Дело № 2а-6/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Новый Некоуз 05 февраля 2019 г.
Мотивированное решение
изготовлено 06.02.2019 г.
Некоузский районный суд Ярославской области в составе председательствующего судьи Уховой Т.С.
при секретаре Моховой О.Н.
рассмотрев административное дело по административному иску Межрайонной инспекции ФНС России № 8 по Ярославской области, предъявленному к Шалапанову Н.В. о взыскании с Шалапанова Н.В. транспортного налога за 2014 и 2016 г.г. в сумме 21 253 рубля 50 копеек и пени по транспортному налогу в сумме 109 рублей 98 копеек,
у с т а н о в и л:
Межрайонная ИФНС России N 8 по Ярославской области обратилась в суд с названным административным иском, указав, что Шалапанов Н.В. имеет в собственности транспортные средства, которые являются объектом налогообложения, в связи с чем инспекцией произведен расчет транспортного налога за 2016 год и в адрес ответчика направлено налоговое уведомление и извещение на уплату (с указанием объекта, ставки, суммы налога). В связи с неуплатой налога ответчику были начислены пени и направлено требование об уплате налога и пени, однако, данные требования Шалапанов Н.В. в установленный срок не исполнил. В своих исковых требованиях истец просит суд взыскать с Шалапанова Н.В. задолженность по транспортному налогу в размере 21 253 рубля 50 копеек и пени по транспортному налогу в сумме 109 рублей 98 копеек, общая сумма задолженности составляет 21 363 рубля 48 копеек.
Административный истец в судебное заседание своего представителя не направил, ходатайствовал о рассмотрении дела в их отсутствие, исковые требования поддерживают в полном объеме, уточнив, что недоимка взыскивается за 2014 год в сумме 7 459 рублей 50 копеек, за 2016 год в сумме 13 794 рубля, пени за указанные периоды в размере 109 рублей 98 копеек, а всего сумма задолженности по транспортному налогу составляет 21 363 рубля 48 копеек (л.д. 29-30, 40-41, 82-83, 94-95).
Административный ответчик в судебное заседание не прибыл, о времени и месте судебного разбирательства был извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Из представленных возражений на иск следует, что исковые требования он не признает, поскольку считает, что имеющиеся у него транспортные средства в силу подпункта 2 п. 2 ст. 358 Налогового кодекса РФ не являются объектами налогооблажения, так как они являются специальными транспортными средствами, приобретенными им через органы социальной защиты населения, как инвалиду. Кроме того, административный ответчик полагает, что истцом пропущен установленный Налоговым кодексом РФ шестимесячный срок для обращения в суд, который начинает течь со дня истечения срока, установленного для исполнения требования. Обращение истца к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа является незаконным и противоречит п. 2 ст. 286 НК РФ (л.д. 45-46).
Суд, исследовав письменные материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Конституция Российской Федерации в ст. 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится в п. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ.
Согласно с пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 НК РФ) в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Однако в ряде случаев (при уплате имущественных налогов налогоплательщиками - физическими лицами) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52 НК РФ); налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом; направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (статья 363 НК РФ).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (статья 69 НК РФ).
В соответствии со статьей 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.
Согласно статье 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
В соответствии со статьей 14 НК РФ транспортный налог относится к региональным налогам, в силу пункта 1 статьи 361 налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства.
Ставки транспортного налога в Ярославской области, порядок и сроки его уплаты в 2014 и 2016 годах установлены Законом ЯО от 05.11.2002 N 71-з "О транспортном налоге в Ярославской области" в соответствующей редакции.
Согласно статье 362 НК РФ сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации; сумма налога исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
В соответствии с пунктом 3 статьи 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Как видно из материалов дела, Шалапанов Н.В. имеет в собственности несколько транспортных средств, в том числе автомобили: <...>, государственный регистрационный номер №, государственный регистрационный номер №, <...>, государственный регистрационный номер №, <...>, государственный регистрационный номер №, <...>, государственный регистрационный номер №, являющихся объектами налогообложения.
Ответчику 21.09.2017 года было направлено соответствующее налоговое уведомление об оплате транспортного налога № 71316380 за 2016 год и доначисленного налога за 2014 год со сроком уплаты до 01.12.2017 года с расчетом налога по каждому транспортному средству.
Обязанность по уплате транспортного налога на указанные автомобили Шалапановым Н.В. в срок указанный в уведомлении не выполнена.
В силу статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 НК РФ. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 НК РФ.
Требованием N 7109 налоговый орган сообщил административному ответчику о невыполнении обязанности по своевременной уплате транспортного налога, числящейся за ним по состоянию на 21.12.2017 года недоимки в сумме 21 253 рубля 50 копеек и начисленных пенях в размере 109 рублей 98 копеек. В данном требовании налоговый орган потребовал уплаты задолженности до 13.02.2018 года.
Направление налогового уведомления и требования налогоплательщику подтверждается списками почтовых заказных отправлений (л.д. 9).
В связи с неисполнением административным ответчиком требования об уплате недоимки и пеней налоговый орган обратился в суд с заявление о принудительном взыскании.
Довод административного ответчика о том, что административный истец пропустил срок для обращения в суд с требованием о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени, суд признает несостоятельным.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2 статьи 48 Налогового Кодекса РФ).
Установлено, что в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, то есть с 14.02.2018 года, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.
Мировым судьей судебного участка N 1 Некоузского судебного района Ярославской области 28.05.2018 года был вынесен судебный приказ о взыскании с Шалапанова Н.В. в пользу МРИ ФНС России N 8 по Ярославской области задолженности по транспортному налогу и пени.
На основании определения мирового судьи судебного участка N 1 Некоузского судебного района Ярославской области от 05.06.2018 года судебный приказ от 28.05.2018 года был отменен (л.д. 13).
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, начало течения срока предъявления налоговым органом требований о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке искового производства определено законодателем именно днем вынесения определения об отмене судебного приказа.
С административным исковым заявлением МРИ ФНС России N 8 по Ярославской области обратилось в Некоузский районный суд Ярославской области 13.11.2018 года, то есть в пределах шести месяцев со дня вынесения мировым судьей определения об отмене судебного приказа.
Довод административного ответчика о том, что он, являясь инвалидом третьей группы, имеет определенные льготы по уплате транспортного налога, суд отвергает как несостоятельный, основанные на неправильном толковании закона.
Из материалов дела усматривается, что Шалапанов Н.В. является инвалидном 3 группы бессрочно и собственником 5 транспортных средств: <...>, государственный регистрационный номер №, <...>, государственный регистрационный номер №, <...>, государственный регистрационный номер № <...>, государственный регистрационный номер №, <...>, государственный регистрационный номер №
Согласно п. 1 ст. 358 Кодекса объектом налогообложения признаются, в частности, автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Не являются объектом налогообложения автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке (подп. 2 п. 2 ст. 358подп. 2 п. 2 ст. 358 Кодекса).
Анализ положений п. п. 2 п. 2 ст. 358 НК РФ позволяет прийти к выводу, что условием для признания автомобиля не являющимся объектом налогообложение является его специальное оборудованные для использования непосредственно инвалидами, с учетом функциональных возможностей и потребностей данных лиц, то есть внесение соответствующих изменений в конструкцию транспортного средства.
В соответствии с требованиями ГОСТ Р 51079-2006 "Технические средства реабилитации людей с ограничениями жизнедеятельности. Классификация" (ИСО 9999:2002) (в редакции действовавшей в 2014 году) к техническим средствам реабилитации людей с ограничениями жизнедеятельности относятся автомобили легковые специальные (для инвалидов-пассажиров и инвалидов-водителей), то есть легковые автомобили, специально предназначенные для перевозки инвалидов в качестве пассажиров или (и) водителей этих транспортных средств (позиция 12 09); автомобили легковые с регулируемым наклоном (клиренсом) кузова для инвалидов (12 09 03), автомобили легковые тихоходные (со скоростью не более 25 км/ч) для инвалидов (позиция 12 09 06); приспособления легковых автомобилей для инвалидов (позиции 12 12, 12 12 04 - 12 12 09, 12 12 12, 12 12 15, 12 12 18, 12 12 21, 12 12 24, 12 12 27).
Таким образом, к специально оборудованным для использования инвалидами применительно к целям исключения автомобиля из числа объектов налогообложение относятся автотранспортные средства как изначально выпущенные изготовителем и сертифицированные в качестве автотранспортных средств, предназначенных для использования непосредственно инвалидами, либо переоборудованные транспортные средства для обеспечения возможности управления лицами с ограниченными физическими возможностями.
Подтверждением относимости автотранспортных средств к категории оборудованных для использования инвалидами являются соответствующие данные, внесенные в документацию автотранспортного средства компетентным органом, в данном случае 2 территориальное подразделение органа государственного управления в сфере безопасности дорожного движения.
В соответствии с Приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств" органы Госавтоинспекции уполномочены вносить необходимые отметки в паспорт транспортного средства.
Так, органы Госавтоинспекции в разделе "Особые отметки" паспорта транспортного средства указывают информацию об изменении конструкции транспортного средства.
Из пояснений административного ответчика следует, что все имеющиеся у него в собственности транспортные средства специально не оборудованы для использования инвалидами.
Таким образом, судом установлено, что спорные транспортные средства не являются транспортными средствами специального технологического назначения (автомобилем легковым, специально оборудованным для использования инвалидами-водителями и инвалидами - пассажирами).
Так же в материалах дела не имеется доказательств того, что спорные транспортные средства получены или приобретенные Шалапановым Н.В. через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке.
Кроме того, из представленной в материалы копии Программы реабилитации Шалапанова Н.В. следует, что ему показано транспортное средство согласно Переченя медицинских показаний к обеспечению специальным автотранспортом с ручным управлением Минздрава СССР 1970 г. и п. 6 раздел I «Медицинские показания к управлению транспортным средством с ручным управлением» Перечня медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.12.2014 N 1604 - имеются показания для обеспечения автотранспортным средством с ручным управлением на одну здоровую ногу (л.д. 62 оборот).
Однако, как уже установлено судом все имеющиеся в собственности Шалапанова транспортные средства не являются транспортными средствами специального технологического назначения, ручное управление отсутствует.
Кроме того, суд обращает внимание на то, что транспортное средство марки <...>», которое как указывает административный ответчик согласно решения Кировского районного суда Ярославской области от 27.11.2015 года признано специальным транспортным средством имеет мощность двигателя 200 лошадиных сил, тогда как согласно объектом налогообложения автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил п. п. 2 п. 2 ст. 358 НК РФ (л.д. 85 оборот).
Принимая во внимание, что в ходе судебного разбирательства установлено, что Шалапанов Н.В. является плательщиком транспортного налога, однако, свою обязанность по уплате этого налога за 2016 год за находящиеся у него в собственности указанные выше транспортные средства в установленном законом порядке не исполнил, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска и взыскания с ответчика задолженности по транспортному налогу и пени за просрочку уплаты этого налога.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ, с административного ответчика в доход государства подлежит взысканию госпошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден в силу закона, в размере 840 рублей 90 копеек.
Руководствуясь ст.ст. 178-180, 290 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Межрайонной инспекции ФНС России № 8 по Ярославской области удовлетворить.
Взыскать с Шалапанова Н.В., проживающего по адресу: <адрес> задолженность по уплате транспортного налога за 2014 год в сумме 7 459 рублей 50 копеек, за 2016 год в сумме 13 794 рубля, пени по транспортному налогу в сумме 109 рублей 98 копеек, а всего недоимку по налогам и пени в сумме 21 363 рубля 48 копеек.
Взыскать с Шалапанова Н.В. в бюджет Некоузского муниципального района Ярославской области государственную пошлину в размере 840 рублей 90 копеек.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Ярославского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы через Некоузский районный суд.
Судья Т.С. Ухова