РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Топчиха 21 июня 2022 года
Топчихинский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Четвертных А.В.,
при секретаре Тенсиной И.Н.,
с участием административного истца помощника прокурора Топчихинского района Алтайского края Чаплыгиной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-238/2022 по административному исковому заявлению прокурора Топчихинского района Алтайского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Кировского сельсовета Топчихинского района Алтайского края о признании бездействия незаконным и возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился с административным исковым заявлением после проведенной прокуратурой района проверки реализации органами муниципального контроля полномочий по осуществлению муниципального контроля, по результатам которой было установлено отсутствие обязательных сведений о муниципальном контроле в сфере благоустройства в едином реестре видов контроля в сети Интернет https://ervk.gov.ru/.
В обоснование административного иска прокурор ссылается на положения Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», предусматривающего в целях информационного обеспечения государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в том числе, создание единого реестра видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также включение в указанный реестр соответствующих сведений (информации). Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2011 № 861 утверждены Правила формирования и ведения единого реестра видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в которых в п.5 определен перечень сведений, подлежащих включению в данный реестр. Контрольные (надзорные) органы несут ответственность за полноту и достоверность сведений, вносимых ими в реестр, в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.15 Правил).
Представление прокурора, внесенное административному ответчику, было рассмотрено, признано обоснованным. При этом, администрация сельсовета сообщила об отсутствии административного регламента исполнения муниципальной функции по осуществлению муниципального контроля в сфере благоустройства, заверив, что после принятия регламента информация будет размещена в едином реестре. Административный истец полагает, что действующее законодательство не предусматривает принятие регламентов осуществления муниципального контроля, а неисполнение административным ответчиком обязанности по размещению необходимых сведений в едином реестре видов контроля необоснованно, нарушает права контролируемых и иных лиц на открытость и доступность сведений, установленных федеральным законом, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, в том числе предпринимателей.
На прокурора возложена обязанность требовать исполнения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, установленных ими гражданских прав всеми организациями, предприятиями, гражданами, применяя весь комплекс способов защиты этих прав. Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов, в том числе, неопределенного круга лиц о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными и иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Прокурор просит признать незаконным бездействие Администрации Кировского сельсовета Топчихинского района Алтайского края, выразившееся в непринятии мер по размещению установленных ч.1 ст.18 Федерального закона № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», п.5 Правил формирования и ведения единого реестра видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2011 № 861, обязательных сведений в едином реестре видов контроля в сети Интернет https://ervk.gov.ru/ о муниципальном контроле в сфере благоустройства, осуществляемом Администрацией Кировского сельсовета Топчихинского района Алтайского края. Обязать Администрацию Кировского сельсовета Топчихинского района Алтайского края в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разместить в едином реестре видов контроля в сети Интернет https://ervk.gov.ru/ установленные сведения о муниципальном контроле в сфере благоустройства, осуществляемом Администрацией Кировского сельсовета Топчихинского района Алтайского края, в соответствии с ч.3 ст.46 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», п.5 Правил формирования и ведения единого реестра видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2011 № 861: наименования вида контроля, включая сокращенное наименование; сведения о контрольном (надзорном) органе, осуществляющем вид контроля; сведения о профилактических мероприятиях, контрольных (надзорных) мероприятиях и контрольных (надзорных) действиях, осуществляемых в рамках конкретных видов контрольных (надзорных) мероприятий, проведение которых возможно при осуществлении контроля, о специальных режимах государственного контроля (надзора); тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление муниципального контроля; перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции; утвержденные проверочные листы в формате, допускающем их использование для самообследования; руководства по соблюдению обязательных требований, разработанные и утвержденные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»; перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения объектов контроля к категориям риска; перечень объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска; программу профилактики рисков причинения вреда; исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться контрольным (надзорным) органом у контролируемого лица; сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований; сведения о применении контрольным (надзорным) органом мер стимулирования добросовестности контролируемых лиц; сведения о порядке досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц; доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа; доклады о муниципальном контроле.
В судебном заседании прокурор поддержал требования по доводам административного искового заявления.
Представитель административного ответчика в суд не явился, извещался о времени и месте судебного разбирательства в надлежащем порядке. Согласно направленному заявлению просил о рассмотрении дела в его отсутствие, признал исковые требования прокурора. Заявление приобщено к материалам административного дела.
Суд рассматривал дело при данной явке, что не противоречит ст.ст.150, 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), обязательной явку представителя административного ответчика суд не признавал.
Выслушав прокурора, исследовав предоставленные доказательства и оценив их в совокупности, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ (ред. от 06.12.2021) «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем в Российской Федерации понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль должны быть направлены на достижение общественно значимых результатов, связанных с минимизацией риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, вызванного нарушениями обязательных требований.
Муниципальный контроль осуществляется в рамках полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. Вид муниципального контроля подлежит осуществлению при наличии в границах муниципального образования объектов соответствующего вида контроля.
Федеральный закон регулирует отношения по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, устанавливает гарантии защиты прав граждан и организаций как контролируемых лиц (ст.2 указанного Закона).
Деятельность контрольного (надзорного) органа по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля является открытой, за исключением случаев, если это может привести к разглашению государственной, коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайны, а также случаев, если этого требуют интересы обеспечения прав, законных интересов и безопасности контролируемых и иных лиц, защиты их чести, достоинства, деловой репутации. Не подлежит сокрытию информация, касающаяся причинения вреда здоровью и угрозы жизни людей. Контрольный (надзорный) орган обеспечивает открытость и доступность для контролируемых и иных лиц сведений, установленных федеральным законом (ст.13 Закона).
Согласно п.1 ч.1 ст.17, ч.1 ст.18 Федерального закона № 248-ФЗ в целях информационного обеспечения государственного контроля (надзора), муниципального контроля создается единый реестр видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в который включаются: сведения о видах контроля и осуществляющих их контрольных (надзорных) органах, их территориальных органах и подразделениях; сведения по вопросам осуществления видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля и соблюдения обязательных требований, предусмотренные частью 3 статьи 46 настоящего Федерального закона; иные сведения, предусмотренные правилами формирования и ведения единого реестра видов контроля.
В силу ч.3 ст.46 Федерального закона № 248-ФЗ контрольный (надзорный) орган обязан размещать и поддерживать в актуальном состоянии на своем официальном сайте в сети «Интернет»: тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля; сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, о сроках и порядке их вступления в силу; перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции; утвержденные проверочные листы в формате, допускающем их использование для самообследования; руководства по соблюдению обязательных требований, разработанные и утвержденные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»; перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения объектов контроля к категориям риска; перечень объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска; программу профилактики рисков причинения вреда и план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий контрольным (надзорным) органом (при проведении таких мероприятий); исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться контрольным (надзорным) органом у контролируемого лица; сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований; сведения о применении контрольным (надзорным) органом мер стимулирования добросовестности контролируемых лиц; сведения о порядке досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц; доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа; доклады о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле; информацию о способах и процедуре самообследования (при ее наличии), в том числе методические рекомендации по проведению самообследования и подготовке декларации соблюдения обязательных требований, и информацию о декларациях соблюдения обязательных требований, представленных контролируемыми лицами; иные сведения, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами и (или) программами профилактики рисков причинения вреда.
Правила формирования и ведения единого реестра видов контроля, в том числе в части размещения содержащихся в нем общедоступных сведений в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», утверждаются Правительством Российской Федерации, что предусматривает ч.2 ст.18 Федерального закона № 248-ФЗ.
Такие Правила формирования и ведения единого реестра видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее – Правила) приведены в приложении № 1 к Правилам ведения федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2011 № 861 (ред. от 30.04.2022).
Отмечено в п.3 Правил, что единый реестр видов контроля создается в целях информационного обеспечения организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, систематизации и учета сведений, обмен которыми осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, обеспечения открытости осуществления указанной деятельности контрольными (надзорными) органами.
Перечень сведений, подлежащих включению в единый реестр видов контроля, определен в п.5 Правил.
Пунктом 12 Правил закреплено, что контрольные (надзорные) органы в рамках своей компетенции: определяют должностных лиц, ответственных за внесение сведений в реестр и их актуализацию, и организуют получение указанными лицами доступа к реестру; обеспечивают внесение и актуализацию в реестре сведений, перечисленных в пункте 5 настоящих Правил; обеспечивают направление оператору реестра информации для внесения и актуализации в реестре сведений, указанных в абзацах втором и четвертом подпункта "а" пункта 5 настоящих Правил.
Внесение контрольными (надзорными) органами сведений в реестр осуществляется в 5-дневный срок со дня вступления в силу нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (п.14 Правил).
Контрольные (надзорные) органы несут ответственность за полноту и достоверность сведений, вносимых ими в реестр, в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.15 Правил).
Мониторингом единого реестра видов контроля в сети интернет https://ervk.gov.ru/ было установлено отсутствие вышеуказанных обязательных сведений о муниципальном контроле в сфере благоустройства, осуществляемом административным ответчиком.
По результатам прокурорской проверки главе администрации сельсовета внесено представление о принятии мер, направленных на устранение выявленных нарушений, которое рассмотрено, признано обоснованным. Согласно ответу устранить нарушения и разместить информацию административный ответчик не имеет возможности в связи с отсутствием административного регламента осуществления муниципального контроля в сфере благоустройства, а после его разработки и принятия информация будет размещена в едином реестре.
Следует согласиться с прокурором, что действующее законодательство не предусматривает принятие регламентов осуществления муниципального контроля, в связи с чем его позиция о необоснованности неисполнения административным ответчиком обязанности по размещению необходимых сведений в едином реестре видов контроля является правильной. Иное суду не было мотивировано.
В соответствии с п.19 ч.1 и ч.3 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся, в том числе, вопросы осуществления муниципального контроля в сфере благоустройства.
Также, органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Организация и осуществление видов муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (ст.17.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).
Согласно ст.3 Устава муниципального образования к вопросам местного значения поселения относятся, помимо изложенного, осуществление контроля за соблюдением правил благоустройства. В ст.60 Устава закреплено положение об организации и осуществлении органом местного самоуправления муниципального контроля.
При таких обстоятельствах, судом установлено бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятии мер по размещению обязательных сведений в едином реестре видов контроля в сети Интернет https://ervk.gov.ru/ о муниципальном контроле в сфере благоустройства.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, надлежит обязать администрацию сельсовета разместить в едином реестре видов контроля в сети Интернет https://ervk.gov.ru/ установленные вышеуказанными нормативными положениями сведения о муниципальном контроле в сфере благоустройства в заявленный двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу, что является для данного срока исполнения судебного акта приемлемым, исходя из баланса интересов сторон и следуя принципам исполнения решения суда в разумные сроки.
При этом, суд учитывает процессуальную позицию административного ответчика, согласившегося с заявленными исковыми требованиями, что определено в ч.3 ст.46 КАС РФ, то есть регламентировано право административного ответчика при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично. При этом, признание административного искового заявления не противоречит закону и не нарушает права других лиц.
Право прокурора в пределах его компетенции при обращении с настоящим административным исковым заявлением обосновано ст.ст. 39, 218 КАС РФ, является мотивированным доводами административного иска.
Суд учитывает, что органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве административных ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины (п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Топчихинского района Алтайского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Кировского сельсовета Топчихинского района Алтайского края, выразившееся в непринятии мер по размещению установленных ч.1 ст.18 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ (ред. от 06.12.2021) «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022), п.5 Правил формирования и ведения единого реестра видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля, являющихся Приложением № 1 к Правилам ведения федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2011 № 861 (ред. от 30.04.2022), обязательных сведений в едином реестре видов контроля в сети Интернет https://ervk.gov.ru/ о муниципальном контроле в сфере благоустройства, осуществляемом Администрацией Кировского сельсовета Топчихинского района Алтайского края.
Обязать Администрацию Кировского сельсовета Топчихинского района Алтайского края в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разместить в едином реестре видов контроля в сети Интернет https://ervk.gov.ru/ установленные сведения о муниципальном контроле в сфере благоустройства, осуществляемом Администрацией Кировского сельсовета Топчихинского района Алтайского края, в соответствии с ч.3 ст.46 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ (ред. от 06.12.2021) «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022), п.5 Правил формирования и ведения единого реестра видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля, являющихся Приложением № 1 к Правилам ведения федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2011 № 861 (ред. от 30.04.2022): наименования вида контроля, включая сокращенное наименование; сведения о контрольном (надзорном) органе, осуществляющем вид контроля; сведения о профилактических мероприятиях, контрольных (надзорных) мероприятиях и контрольных (надзорных) действиях, осуществляемых в рамках конкретных видов контрольных (надзорных) мероприятий, проведение которых возможно при осуществлении контроля, о специальных режимах государственного контроля (надзора); тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление муниципального контроля; перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции; утвержденные проверочные листы в формате, допускающем их использование для самообследования; руководства по соблюдению обязательных требований, разработанные и утвержденные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»; перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения объектов контроля к категориям риска; перечень объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска; программу профилактики рисков причинения вреда; исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться контрольным (надзорным) органом у контролируемого лица; сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований; сведения о применении контрольным (надзорным) органом мер стимулирования добросовестности контролируемых лиц; сведения о порядке досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц; доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа; доклады о муниципальном контроле.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Топчихинский районный суд Алтайского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий А.В. Четвертных
Мотивированное решение
изготовлено 21 июня 2022 года
22RS0053-01-2022-000357-33