Дело № 2а-5808/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 октября 2018 года город Чита
Центральный районный суд города Читы в составе:
председательствующего судьи Аксаненко Р.Т.,
при секретаре Никитиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Чите административное дело по административному исковому заявлению Правительства Забайкальского края к Межрайонному отделу по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Забайкальскому краю, УФССП России по Забайкальскому краю, судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Забайкальскому краю Феофановой С.С. об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
У с т а н о в и л:
Правительство Забайкальского края в лице представителя по доверенности Пестерева А.А. обратилось в суд с вышеназванным административным иском, ссылаясь на следующее. Судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Забайкальскому краю на основании исполнительного документа, выданного на решение Центрального районного суда г. Читы, в отношении Правительства Забайкальского края возбуждено исполнительное производство №-ИП. Решением суда на Правительство Забайкальского края возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по предупреждению болезней, общих для человека и животных, путем приведения скотомогильника, расположенного в сельском поселении «Богдановское» Краснокаменского района в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами и санитарно-эпидемиологическими правилами, а именно: огородить глухим забором высотой не менее двух метров, с внутренней стороны забора по всему периметру ограничить траншеей глубиной 0,8-1,4 метра и шириной не менее 1,5 метра, установить над скотомогильником навес, защищающий от попадания атмосферных осадков в яму, оборудовать емкости запирающимися крышками, при подъезде к скотомогильнику установить предупреждающие аншлаги. Ссылаясь на уважительность причин невозможности своевременного исполнения решения суда и отсутствие вины, административный истец просил суд освободить Правительство Забайкальского края от взыскания исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей по исполнительному производству №-ИП.
В судебное заседание стороны не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии с положениями ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 16 КАС РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от их совершения, регламентированы федеральным законом «Об исполнительном производстве».
Согласно ст. 2.4 названного закона задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Одними из принципов исполнительного производства являются: законность; своевременное совершение исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
Установлено и подтверждается материалами дела, что на исполнении в Межрайонном отделе по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Забайкальскому краю находится исполнительное производство № №-ИП, возбужденное в отношении Правительства Забайкальского края на основании исполнительного листа, выданного на решение Центрального районного суда г. Читы по административному делу №.
Предметом исполнения названного исполнительного производства является обязанность Правительства Забайкальского края в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по предупреждению болезней, общих для человека и животных, путем приведения скотомогильника, расположенного в сельском поселении «Богдановское» Краснокаменского района в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами и санитарно-эпидемиологическими правилами, а именно: огородить глухим забором высотой не менее двух метров, с внутренней стороны забора по всему периметру ограничить траншеей глубиной 0,8-1,4 метра и шириной не менее 1,5 метра, установить над скотомогильником навес, защищающий от попадания атмосферных осадков в яму, оборудовать емкости запирающимися крышками, при подъезде к скотомогильнику установить предупреждающие аншлаги.
Материалами дела также подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Забайкальскому краю в рамках названного исполнительного производства было вынесено постановление о взыскании с Правительства Забайкальского края исполнительского сбора в размере <данные изъяты> руб. в связи с неисполнением требований исполнительного документа в добровольном порядке в установленный срок.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пятисот рублей, с должника-организации - пяти тысяч рублей (ч. 3 ст. 112 указанного закона).
Частью 6 ст. 112 названного закона предусматривает право должника обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. При этом ч. 7 указанной статьи установлено, что при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В силу ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Из системного толкования вышеприведенных норм следует, что освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с наличием объективно непреодолимых чрезвычайных обстоятельств, находящихся вне его контроля, поскольку только отсутствие вины должника в неисполнении исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок исключает возможность взыскания исполнительского сбора.
Как усматривается из содержания названного выше постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Забайкальскому краю, его принятие было вызвано тем, что административным истцом в добровольном порядке в установленный срок не было исполнено решение суда.
При этом факт неисполнения требований исполнительного документа представителем административного истца не оспаривался.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П, должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей.
Как установлено в ходе судебного заседания, должником предпринимаются все возможные меры, направленные на исполнение решения суда в установленный срок.
В целях организации мероприятий по обустройству и содержанию скотомогильников на территории Забайкальского края, Министерством сельского хозяйства Забайкальского края разработан проект распоряжения Правительства Забайкальского края «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») по оформлению в собственность Забайкальского края сибиреязвенных захоронений, скотомогильников (биотермических ям) и передаче полномочий по их обустройству, содержанию муниципальным образованиям Забайкальского края». В настоящее время названный проект проходит правовую экспертизу в государственно-правовом управлении Губернатора Забайкальского края.
Вышеизложенное указывает на отсутствие бездействия со стороны должника по исполнительному производству.
Каких-либо доказательств, что должник имел возможность в установленный срок исполнить требования исполнительного документа, однако умышленно или вследствие халатности, небрежности, или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил, судом не установлено, административными ответчиками не представлено.
При наличии вышеуказанных объективно непреодолимых обстоятельств, суд приходит к выводу об отсутствии вины административного истца в неисполнении требований исполнительного документа в установленный срок, что дает основание для его освобождения от уплаты исполнительского сбора.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
административное исковое заявление Правительства Забайкальского края удовлетворить.
Освободить Правительство Забайкальского края от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Забайкальскому краю в рамках исполнительного производства №-ИП в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Читы.
Судья: Аксаненко Р.Т.