Решение по делу № 2-168/2022 от 01.06.2022

                                                                                                                   Дело № 2-168/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 июня 2022 года                                                                              рп. Локня Псковской области                         

Бежаницкий районный суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Апетёнок Л.Р.,

с участием помощника прокурора Локнянского района Псковской области Майорова Д.С., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Егоровой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора Локнянского района Псковской области в интересах неопределенного круга лиц к МБУ ДО «Центр дополнительного образования» муниципального образования «Локнянский район» Псковской области о возложении обязанности совершить действия по устройству молниезащиты; к администрации Локнянского района Псковской области об обеспечении финансирования действий по устройству молниезащиты,

установил:

Исполняющий обязанности прокурора Локнянского района Псковской области Андруцеляк Р.М., действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к МБУ ДО «Центр дополнительного образования» муниципального образования «Локнянский район» Псковской области о возложении обязанности совершить действия по устройству молниезащиты; к администрации Локнянского района Псковской области об обеспечении финансирования действий по устройству молниезащиты, в обоснование требований указав, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних в деятельности ответчика, в ходе которой установлено, что здание МБУ ДО «Центр дополнительного образования» расположенное в рп. Локня, ул. Кушнаренко, д.44 Псковской области, в настоящее время не имеет устройства молниезащиты, что является нарушением действующего законодательства, в частности п.п.1,2 ч.1 ст.6, п.4 ч.1 ст.50 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и СО 153-34.21.122-2003 Инструкции устройства молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций. В соответствии с договором о закреплении имущества на праве оперативного управления № 1 от 25 сентября 1998 года КУМИ Локнянского района закрепил за ответчиком МБУ ДО «Центр дополнительного образования» муниципального образования «Локнянский район» Псковской области движимое и недвижимое имущество, согласно акту приема-передачи, которое является муниципальной собственностью. Пунктом «е» вышеназванного договора предусмотрена обязанность МБУ ДО «Центр дополнительного образования» муниципального образования «Локнянский район» Псковской области осуществлять капитальный и текущий ремонт закрепленного за ним имущества. При этом п. «и» договора устанавливает правило, по которому МБУ ДО «Центр дополнительного образования» муниципального образования «Локнянский район» Псковской области отвечает по обязательствам, возникшим из договора оперативного управления, находящимися в его распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности ответственность по обязательствам несет учредитель. Исходя из информации, предоставленной государственным инспектором по пожарному надзору Бежаницкого, Локнянского, Пушкиногорского и Новоржевского районов, здание МБУ ДО «Центр дополнительного образования» муниципального образования «Локнянский район» Псковской области не оборудовано молниезащитой. Данные обстоятельства свидетельствуют о невыполнении образовательной организацией требований законодательства, регулирующего пожарную безопасность, что ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних. Согласно п.1.6 Устава МБУ ДО «Центр дополнительного образования» муниципального образования «Локнянский район» Псковской области учредителем и собственником имущества учреждения является муниципальное образование «Локнянский район», функции и полномочия собственника имущества учреждения, находящегося в оперативном управлении, осуществляет Комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Локнянский район» В связи с чем, исполняющий обязанности прокурора просил суд обязать МБУ ДО «Центр дополнительного образования» муниципального образования «Локнянский район» Псковской области в течение 24 месяцев с момента вступления решения в законную силу организовать разработку технического проекта молниезащиты, установить устройство молниезащиты в здании МБУ ДО «Центр дополнительного образования» по адресу: рп. Локня, ул. Кушнаренко, д.44 Псковской области, с дальнейшей паспортизацией; а также обязать администрацию Локнянского района Псковской области в течение 12 месяцев с момента вступления решения в законную силу обеспечить финансирование мероприятий по организации разработки технического проекта молниезащиты, установке устройства молниезащиты в здании МБУ ДО «Центр дополнительного образования», с дальнейшей паспортизацией.

В ходе судебного разбирательства помощник прокурора Локнянского района Псковской области Майоров Д.С. заявленные требования поддержал по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика - МБУ ДО «Центр дополнительного образования» муниципального образования «Локнянский район» Псковской области Михайлова Т.И. при рассмотрении дела не участвовала, представив заявление о проведении судебного заседания в ее отсутствие, где также указала о согласии с заявленными исковыми требованиями.

Представитель ответчика - администрации Локнянского района Псковской области Андреева О.Н. с заявленными исковыми требованиями согласилась, указав, что в целях защиты жизни и здоровья несовершеннолетних детей, преимущественно являющихся воспитанниками МБУ ДО «Центр дополнительного образования», администрацией Локнянского района буду приняты меры к выделению денежных средств на оборудование здания ЦДО устройством молниезащиты.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - ОНД и ПР по Бежаницкому, Локнянскому, Пушкиногорскому и Новоржевскому районам УНД и ПР Главного управления МЧС России по Псковской области Степанов И.С., и КУМИ МО «Локнянский район» Быстрова Е.А., в судебном заседании также не участвовали, при этом Степанов И.С. письменно ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия, указав на отсутствие с его стороны каких-либо возражений по иску.

Суд, выслушав помощника прокурора Локнянского района Майорова Д.С., представителя ответчика Андрееву О.Н., изучив имеющиеся в материалах дела документы, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 2 и ст. 17 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, отношения в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, урегулированы Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ).

В соответствии преамбулой указанного Закона обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

В силу ст. 20 Федерального закона N 69-ФЗ нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования пожарной безопасности, разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.

Из п. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" следует, что с учетом степени риска причинения вреда минимально необходимые требования, обеспечивающие пожарную безопасность, устанавливаются в технических регламентах.

В силу ст. 5.1 Федерального закона N 184-ФЗ особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".

Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона (п. 1 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений").

В исполнения названного положения Закона Правительством РФ издано постановление от 26.12.2014 N 1521 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".

Согласно п. 66 указанного постановления обязательным является применение требований СП 118.13330.2012 "СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения". Разделы 1, 3, 4 (пункты 4.1 - 4.7, 4.9 - 4.10, 4.11 (за исключением абзаца второго пункта 4.11), пункты 4.12, 4.14 - 4.22, абзацы первый и второй пункта 4.23, пункты 4.24 - 4.26, 4.28 - 4.30), 5 (пункты 5.1, 5.2, 5.4 - 5.7, 5.9 - 5.13, 5.20 - 5.27, 5.32 - 5.36, 5.38 - 5.46), 6 (пункты 6.1 - 6.6, 6.8 - 6.12, 6.14 - 6.21, 6.23 - 6.28, 6.30 - 6.38, 6.40 - 6.48, 6.53 - 6.58, 6.64, 6.72, 6.77, 6.81 - 6.95), 7 (пункты 7.1 - 7.5, 7.8, 7.10 - 7.27, 7.35, 7.37 - 7.43, 7.46 - 7.49), 8 (пункты 8.1 - 8.7, абзац первый пункта 8.9, пункты 8.10, 8.11, 8.14, 8.18, 8.19, 8.21, 8.24 - 8.26, 8.28 - 8.34), 9 (пункты 9.1 - 9.5), приложение Г.

Согласно разделу 1 СП 118.13330.2012 перечень основных групп зданий и помещений общественного назначения, на которые распространяется настоящий Свод правил, приведен в приложении В, в котором указаны общеобразовательные учреждения.

При этом, в п. 4.21 СП 118.13330.2012 указано, что молниезащита зданий выполняется с учетом наличия телевизионных антенн и трубостоек телефонной сети или сети проводного вещания. Устройства молниезащиты приведены в СО 153-34.21.122-2003 Инструкция по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утв. приказом Минэнерго России от 30.06.2003 N 280.

Таким образом, в силу вышеприведенных нормативных положений вопросы обеспечения устройствами молниезащиты регулируются Инструкцией.

Согласно абз. 1 разд. 1 Инструкции, последняя распространяется на все виды зданий, сооружений и промышленные коммуникации независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности.

Как следует из таблицы 2.1 Инструкции к числу обычных объектов, подлежащих обустройству системой молниезащиты, отнесены внешкольные учреждения.

Таким образом, СП 118.13330.2012 и Инструкция являются нормативными документами, обязательными для применения всеми субъектами, обязанными обеспечивать безопасность зданий и сооружений, в том числе образовательным учреждением.

Судом установлено, что 14 апреля 2022 года прокурором Локнянского района принято решение № 66 о проведении проверки исполнения требований законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних в деятельности МБУ ДО «Центр дополнительного образования» муниципального образования «Локнянский район» Псковской области.

Исходя из справки привлеченного к проведению проверки в качестве специалиста государственного инспектора по пожарному надзору Бежаницкого, Локнянского, Пушкиногорского и Новоржевского районов Степанова И.С., устройство молниезащиты здания МБУ ДО «Центр дополнительного образования» муниципального образования «Локнянский район» Псковской области, расположенного по адресу: Псковская область, рп. Локня, ул. Кушнаренко, д.44, отсутствует. Указанные обстоятельства в ходе судебного заседания участниками процесса не оспаривались.

В соответствии с ч. 7 ст. 28 Закона N 273-ФЗ образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников.

Разрешая спор, суд, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Минэнерго России от 30.06.2003 N 280, Свода правил СП 118.13330.2012, приходит к выводу о том, что оборудование здания образовательного учреждения системой молниезащиты является обязательным и направлено на обеспечение безопасности жизни и здоровья воспитанников и работников данного учреждения.

В соответствии с п.1.6 Устава МБУ ДО «Центр дополнительного образования» муниципального образования «Локнянский район» Псковской области, учредителем и собственником имущества последнего является муниципальное образование «Локнянский район» Псковской области, функции и полномочия которого осуществляет администрация Локнянского района Псковской области.

Источниками финансового обеспечения МБУ ДО «Центр дополнительного образования» муниципального образования «Локнянский район» Псковской области являются: бюджетные ассигнования в виде субсидий из местного бюджета; бюджетные инвестиции; средства местного бюджета на исполнение публичных обязательств перед физическим лицом в денежной форме; средства от приносящей доход деятельности; добровольные имущественные взносы и пожертвования; иные источники, не запрещенные законодательством РФ (п.2.1 Устава).

Имущество МБУ ДО «Центр дополнительного образования» муниципального образования «Локнянский район» Псковской области, в том числе здание учреждения, являющееся муниципальной собственностью, закреплено за МБУ ДО «Центр дополнительного образования» на праве оперативного управления на основании решения КУМИ МО «Локнянский район» от 18 ноября 2005 года № 17, а также соответствующего договора № 1 от 25 сентября 1998 года.

Из представленной МБУ ДО «Центр дополнительного образования» муниципального образования «Локнянский район» Псковской области справки следует, что финансирование деятельности учреждения в 2021 и 2022 годах осуществлялось согласно лимитов бюджетных обязательств.

Из коммерческого предложения, представленного ООО « Радиотехника» от 02 июня 2022 года, следует что имеется возможность выполнения работ по монтажу комплекта молниезащиты на здании МБУ ДО «Центр дополнительного образования» муниципального образования «Локнянский район» Псковской области, стоимость работ составит 100 000 рублей.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 ФЗ Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Обязательство по финансированию данного мероприятия является расходным обязательством органа местного самоуправления. Соответственно выделение средств на данное мероприятие возможно в рамках бюджетного процесса.

Как указано в ст. 53 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В силу статьи 210 ГК Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Кроме того, в соответствии с п.11 ст.4 Устава муниципального образования ««Локнянский район» к вопросам местного значения муниципального района относятся мероприятия по обеспечению безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних в муниципальных образовательных организациях.

Поскольку муниципальное образование «Локнянский район» является учредителем МБУ ДО «Центр дополнительного образования» муниципального образования «Локнянский район» Псковской области, учитывая отсутствие у последнего собственных денежных средств в сумме, требуемой для установки оборудования молниезащиты, исходя из приведенных выше норм права и положений Уставов ответчиков, суд полагает, что исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению пожарной безопасности является обязанностью не только образовательного учреждения, но и органа местного самоуправления, при этом, обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства, в связи с чем, приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора в полном объеме.

