Дело № 2-6133/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 октября 2016 года город Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва, в составе:
председательствующего судьи Успуна И.И., при секретаре Монгуш А-С.Ч.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ш. к Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва о восстановлении права на получение жилого помещения, о постановке на учет за получением жилого помещения вне очереди,
с участием истца Ш. представителя ответчика Х.
УСТАНОВИЛ:
Истица обратилась в суд с иском к Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва о восстановлении права на получение жилого помещения, о постановке на учет за получением жилого помещения вне очереди, указав, что является круглой сиротой, отец Ш.В.В. умер ДД.ММ.ГГГГ мать Ш.Г.А. умерла ДД.ММ.ГГГГ Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ над истицей назначен опекун Ч. и закреплена за ней жилплощадь по адресу <адрес>, ул. <адрес>, <адрес>. В настоящее время данное жилое помещение стало непригодным для проживания. До окончания средней школы истица состояла на учете Отдела опеки и попечительства администрации <адрес>, однако о льготной очереди круглым сиротам на получение жилой помощи истцу не было известно. Истица, узнав о льготной очереди на жилье, за годы обучения <данные изъяты>, неоднократно обращалась в орган опеки и попечительства по месту жительства. Начальник органа опеки и попечительства <адрес>, ссылаясь на Постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о закреплении за нею жилого помещения по вышеуказанному адресу, отказала в приеме заявления истца о предоставлении жилья и постановке ее на очередь на получение льготного жилья для детей-сирот, тем самым были нарушены законные права истца на получение государственной поддержки, на обеспечение жилой площадью. Указанное жилое помещение является избушкой прабабушки, правоустанавливающий документ на жилой дом не имеется. В настоящее время остро нуждается в жилищной площади, не имеет возможности самостоятельно приобретать жилье, на иждивении имеет ребенка. Просит восстановить право на получение жилого помещения и поставить ее на учет за получением жилплощади вне очереди на территории <адрес>.
Истец Ш.. в судебном заседании исковые требования поддержала и просила удовлетворить в полном объеме по указанным в исковом заявлении основаниям.
Представитель ответчика Агентства по делам семьи и детей <адрес> по доверенности Х.. возражал против удовлетворения иска, пояснив, что право истицы на обеспечение жилым помещением как сироте не возникало.
Представитель орана опеки и попечительства <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, об уважительности причин неявки суду не сообщил, в связи с чем дело рассматривается в его отсутствие.
Выслушав пояснения участвующих лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ст. 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство в соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии с Федеральным законом от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с 01.01.2013 г. предусмотрен иной порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Право на получение жилого помещения лицам из числа данной категории принадлежит им по достижении возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В силу ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 года № 15-ФЗ новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 01.01.2013 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями.
Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: 2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;
Пунктом 9 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ предусмотрено сохранение права на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке ст. 8 настоящего закона за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
С 01.01.2013 года такие граждане обеспечиваются жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения (п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ). Предоставление жилых помещений нуждающимся в них детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа должно быть обеспечено немедленно при наступлении предусмотренных в п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ обстоятельств: достижение совершеннолетия, приобретение полной дееспособности до достижения совершеннолетия, окончание срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также завершение обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончание прохождения военной службы по призыву, либо окончание отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка (п.3 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ).
Аналогичные положения содержатся и в Законе Республики Тыва от 26 ноября 2004 года № 918 ВХ-1 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно ч. 2.1 ст. 8.1 указанного Закона, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоявшие на учете в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями в органах местного самоуправления до введения в действие настоящей статьи, включаются в список исходя из даты постановки их на учет в органах местного самоуправления. Сведения о лицах, указанных в абзаце первом настоящей части, предоставляются органами местного самоуправления в уполномоченный орган исполнительной власти Республики Тыва (часть 2.1 введена Законом Республики Тыва от 24.12.2013 г. № 2268 ВХ-1).
Согласно ст. 8.3 Закона Республики Тыва от 26 ноября 2004 года № 918 ВХ-1, предусматривающей порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма, жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются гражданам, включенным в список, при наступлении обстоятельств, предусмотренных абзацами вторым и третьим части 1 статьи 8 настоящего Закона, на основании заявления указанного гражданина и решения уполномоченного органа исполнительной власти Республики Тыва о наличии у заявителя оснований для предоставления ему указанного жилого помещения.
На основании решения, указанного в части 1 настоящего Порядка, орган исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющий функции по управлению государственным имуществом, по мере формирования специализированного жилищного фонда и с учетом даты подачи заявления о предоставлении гражданам, указанным в части 1 статьи 8 настоящего Закона, жилых помещений специализированного жилищного фонда принимает решение о предоставлении специализированных жилых помещений гражданам, указанным в части 1 статьи 8 настоящего Закона, на территории соответствующего городского округа или муниципального образования и заключении договора найма специализированного жилого помещения на пятилетний срок. Указанные договоры найма специализированного жилого помещения являются основанием для вселения граждан, указанным в части 1 статьи 8 настоящего Закона, в предоставляемые специализированные жилые помещения.
