Гражданское дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 июля 2019года с. Баргузин
Баргузинский районный суд Республики Бурятия в составе
председательствующего судьи Ивахиновой Э.В.,
с участием помощника прокурора Баргузинского района РБ Доржиева Б.А.
при секретаре Краснослабодцеве О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Баргузинского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО СП «Адамовское» о понуждении устранить нарушения федерального законодательства о пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Истец прокурор Баргузинского района РБ обратился в суд с вышеназванным иском к ответчику.
Иск мотивирован тем, что прокуратурой Баргузинского района проведена проверка соблюдения федерального законодательства о пожарной безопасности, по результатам которой установлено, что администрацией МО СП «Адамовское» допускаются нарушения в указанной сфере.
Ссылаются на нормы п. 8, 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. ст.1, 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»,ст. ст.2, 6, 63 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ч. 1 статьи 53.1,п. 3, 5 ч. 2 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ.
В силу пункта 4.14 Приказа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении свода правил СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» противопожарные расстояния от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой, а также от домов и хозяйственных построек на территории садовых, дачных и приусадебных земельных участков до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) - не менее 30 метров.
Статьей 69 Технического регламента определено, что противопожарные расстояния должны обеспечивать нераспространение пожара от лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) до зданий и сооружений, расположенных вне территорий лесничеств и лесопарков, на территории лесничеств (лесопарков), а также от лесных насаждений вне лесничеств (лесопарков).
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р противопожарный разрыв является объектом лесной инфраструктуры, который создается в том числе в защитных лесах.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден перечень 156 населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров, одними из которых являются <адрес> и <адрес>, расположенные на территории МО СП «Адамовское».
Проверкой установлено, что администрацией МО СП «Адамовское» ненадлежащим образом осуществляется защита указанных населенных пунктов от пожаров, не исполняются требования федерального законодательства о противопожарном обустройстве лесов.
Так, в нарушение требований закона администрацией МО СП «Баргузинское» не обеспечен противопожарный разрыв (противопожарное расстояние) шириной не менее 30 метров от лесного массива до границ застройкис. Адамово, <адрес>.
Согласно п. 77 Правил противопожарного режима в Российской Федерации,утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № руководитель организации обеспечивает очистку объекта защиты и прилегающей к нему территории, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами защиты, от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности.
В нарушение указанного требования закона территория <адрес> а также противопожарное расстояние от лесного массива до границ застройкис. Журавлиха и <адрес> не очищено от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности.
Кроме того, согласно п. 78 Правил на объектах защиты, граничащих с лесничествами (лесопарками), а также расположенных в районах с торфяными почвами, необходимо предусматривать создание защитных противопожарных минерализованных полос, удаление (сбор) в летний период сухой растительности или другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах. Противопожарные минерализованные полосы не должны препятствовать проезду к населенным пунктам и водоисточникам в целях пожаротушения.
В нарушение п. 78 Правил минерализованные полосы, отделяющие территорию <адрес> от лесного фонда, не обновлены.
Согласно ст. 63 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 16 Правил на территории поселений обеспечивается наличие звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре, телефонной связи, а также запасов воды для целей пожаротушения.
В нарушение требований ст. 63 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 16 Правил администрацией МО СП «Адамовское» не обеспечено наличие звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре в <адрес>.
В силу п. 80 Правил, органами местного самоуправления поселений и городских округов для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О пожарной безопасности». При наличии на территории объекта защиты или вблизи него (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.
Установлено, что в <адрес> не обеспечен подъезд к естественным водоисточникам для забора воды в целях пожаротушения.
Учитывая, что <адрес> МО СП «Адамовское» граничат с лесным массивом, наличие выявленных нарушений в сфере пожарной безопасности недопустимо, поскольку существует реальная угроза жизни и здоровью жителей населенных пунктов в случае возникновения вблизи населенного пункта лесного пожара.
Просит суд:
1. Обязать администрацию МО СП «Адамовское» создать противопожарный разрыв шириной не менее 30 метров от лесного массива до границ застройки <адрес> в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
1.2. Обязать администрацию МО СП «Адамовское» произвести очистку территории <адрес> а также расстояния шириной 30 метров от границ застройки <адрес> от горючих отходов, мусора и сухой растительности в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
1.3. Обязать администрацию МО СП «Адамовское» произвести обновление минерализованной полосы <адрес> в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
1.4. Обязать администрацию МО СП «Адамовское» обеспечить наличие звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре в <адрес> в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
1.5. Обязать администрацию МО СП «Адамовское» обеспечить подъезд к естественным водоисточникам для забора воды в целях пожаротушения в <адрес> в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> РБ Доржиев Б.А. отказался от требований по п.п. 1.2, 1.3, 1.4. Поддерживает требования по п.1, по указанным в иске обстоятельствам. Просит суд обязать администрацию МО СП «Адамовское» создать противопожарный разрыв шириной не менее 30 метров от лесного массива до границ застройки <адрес> в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Обязать Администрации МО СП «Адамовское» обеспечить подъезд к естественным водоисточникам для забора воды в целях пожаротушения в <адрес> в течении 5 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель ответчика глава МО СП «Адамовское» Меньшикова Н.В. по п.1, п.1.5 иска возражений не имеет, просит учесть, что земля находится в особой зоне оз.Байкал, они проводят мероприятия, делают запросы. По отказу от иска по п.1.2,1.3.,14. не возражают, так как данные мероприятия ими выполнены.
В судебном заседании представитель 3 лица Оленникова, Сабуров В.М. по доверенности, иск поддерживают. При установлении противопожарного разрыва сплошной рубки леса не будет, поскольку имеются другие виды работ, путем поднятия крон, уборка мусора.
В судебном заседании свидетель Елшин А.А. суду пояснил, что работает начальником ОНДПР по <адрес>. Противопожарный разрыв является определенным разрывом в лесном массиве на расстоянии 30 метров, где подразумевается сплошная рубка деревьев.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ч. 1 ст. 56ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Из материалов дела следует, что прокуратурой <адрес> Бурятии была проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в МО СП «Адамовское».
По результатам проверки установлено, что в <адрес> не обеспечен противопожарной разрыв шириной 30 метров от лесного массива до границ застройки, что создает угрозу безопасности жителей поселений.А также в <адрес> не обеспечен подъезд к естественным водоисточникам для забора воды в целях пожаротушения.
В соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа (п. 10 ч. 1. ст. 16), к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения (п. 9 ч. 1. ст. 14).
По смыслу закона лишь уклонение органа местного самоуправления от решения вопросов местного значения может создать угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны:соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности;проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности;содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению;оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства;обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий;предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов; содействовать деятельности добровольных пожарных; обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах исходя из требований, установленных статьей 97 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" Первичные меры пожарной безопасности включают в себя:1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
Согласно п.80. Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв.Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 (ред. от 07.03.2019) "О противопожарном режиме" органами местного самоуправления поселений и городских округов для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со статьей 19 Федерального закона "О пожарной безопасности". При наличии на территории объекта защиты или вблизи него (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.
Суд, оценив сообщение начальника ОНДПР Баргущинского района Елшина А.А. от ДД.ММ.ГГГГ, показания представителя РАЛХ, из которых следует, что противопожарный разрыв включает не сплошную рубку деревьев, а иные мероприятия, приходит к выводу о том, что администрация МО СП «Адамовское», не оспаривая компетенцию своих полномочий, частично выполняла требования пожарной безопасности, в том числе, по возведению минерализованной полосы, очистки территорий, наличие звуковой сигнализации, однако, указанные требования действующего законодательства в области пожарной безопасности соблюдались ответчиком не в полной мере.
Таким образом, мероприятия по соблюдению требований действующего законодательства в области пожарной безопасности, а именно создание противопожарного разрыва, обеспечение подъезда к естественным водоисточникам для забора воды относятся к вопросам местного значения муниципального образования СП «Адамовское», в связи с чем суд приходит в выводу об удовлетворении иска.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Баргузинского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО СП «Адамовское» о понуждении устранить нарушения федерального законодательства о пожарной безопасности, удовлетворить.
Обязать Администрации МО СП «Адамовское» создать противопожарный разрыв шириной не менее 30 метров от лесного массива до границ застройки с.Адамово, с.Зорино, с.Журавлиха, с.Макаринино в течении 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Администрации МО СП «Адамовское» обеспечить подъезд к естественным водоисточникам для забора воды в целях пожаротушения в с.Адамово, с.Зорино, с.Журавлиха, с.Макаринино в течении 5 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия через Баргузинский районный суд в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме.
Судья Э.В. Ивахинова