В соответствии с ч.2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Суд считает, что требование исполняющего обязанности прокурора об установлении срока исполнения решения для МБУ ДО «Центр дополнительного образования» муниципального образования «Локнянский район» Псковской области - в течение 24 месяцев с момента вступления решения в законную силу, и для администрации Локнянского района в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу, является разумным и обоснованным.

Также суд принимает во внимание, что в соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

На основании пп. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ прокурор, обратившийся в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, освобожден от уплаты государственной пошлины.

Как следует из пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются лишь государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Ответчик МБУ ДО «Центр дополнительного образования» муниципального образования «Локнянский район» Псковской области является муниципальным бюджетным учреждением, несет самостоятельную ответственность по обязательствам, выступает от своего имени истцом и ответчиком в суде и не является государственным органом или органом местного самоуправления.

Согласно п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами: государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - по нормативу 100 процентов: по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации).

Таким образом, с МБУ ДО «Центр дополнительного образования» муниципального образования «Локнянский район» Псковской области подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей в доход бюджета муниципального образования «Локнянский район». Государственная пошлина с администрации Локнянского района в силу положений п.п.19 п.1 ст. 333.36 НК РФ взысканию не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования исполняющего обязанности прокурора Локнянского района Псковской области в интересах неопределенного круга лиц к МБУ ДО «Центр дополнительного образования» муниципального образования «Локнянский район» Псковской области о возложении обязанности совершить действия по устройству молниезащиты; к администрации Локнянского района Псковской области об обеспечении финансирования действий по устройству молниезащиты - удовлетворить.

Обязать МБУ ДО «Центр дополнительного образования» муниципального образования «Локнянский район» Псковской области организовать разработку технического проекта молниезащиты, установку устройства молниезащиты в здании, расположенном по адресу: Псковская область, рп. Локня, ул. Кушнаренко, д.44, с дальнейшей паспортизацией, в течение 24 (двадцати четырех) месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу.

Возложить на администрацию Локнянского района Псковской области обязанность обеспечить финансирование мероприятий, организуемых МБУ ДО «Центр дополнительного образования» муниципального образования «Локнянский район» Псковской области, по разработке технического проекта молниезащиты, установке и паспортизации устройства молниезащиты в здании МБУ ДО «Центр дополнительного образования» муниципального образования «Локнянский район» Псковской области по адресу: Псковская область, рп. Локня, ул. Кушнаренко, д.44, в течение 12 (двенадцати) месяцев с момента вступления настоящего решения суда в законную силу.

Взыскать с МБУ ДО «Центр дополнительного образования» муниципального образования «Локнянский район» Псковской области государственную пошлину в размере 300 (трехсот) рублей в доход бюджета муниципального образования «Локнянский район» Псковской области.

Обязать МБУ ДО «Центр дополнительного образования» муниципального образования «Локнянский район» Псковской области и администрацию Локнянского района Псковской области сообщить в Бежаницкий районный суд Псковской области постоянное судебное присутствие в рп. Локня Псковской области не позднее, чем в течение месяца со дня исполнения решения, об исполнении данного решения.

Решение принято судом в окончательной форме 27 июня 2022 года.

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд, с подачей апелляционной жалобы через Бежаницкий районный суд Псковской области постоянное судебное присутствие в рабочем посёлке Локня Локнянского района Псковской области, в течение одного месяца со дня принятии решения судом в окончательной форме.

Председательствующий                                     подпись                                            Л.Р. Апетёнок

2-168/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Локнянского района
Ответчики
Администрация Локнянского района
МБУДО "Центр дополнительного образования"
Другие
КУМИ МО "Локнянский район"
ОНД и ПР по Бежаницкому, Локнянскому, Пушкиногорскому и Новоржевскому районам
Суд
Бежаницкий районный суд Псковской области
Судья
Апетёнок Любовь Романовна
Дело на странице суда
bezhanicky.psk.sudrf.ru
01.06.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.06.2022Передача материалов судье
03.06.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.06.2022Судебное заседание
27.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее