Дело-№а-1564/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(резолютивная часть)
7 апреля 2021 года <адрес>
Советский районный суд <адрес> Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи - Мамаева А.К.,
при секретаре судебного заседания – ФИО2,
с участием представителя административного истца ФИО1 по доверенности – адвоката ФИО4,
представителя ответчика МКУ «Управление имущественных и земельных отношений <адрес>» по доверенности ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к МКУ «Управление имущественных и земельных отношений <адрес>» о признании незаконным уведомление МКУ «Управление имущественных и земельных отношений <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №.17-МФЦ-11304/20 об отказе ФИО1 в предоставлении муниципальной услуги "Подготовка и (или) утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории городского округа с внутригородским делением "<адрес>" в отношении земельного участка, общей площадью 500 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, с/т «Перестройка», № и о возложении обязанности на МКУ «Управление имущественных и земельных отношений <адрес>» утвердить схему расположения земельного участка, общей площадью 500 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, с/т «Перестройка», № на кадастровом плане территории городского округа с внутригородским делением «<адрес>»,
руководствуясь ст.ст.175-180 КАС Российской Федерации,
решил:
административное исковое заявление ФИО1 к МКУ «Управление имущественных и земельных отношений <адрес>» о признании незаконным уведомление МКУ «Управление имущественных и земельных отношений <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №.17-МФЦ-11304/20 об отказе ФИО1 в предоставлении муниципальной услуги "Подготовка и (или) утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории городского округа с внутригородским делением "<адрес>" в отношении земельного участка, общей площадью 500 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, с/т «Перестройка», № и о возложении обязанности на МКУ «Управление имущественных и земельных отношений <адрес>» утвердить схему расположения земельного участка, общей площадью 500 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, с/т «Перестройка», № на кадастровом плане территории городского округа с внутригородским делением «<адрес>», удовлетворить частично.
Признать незаконным уведомление МКУ «Управление имущественных и земельных отношений <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №.17-МФЦ-11304/20 об отказе ФИО1 в предоставлении муниципальной услуги "Подготовка и (или) утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории городского округа с внутригородским делением "<адрес>" в отношении земельного участка, общей площадью 500 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, с/т «Перестройка», №.
Обязать МКУ «Управление имущественных и земельных отношений <адрес>» повторно рассмотреть заявление ФИО1 о предоставлении испрашиваемой им муниципальной услуги «Подготовка (или) утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории городского округа с внутригородским делением «<адрес>» в отношении земельного участка, общей площадью 500 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, с/т «Перестройка», №.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня вынесения его в мотивированной форме, через Советский районный суд <адрес> Республики Дагестан.
Составление мотивированного решения суда отложить на срок не более чем десять дней.
Судья А. К. Мамаев
Дело-№а-1564/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Советский районный суд <адрес> Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи - Мамаева А.К.,
при секретаре судебного заседания – ФИО2,
с участием представителя административного истца ФИО1 по доверенности – адвоката ФИО4,
представителя ответчика МКУ «Управление имущественных и земельных отношений <адрес>» по доверенности ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к МКУ «Управление имущественных и земельных отношений <адрес>» о признании незаконным уведомление МКУ «Управление имущественных и земельных отношений <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №.17-МФЦ-11304/20 об отказе ФИО1 в предоставлении муниципальной услуги "Подготовка и (или) утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории городского округа с внутригородским делением "<адрес>" в отношении земельного участка, общей площадью 500 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, с/т «Перестройка», № и о возложении обязанности на МКУ «Управление имущественных и земельных отношений <адрес>» утвердить схему расположения земельного участка, общей площадью 500 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, с/т «Перестройка», № на кадастровом плане территории городского округа с внутригородским делением «<адрес>»,
установил:
ФИО1 З. Р., действуя через представителя по доверенности ФИО4, обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением к МКУ «Управление имущественных и земельных отношений <адрес>» в обоснование, которого указала, что через своего представителя обратился в МФЦ по <адрес> за оказанием муниципальной услуги с заявление к начальнику МКУ «Управление имущественных и земельных отношений <адрес>» об утверждении схемы расположения земельного участка, общей площадью 500 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, с/т «Перестройка», №, назначение земельного участка – для садоводства, категория земель – земли населенных пунктов. Указанный земельный участок был предоставлен ФИО1 на основании свидетельства на право пожизненного наследуемого владения на землю № от ДД.ММ.ГГГГ Управлением имущественных и земельных отношений <адрес> письмом от ДД.ММ.ГГГГ №.17-МФЦ-11304/20 было отказано в предоставлении муниципальной услуги "Подготовка и (или) утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории городского округа с внутригородским делением "<адрес>" в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с/т «Перестройка», № ссылаясь на то, что согласно пп.2 п.2.10 административного регламента, утверждённого Администрацией <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги является то, что представленная схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории не соответствует ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены п.12 ст.11.10 Земельного кодекса РФ и утверждены Приказом Минэкономразвития России № от ДД.ММ.ГГГГ, с внесенными изменениями от ДД.ММ.ГГГГ № (без учета линии застройки). Отказ МКУ «Управление имущественных и земельных отношений <адрес>» считает незаконным и необоснованным.
