники помещений <Номер обезличен> разрешили установку забора. Следовательно, Министерство не является ненадлежащим истцом.

Представитель ответчика Полищук А.А. дополнительно пояснил, что Министерство является ненадлежащим истцом ввиду того, что спорный земельный участок не находится на землях, государственная собственность на которые не разграничена, а примыкает к дому <Номер обезличен>, земельный участок под которым поставлен на кадастровый учет и принадлежит собственникам помещений многоквартирного <адрес обезличен>. Поскольку Министерство не обладает полномочиями для предъявления искового заявления, в иске следует отказать в полном объеме.

Третье лицо Кравченко А.А. в судебном заседании доводы иска поддержал, настаивал на его удовлетворении к материалам дела приобщил письменные возражения на возражения ответчика Аксаментовой Е.И., в которых указал, что Аксаментова Е.И. захватила спорный земельный участок путем самоуправства, установила забор, чем создала угрозу для жителей дома в случае возникновения угрозы пожара, так как у пожарной техники будет отсутствовать возможность подъезда к дому. Также забор мешает проезду маши скорой помощи и спецтехники. Документы, представленные ответчиком Аксаментовой Е.И. о выделе ей для использования земельного участка недействительны. <Дата обезличена> решением Кировского районного суда <адрес обезличен> в исковых требованиях Аксаментовой Е.И. об обжаловании отказа Министерства имущественных отношений о выделе для использования земельного участка площадью 118 кв.м. отказано. Предписания о демонтаже забора Аксаментова Е.И. не исполняет.

Суд, заслушав пояснения представителя истца -Министерства Ермакова А.Л., ответчика Аксаментовой Е.И., её представителя Полищука А.А., третьего лица Кравченко А.А., исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что исковые требования Министерства подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 статьи 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

В соответствии с п.1 статьи 26 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Законом Иркутской области от 15.07.2013 № 69-03 «О внесении изменений в отдельные законы Иркутской области» полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, переданы Правительству Иркутской области.

В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно статье 2 Закона Иркутской области от 18.12.2014 №162-03 «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления отдельных муниципальных образований Иркутской области и Правительством Иркутской области» Правительство Иркутской области осуществляет полномочия органов местного самоуправления муниципального образования город Иркутск по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим необходимые действия, связанные с распоряжением земельными участками, находящимися на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, является министерство имущественных отношений Иркутской области в соответствии с Положением о министерстве имущественных отношений Иркутской области, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 30.09.2009 № 264/43-пп.

В соответствии с подпунктом 29 пункта 7 указанного Положения министерство в соответствии с возложенными на него задачами в сфере управления и распоряжения землями и земельными участками осуществляет от имени Правительства Иркутской области в соответствии с законодательством необходимые действия, связанные с распоряжением земельными участками, находящимися на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена.

Согласно п.п.1,2 ст.71 Земельного кодекса РФ под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели), гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности.

Государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (далее также - органы государственного земельного надзора).

На основании пп.а п.3 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного постановлением Правительства РФ № 1 от 02.01.2015, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.

Судом из акта соблюдения земельного законодательства в отношении гражданина от 27.11.2017 № 1294 установлено следующее.

27.11.2017 Управлением Росреестра по Иркутской области проведена внеплановая, документарная, выездная проверка соблюдения земельного законодательства на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес обезличен>, возле <адрес обезличен>, на основании распоряжения от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-р. В ходе проверки установлено, что земельный участок по адресу: <адрес обезличен>, возле <адрес обезличен>, согласно данным ЕГРН на государственном кадастровом учете не состоит. Также установлено, что на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес обезличен>, возле <адрес обезличен>, расположен линейный объект - забор, соединяющий два жилых дома (<адрес обезличен> и <адрес обезличен>). При проведении проверки произведен обмер фактических границ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, возле <адрес обезличен>, по линейному объекту забору, а также контуру двух жилых домов по <адрес обезличен> и <адрес обезличен>. В результате чего получилась площадь земельного участка 118,68 кв.м. и протяженность линейного забора 12,83 м. Также на земельном участке возле <адрес обезличен>, расположено хозяйственное строение (пристрой). Доступ третьих лиц на земельный участок возможен только через ворота в заборе, запираемые на ключ. В ходе проведения проверки хозяйственная деятельность на земельном участке не осуществлялась. Сведения о правах либо ограничениях на спорный земельный участок в пользу Аксаментовой Е.И. в Росреестре отсутствуют.