В соответствии с Постановлением Правительства Республики Тыва от 10.07.2013 г. № 414 Агентство по делам семьи и детей РТ является уполномоченным органом исполнительной власти Республики Тыва по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Республики Тыва.
В порядке статьи 51 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане - не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Таким образом, по смыслу указанных правовых норм состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, либо по общим основаниям, либо независимо от размеров занимаемой жилой площади в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Согласно статье 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Постановлением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Ч.. назначена опекуном над несовершеннолетними Ш. и Ш.А.В., в связи со смертью родителей Ш.В.В. и Ш.Г.А.. Указано, что за несовершеннолетними закреплен жилплощадь родителей по адресу <адрес>, ул. <адрес>.
Из свидетельства о смерти №, Ш.В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлена актовая запись о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ отделом Управления ЗАГС РТ (Агентство) в <адрес>.
Из свидетельства о смерти №, Ш.Г.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлена актовая запись о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ органом Управления ЗАГС РТ (Агентство) в <адрес>.
Из акта обследования жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ Ш. ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживающая по адресу <адрес>, является круглой сиротой, студенткой <данные изъяты>, имеет дочь С.Л.К. ДД.ММ.ГГГГ г.р., остро нуждается в обеспечении жилым помещением. Имеющееся жилое помещение непригодно для проживания, является ветхое, аварийное. Комиссия администрации сельского поселения сумона <адрес> решила оформить документы на постановку в очередь на получение жилья Ш.
Как следует из выписки из решения комиссии по улучшению жилищных условий граждан администрации сельского поселения сумона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Ш. постановлена на учет и на очередь для улучшения жилищных условий, согласно решению комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно уведомлениям филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ сведения об объекте недвижимости и земельном участке, расположенным по адресу <адрес> в государственном кадастре недвижимости отсутствуют.
Из уведомлений Управления Росреестра по Республике Тыва от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о правах на объекты недвижимости у истицы Ш., у родителей истца Ш.В.В. и Ш.Г.А. не имеется.
Из сообщения Агентства по делам семьи и детей РТ от ДД.ММ.ГГГГ № видно, что учетное дело на Ш. отсутствует, при передаче учетных дел из муниципальных образований кожуунов и Мэрии <адрес> учетное дело на Ш. в Агентство не поступало. В списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Ш. не состоит, в Агентство с заявлением о включении в список не обращалась.
Между тем, согласно заявления от ДД.ММ.ГГГГ, Ш. просила Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва восстановить нарушенные права сироты на получение жилья, поставить ее на учет за получением жилплощади вне очереди на территории <адрес>. ( вх № от ДД.ММ.ГГГГ Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва).
Таким образом, установлено, что Ш. с ДД.ММ.ГГГГ года относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, в собственности жилое помещение не имеет, не является нанимателем либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, не имеет закрепленного жилого помещения, состояла на учете как ребенок, оставшийся без попечения родителей, в администрации сельского поселения сумона <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, и была поставлена на учет как нуждающаяся в жилом помещении в связи с тем, что закрепленное жилое помещение является непригодным для проживания, ветхим и аварийным. В настоящее время истец жилым помещением не обеспечен, при этом жилья в пользовании или собственности не имеет.
Данное обстоятельство ответчиком не оспаривалось и является самостоятельным основанием для признания Ш. нуждающейся в обеспечении жилым помещением.
ДД.ММ.ГГГГ Ш. достигла возраста <данные изъяты> лет.
В судебном заседании допрошенная в качестве свидетеля Ч. пояснила, что не обращалась в соответствующие органы опеки и попечительства для постановки Ш. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Судом установлено, что ни истица, ни ее законный представитель Ч. до ДД.ММ.ГГГГ не обращалась в соответствующие органы опеки и попечительства для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Вместе с тем, на основании ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ действие вышеприведенных положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (то есть до 01 января 2013 года).
Установленное нормами федерального, республиканского законодательства право заявителя на получение указанной льготы является непосредственно действующим в силу ст. 18 Конституции Российской Федерации, устанавливающей, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Таким образом, поскольку Ш., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, решением комиссии по улучшению жилищных условий граждан администрации сельского поселения сумона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ была включена в очередь детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для получения жилой площади до достижения возраста <данные изъяты> лет, потому Ш. подлежит включению в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории <адрес>.
По вышеуказанным основаниям суд полагает исковое требование о восстановлении права на получение жилого помещения, о постановке на учет за получением жилого помещения вне очереди обоснованным и подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Ш. к Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва о восстановлении права на получение жилого помещения, о постановке на учет за получением жилого помещения вне очереди, удовлетворить.
Обязать Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва включить Ш. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Кызылский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено 12 октября 2016 года (с учетом выходных дней )
Судья И.И. Успун