Административный истец - ФИО1 З. Р., надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 по доверенности – адвокат ФИО4 поддержала административное исковое заявление, просила его удовлетворить и дала объяснения, в основном аналогичные тексту административного искового заявления.
Представитель административного ответчика МКУ «Управление имущественных и земельных отношений <адрес>» по доверенности ФИО5 в судебном заседании требования не признала, просила суд отказать в их удовлетворении.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле и изучив письменные материалы дела, суд пришел к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Частью 1 статьи 36 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан и их объединений иметь частную собственность на землю.
Судом установлено и из материалов дела следует, что согласно членской книжке садовода, ФИО1 З. Р. является членом садоводческого товарищества "Перестройка" с ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из выписки из протокола общего собрания садоводов садоводческого товарищества "Перестройка" от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 выделен участок N 619, площадью 500 кв. м.
Из свидетельства на право постоянного владения, пожизненного наследуемого владения на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1 предоставлен в пожизненно наследуемое владение земельный участок N 619, площадью 500 кв. м в с/т "Перестройка".
Таким образом, судом установлено, что земельный участок находится в пользование ФИО1 по праву членства в с/т "Перестройка".
ФИО1 З. Р. обратился в МКУ «Управление имущественных и земельных отношений <адрес>» с заявлением о предоставлении муниципальной услуги "Подготовка и (или) утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории городского округа с внутригородским делением "<адрес>" в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с/т «Перестройка», №.
Уведомлением МКУ «Управление имущественных и земельных отношений <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №.17-МФЦ-11304/20 в предоставлении муниципальной услуги – "Подготовка и (или) утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории городского округа с внутригородским делением "<адрес>" в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с/т «Перестройка», № отказано со ссылкой на то, что согласно пп.2 п.2.10 административного регламента, утверждённого Администрацией <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги является то, что представленная схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории не соответствует ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены п.12 ст.11.10 Земельного кодекса РФ и утверждены Приказом Минэкономразвития России № от ДД.ММ.ГГГГ, с внесенными изменениями от ДД.ММ.ГГГГ № (без учета линии застройки).
Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории предусмотрена статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (пункт 1).
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено Кодексом (пункт 13).
Пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, к каковым относятся:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В силу п. 12 ст. 11.10 ЗК РФ форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 762 утверждены Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе.
Как следует из пункта 3 Требований, схемой расположения земельного участка определяются проектируемые местоположение границ и площадь земельного участка или земельных участков, которые предполагается образовать и (или) изменить.
Согласно пункту 4 Требований схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков, о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
В силу пункта 6 Требований в схеме расположения земельного участка приводятся: условный номер каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка (в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков); проектная площадь каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка; список координат характерных точек границы каждого образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости; изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков, изображение границ учтенных земельных участков, в том числе исходных земельных участков, надписи (включая кадастровые номера земельных участков, условные номера образуемых участков, кадастровый номер кадастрового квартала, систему координат), условные обозначения, примененные при подготовке изображения (далее - графическая информация); сведения об утверждении схемы расположения земельного участка: в случае утверждения схемы расположения земельного участка решением уполномоченного органа указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (приказ, постановление, решение и тому подобное), наименование уполномоченного органа, дата, номер документа об утверждении схемы расположения земельного участка; в случае утверждения схемы соглашением между уполномоченными органами указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (соглашение), наименования уполномоченных органов, дата (даты), номер (номера) соглашения о перераспределении земельных участков.
Отказывая административному истцу в подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории городского округа с внутригородским делением "<адрес>" административный ответчик сослался на то, что схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории не соответствует ее форме, формату или требованиям к ее подготовке (без учета линии застройки).
В Приказе Минэкономразвития N 762 установлено требования учитывать материалы и сведения утвержденных правил землепользования и застройки,.
Согласно пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Территории общего пользования и их границы обозначаются красными линиями.
Пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что красные линии это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Красные линии разрабатываются и утверждаются в составе проекта планировки территории в рамках статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которые являются обязательным элементом проекта планировки территории города (подпункт "а" пункта 1 части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации), являющегося частью генерального плана городского округа (части 4, 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары) от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности юридических и физических лиц.
Границы территорий общего пользования, которые не подлежат передаче в собственность граждан в силу положений статьи 15 и пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливаются в документации по планировке территории, в частности, проектах планировки территорий и кварталов.
Документы территориального планирования (включая Генеральный план, Правила землепользования и застройки), утвержденные в установленном порядке, являются документами, обязательными к исполнению органами местного самоуправления, в том числе при решении вопросов о предоставлении земельных участков.
Следовательно, расположение красных линий и выход за их пределы в соответствии с положениями градостроительного законодательства может быть установлено только путем исследования проекта планировки территории.
Однако, выход спорного земельного участка за пределы линии застройки или красных линий какими-либо доказательствами не подтвержден.
Выкопировка из муниципальной географической информационной системы, представленная в дело не свидетельствует об это поскольку административным ответчиком не представлены доказательства, каким органом местного самоуправления и в каком порядке по спорной территории утверждались чертежи линии застройки или красных линий.
Иные основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка административным ответчиком не указаны.
В тоже время из отказа административного ответчика следует, что схема расположения земельного участка в представленной конфигурации якобы нарушает линию застройки.
Вместе с тем из вышеупомянутой выкопировки, следует, что земельный участок с кадастровым номером 05:40:000081:4739, находящийся по одной линии с участком административного истца поставлен на кадастровый учет.
Таким образом, административный ответчик не представил в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции.
С учетом того, что судом установлено, что решение об отказе административному истцу в предоставлении муниципальной услуги вынесено с нарушением закона, суд находит необходимым возложить на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть заявление истца о предоставлении испрашиваемой муниципальной.
Кроме того, ФИО1 заявлены требования о возложении обязанности на МКУ «Управление имущественных и земельных отношений <адрес>» утвердить схему расположения земельного участка, общей площадью 500 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, с/т «Перестройка», № на кадастровом плане территории городского округа с внутригородским делением «<адрес>».
При рассмотрении дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, судом в порядке главы 22 КАС РФ осуществляется функция судебного контроля за законностью решений, действий (бездействия) органов власти, должностных лиц и служащих.
Содержание судебного контроля в таком споре является проверка решений, действий (бездействия) субъекта властных полномочий на предмет соответствия требованиям правовых норм. Пределы судебного воздействия обозначены в процессуальном законе.
В тоже время судебный контроль ограничен принципом разделения властей (статья 10 Конституции РФ), которая препятствует вмешательство в сферу исключительной компетенции соответствующих органов и должностных лиц.
Предложенная административным истцом ФИО1 восстановительная мера не может быть принята, поскольку суд, рассматривая споры, не подменяет собой государственные органы, на которые законом возложена соответствующая обязанность. Суд не осуществляет административные функции, свойственные государственным органам, он защищает нарушенное или оспариваемое право через реализацию полномочий судебной власти.
В связи, с чем суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требования истца о возложении обязанности на МКУ «Управление имущественных и земельных отношений <адрес>» утвердить схему расположения земельного участка, общей площадью 500 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, с/т «Перестройка», № на кадастровом плане территории городского округа с внутригородским делением «<адрес>».
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС Российской Федерации,
решил:
административное исковое заявление ФИО1 к МКУ «Управление имущественных и земельных отношений <адрес>» о признании незаконным уведомление МКУ «Управление имущественных и земельных отношений <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №.17-МФЦ-11304/20 об отказе ФИО1 в предоставлении муниципальной услуги "Подготовка и (или) утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории городского округа с внутригородским делением "<адрес>" в отношении земельного участка, общей площадью 500 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, с/т «Перестройка», № и о возложении обязанности на МКУ «Управление имущественных и земельных отношений <адрес>» утвердить схему расположения земельного участка, общей площадью 500 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, с/т «Перестройка», № на кадастровом плане территории городского округа с внутригородским делением «<адрес>», удовлетворить частично.
Признать незаконным уведомление МКУ «Управление имущественных и земельных отношений <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №.17-МФЦ-11304/20 об отказе ФИО1 в предоставлении муниципальной услуги "Подготовка и (или) утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории городского округа с внутригородским делением "<адрес>" в отношении земельного участка, общей площадью 500 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, с/т «Перестройка», №.
Обязать МКУ «Управление имущественных и земельных отношений <адрес>» повторно рассмотреть заявление ФИО1 о предоставлении испрашиваемой им муниципальной услуги «Подготовка (или) утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории городского округа с внутригородским делением «<адрес>» в отношении земельного участка, общей площадью 500 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, с/т «Перестройка», №.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня вынесения его в мотивированной форме, через Советский районный суд <адрес> Республики Дагестан.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья А. К. Мамаев