Дело №2-496/20 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 ноября 2020г. с. Тлярата
Тляратинский районный суд Республики Дагестан: в составе председательствующего судьи Газиева М-Р. Д.,
при секретаре ФИО3.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску представителя истца ФИО2 по доверенности ФИО6 об обязывании администрации МР «Тляратинский район» предоставить ФИО2. как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилое помещение специализированного жилищного фонда площадью не ниже установленных социальных норм,
установил:
представитель истца ФИО2 по доверенности ФИО6 обратилась в суд с иском к администрации МР «Тляратинский район» об обязывании ответчика обеспечить - предоставить ФИО2, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилое помещение специализированного жилищного фонда площадью не ниже установленных социальных норм, указывая на лишение истца дополнительных гарантий, на жилое помещение.
Кроме того, представитель истца просит взыскать с ответчика расходы на оплату юридической помощи в размере 40 000 (сорока тысяч) руб., и госпошлины в сумме 300 рублей.
В судебное заседание представитель истца ФИО2 по доверенности ФИО6 не явилась, но представила ходатайство о рассмотрении иска без ее участия и удовлетворении иска в полном объеме.
В судебное заседание представитель администрации Отдела опеки и попечительства ФИО4 не явился, хотя был надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания. Однако представил ходатайство о рассмотрении дела без его участия и об отсутствии претензий по иску в части предоставления жилья, а части взыскания расходов по оплате юридических услуг просит отказать в виду отсутствия в материалах дела подтверждающих документов о произведенных представителем расходах.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
в силу ч. 5 ст. 167 ГПК РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.
В соответствии с п. I ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996г. № 159-ФЗ с последующими изменениями, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В силу абзаца 1 п. 1 ст. 8 вышеуказанного Закона, жилые помещения предоставляются лицам, указанным по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце I настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Согласно заявлению в письменной форме лиц указанных в абзаце 1 п. 1 ст. 8 Закона, и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В силу п. 9 ст. 8 вышеуказанного Закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии с пп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона № 184 -ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания, в том числе детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях) отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Исходя из содержания абзаца 3 п. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996г. № 159-ФЗ и пп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального чакона № 184 -ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ. возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ в целях самостоятельного осуществления принадлежащих субъектам РФ полномочий.
Согласно ч. 6 ст. 19 ФЗ № 131 -ФЗ, наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ, которые в обязательном порядке должны содержать: 1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующим полномочиями; 2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий; 3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета субъекта РФ. включая региональные государственные минимальные социальные стандарты; 4) перечень подлежащих передаче в пользование и управление либо в муниципальную собственность материальных средств; 5) порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий; 6) порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления; 7) условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им полномочий.
Таким образом, возможность передачи органам местного самоуправления вопросов по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей без принятия в установленном федеральным законом № «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» порядке закона субъекта РФ о наделении органов муниципальной власти соответствующими полномочиями не допускается.
Закон РД № от 29.12.2006г. «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) РД государственными полномочиями РД по обеспечению денежных выплат детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» наделяет государственными полномочиями Республики Дагестан по решению вышеуказанных вопросов, органы местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Республики Дагестан под государственные гарантии их осуществления, что соответствует БК РФ, ФЗ №. и №.
В силу требования ст. 5 Закона Республики Дагестан № от 29.12.2004г. «О дополнительных
гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные, в том числе ст. 8 данного закона гарантии на жилое помещение, являются расходными обязательствами Республики Дагестан.
Таким образом, органы местного самоуправления в силу вышеуказанных норм законов в состоянии решить вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лишь под государственные гарантии.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить все понесенные другой стороной судебные расходы. Размер государственной пошлины, внесенной представителем истца ФИО6, как видно из приобщенной к исковому заявлению квитанции № от 23.06.2020г., составляет 300 (триста) рублей.
В части взыскания с ответчика в пользу истца расходов на оплату юридической помощи в сумме 40000 (срок тысяч) руб., следует отказать в виду не представления в суд документа, подтверждающего факт несения им расходов.
В силу ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, судья
решил:
обязать администрацию МР «Тляратинский район» предоставить ФИО2, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
жилое помещение специализированного жилищного фонда площадью не ниже установленных социальных норм за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов (городских округов) Республики Дагестан субвенций из республиканского фонда компенсаций, предусмотренных законом о республиканском бюджете Республики Дагестан на соответствующий финансовый год.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебной коллегии по
гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан через Тляратинский районный суд РД в месячный срок со дня его вынесения.
Судья М-Р. Д. Газиев
Решение составлено и отпечатано в совещательной комнате.