Судья Морева С.А.
Дело № 2-78/2023 «А»
Дело № 33-681/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
01 сентября 2023 г. г. Биробиджан
Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:
председательствующего Коневой О.А.,
судей Слободчиковой М.Е., Тимирова Р.В.,
при секретаре Корсуковой Т.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе департамента здравоохранения правительства Еврейской автономной области на решение Ленинского районного суда Еврейской автономной области от 29.05.2023, которым постановлено:
Исковые требования прокурора Октябрьского района Еврейской автономной области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Октябрьская центральная районная больница», департаменту здравоохранения правительства ЕАО о возложении обязанности удовлетворить.
Обязать областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Октябрьская центральная районная больница» ИНН 7905000828, ОГРН 1027900633771 оборудовать объект ОГБУЗ «Октябрьская центральная районная больница» по адресу: <...> срок до 01.06.2024 года: воротами при въезде на территорию объекта, системой видеонаблюдения, системой оповещения и управления эвакуацией, посредством выдачи речевых сообщений в автоматическом и (или) ручном режиме, металлодетектором, шлагбаумом при въезде на территорию объекта, обеспечить пропускной и внутриобъектовый режимы, исключающие возможность бесконтрольного входа (выхода) людей, обеспечить актуализацию паспорта безопасности объекта.
Обязать департамент здравоохранения правительства ЕАО
ИНН 790001070 ОГРН 1027900513156 обеспечить финансирование для проведения мероприятий по оборудованию объекта ОГБУЗ «Октябрьская центральная районная больница» по адресу: <...>: воротами при въезде на территорию объекта, системой видеонаблюдения, системой оповещения и управления эвакуацией, посредством выдачи речевых сообщений в автоматическом и (или) ручном режиме, металлодетектором, шлагбаумом при въезде на территорию объекта, обеспечения пропускного и внутриобъектового режима, исключающего возможность бесконтрольного входа (выхода) людей, обеспечения актуализации паспорта безопасности объекта, в срок до 01.03.2024 года.
Взыскать с областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Октябрьская центральная районная больница»
ИНН 7905000828, ОГРН 1027900633771 государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 150 (сто пятьдесят) рублей.
Заслушав доклад судьи Слободчиковой М.Е., пояснения помощника прокурора Еврейской автономной области Волохович А.Д., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Октябрьского района ЕАО, действующий в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском к областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Октябрьская центральная районная больница» (далее - ОГБУЗ «Октябрьская ЦРБ», больница), департаменту здравоохранения правительства Еврейской автономной области о возложении обязанности.
Требования мотивировал тем, что в ходе проведения проверки деятельности ОГБУЗ «Октябрьская ЦРБ» выявлены нарушения законодательства в сфере обеспечения антитеррористической защищённости: въезд на территорию больницы не оборудован воротами, шлагбаумом, не обеспечен пропускной и внутриобъектовый режимы, исключающие возможность бесконтрольного входа/выхода людей на объект, не установлен металлодетектор, отсутствуют системы видеонаблюдения, оповещения и управления эвакуацией, паспорт безопасности объекта требует актуализации. Выявленные нарушения создают угрозу пребывания граждан и работников учреждения в случае возникновения террористического акта.
Просил обязать ОГБУЗ «Октябрьская ЦРБ» в срок до 01.09.2023 оборудовать объект (территорию), расположенный по адресу: Еврейская автономная область, <...>, вышеуказанными средствами
Возложить на департамент здравоохранения правительства Еврейской автономной области обязанность по обеспечению финансирования (выделению денежных средств), необходимого для устранения указанных выше нарушений требований законодательства в сфере обеспечения антитеррористической защищенности в срок до 01.07.2023.
В судебном заседании старший помощник прокурора Октябрьского района Еврейской автономной области Пустовалова А.Ю. заявленные требования поддержала.
Представитель ответчика ОГБУЗ «Октябрьская ЦРБ» Бабяк Г.И. с исковыми требованиями согласился, просил суд увеличить срок исполнения решения суда.
Представитель ответчика департамента здравоохранения правительства Еврейской автономной области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлён надлежащим образом.
В соответствии со статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц, извещённых о времени и месте его проведения надлежащим образом.
