дело № 3а-350/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Брянск 19 ноября 2018 года
Брянский областной суд в составе:
председательствующего судьи Парамоновой Т.И.,
при секретаре Зиновкине Е.О.,
с участием представителя административного истца ООО «Гриф» Новикова С.А., представителей заинтересованных лиц Управления имущественных отношений Брянской области Макеевой М.Ю., Правительства Брянской области Череповой Ю.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску представителя ООО «Гриф» Новикова С.А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области» об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Представитель ООО «Гриф» Новиков С.А. обратился в суд с указанным административным иском, в обоснование требований указал, что ООО «Гриф» является собственником объекта недвижимости– земельного участка, с кадастровым номером №, площадью 480 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: магазины, расположенного по адресу: <адрес>.
Кадастровая стоимость земельного участка, утвержденная актом № 32-0-1-99/3102/2017-2039 от 28 ноября 2017 года филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Брянской области, по состоянию на 28 ноября 2017 года составляет 2 023 953 рубля 60 копеек.
Данные об установленной кадастровой стоимости объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером № внесены в государственный кадастр недвижимости.
Согласно отчету № К-18-76 от 28 марта 2018 года, выполненному ООО «БИ-НИКА», рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:28:0020932:1695 по состоянию на 28 ноября 2017 года составляет 535 536 рублей.
09 июня 2018 года представитель ООО «Гриф» обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (далее – Комиссия) с заявлением, в котором просил пересмотреть результаты кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости и установить его стоимость в размере рыночной.
Решением Комиссии от 22 июня 2018 года № 10/29 заявление об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости отклонено, поскольку отчет, по мнению комиссии, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, а также Федеральным стандартам оценки ФСО №7.
Полагая, что кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка превышает его рыночную стоимость, чем нарушаются права ООО «Гриф» как налогоплательщика, представитель административного истца просил суд:
установить кадастровую стоимость земельного участка, с кадастровым номером №, площадью 480 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: магазины, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 535 536 рублей по состоянию на 28 ноября 2017 года.
Представитель административного истца ООО «Гриф» Новиков С.А. в ходе производства по делу уточнил процессуальный статус лиц участвующих в деле, просил считать ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области ответчиком, Управление имущественных отношений Брянской области заинтересованным лицом.
Определением Брянского областного суда от 19 ноября 2018 года заинтересованное лицо администрация Брянской области, заменено на заинтересованное лицо Правительство Брянской области.
До начала судебного заседания от представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области Богушевской Н.С. поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области.
Определением Брянского областного суда от 19 ноября 2018 года ходатайство удовлетворено, определено рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области.
В судебном заседании представитель ООО «Гриф» Новиков С.А. заявленные требования поддержал.
Представители заинтересованных лиц Управления имущественных отношений Брянской области Макеева М.Ю., Правительства Брянской области Черепова Ю.Ю. не оспаривали рыночную стоимость объекта недвижимости, принадлежащего ООО «Гриф» на праве собственности, определенную в соответствии с отчетом ООО «БИ-НИКА», возражений на представленный суду отчет об оценке не представили, ходатайств о назначении экспертизы по определению рыночной стоимости спорного объекта недвижимости не заявляли, в решение вопроса по существу заявленных требований полагались на усмотрение суда.
Представитель административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области о дате и времени судебного заседания извещен надлежаще, доказательств наличия уважительных причин своего отсутствия – не представил, об отложении слушания по делу – не ходатайствовал.
С учетом требований ст. 150, ч. 4 ст. 247 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав пояснения представителя административного истца ООО «Гриф» Новикова С.А., представителей заинтересованных лиц Управления имущественных отношений Брянской области Макееву М.Ю., Правительства Брянской области Черепову Ю.Ю., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела ООО «Гриф» является собственником объекта недвижимости – земельного участка, с кадастровым номером №, общей площадью 480 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: магазины, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. №).
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости № 32/ИСХ/18-317331 от 15 октября 2018 года, по состоянию на 01 января 2018 года, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляет 2 023 953 рубля 60 копеек. Сведения о дате утверждения кадастровой стоимости в ЕГРН отсутствуют, дата определения кадастровой стоимости и дата её внесения в ЕГРН - 28 ноября 2017 года (л.д. №).
Данный размер кадастровой стоимости утвержден актом № от 28 ноября 2017 года филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Брянской области (л.д. №).
В соответствии с отчетом №К-18-76 от 28 марта 2018 года, выполненным ООО «БИ-НИКА», рыночная стоимость объекта недвижимости земельного участка с кадастровым номером 32:28:0020932:1695, по состоянию на 28 ноября 2017 года составляет 535 536 рублей.
09 июня 2018 года представитель ООО «Гриф» обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (далее – Комиссия) с заявлением, в котором просил пересмотреть результаты кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости и установить его стоимость в размере рыночной.
Решением Комиссии от 22 июня 2018 года № 10/29 заявление об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости отклонено, поскольку отчет, по мнению комиссии, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, а также Федеральным стандартам оценки ФСО №7.
Согласно ст. 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Вопросы государственной кадастровой оценки регулируются Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (с последующими изменениями).
Согласно положениям ст. 3 Федерального закона № 135-ФЗ под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьёй 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. При этом, в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде решение комиссии не является предметом рассмотрения при рассмотрении требований заявителя. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (ст. 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
Итоговая величина рыночной стоимости, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, предусмотренными этим Законом, признается достоверной и рекомендуемой, если не установлено иное (ст.12 Закона об оценочной деятельности).
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке такого объекта.
При обращении с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости, в соответствии с требованиями пунктов 4 и 5 части 2 статьи 246 и пункта 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» заявителем представляется отчет, составленный на дату, по состоянию на которую была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
По смыслу статей 24.18, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в государственной кадастр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.
В силу ст. 388, ч. 1 ст. 389 Налогового кодекса РФ организации, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками налога на землю.
По общему правилу, предусмотренному ч. 1 ст. 390 Налогового кодекса РФ, налоговая база в отношении земельного участка определяется исходя из его кадастровой стоимости.
Таким образом, права и обязанности административного истца, как налогоплательщика, затронуты результатами определения кадастровой стоимости вышеуказанного объекта недвижимости.
Исходя из вышеизложенного, административный истец вправе требовать пересмотра результатов определения кадастровой стоимости и установления в отношении объекта недвижимости рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце.
В обоснование заявленных требований административным истцом представлен отчет №К-18-76 от 28 марта 2018 года, выполненный ООО «БИ-НИКА».
Проверяя представленный административным истцом отчет на соответствие законодательству об оценочной деятельности, суд, исходит из того, что согласно требованиям ФСО № 1, 2, 3, 7 отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи оценки, последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, ограничения и пределы применения полученного результата; перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
Как следует из материалов дела, содержание отчета свидетельствует о том, что итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объекта недвижимости оценщик придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; отчет базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки; оценщиком проанализирован рынок объектов оценки, идентичных району расположения объектов недвижимости.
Оценщиком проанализированы все необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объекта оценки. Оценщик произвел расчеты действительной рыночной стоимости путем сравнительного и доходного подходов, в результате которых пришел к выводу о том, что рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 28 ноября 2017 года составляет 535 536 рублей.
При этом, в отчете приведена информация по всем ценообразующим факторам, использовавшимся при определении стоимости объектов недвижимости. В нем имеются ссылки на источники используемой информации, позволяющие сделать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки, приложены копии материалов и распечаток. Кроме того, оценщиком приведены не только расчеты, но и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов.
Оценщик является действительным членом саморегулируемой организации оценщиков ООО «Российское общество оценщиков», включен в реестр оценщиков, имеет необходимые дипломы.
Доказательств того, что рыночная стоимость оцениваемого объекта недвижимости являлась иной, чем отражено в отчете об оценке, суду не представлено, и таких данных в материалах дела не имеется.
При этом в ходе рассмотрения дела ни ответчики, ни заинтересованные лица, право административного истца на установление рыночной стоимости принадлежащего ему на праве собственности объекта недвижимости, не оспаривали, возражений на представленный суду отчет об оценке не представили, ходатайств о назначении экспертизы по определению рыночной стоимости спорного объекта недвижимости - земельного участка не заявляли.
Таким образом, каких-либо сомнений в обоснованности отчета об оценке и достоверности определения рыночной стоимости объекта оценки, с учетом представленных представителем административного истца пояснений и исследованных материалов дела, у суда не имеется.
На основании изложенного, суд считает возможным принять отчет №К-18-76 от 28 марта 2018 года, выполненный ООО «БИ-НИКА», в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего величину рыночной стоимости спорного объекта недвижимости по состоянию на 28 ноября 2017 года.
Таким образом, оценив в совокупности собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска представителя ООО «Гриф» и необходимости установить кадастровую стоимость недвижимого имущества – земельного участка, с кадастровым номером №, общей площадью 480 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: магазины, расположенного по адресу: г. Брянск, ул. 2-ая Мичурина, равной его рыночной стоимости по состоянию на 28 ноября 2017 года в размере 535 536 рублей.
В соответствии с п.1 Приказа Росреестра от 18 октября 2016 года № П/0515 федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра») наделено полномочиями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
В Брянской области данные полномочия возложены на филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области.
Вступивший в законную силу судебный акт об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной является основанием для внесения органом кадастрового учета соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости.
Согласно п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июля 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости (статья 248, часть 3 статьи 249 КАС РФ). Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления. Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию.
Из материалов дела следует, что представитель ООО «Гриф» обратился в Комиссию 09 июня 2018 года, в суд с административным иском – 08 октября 2018 года. В связи с тем, что в порядке досудебного урегулирования спора ООО «Гриф» обращалось с заявлением в Комиссию, датой подачи заявления считается день обращения в Комиссию - 09 июня 2018 года.
Руководствуясь ст.ст. 180, 249 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление представителя ООО «Гриф» Новикова С.А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области» об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости - удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость недвижимого имущества – земельного участка, с кадастровым номером №, общей площадью 480 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: магазины, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 28 ноября 2017 года в размере 535 536 рублей.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 09 июня 2018 года – дату обращения представителя ООО «Гриф» в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области с заявлением.
Вновь установленная кадастровая стоимость вышеуказанного объекта недвижимости подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Брянского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
судья Брянского областного суда Т.И. Парамонова
мотивированное решение принято 20.11.2018 г.