Дело № 2- 479 (2016)
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гор. Брянск 25 февраля 2016 года
Резолютивная часть решения объявлена 25 февраля 2016 года.
Мотивированное решение составлено 01 марта 2016 года.
Советский районный суд гор. Брянска в составе:
председательствующего судьи Абащенкова О.Н.,
при секретаре Соболевой Ю.И.,
с участием представителей:
истца - Стефуришина А.Н.,
Департамента строительства и архитектуры Брянской области – Яковлева И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бабарико В.И. к Правительству Брянской области, Департаменту строительства и архитектуры Брянской области, о признании права на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС и включении в список граждан на получение компенсации, с участием на стороне ответчиков в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора - Петровобудской сельской администрации Гордеевского муниципального района Брянской области,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к Правительству Брянской области, Департаменту строительства и архитектуры Брянской области о признании права на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС и включении в список граждан на получение компенсации за утраченное имущество, ссылаясь на то, что ему на праве собственности принадлежит квартира, расположенная по <адрес>
Имущество, расположенное в указанной зоне истец считает утраченным. По инициативе истца проведена оценка утраченного имущества, согласно которой, его стоимость составила <...> Решением комиссии администрации Брянской области истцу отказано в выплате компенсации за утраченное имущество.
С решением комиссии истец не согласен.
Ссылаясь на эти обстоятельства, истец просили суд признать за ним право на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС и обязать Департамент строительства и архитектуры Брянской области включить его в списки граждан на получение компенсации за утраченное имущество в сумме <...>
В ходе судебного разбирательства истец уточнили исковые требования, просил суд признать за ним право на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС и обязать Департамент строительства и архитектуры Брянской области включить его в списки граждан на получение компенсации за утраченное имущество в сумме <...>
В судебное заседание, назначенное на 25.02.2016 г. истец, представитель Правительства Брянской области, представитель третьего лица, не явились.
Истец, извещенный о времени и месте судебного заседания, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Правительство Брянской области, извещенное о времени и месте судебного заседания не сообщило об уважительных причинах неявки своего представителя.
Третье лицо, извещенное о времени и месте судебного заседания представило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии своего представителя.
При таких обстоятельствах, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд приходит к выводу о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.
В судебном заседании представитель истца – Стейфуришин А.Н., на исковых требованиях настаивал, просил суд иск удовлетворить.
Представитель Департамента строительства и архитектуры Брянской области – Яковлев И.А. иск не признал, просил в удовлетворении требований истцу отказать.
Как следует из возражений представителя Департамента строительства и архитектуры Брянской области истцом завышена стоимость имущества, предъявляемого к компенсации.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу п. 6 части 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», действующих в редакции, на момент возникновения спорных правоотношений, к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на которых распространяется действие данного Закона, относятся граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития.
Согласно ч. 4 ст. 17 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», действующей в редакции, на момент возникновения спорных правоотношений, гражданам, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», эвакуированным (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшим добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития гарантируется единовременная денежная компенсация материального ущерба в связи с утратой имущества, включающая в себя стоимость: строений (жилые помещения, садовые домики, дачи, гаражи, хозяйственные постройки), имевшихся у граждан по состоянию на 1 января 1994 года; домашнего имущества, степень радиоактивного загрязнения которого не позволяет перевезти его на новое место жительства; всех видов сельскохозяйственных животных, подлежащих вынужденному убою, а также утраченных садово-ягодных насаждений, посевов.
Порядок выплаты компенсации устанавливается Правительством Российской Федерации. Стоимость указанных строений и имущества определяется в соответствии с федеральными стандартами оценки, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере оценочной деятельности.
Комиссией по рассмотрению заявлений и документов граждан на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС было принято решение об отказе в выплате компенсации за утраченное имущество в связи с несоответствием представленного отчета об оценке имущества Федеральному закону «Об оценочной деятельности в РФ», федеральным стандартам оценки № 1 «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО № 1), утвержденным приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 года № 256; оценщиком не выполнены требования Федерального стандарта оценки № 3 «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)- пункт 4 раздел 2 «Требования к составлению отчета об оценке», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 года № 254.
Суд полагает отказ в выплате компенсации за утраченное имущество необоснованным по следующим основаниям.
Порядок выплаты компенсации устанавливается Правительством Российской Федерации. Стоимость указанных строений и имущества определяется в соответствии с федеральными стандартами оценки, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере оценочной деятельности.
Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2004 года № 869 утверждены Правила выплаты гражданам компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В силу п.2 названные Правила распространяются на граждан, указанных в п. 6 части 1 ст.13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Пунктом 5 Правил на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации возложено в месячный срок принятие решения о выплате или об отказе в выплате компенсации.
В силу п.6 Правил обязанность по формированию списка граждан на получение компенсации возложена на орган исполнительной власти субъекта РФ, который представляет список в соответствующий территориальный орган Федерального казначейства.
Постановлением администрации Брянской области от 11.10.2010 г. №1021 «О признании утратившими силу некоторых постановлений администрации области по вопросу выплаты гражданам компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на Департамент строительства и архитектуры Брянской области возложена обязанность по организации работы по выплате гражданам компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на ЧАЭС.
Согласно отчету ИП З. № 19-05-13 от 23.05.2013 г. «Об определении рыночной стоимости квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, такая стоимость составила <...>
Судом установлено, что указанная квартира принадлежит истцу на праве собственности на основании свидетельства о государственной регистрации права от <дата> (договора на передачу квартиры в собственность граждан от <дата>, договора дарения от <дата>) При этом, указанная квартира принадлежала истцу по состоянию на <дата>
Территория д. Малоудельное, Гордеевского района Брянской области, в соответствии с Постановлением Правительством РФ № 1582 от 18.12.1997 года, действовавшим в период возникновения спорных правоотношения, отнесена к зоне отселения.
Истец проживал в зоне отселения с <дата> по <дата> и добровольно выехали из указанной зоны.
С доводами представителя Департамента строительства и архитектуры Брянской области, с доводами, указанными в протоколе комиссии суд не может согласиться.
В соответствии со ст.12 Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или судебном порядке не установлено иное.
Как усматривается из материалов дела, отчет об оценке составлен оценщиком, являющимся членом саморегулируемой организации оценщиков и соответствует требованиям, предъявляемым к содержанию отчета об оценке как того требует ст. 11 Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», а также в соответствии со ст. 20 названого Закона стандартам оценочной деятельности и требованиям к проведению оценки, содержащимся в главе IV Федерального стандарта оценки.
Согласно ст.123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ судопроизводство осуществляется на основании состязательности и равноправия сторон.
В ходе судебного заседания по делу проведена судебная экспертиза ООО ОК «ВарМИ», согласно заключению которого № 16-ЭЧН-7384-723 от 26.01.2016 г., рыночная стоимость квартиры, предъявляемой истцом к компенсации, составила <...> Согласно заключению эксперта, указанная квартира, пригодна для проживания.
В соответствии со ст. ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В ходе судебного разбирательства, каких либо доказательств в обоснование заявленных суду доводов, ответчиками представлено не было.
Не оспаривались ответчиками и порядок назначения экспертизы в ООО ОК «ВарМИ».
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что рыночная стоимость имущества, подлежащего компенсации составляет <...> и считает необходимым требования истца удовлетворить, признав за ним право на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС и обязать Департамент строительства и архитектуры Брянской области включить его в списки граждан на получение компенсации за утраченное имущество в сумме <...>
В силу п.4 Постановления администрации Брянской области от 11.10.2010 г. №1021 «О признании утратившими силу некоторых постановлений администрации области по вопросу выплаты гражданам компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», выплата денежной компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС осуществляется на основе списков, представляемых Департаментом строительства и архитектуры Брянской области и утверждаемых распоряжением администрации области.
В соответствии с п.1 раздела 3 Порядка оприходования, учета и использования строений, поступивших от граждан в связи с выездом из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению, утвержденных Постановлением администрации Брянской области № 224 от 23 июня 1998 года, утраченное гражданами имущество принимается под охрану сельскими, поселковыми, городскими администрациями после получения гражданами компенсации за это имущество.
В соответствии со ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Следовательно, при получении истцом компенсации за имущество, утраченное вследствие катастрофы на ЧАЭС, его право собственности на это имущество прекращается.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Бабарико В.И. к Правительству Брянской области, Департаменту строительства и архитектуры Брянской области о признании права на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС и включении в список граждан на получение компенсации - удовлетворить.
Признать за Бабарико В.И. право на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС, расположенное по <адрес>
Обязать Департамент строительства и архитектуры Брянской области включить Бабарико В.И. в список граждан на получение компенсации за утраченное имущество в сумме <...>
После получения Бабарико В.И. компенсации за утраченное имущество, расположенное по <адрес> ее право собственности на данное имущество, прекращается.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Советского
районного суда г. Брянска Абащенков О.Н.