В акте указано, что ранее Управлением Росреестра по Иркутской области на основании акта административного обследования № 69 от 17.03.2017 в отношении Аксаментовой Е.И. возбуждено дело об административном правонарушении от 05.04.2016, ответственность за которое предусмотрена ст.7.1 КоАП РФ. При проведении документарной проверки Аксаментовой Е.И. документы, подтверждающие право на земельный участок, площадью 118,68 кв.м. по адресу: <адрес обезличен>, возле <адрес обезличен>, не предоставлены. Таким образом, указанный земельный участок используется Аксаментовой Е.И. в нарушение требований ст.ст.25,26 Земельного кодекса РФ, за что ст.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

Таким образом, в данном акте <Номер обезличен> уполномоченным органом, осуществляющим государственный земельный надзор, установлен факт самовольного занятия ответчиком Аксаментовой Е.И. земельного участка площадью 118,68 кв.м. по адресу: <адрес обезличен>, возле <адрес обезличен> нарушение ст. ст. 25, 26 Земельного кодекса РФ в отсутствие правоустанавливающих документов.

Направленное ответчику предупреждение Министерства <Дата обезличена> <Номер обезличен> об освобождении в добровольном порядке в срок до <Дата обезличена> данного земельного участка от самовольно возведенного забора и хозяйственного строения, Аксаментовой Е.И. не исполнено, что подтверждается пояснениями третьего лица Кравченко А.А. и не отрицалось в судебном заседании ответчиком Аксаментовой Е.И. и её представителем Полищуком А.А.

Доказательства, в соответствии со ст.56 ГПК РФ подтверждающие наличие у ответчика законных оснований для владения и пользования спорным земельным участком на момент рассмотрения дела, не представлено.

Доводы ответчика Аксаментовой Е.И. о ненадлежащем истце в лице Министерства не могут быть приняты судом во внимание, поскольку противоречат действующему законодательству, которое, как уже указано, предусматривает, что Министерство в соответствии с возложенными на него задачами в сфере управления и распоряжения землями и земельными участками осуществляет от имени Правительства Иркутской области в соответствии с законодательством необходимые действия, связанные с распоряжением земельными участками, находящимися на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена. Соответственно, самовольное занятие ответчиком земельного участка, государственная собственность, на который не разграничена, нарушает право Министерства по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Представленные ответчиком сведения о постановке на кадастровый учет земельного участка по адресу: <адрес обезличен> не подтверждают, что спорный земельный участок площадью 118,68 кв.м. по адресу: <адрес обезличен>, возле <адрес обезличен> находится именно на данном земельном участке.

Доказательств, которые бы подтверждали, что спорный земельный участок располагается на земельном участке, находящемся в силу ст.36 Жилищного кодекса РФ в общей собственности собственников помещений многоквартирных домов <Номер обезличен> и <Номер обезличен> по <адрес обезличен> и не располагается на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, ответчиком Аксаментовой Е.И. также в материалы дела не представлено. Соответственно, ответчиком не подтверждено, что спорный земельный участок входит в состав общего имущества собственников помещений <адрес обезличен> или <адрес обезличен>.

При этом в акте соблюдения земельного законодательства в отношении гражданина от <Дата обезличена> <Номер обезличен> Управлением Росреестра по <адрес обезличен>-органом, уполномоченным на ведение государственного кадастрового учета, указано, что земельный участок по адресу: <адрес обезличен>, возле <адрес обезличен>, согласно данным ЕГРН на государственном кадастровом учете не состоит.

Представленные Аксаментовой Е.И. доказательства: письмо от РЭУ «Приморский» <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, письмо Аксаментова Е.О. в РЭО Приморский вх 149 от <Дата обезличена>, выписка из протокола ЖСК-59 от <Дата обезличена>, не опровергают обстоятельства, указанные в обоснование исковых требований, поскольку правоустанавливающими документами о предоставлении в пользование спорного земельного участка, расположенного на землях, государственная собственность на которые не разграничена, по смыслу Земельного кодекса РФ не являются.

Ответчик Аксаментова Е.И. в письменных возражениях сослалась на п.18 Перечня объектов, для размещения которых не требуется выделение земельного участка, утвержденного постановлением Правительства РФ № 1300 от 03.12.2014.

Действительно, согласно п.18. указанного перечня ограждающие устройства (ворота, калитки, шлагбаумы, в том числе автоматические, и декоративные ограждения (заборы), размещаемые на дворовых территориях многоквартирных жилых домов, могут размещаться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

В соответствии с п.3 ст.39.36 Земельного кодекса РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Иркутской области от 04.06.2015 № 271-пп утверждено положение о порядке и условиях размещения объектов, виды которых установлены Правительством РФ, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без представления таких земельных участков и установления сервитута.

Согласно п.5 указанного положения размещение объектов осуществляется на основании разрешения на использование земель или земельного участка для размещения объектов, выданного исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления муниципального образования Иркутской области, уполномоченным на распоряжение земельными участками (далее - уполномоченный орган).

В материалы дела представлено решение Кировского районного суда г. Иркутска от 20 марта 2018 года, по иску Аксаментовой Е.И. к Министерству имущественных отношений Иркутской области о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на использование земель, согласно которому в административных исковых требованиях Аксаментовой Е.И. о признании незаконным, недействительным решения Правительства Иркутской области в лице Министерства имущественных отношений Иркутской области от <Дата обезличена> <Номер обезличен>Р-1исх/17 об отказе в выдаче разрешения на использование земель площадью 118 кв.м. по адресу: <адрес обезличен> судом отказано.

Ответчиком Аксамнтовой Е.И. не представлено доказательств, что размещение ограждения (забора) на спорном земельном участке было осуществлено с получением указанного выше разрешения на использование земель или земельного участка для размещения объектов, выданного уполномоченным на распоряжение земельными участками органом. Напротив, из представленных доказательств следует, что Аксаментова Е.И. только в 2017 году обратилась в Министерство за получением такого разрешения.

Следует отметить на противоречивость доводов возражений ответчика, одновременно ссылающегося на то, что спорный земельный участок является общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома, и на то, что забор может быть размещен на государственных землях без предоставления земельного участка.

В силу п.п.1, 2 ст.60 Земельного кодекса РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка.

Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно п.2 ст.62 Земельного кодекса РФ на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).

В соответствии с п.п.2, 3 ст.76 Земельного кодекса РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками, приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, другом виде порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

Статьей 12 Гражданского кодекса РФ закреплены способы защиты гражданских прав, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии со ст. 304 Гражданского кодекса РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Таким образом, исследовав и оценив представленные доказательства в отдельности и в их совокупности, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований Министерства, предъявленных к Аксаментовой Е.И., и их удовлетворении в полном объеме.

Ответчиком доказательств, опровергающих исковые требования Министерства, в соответствии со ст.56 ГПК РФ не представлено.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Министерства имущественных отношений Иркутской области к Аксаментова Е.О. удовлетворить.

Обязать Аксаментова Е.О. за собственный счет в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда освободить самовольно занимаемый земельный участок, площадью 118,68 кв.м., расположенный по адресу: <адрес обезличен>, возле <адрес обезличен>, путем демонтажа хозяйственного строения и линейного объекта –забора протяженностью 12,83 м.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд г. Иркутска в течение одного месяца с момента принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья:

Решение изготовлено в окончательной форме 03.05.2018

2-1232/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Министерство имущественных отношений
Администрация г. Иркутска
Ответчики
Аксаментова Елена Иосифовна
Аксаментова Е. И.
Другие
судебный пристав-исполнитель Пятчина К.В.
Кравченко Александр Александрович
Кравченко А. А.
Суд
Свердловский районный суд г. Иркутск
Судья
Петухова Татьяна Эдуардовна
Дело на сайте суда
sverdlovsky.irk.sudrf.ru
28.02.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.03.2018Передача материалов судье
05.03.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.03.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.03.2018Подготовка дела (собеседование)
04.04.2018Подготовка дела (собеседование)
04.04.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.04.2018Судебное заседание
27.04.2018Судебное заседание
03.05.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.05.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.05.2020Передача материалов судье
10.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.05.2020Подготовка дела (собеседование)
10.05.2020Подготовка дела (собеседование)
10.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.05.2020Судебное заседание
10.05.2020Судебное заседание
10.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.05.2020Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
10.05.2020Изучение поступившего ходатайства/заявления
10.05.2020Судебное заседание
10.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
20.11.2019Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
21.11.2019Изучение поступившего ходатайства/заявления
21.11.2019Судебное заседание
02.12.2019Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее