Решение по делу № 2-52/2024 (2а-461/2023;) от 22.12.2023

    2-52/2024

    УИД № 10RS0015-01-2023-001020-83

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 ноября 2024 года                                                                               г.Пудож

Пудожский районный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Копина С.А.,

при секретаре Захаровой А.В.

с участием прокурора Журавлева Б.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Карельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Пудожского муниципального района, Совету Пудожского городского поселения, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Республики Карелия, Министерству имущественных и земельных отношений РК, Совету Пудожского муниципального района, Петушок Евгению Сергеевичу, ООО «Спецавто», ООО «Автодом», ООО «Автодом Компани» Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки,

УСТАНОВИЛ:

Карельский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации Пудожского муниципального района о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки.. Указал, что на территории, прилегающей к земельным участкам с кадастровыми номерами , 10 10:15: осуществляется отсыпка отходами от ремонта и строительства, остатков деревянных конструкция от сноса здания (строений), изношенных автошин, пластмассовых изделий и др. Состав отходов не позволяет определить их принадлежность конкретному лицу. Территория складирования отходов расположена за пределами сформированных земельных участков, на землях общего пользования, площадь отсыпки составляет 1630 кв.м. Размещение свалки осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду. Обязанность по ликвидации свалки на территории общего пользования в границах муниципального района возложена на администрацию Пудожского муниципального района. В связи с чем просит признать незаконным бездействие администрации Пудожского муниципального района, выразившееся в непринятии мер по организации сбора, вывоза и утилизации отходов производства и потребления на территории общего пользования Пудожского городского поселения; обязать ответчика ликвидировать несанкционированное складирование отходов на территории, прилегающей к земельным участкам с кадастровыми номерами 10:15: 10:15 10:

Впоследствии прокурор уточнил заявленные требования, просил признать незаконным бездействие Администрации Пудожского муниципального района, выразившегося в непринятии мер по организации сбора, вывоза и утилизации отходов производства и потребления на территории общего пользования Пудожского муниципального района. Обязать Администрацию Пудожского муниципального района ликвидировать несанкционированное складирование отходов на территории общего пользования, прилегающей к земельным участкам с кадастровыми номерами 10:15:, 10:15:: в следующих координатах:

Y 353630 Х 1638637;

Y 353635 Х 1638639;

Y 353638 Х 1638640;

Y 353642 Х 1638640;

Y 353644 Х 1638641;

Y 353648 Х 1638643;

Y 353651 Х 1638644;

Y 353655 Х 1638645;

    Y 353661 Х 1638646;

    Y 353665 Х 1638648;

    Y 353668 Х 1638651;

    Y 353672 Х 1638656;

    Y 353676 Х 1638661;

    Y 353677 Х 1638662;

    Y 353678 Х 1638665;

    Y 353676 Х 1638667;

    Y 353676 Х 1638669;

    Y 353675 Х 1638671;

    Y 353675 Х 1638674;

    Y 353678 Х 1638678;

    Y 353680 Х 1638682;

    Y 353682 Х 1638683;

    Y 353683 Х 1638683;

    Y 353685 Х 1638685;

    Y 353687 Х 1638687;

    Y 353689 Х 1638687;

    Y 353691 Х 1638687;

    Y 353693 Х 1638687;

    Y 353693 Х 1638686;

    Y 353698 Х 1638685;

    Y 353700 Х 1638687;

Y 353701 Х 1638688;

Y 353704 Х 1638688;

Y 353708 Х 1638689;

Y 353710 Х 1638693;

Y 353715 Х 1638697;

Y 353717 Х 1638701;

Y 353721 Х 1638702;

Y 353722 Х 1638703;

Y 353723 Х 1638705;

Y 353724 Х 1638708;

Y 353725 Х 1638712;

Y 353726 Х 1638715;

Y 353734 Х 1638716;

Y 353737 Х 1638714;

Y 353739 Х 1638715;

Y 353738 Х 1638716.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ суд перешел к рассмотрению дела в порядке гражданского процессуального законодательства.

