51RS0017-01-2024-000721-59
Принято в окончательной форме 11 июля 2024 года.
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
10 июля 2024 года п. Никель
Печенгский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Алимовой Е.В.,
при секретаре Богдановой С.Н.,
с участием:
прокурора – помощника прокурора Печенгского района Мурманской области Темнюк В.А.,
представителя ответчика МБДОУ «Детский сад №» Вейцман Т.А.,
представителя ответчика отдела образования администрации Печенгского муниципального округа Мурманской области и третьего лица администрации Печенгского муниципального округа Мурманской области Горбуновой Л.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Печенгского района Мурманской области, поданному в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №», отделу образования администрации Печенгского муниципального округа Мурманской области об обязании провести техническое обследование состояния здания,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Печенгского района Мурманской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №» (далее по тексту – МБДОУ «Детский сад №»), отделу образования администрации Печенгского муниципального округа Мурманской области об обязании провести техническое обследование состояния здания.
В обоснование иска указал, что прокуратурой Печенгского района Мурманской области проведена проверка исполнения законодательства о муниципальной собственности, в том числе включая ее надлежащую эксплуатацию юридическими лицами, по результатам которой установлено, что МБДОУ «Детский сад №», на основании выданной уполномоченным органом лицензии, осуществляет образовательную деятельность в здании, расположенном по адресу: <адрес>, находящегося в собственности Печенгского муниципального округа Мурманской области и переданное дошкольному образовательному учреждению в пользование по договору оперативного управления. В нарушение п. 2 ч. 3 ст. 28 Закона №273-ФЗ и п. 4.3 ГОСТ 31937-2011, техническое обследование здания, в установленном порядке не проводилось. Полагает, что МБДОУ «Детский сад №» обязано создавать безопасные условия для обучающихся и работников, а также исполнять свои обязательства как лицо, владеющее на праве оперативного управления муниципальной собственностью.
Ссылаясь на статью 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 4 статьи 27 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», просит суд возложить на муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №» обязанность в срок до *.*.* провести техническое обследование здания, эксплуатируемого дошкольной образовательной организацией, расположенного по адресу: <адрес>, обязать отдел образования администрации Печенгского муниципального округа обеспечить финансирование проведения работ по техническому обследованию здания, эксплуатируемого дошкольной образовательной организацией.
В судебном заседании помощник прокурора Темнюк В.А. иск поддержала в полном объеме по изложенным в нем основаниям.
Представитель ответчика МБДОУ «Детский сад №» Вейцман Т.А. в судебном заседании не возражала против удовлетворения требований прокурора в части необходимости провести техническое обследование здания, указала, что ею направлено ходатайство учредителю с приложением коммерческого предложения о проведении технического обследования здания для выделения денежных средств, как только денежные средства поступят, будет заключен контракт, и специализированная организация проведен техническое обследование здания детского сада.
Представитель ответчика Отдела образования администрации Печенгского муниципального округа Мурманской области и третьего лица администрации Печенгского муниципального округа Мурманской области Горбунова Л.С. в судебном заседании согласилась с исковыми требованиями прокурора о необходимости проведения технического обследования здания детского сада в срок до *.*.*.
Заслушав представителей истца, ответчиков и третьего лица, изучив письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как следует из искового заявления, оно подано в суд прокурором в защиту прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц в области защиты жизни и здоровья, в том числе, несовершеннолетних. Таким образом, данное исковое заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, для соблюдения прав, свобод и законных интересов населения и Российской Федерации.
Пунктом 3 части 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Закон № 273-ФЗ) установлено, что одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитания взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования.
Согласно части 7 статьи 28 Закона № 273-ФЗ образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу пункта 8 части 1 статьи 41 Закона № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Статьей 7 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее Федеральный закон № 384-ФЗ) предусмотрено, что строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате: 1) разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; 2) разрушения всего здания, сооружения или их части; 3) деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; 4) повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.
Согласно частям 1, 2 статьи 36 Федерального закона № 384-ФЗ безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Положением об организации и проведении реконструкции, ремонта и
технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и
социально-культурногоназначения, утвержденного Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 № 312, установлены требования к техническому обслуживанию зданий и объектов.
Так, техническое обслуживание зданий должно включать работы по контролю технического состояния, поддержанию работоспособности или исправности, наладке и регулировке, подготовке к сезонной эксплуатации здания или объекта в целом и его элементов и систем, а также по обеспечению санитарно-гигиенических требований к помещениям и прилегающей территории. Результаты осмотров следует отражать в документах по учету технического состояния здания или объекта (журналах учета технического состояния, специальных карточках и др.). В этих документах должны содержаться: оценка технического состояния здания или объект и его элементов, выявленные неисправности, места их нахождения, причины, вызвавшие эти неисправности, а также сведения о выполненных при осмотрах ремонтах.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что поадресу: Российская Федерация, <адрес> находится здание МБДОУ «Детский сад №», общей *.*.* кв. м, которое введено в эксплуатацию *.*.*, и передано на праве оперативного управления ответчику МБДОУ «Детский сад №» (л.д 9, 25-85).
Прокуратурой Печенгского района была проведена проверка исполнения требований федерального законодательства, по результатам которой было установлено нарушение МБДОУ «Детский сад №» положений Закона № 273-ФЗ, поскольку техническое обследование вышеуказанного здания, в установленном порядке образовательным учреждением не проводилось.
В соответствии с п. 4.1 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937- 2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», утвержденного Приказом Росстандарта от 27.12.2012 №1984-ст (далее - ГОСТ 31937-2011), обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов.
Согласно п. 4.3 ГОСТ 31937-2011 первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через 2 года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже 1 раза в 10 лет. Кроме того, в силу пункта 4.4 названного стандарта обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят при обнаружении значительных дефектов, повреждений и деформаций в процессе технического обслуживания, осуществляемого собственником здания.
Цель комплексного обследования технического состояния здания (сооружения) в соответствии с пунктом 5.1.1 ГОСТ 31937-2011 заключается в определении действительного технического состояния здания (сооружения) и его элементов, получении количественной оценки фактических показателей качества конструкций (прочности, сопротивления теплопередаче и др.).
По результатам обследования технического состояния здания составляют паспорт конкретного здания, если он не был составлен ранее, или проводят уточнения паспорта, если он был составлен ранее (пункт 5.1.19 указанного ГОСТ).
Как следует, из технического плана на здание расположенное по адресу: <адрес>, здание введено в эксплуатацию *.*.* (л.д. 26).
Таким образом, в ходе судебного заседания было установлено, что техническое обследование здания образовательного учреждения с привлечением специализированных организаций и применением современных средств технической диагностики в рамках эксплуатационного контроля после *.*.*, несмотря на истечение нормативных сроков эксплуатации, до настоящего времени не проведено, следовательно, выявленные в деятельности образовательной организации нарушения законодательства свидетельствуют о невыполнении ответчиками обязанности по созданию безопасных условий пребывания всех посетителей и сотрудников МБДОУ, в том числе несовершеннолетних в зданиях образовательной организации, что может повлечь угрозу их жизни и здоровья, гарантией которых выступает государство.
Не проведение должного эксплуатационного контроля за состоянием здания учреждения путем привлечения специализированной организации, может повлечь несвоевременное выявление нарушений в состоянии конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания, что создает угрозу его обветшания и утраты, а также предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций, нарушения прав на безопасные условия обучения и воспитания детей, причинения вреда их жизни и здоровью, что, в свою очередь, нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации, иными нормативными актами права обучающихся на безопасные, соответствующие предъявляемым требованиям условия обучения.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно Уставу МБДОУ «Детский сад №» является бюджетным учреждением, учредителем и собственником имущества образовательной организации является муниципальное образование Печенгский муниципальный округ. Функции и полномочия учредителя осуществляет администрация Печенгского муниципального округа в лице Отдела образования администрации Печенгского муниципального округа (пункт 1.8, 1.9). Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания образовательной организацией осуществляется в виде субсидий из бюджета муниципального образования Печенгского муниципального округа Мурманской области в порядке, определенном администрацией Печенгского муниципального округа. Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества (пункт 5.1, 5.10, 5.11 Устава) (л.д 86-106).
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления создают муниципальные предприятия и учреждения, осуществляют финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществляют закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
В силу пункта 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
На основании главы 3 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10. 2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится составление и рассмотрение проекта бюджета соответствующего муниципального образования, утверждение и исполнение бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета, а также организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.
Согласно статье 29 Устава Печенгского муниципального округа Мурманской области, принятого решением Совета депутатов Печенгского муниципального округа от *.*.* № администрация Печенгского муниципального округа является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления.
В соответствии с Положением об отделе образования администрации Печенгского муниципального округа, утвержденного решением Совета депутатов Печенгского муниципального округа № от *.*.*, отдел образования администрации Печенгского муниципального округа является отраслевым органом администрации Печенгского муниципального округа, создан для реализации полномочий (функций) по решению вопросов местного значения в сфере образования (пункты 1.1, 1.3).
В ведении Отдела находятся муниципальные образовательные и иные организации различных типов и видов, составляющие подведомственную ему систему образования.
В соответствии с возложенными задачами и в пределах своей компетенции Отдел от имени администрации Печенгского муниципального округа осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных образовательных учреждений.
Согласно пункту 3.27 Положения для реализации предмета и основных целей, предусмотренных Положением, Отдел образования обеспечивает содержание зданий и сооружений подведомственных муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий; является главным распорядителем бюджетных средств бюджета муниципального образования Печенгский муниципальный округ в отношении подведомственных организаций; разрабатывает предложения по формированию бюджета муниципального образования Печенгский муниципальный округ в части расходов на образование (пункты 3.29, 3.30).
Материалами дела подтверждено, что финансовое обеспечение деятельности МБДОУ «Детский сад №» на иные цели осуществляется на основании заключенных между отделом образования администрации Печенгского муниципального округа и учреждением соглашений о предоставлении муниципальному бюджетному или автономному учреждению субсидии на иные цели в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 01.02.2024 № 1.
Как установлено в судебном заседании, до настоящего времени денежные средства, необходимые для проведения работ по обследованию технического состояния эксплуатируемого учреждением здания с привлечением специализированных организаций, МБДОУ «Детский сад №» не выделены, вопрос решается.
Предоставление субсидий бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания либо на иные цели урегулировано статьей 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно абзацу 1 и абзацу 2 пункта 1 которой такие субсидии предоставляются из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Порядок определения объема и условия предоставления субсидий на иные цели в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта (за исключением субсидий, предоставляемых в соответствии со статьей 78.4 настоящего Кодекса) из местных бюджетов устанавливаются органами местного самоуправления (абзац 4 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Ответчиком МБДОУ «Детский сад №» предоставлены доказательства обращения к учредителю отделу образования администрации Печенгского муниципального округа с ходатайством о выделении денежных средств на проведение технического обследования здания детского сада, к ходатайству приложено коммерческое предложение специализированной организации на проведение технического обследования здания.
Из пояснений представителей ответчиков следует, что денежные средства будут выделены на проведение работ по техническому обследованию зданий детских садов в *.*.* году и работы будут проведены до *.*.*.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что администрация Печенгского муниципального округа является исполнительно-распорядительным органом Печенгского муниципального округа, в силу Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обладает полномочиями по финансированию муниципальных образовательных учреждений, реализуемыми через структурное подразделение – Отдел образования администрации Печенгского муниципального округа Мурманской области, являющееся главным распорядителем средств бюджета Печенгского муниципального округа для подведомственных муниципальных образовательных учреждений, суд приходит к выводу о необходимости возложения обязанности по финансированию мероприятий по техническому обследованию здания МБДОУ «Детский сад №» на Отдел образования администрации Печенгского муниципального округа Мурманской области.
На основании статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание законодательно установленный порядок заключения муниципальным учреждением договора на проведение обследования технического состояния здания и порядок финансирования деятельности учреждения, учитывая мнение представителей сторон, суд считает возможным установить ответчикам, с учетом времени, необходимого для осуществления Отделом образования администрации Печенгского муниципального округа Мурманской области требуемого финансирования, срок исполнения решения суда до*.*.*.
В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации ответчики подлежат освобождению от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора Печенгского района Мурманской области, поданные в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №», отделу образования администрации Печенгского муниципального округа Мурманской области об обязании провести техническое обследование состояния здания – удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №» в срок до *.*.* провести техническое обследование здания, эксплуатируемого дошкольной образовательной организацией, расположенного по адресу: <адрес>
Обязать Отдел образования администрации Печенгского муниципального округа в срок до *.*.* обеспечить финансирование проведения работ по техническому обследованию здания, эксплуатируемого Муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад №».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Печенгский районный суд Мурманской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Е.В. Алимова