Суд постановил указанное решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика департамента здравоохранения правительства Еврейской автономной области Цыбукеева А.Е. просила решение суда отменить в части возложения на департамент обязанности осуществить финансирование мероприятий, по устранению нарушений требований законодательства в сфере обеспечения антитеррористической защищенности.
Указала, что решение суда в данной части является незаконным, поскольку судом дана неверная оценка представленным доказательствам, неправильно применены нормы закона.
При формировании бюджета Еврейской автономной области на 2023 год денежные средства на финансирование работ, указанных в решении суда, не были предусмотрены в областном бюджете, и, соответственно, не будут доведены до департамента здравоохранения ввиду ограниченных лимитов бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете департаменту здравоохранения на 2023 года и плановый период 2023 и 2024 годов, и имеющих целевое назначение.
Ссылаясь на положения части 5 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации полагает, что спорные отношения не относятся к вреду, причинённому гражданам, в связи с чем на департамент не может быть возложена обязанность по финансированию.
Кроме того, указывает, что департамент осуществляет полномочия не собственника, как указано в решении суда, а учредителя, в соответствии с подпунктом 2.1.1 положения о департаменте здравоохранения правительства Еврейской автономной области, утвержденного постановлением правительства Еврейской автономной области от 17.04.25012 № 152-пп.
Полагает, что ОГБУЗ «Октябрьская ЦРБ» своими силами может организовать проведение работ, указанных в резолютивной части решения, и, только, при недостаточности денежных средств и возникновении необходимости в выделении бюджетных ассигнований на проведение работ учреждение должно обратиться в департамент и предоставить обоснованную заявку, после получения которой, департамент направляет её в департамент финансов правительства Еврейской автономной области для решения вопроса о выделении дополнительных бюджетных ассигнований.
Производство перечисленных в решении работ возможно при наличии выделенных лимитов бюджетных средств.
Возлагая на департамент здравоохранения правительства Еврейской автономной области обязанность по финансированию работ, указанных в решении суда, суд не учёл, что подобное понуждение является ограничением права главного распорядителя средств областного бюджета.
В возражение на апелляционную жалобу, прокурор Октябрьского района Еврейской автономной области Бендецкий А.В. с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил оставить её без удовлетворения.
Ответчик ОГБУЗ «Октябрьская ЦРБ» просило решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции помощник прокурора Еврейской автономной области Волохович А.Д. поддержала доводы, изложенные в возражении на апелляционную жалобу.
Представители ответчиков ОГБУЗ «Октябрьская ЦРБ», департамента здравоохранения правительства Еврейской автономной области в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия рассмотрела дело без их участия.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и поступивших на неё возражений, выслушав лицо, участвующее в судебном заседании, судебная коллегия пришла к следующему.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ решение суда первой инстанции проверено судом апелляционной инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, здание ОГБУЗ «Октябрьская ЦРБ», расположенное по адресу: <...>, является государственной собственностью Еврейской автономной области и находится в оперативном управлении ОГБУЗ «Октябрьская ЦРБ».
Согласно уставу ОГБУЗ «Октябрьская ЦРБ» осуществляет оказание медицинской помощи населению. Функции и полномочия учредителя названной медицинской организации осуществляет управление здравоохранения правительства ЕАО (в настоящее время департамент) (пункт 1.4 устава).
Прокуратурой Октябрьского района Еврейской автономной области в ходе проверки установлено, что в ОГБУЗ «Октябрьская ЦРБ», в нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.2017 № 8, въезд на территорию больницы не оборудован воротами, шлагбаумом, которое не обеспечен пропускной и внутриобъектовый режимы, исключающие возможность бесконтрольного входа/выхода людей на объект, не установлен металлодетектор, отсутствуют системы видеонаблюдения, оповещения и управления эвакуацией, паспорт безопасности объекта требует актуализации, что представителем ответчика ОГБУЗ «Октябрьская ЦРБ» Бабяк Г.И. в ходе рассмотрения дела не отрицалось.
В этой связи в адрес ОГБУЗ «Октябрьская ЦРБ» прокурором Октябрьского района Еврейской автономной области 24.03.2023 внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере противодействия терроризму.
Неисполнение требований прокурора повлекло его обращение в суд с настоящим исковым заявлением.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции, руководствуясь нормами Федерального закона
от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Требованиями к антитеррористической защищённости объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.2017 № 8, установив, что ОГБУЗ «Октябрьская центральная районная больница» является объектом с массовым пребыванием людей, а также одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения, функции полномочия которого осуществляет департамент здравоохранения правительства Еврейской автономной области, не обеспечено средствами антитеррористической защищённости, пришёл к выводу о возложении на ОГБУЗ «Октябрьская ЦРБ» обязанности в срок до 01.06.2024 оборудовать больницу указанными в иске средствами антитеррористической защищённости; возложении на департамент здравоохранения правительства Еврейской автономной области обязанности обеспечить финансирование вышеуказанных мероприятий в срок до 01.03.2024.
Доводы апелляционной жалобы о незаконности возложения на департамент здравоохранения правительства Еврейской автономной области обязанности осуществить финансирование возложенных на больницу обязанностей являются необоснованными по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов), органов публичной власти федеральной территории или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
В пункте 2 указанной статьи установлено, что бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.
Согласно пункту 1.4 Устава ОГБУЗ «Октябрьская ЦРБ» функции и полномочия учредителя учреждения от имени Еврейской автономной области осуществляет управление здравоохранения правительства ЕАО (в настоящее время департамент).
Собственником имущества учреждения является Еврейская автономная область в лице правительства ЕАО (пункт 6.3 Устава).
Имущество учреждения закреплено за ним на праве оперативного управления, является обособленным и отражается на самостоятельном балансе учреждения (пункты 6.1, 6.10 Устава).
Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов являются: имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления, бюджетные поступления в виде субсидий и субвенций, средства от оказания платных услуг, средства спонсоров и добровольные пожертвования, иные источники, не запрещенные законом (пункт 6.9 Устава).
Финансовое обеспечение деятельности ОГБУЗ «Октябрьская ЦРБ» производится за счёт средств областного бюджета в виде субсидий, а задачей департамента здравоохранения правительства Еврейской автономной области является материально-техническое обеспечение областных государственных учреждений, функции и полномочия учредителя которые осуществляет данный департамент (пункт 1.3.4 Положения о департаменте здравоохранения правительства Еврейской автономной области, утверждённого постановлением правительства Еврейской автономной области 17.04.2012 № 152-пп).
Кроме того, согласно Государственной программе Еврейской автономной области «Профилактика правонарушений и преступлений в Еврейской автономной области» на 2023 - 2026 годы, утверждённой постановлением правительства Еврейской автономной области от 16.06.2023 № 253-пп, ответственным исполнителем мероприятия по обеспечению антитеррористической защиты областных государственных учреждений здравоохранения является департамент здравоохранения правительства Еврейской автономной области.
Являясь непосредственно подчинённым департаменту здравоохранения правительства Еврейской автономной области, ОГБУЗ «Октябрьская ЦРБ» не располагает соответствующими полномочиями, финансовыми средствами и иными возможностями для самостоятельного исполнения требования прокуратуры.
Суд, пришёл к правильному выводу о необходимости возложения обязанности по устранению нарушений требования законодательства в сфере обеспечения антитеррористической защищённости объекта ОГБУЗ «Октябрьская ЦРБ» на учредителя юридического лица в лице соответствующего отраслевого органа.
Имущественная ответственность медицинского учреждения по своим обязательствам не освобождает департамент здравоохранения правительства Еврейской автономной области как отраслевой орган от обязанности по финансовому обеспечению деятельности учреждения.
Доводы жалобы о том, что одним из обязательных условий привлечения собственника имущества бюджетного учреждения к субсидиарной ответственности по долгам учреждения является недостаточность имущества и только по обязательствам, связанным с причинением вреда гражданам, является несостоятельным.
В данном случае на департамент здравоохранения правительства Еврейской автономной области возложена обязанность не по долгам бюджетного учреждения, а в связи с необходимостью устранения выявленных нарушений законодательства.
Являясь обязанным лицом по финансированию учреждения, не осуществляя финансирование в необходимом и достаточном для устранения в полном объёме всех выявленных нарушений антитеррористического законодательства, отраслевой орган надлежащим образом не выполнил возложенную на него законом обязанность, в связи с чем суд правомерно возложил на департамент здравоохранения правительства Еврейской автономной области ответственность по финансированию мероприятий по устранению нарушений требования законодательства в сфере обеспечения антитеррористической защищённости.
При этом реализация полномочий органов государственной власти в рассматриваемой области действующим законодательством не ставится в зависимость от наличия, финансовой возможности. На департамент должна быть возложена обязанность по устранению нарушений с учётом недостаточности имеющихся у бюджетного учреждения (выделенных ему) денежных средств.
Указанное отвечает требованиям об обязательной исполнимости судебных актов (статья 13 ГПК РФ), соответствует положениям Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, самостоятельная имущественная ответственность ОГБУЗ «Октябрьская ЦРБ» по своим обязательствам не освобождает департамент здравоохранения правительства Еврейской автономной области как отраслевой орган от обязанности по финансовому обеспечению деятельности подведомственного ему учреждения.
Учитывая, что финансовое обеспечение деятельности ОГБУЗ «Октябрьская ЦРБ» производится за счёт средств областного бюджета в виде субсидий, а задачей департамента здравоохранения правительства Еврейской автономной области является материально-техническое обеспечение областных государственных предприятий, функции и полномочия учредителя которых осуществляет данный департамент, суд правомерно возложил на департамент обязанность осуществить финансирование на указанные цели.
В силу вышеизложенного остальные доводы жалобы об отсутствии финансирования правового значения для дела не имеют, поскольку данное обстоятельство не может служить основанием для нарушения гарантированных законом прав неопределённого круга лиц в сфере обеспечения антитеррористической защищённости.
Таким образом, решение Ленинского районного суда Еврейской автономной области от 29.05.2023 по доводам апелляционной жалобы департамента здравоохранения правительства Еврейской автономной области отмене либо изменению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ленинского районного суда Еврейской автономной области от 29.05.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента здравоохранения правительства Еврейской автономной области - без удовлетворения.
Председательствующий О.А. Конева
Судьи М.Е. Слободчикова
Р.В. Тимиров
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 01.09.2023.
Дело № 2-78/2023 «А»
Дело № 33-681/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
01 сентября 2023 г. г. Биробиджан
Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:
председательствующего Коневой О.А.,
судей Слободчиковой М.Е., Тимирова Р.В.,
при секретаре Корсуковой Т.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе департамента здравоохранения правительства Еврейской автономной области на решение Ленинского районного суда Еврейской автономной области от 29.05.2023, которым постановлено:
Исковые требования прокурора Октябрьского района Еврейской автономной области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Октябрьская центральная районная больница», департаменту здравоохранения правительства ЕАО о возложении обязанности удовлетворить.
Обязать областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Октябрьская центральная районная больница» ИНН 7905000828, ОГРН 1027900633771 оборудовать объект ОГБУЗ «Октябрьская центральная районная больница» по адресу: <...> срок до 01.06.2024 года: воротами при въезде на территорию объекта, системой видеонаблюдения, системой оповещения и управления эвакуацией, посредством выдачи речевых сообщений в автоматическом и (или) ручном режиме, металлодетектором, шлагбаумом при въезде на территорию объекта, обеспечить пропускной и внутриобъектовый режимы, исключающие возможность бесконтрольного входа (выхода) людей, обеспечить актуализацию паспорта безопасности объекта.
Обязать департамент здравоохранения правительства ЕАО
ИНН 790001070 ОГРН 1027900513156 обеспечить финансирование для проведения мероприятий по оборудованию объекта ОГБУЗ «Октябрьская центральная районная больница» по адресу: <...>: воротами при въезде на территорию объекта, системой видеонаблюдения, системой оповещения и управления эвакуацией, посредством выдачи речевых сообщений в автоматическом и (или) ручном режиме, металлодетектором, шлагбаумом при въезде на территорию объекта, обеспечения пропускного и внутриобъектового режима, исключающего возможность бесконтрольного входа (выхода) людей, обеспечения актуализации паспорта безопасности объекта, в срок до 01.03.2024 года.
Взыскать с областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Октябрьская центральная районная больница»
ИНН 7905000828, ОГРН 1027900633771 государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 150 (сто пятьдесят) рублей.
Заслушав доклад судьи Слободчиковой М.Е., пояснения помощника прокурора Еврейской автономной области Волохович А.Д., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Октябрьского района ЕАО, действующий в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском к областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Октябрьская центральная районная больница» (далее - ОГБУЗ «Октябрьская ЦРБ», больница), департаменту здравоохранения правительства Еврейской автономной области о возложении обязанности.
Требования мотивировал тем, что в ходе проведения проверки деятельности ОГБУЗ «Октябрьская ЦРБ» выявлены нарушения законодательства в сфере обеспечения антитеррористической защищённости: въезд на территорию больницы не оборудован воротами, шлагбаумом, не обеспечен пропускной и внутриобъектовый режимы, исключающие возможность бесконтрольного входа/выхода людей на объект, не установлен металлодетектор, отсутствуют системы видеонаблюдения, оповещения и управления эвакуацией, паспорт безопасности объекта требует актуализации. Выявленные нарушения создают угрозу пребывания граждан и работников учреждения в случае возникновения террористического акта.
Просил обязать ОГБУЗ «Октябрьская ЦРБ» в срок до 01.09.2023 оборудовать объект (территорию), расположенный по адресу: Еврейская автономная область, <...>, вышеуказанными средствами
Возложить на департамент здравоохранения правительства Еврейской автономной области обязанность по обеспечению финансирования (выделению денежных средств), необходимого для устранения указанных выше нарушений требований законодательства в сфере обеспечения антитеррористической защищенности в срок до 01.07.2023.
В судебном заседании старший помощник прокурора Октябрьского района Еврейской автономной области Пустовалова А.Ю. заявленные требования поддержала.
Представитель ответчика ОГБУЗ «Октябрьская ЦРБ» Бабяк Г.И. с исковыми требованиями согласился, просил суд увеличить срок исполнения решения суда.
Представитель ответчика департамента здравоохранения правительства Еврейской автономной области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлён надлежащим образом.
В соответствии со статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц, извещённых о времени и месте его проведения надлежащим образом.
Суд постановил указанное решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика департамента здравоохранения правительства Еврейской автономной области Цыбукеева А.Е. просила решение суда отменить в части возложения на департамент обязанности осуществить финансирование мероприятий, по устранению нарушений требований законодательства в сфере обеспечения антитеррористической защищенности.
Указала, что решение суда в данной части является незаконным, поскольку судом дана неверная оценка представленным доказательствам, неправильно применены нормы закона.
При формировании бюджета Еврейской автономной области на 2023 год денежные средства на финансирование работ, указанных в решении суда, не были предусмотрены в областном бюджете, и, соответственно, не будут доведены до департамента здравоохранения ввиду ограниченных лимитов бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете департаменту здравоохранения на 2023 года и плановый период 2023 и 2024 годов, и имеющих целевое назначение.
Ссылаясь на положения части 5 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации полагает, что спорные отношения не относятся к вреду, причинённому гражданам, в связи с чем на департамент не может быть возложена обязанность по финансированию.
Кроме того, указывает, что департамент осуществляет полномочия не собственника, как указано в решении суда, а учредителя, в соответствии с подпунктом 2.1.1 положения о департаменте здравоохранения правительства Еврейской автономной области, утвержденного постановлением правительства Еврейской автономной области от 17.04.25012 № 152-пп.
Полагает, что ОГБУЗ «Октябрьская ЦРБ» своими силами может организовать проведение работ, указанных в резолютивной части решения, и, только, при недостаточности денежных средств и возникновении необходимости в выделении бюджетных ассигнований на проведение работ учреждение должно обратиться в департамент и предоставить обоснованную заявку, после получения которой, департамент направляет её в департамент финансов правительства Еврейской автономной области для решения вопроса о выделении дополнительных бюджетных ассигнований.
Производство перечисленных в решении работ возможно при наличии выделенных лимитов бюджетных средств.
Возлагая на департамент здравоохранения правительства Еврейской автономной области обязанность по финансированию работ, указанных в решении суда, суд не учёл, что подобное понуждение является ограничением права главного распорядителя средств областного бюджета.
В возражение на апелляционную жалобу, прокурор Октябрьского района Еврейской автономной области Бендецкий А.В. с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил оставить её без удовлетворения.
Ответчик ОГБУЗ «Октябрьская ЦРБ» просило решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции помощник прокурора Еврейской автономной области Волохович А.Д. поддержала доводы, изложенные в возражении на апелляционную жалобу.
Представители ответчиков ОГБУЗ «Октябрьская ЦРБ», департамента здравоохранения правительства Еврейской автономной области в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия рассмотрела дело без их участия.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и поступивших на неё возражений, выслушав лицо, участвующее в судебном заседании, судебная коллегия пришла к следующему.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ решение суда первой инстанции проверено судом апелляционной инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, здание ОГБУЗ «Октябрьская ЦРБ», расположенное по адресу: <...>, является государственной собственностью Еврейской автономной области и находится в оперативном управлении ОГБУЗ «Октябрьская ЦРБ».
Согласно уставу ОГБУЗ «Октябрьская ЦРБ» осуществляет оказание медицинской помощи населению. Функции и полномочия учредителя названной медицинской организации осуществляет управление здравоохранения правительства ЕАО (в настоящее время департамент) (пункт 1.4 устава).
Прокуратурой Октябрьского района Еврейской автономной области в ходе проверки установлено, что в ОГБУЗ «Октябрьская ЦРБ», в нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.2017 № 8, въезд на территорию больницы не оборудован воротами, шлагбаумом, которое не обеспечен пропускной и внутриобъектовый режимы, исключающие возможность бесконтрольного входа/выхода людей на объект, не установлен металлодетектор, отсутствуют системы видеонаблюдения, оповещения и управления эвакуацией, паспорт безопасности объекта требует актуализации, что представителем ответчика ОГБУЗ «Октябрьская ЦРБ» Бабяк Г.И. в ходе рассмотрения дела не отрицалось.
В этой связи в адрес ОГБУЗ «Октябрьская ЦРБ» прокурором Октябрьского района Еврейской автономной области 24.03.2023 внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере противодействия терроризму.
Неисполнение требований прокурора повлекло его обращение в суд с настоящим исковым заявлением.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции, руководствуясь нормами Федерального закона
от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Требованиями к антитеррористической защищённости объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.2017 № 8, установив, что ОГБУЗ «Октябрьская центральная районная больница» является объектом с массовым пребыванием людей, а также одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения, функции полномочия которого осуществляет департамент здравоохранения правительства Еврейской автономной области, не обеспечено средствами антитеррористической защищённости, пришёл к выводу о возложении на ОГБУЗ «Октябрьская ЦРБ» обязанности в срок до 01.06.2024 оборудовать больницу указанными в иске средствами антитеррористической защищённости; возложении на департамент здравоохранения правительства Еврейской автономной области обязанности обеспечить финансирование вышеуказанных мероприятий в срок до 01.03.2024.
Доводы апелляционной жалобы о незаконности возложения на департамент здравоохранения правительства Еврейской автономной области обязанности осуществить финансирование возложенных на больницу обязанностей являются необоснованными по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов), органов публичной власти федеральной территории или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
В пункте 2 указанной статьи установлено, что бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.
Согласно пункту 1.4 Устава ОГБУЗ «Октябрьская ЦРБ» функции и полномочия учредителя учреждения от имени Еврейской автономной области осуществляет управление здравоохранения правительства ЕАО (в настоящее время департамент).
Собственником имущества учреждения является Еврейская автономная область в лице правительства ЕАО (пункт 6.3 Устава).
Имущество учреждения закреплено за ним на праве оперативного управления, является обособленным и отражается на самостоятельном балансе учреждения (пункты 6.1, 6.10 Устава).
Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов являются: имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления, бюджетные поступления в виде субсидий и субвенций, средства от оказания платных услуг, средства спонсоров и добровольные пожертвования, иные источники, не запрещенные законом (пункт 6.9 Устава).
Финансовое обеспечение деятельности ОГБУЗ «Октябрьская ЦРБ» производится за счёт средств областного бюджета в виде субсидий, а задачей департамента здравоохранения правительства Еврейской автономной области является материально-техническое обеспечение областных государственных учреждений, функции и полномочия учредителя которые осуществляет данный департамент (пункт 1.3.4 Положения о департаменте здравоохранения правительства Еврейской автономной области, утверждённого постановлением правительства Еврейской автономной области 17.04.2012 № 152-пп).
Кроме того, согласно Государственной программе Еврейской автономной области «Профилактика правонарушений и преступлений в Еврейской автономной области» на 2023 - 2026 годы, утверждённой постановлением правительства Еврейской автономной области от 16.06.2023 № 253-пп, ответственным исполнителем мероприятия по обеспечению антитеррористической защиты областных государственных учреждений здравоохранения является департамент здравоохранения правительства Еврейской автономной области.
Являясь непосредственно подчинённым департаменту здравоохранения правительства Еврейской автономной области, ОГБУЗ «Октябрьская ЦРБ» не располагает соответствующими полномочиями, финансовыми средствами и иными возможностями для самостоятельного исполнения требования прокуратуры.
Суд, пришёл к правильному выводу о необходимости возложения обязанности по устранению нарушений требования законодательства в сфере обеспечения антитеррористической защищённости объекта ОГБУЗ «Октябрьская ЦРБ» на учредителя юридического лица в лице соответствующего отраслевого органа.
Имущественная ответственность медицинского учреждения по своим обязательствам не освобождает департамент здравоохранения правительства Еврейской автономной области как отраслевой орган от обязанности по финансовому обеспечению деятельности учреждения.
Доводы жалобы о том, что одним из обязательных условий привлечения собственника имущества бюджетного учреждения к субсидиарной ответственности по долгам учреждения является недостаточность имущества и только по обязательствам, связанным с причинением вреда гражданам, является несостоятельным.
В данном случае на департамент здравоохранения правительства Еврейской автономной области возложена обязанность не по долгам бюджетного учреждения, а в связи с необходимостью устранения выявленных нарушений законодательства.
Являясь обязанным лицом по финансированию учреждения, не осуществляя финансирование в необходимом и достаточном для устранения в полном объёме всех выявленных нарушений антитеррористического законодательства, отраслевой орган надлежащим образом не выполнил возложенную на него законом обязанность, в связи с чем суд правомерно возложил на департамент здравоохранения правительства Еврейской автономной области ответственность по финансированию мероприятий по устранению нарушений требования законодательства в сфере обеспечения антитеррористической защищённости.
При этом реализация полномочий органов государственной власти в рассматриваемой области действующим законодательством не ставится в зависимость от наличия, финансовой возможности. На департамент должна быть возложена обязанность по устранению нарушений с учётом недостаточности имеющихся у бюджетного учреждения (выделенных ему) денежных средств.
Указанное отвечает требованиям об обязательной исполнимости судебных актов (статья 13 ГПК РФ), соответствует положениям Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, самостоятельная имущественная ответственность ОГБУЗ «Октябрьская ЦРБ» по своим обязательствам не освобождает департамент здравоохранения правительства Еврейской автономной области как отраслевой орган от обязанности по финансовому обеспечению деятельности подведомственного ему учреждения.
Учитывая, что финансовое обеспечение деятельности ОГБУЗ «Октябрьская ЦРБ» производится за счёт средств областного бюджета в виде субсидий, а задачей департамента здравоохранения правительства Еврейской автономной области является материально-техническое обеспечение областных государственных предприятий, функции и полномочия учредителя которых осуществляет данный департамент, суд правомерно возложил на департамент обязанность осуществить финансирование на указанные цели.
В силу вышеизложенного остальные доводы жалобы об отсутствии финансирования правового значения для дела не имеют, поскольку данное обстоятельство не может служить основанием для нарушения гарантированных законом прав неопределённого круга лиц в сфере обеспечения антитеррористической защищённости.
Таким образом, решение Ленинского районного суда Еврейской автономной области от 29.05.2023 по доводам апелляционной жалобы департамента здравоохранения правительства Еврейской автономной области отмене либо изменению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ленинского районного суда Еврейской автономной области от 29.05.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента здравоохранения правительства Еврейской автономной области - без удовлетворения.
Председательствующий О.А. Конева
Судьи М.Е. Слободчикова
Р.В. Тимиров
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 01.09.2023.