Судом к участию в дело привлечены в качестве соответчиков Петушок Евгений Сергеевич, Совет Пудожского городского поселения, Совет Пудожского муниципального района, Министерство финансов Республики Карелия, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального Казначейства по Республике Карелия, ООО «Автодом», ООО «Автодом Компани», ООО «Спецавто», Министерство имущественных и земельных отношений РК, Министерство природных ресурсов и экологии РК, в качестве третьих лиц ГКУ РК «Управление земельными ресурсами», конкурсный управляющий ГУП РК «Мост» Маланин Сергей Михайлович, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество), ГКУ РК «Карелприрода», АО ЛХК «Кареллеспром».

Прокурор в судебном заседании исковые требования поддержал, просил возложить обязанность по ликвидации несанкционированной свалки отходов на Министерство природных ресурсов и экологии РК, поскольку, согласно правовой позиции Верховного суда РК, которая нашла отражение в апелляционных определениях от 08.07.2024 № 33а-2192/2024, от 11.07.2024 № 33а-2291/2024, когда собственник отходов неизвестен, а земельные участки, на которых складированы отходы, не находятся в частной собственности (владении) юридических или физических лиц, выявленные свалки соответствуют Критериям, на основании которых территории, расположенные на них объекты капитального строительства могут быть отнесены к объектам накопленного вреда окружающей среде, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27.12.2023 г. № 2335. Согласно пункту 2 статьи 80.2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ организация ликвидации накопленного вреда окружающей среде применительно к территории, расположенной в границах земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования, осуществляется органами местного самоуправления, применительно к иным территориям - органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Ответчик – представитель Администрации Пудожского муниципального района в судебное заседание не явился, в отзыве указал, что в Федеральном законе от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» имеется прямое регулирование рассматриваемого вопроса, в связи с чем администрация не обязана принимать меры для ликвидации несанкционированных свалок отходов. Указанные земельные участки, на которых складирована свалка, относятся к землям, государственная собственность на которые не разграничена. Складирование отходов на спорных участках не носит систематического характера на протяжении длительного периода времени, поэтому вывод о незаконном бездействии ответчика неправомерен. Возложение обязанности по ликвидации свалок на администрацию Пудожского муниципального района возможно в случае, если указанные отходы появились в результате хозяйственной деятельности юридического лица. Вместе с тем собственник отходов не установлен. Действующее правовое регулирование не предполагает возложение на администрацию Пудожского муниципального района обязанности по ликвидации несанкционированной свалки за счет средств местного бюджета. Просит в иске отказать.

Соответчик – представитель Министерства финансов Республики Карелия в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором указал, что Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств бюджета Республики Карелия. Законом Республики Карелия от 19.12.2023 г. № 2916-ЗРК « О бюджете Республики Карелия на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов» Министерству природных ресурсов и экологии РК на реализацию мероприятия по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов производства и потребления на 2024 год не предусмотрены средства на ликвидацию отходов Пудожскому муниципальному району. Принимая во внимание ст.8 Федерального закона от 2406.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также пп.12 статьи 7 Устава Пудожского муниципального района именно муниципальное образование следует рассматривать как субъект, ответственный за содержание не только земель и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, но и расположенных в границах этих муниципальных земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также земельных участков, находящихся в государственной собственности и не закрепленных за конкретным пользователем. Согласно позиции Конституционного суда РФ, изложенной в Постановлении от 30.05.2023 г. № 27-П, допускается принятие судебных решения, возлагающих на органы местного самоуправления муниципальных образования обязанность по ликвидации за счет средств местного бюджета мест несанкционированного размещения отходов. При этом органы местного самоуправления, исполнивший за счет бюджетов муниципальных образований после вынесения судебных решений, имеют право на возмещение части расходов, фактически понесенных ими на ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. Возмещение расходов возможно, если не установлено, что возникновение или продолжение функционирования места несанкционированного размещения свалки вызвано умышленными неправомерными действиями органа местного самоуправления или должностного лица данного муниципального образования.

Соответчик – представитель Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Республике Карелия в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором указал, что интересы Российской Федерации в настоящем деле вправе представлять Росимущество, интересы Республики Карелия - Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия. Из буквального толкования пункта 2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.05.2023 г. № 27-П следует, что в судебном акте должны быть указаны условия финансового обеспечения затрат органа местного самоуправления, понесенных в связи с ликвидацией несанкционированных свалок: объем софинансирования из федерального бюджета или бюджета субъекта РФ (в долях), объем (структура) затрат и иные условий, которые суд посчитает необходимым указать в судебном акте. При этом требование о возмещении Администрации Пудожского муниципального района из федерального бюджета и бюджета Республики Карелия фактически понесенных расходов на ликвидацию несанкционированных свалок может быть разрешено вне рамок настоящего дела, путем самостоятельного предъявления соответствующего иска. В связи с чем, просит в удовлетворении иска к Минфин России отказать.

Соответчики Петушок Е.С., ООО «Спецавто», ООО «Автодом», ООО «Автодом Компани» в судебное заседание не явились, их интересы представляет Сарычева Ю.А., которая в отзыве указала, что ее доверители не имеют никого отношения к рассматриваемой свалке отходов. На территории, граничащей с земельным участком, принадлежащем Петушок Е.С., никаких несанкционированных отходов не складируется, свалка размещена на территории, граничащей с земельным участком с КН 19. Более того, сам Петушок Е.С. обращался по факту свалки в различные государственные органы, однако надлежащих мер по ликвидации не принято.

Соответчик - представитель Совета Пудожского городского поселения ранее в судебное заседание не явился, ранее в судебном заседании с иском не согласился, полагая, что собственником отходов на свалке, возможно, являются ООО «Спецавто», ООО «Автодом», которые занимались сносом и утилизацией многоквартирных домов, участвовали в разборе Площади Павших борцов.

Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, возражений не представили.

Выслушав участвующих в деле лиц, допросив свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.42, ст.58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Из материалов дела следует и установлено судом, что Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании заявления гражданина проведена проверка исполнения природоохранного законодательства, в рамках которой выявлено несанкционированное складирование отходов в районе д.3А по ул.Транспортной в г.Пудоже на землях общего пользования.

В рамках проверки органами прокуратуры со специалистами Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, Управления Росреестра по РК проведено обследование территории складирования отходов, по результатам которого установлено, что на территории, прилегающей к земельным участкам с кадастровыми номерами № 10:15: 10:15: 10: осуществляется отсыпка отходами от ремонта и строительства, остатков деревянных конструкция от сноса здания (строений), изношенных автошин, пластмассовых изделий и другие отходы.

Территория складирования отходов расположена за пределами сформированных земельных участков, на землях общего пользования, площадь отсыпки составляет 1630 кв.м.

Размещение несанкционированной свалки подтверждено материалами гражданского дела, в том числе многочисленными актами осмотра территории, материалами проверок по обращению граждан, фототаблицами, протоколами осмотров места происшествия и иными письменными доказательствами, исследованными в ходе рассмотрения настоящего дела.

Согласно ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон №7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации органов государственной власти субъектов Российской Федерации, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, обязательности участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, возмещении вреда окружающей среде, запрещении хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.

В соответствии с ч. и ч.2 ст.51 Федерального закона №7-ФЗ и ч.1 ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Сброс отходов производства и потребления на почву запрещен.

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абзацы четвертый и восьмой ст. 42 ЗК РФ).

В силу п.п. 3.11, 3.12 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 №607-ст (далее - ГОСТ 30772-2001) отходы производства - остатки сырья, материалов, веществ, изделий, предметов, образовавшиеся в процессе производства продукции, выполнения работ (услуг) и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства. К отходам производства относят образующиеся в процессе производства попутные вещества, не находящие применения в данном производстве: вскрышные породы, образующиеся при добыче полезных ископаемых, отходы сельского хозяйства, твердые вещества, улавливаемые при очистке отходящих технологических газов и сточных вод, и т.п.

Отходы потребления - остатки веществ, материалов, предметов, изделий, товаров (продукции или изделий), частично или полностью утративших свои первоначальные потребительские свойства для использования по прямому или косвенному назначению в результате физического или морального износа в процессах общественного или личного потребления (жизнедеятельности), использования или эксплуатации. К отходам потребления относят полуфабрикаты, изделия (продукцию) или продукты, утратившие свои потребительские свойства, установленные в сопроводительной эксплуатационной документации. К отходам потребления относят в основном твердые, порошкообразные и пастообразные отходы (мусор, стеклобой, лом, макулатуру, пищевые отходы, тряпье и др.), образующиеся в населенных пунктах в результате жизнедеятельности людей.

Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, в силу п.4.13 ГОСТ 30772-2001 являются несанкционированными свалками отходов.

В силу п.5.15 ГОСТ 30772-2001 обращение с отходами - виды деятельности, связанные с документированными (в том числе паспортизованными) организационно-технологическими операциями регулирования работ с отходами, включая предупреждение, минимизацию, учет и контроль образования, накопления отходов, а также их сбор, размещение, утилизацию, обезвреживание, транспортирование, хранение, захоронение, уничтожение и трансграничные перемещения.

Компетентным органом при обращении с отходами является в силу п.7.20 ГОСТ 30772-2001 специально уполномоченный федеральный или территориальный орган по охране окружающей среды в сфере обращения с отходами, который в соответствии с положением о нем наделяется полномочиями по охране окружающей среды, природных ресурсов и который осуществляет координацию деятельности других специально уполномоченных органов в сфере обращения с отходами.

Федеральный закон от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устанавливает, в частности, перечни вопросов местного значения городского поселения и муниципального района, относит к ним соответственно участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории городского поселения (п. 18 ч.1 ст. 14) и участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории муниципального района (п. 14 ч.1 ст. 15), а также определяет круг вопросов местного значения сельского поселения и возлагает на органы местного самоуправления муниципального района обязанности по решению возникающих на территориях сельских поселений, входящих в его состав, вопросов местного значения, предусмотренных данным Федеральным законом для городских поселений, но прямо не отнесенных к вопросам местного значения сельских поселений (ч.3 и ч.4 ст. 14), в том числе вопроса, предусмотренного п. 18 ч.1 ст. 14 данного Федерального закона.

Согласно ст.8 Федерального закона № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные п.1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

Конституционный суд Российской Федерации в Постановлении от 30 мая 2023 г. № 27-П по делу о проверке конституционности положений статьи 3.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», пункта 18 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статей 10 и 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», пункта 1 статьи 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункта 2 статьи 9 и пунктов 1 и 2 статьи 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», а также пунктов 16-18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами в связи с жалобами муниципального образования «Городское поселение город Кодинск Кежемского муниципального района Красноярского края» и администрации Новосибирского района Новосибирской области» (далее - Постановление Конституционного суда РФ от 30 мая 2023 г. № 27-П), указал, что система обращения с отходами в Российской Федерации - сообразно конституционным предписаниям о единстве системы публичной власти - построена на взаимодействии и участии в ней всех трех уровней этой власти.

В силу статей 2 и 42 Конституции Российской Федерации задача по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов имеет общегосударственное значение, а потому в ее решении должны участвовать органы всех уровней публичной власти - как действующие от лица государства.

В то же время, приведенное правовое регулирование четко не определяет принадлежность и объем полномочий органов публичной власти по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, обнаруженных, в частности, на земельных участках, которые расположены в границах муниципальных образований, но при этом не находятся в их собственности. Соответственно, на органы местного самоуправления муниципальных образований прямо не возложена обязанность по ликвидации такого рода мест, обнаруженных на расположенных в границах этих муниципальных образований землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, а также на земельных участках, находящихся в государственной собственности.

В силу статьи 72 (пункты «г», «к» части 1) Конституции Российской Федерации, относящей разграничение государственной собственности, в том числе на землю, и земельное законодательство к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, вопросы разграничения государственной собственности на землю между территориальными уровнями публичной власти, включая определение субъекта, ответственного за распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, решаются Российской Федерацией и ее субъектами в порядке, определяемом, в частности, статьей 76 (части 2 и 5) Конституции Российской Федерации, а также ее статьей 132 (часть 2) о том, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями лишь с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Как уже указывал Конституционный Суд Российской Федерации, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по ликвидации несанкционированных мест размещения твердых коммунальных отходов на землях и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, - притом что само по себе такое наделение приемлемо с точки зрения Конституции Российской Федерации - не означает, что до установления такого рода регулирования на органы местного самоуправления возлагалась вся полнота бремени несения затрат по очистке территорий муниципальных образований от загрязнения отходами потребления (Определение от 27 февраля 2018 года № 559-0), а это во всяком случае предполагает обязательность софинансирования соответствующей деятельности за счет федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации не исключает такого распределения полномочий между различными уровнями публичной власти, при котором, в частности, полномочия в отношении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также находящихся в федеральной собственности, могут быть возложены и на иные уровни публичной власти, включая органы местного самоуправления. Однако такое возложение предполагает как соблюдение вытекающего из Конституции Российской Федерации порядка наделения органов местного самоуправления соответствующими полномочиями, так и передачу необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Согласно правовым предписаниям Постановления Конституционного суда РФ от 30 мая 2023 г. № 27-П федеральному законодателю надлежит - исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, - внести изменения в действующее правовое регулирование, в том числе определить принадлежность, распределение и источники финансового обеспечения полномочий по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, обнаруженных на расположенных в границах муниципальных образований землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, а также на земельных участках, находящихся в государственной собственности.

Статьей 2 Федерального закона № 449-ФЗ статья 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» дополнена пунктом 5, в соответствии с которым к вопросам местного значения относятся выявление объектов накопленного вреда окружающей среде и организация ликвидации накопленного вреда окружающей среде применительно к территории, расположенной в границах земельных участков, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования.

Статьей 2 Федерального закона № 449-ФЗ часть 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дополнена пунктом 37, согласно которому к вопросам местного значения муниципального района относится осуществление выявления объектов накопленного вреда окружающей среде и организация ликвидации такого вреда применительно к территориям, расположенным в границах земельных участков, находящихся в собственности муниципального района.

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов осуществления выявления объектов накопленного вреда окружающей среде и организации ликвидации такого вреда в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (п. 173 ч.1 ст.44 Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» (дополнен ст.4 ФЗ от 04.08.2023 № 449-ФЗ)).

Поскольку обнаруженные в ходе прокурорской проверки отходы расположены на территории населенного пункта, в границах земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, постольку ответственность по принятию меры по выявлению объектов накопленного вреда окружающей среде и организации ликвидации такого вреда в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» лежит на соответствующем органе государственной власти субъекта Российской Федерации.

В силу п. 12 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства РК от 23.10.2017 №367-П, Министерство в области охраны окружающей среды участвует в обеспечении населения информацией о состоянии окружающей среды на территории РК; участвует в пределах своей компетенции государственной политики в области обращения с отходами на территории Республики Карелия; разрабатывает и утверждает схему обращения с отходами; разрабатывает и реализует программу в области обращения с отходами, в т.ч. с ТКО, участвует в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами; организует деятельность по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; участвует в организации обеспечения доступа к информации в области обращения с отходами и т.д.

При таких обстоятельствах, суд полагает подлежащим исковые требования удовлетворению в части возложения обязанности на Министерство природных ресурсов и экологии Республики по принятию мер по выявлению объектов накопленного вреда окружающей среде и организации ликвидации такого вреда в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Достаточных доказательств того, что указанная свалка была организована иными лицами, либо является расползающейся свалкой с земельных участков, находящихся в собственности указанных лиц, в том числе привлеченными в дело в качестве соответчиков: Петушок Е.С., ООО «Спецавто», ООО «Автодом», ООО «Автодом-Компани», суду представлено не было.

При этом, администрация Пудожского муниципального района, Совет Пудожского городского поселения, Совет Пудожского муниципального района, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство финансов Республики Карелия, Петушок Е.С., ООО «Спецавто», ООО «Автодом», ООО «Автодом-Компани», Министерство имущественных и земельных отношений РК являются ненадлежащими ответчиками по делу, в удовлетворении остальной части иска надлежит отказать.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования удовлетворить частично.

Обязать Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры по выявлению объектов накопленного вреда окружающей среде и организации ликвидации такого вреда в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» на расположенной в границах земельного участка, собственность на который не разграничена, территории г.Пудожа с географическими координатами:

Y 353630 Х 1638637;

Y 353635 Х 1638639;

Y 353638 Х 1638640;

Y 353642 Х 1638640;

Y 353644 Х 1638641;

Y 353648 Х 1638643;

Y 353651 Х 1638644;

Y 353655 Х 1638645;

    Y 353661 Х 1638646;

    Y 353665 Х 1638648;

    Y 353668 Х 1638651;

    Y 353672 Х 1638656;

    Y 353676 Х 1638661;

    Y 353677 Х 1638662;

    Y 353678 Х 1638665;

    Y 353676 Х 1638667;

    Y 353676 Х 1638669;

    Y 353675 Х 1638671;

    Y 353675 Х 1638674;

    Y 353678 Х 1638678;

    Y 353680 Х 1638682;

    Y 353682 Х 1638683;

    Y 353683 Х 1638683;

    Y 353685 Х 1638685;

    Y 353687 Х 1638687;

    Y 353689 Х 1638687;

    Y 353691 Х 1638687;

    Y 353693 Х 1638687;

    Y 353693 Х 1638686;

    Y 353698 Х 1638685;

    Y 353700 Х 1638687;

Y 353701 Х 1638688;

Y 353704 Х 1638688;

Y 353708 Х 1638689;

Y 353710 Х 1638693;

Y 353715 Х 1638697;

Y 353717 Х 1638701;

Y 353721 Х 1638702;

Y 353722 Х 1638703;

Y 353723 Х 1638705;

Y 353724 Х 1638708;

Y 353725 Х 1638712;

Y 353726 Х 1638715;

Y 353734 Х 1638716;

Y 353737 Х 1638714;

Y 353739 Х 1638715;

Y 353738 Х 1638716.

В остальной части исковых требований отказать.

В иске к администрации Пудожского муниципального района, Совету Пудожского городского поселения, Совету Пудожского муниципального района, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Республики Карелия, Петушок Е.С., ООО «Спецавто», ООО «Автодом», ООО «Автодом-Компани», Министерству имущественных и земельных отношений РК о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Карелия через Пудожский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 29.11.2024 года.

Судья                                                               Копин С.А.

2-52/2024 (2а-461/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Карельская межрайонная природоохранная прокуратура
Ответчики
ООО "Автодом Компани"
Петушок Евгений Сергеевич
администрация Пудожского муниципального района
ООО "СпецАвто"
Совет Пудожского городского поселения
Совет Пудожского муниципального района
Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по РК
Министерство имущественных и земельных отношений РК
Министерство финансов Республики Карелия
ООО "Автодом"
Министерство природных ресурсов и экологии РК
Другие
конкурсный управляющий ГУП РК "Мост" Маланин С.М.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество)
АО ЛХК "Кареллеспром"
ГКУ РК "Карелприрода"
ГКУ РК "Управление земельными ресурсами"
Суд
Пудожский районный суд Республики Карелия
Дело на странице суда
pudozhsky.kar.sudrf.ru
22.12.2023Регистрация административного искового заявления
22.12.2023Передача материалов судье
25.12.2023Решение вопроса о принятии к производству
25.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.01.2024Судебное заседание
31.01.2024Судебное заседание
15.02.2024Судебное заседание
29.02.2024Судебное заседание
29.02.2024Судебное заседание
19.03.2024Судебное заседание
08.04.2024Судебное заседание
25.04.2024Судебное заседание
23.10.2024Производство по делу возобновлено
19.11.2024Судебное заседание
28.11.2024Судебное заседание
29.11.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.12.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее