Судья Анциферова О.Е. Дело № 33а-5195/21
25RS0005-01-2020-005517-85
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
16 июня 2021 года город Владивосток
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе
председательствующего Туктамышевой О.В.
судей Горпенюк О.В. и Чепцова А.Н.
при секретаре Салмине В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административный иск Межрайонной ИФНС России №14 по Приморскому краю к Гретченко Антону Николаевичу о взыскании задолженности по налогам и пени по апелляционной жалобе Гретченко А.Н. на решение Первомайского районного суда г.Владивостока от 29.03.2021, которым требования удовлетворены, с Гретченко А.Н. в пользу МИФНС России №14 по Приморскому краю взыскана задолженность в общей сумме 36305,95 рублей, в том числе страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии: налог – 29354,00 рублей, пени -55,04 рублей, страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ: налог -6884,00 рублей, пени – 12,01 рублей, с Гретченко А.Н. взыскана государственная пошлина в размере 1289,15 рублей.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В., пояснения административного ответчика Гретченко А.Н. судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
МИФНС России №14 по Приморскому краю обратилась в суд с вышеназванным иском, указав, что административный ответчик состоит на налоговом учете в ИФНС России по Первомайскому району в качестве налогоплательщика, является адвокатом, плательщиком страховых взносов в соответствии с п.1 ст.419 НК РФ.
Налоговым органом в отношении Гретченко А.Н. выставлено требование от ДД.ММ.ГГГГ № об уплате налога, в котором сообщалось о наличии у него задолженности и о сумме начисленной недоимки и пени. До настоящего времени указанная сумма в бюджет не поступила. Поскольку задолженность не погашена, административный истец обратился за выдачей судебного приказа. ДД.ММ.ГГГГ вынесен судебный приказ, который ДД.ММ.ГГГГ отменен на основании заявления Гретченко А.Н., что стало основанием для обращения в суд с настоящим административным иском.
Просят взыскать с административного ответчика задолженность по страховым взносам и пени в общей сумме 36305,95 рублей, в том числе: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии: налог - 29354,00 рублей, пени -55,04 рублей, страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ: налог -6884,00 рублей, пени 12,91 рублей.
Представитель административного истца в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме.
Административный ответчик в суде требования не признал, так как он является пенсионером МВД России и получает пенсию за выслугу лет, а также с учетом внесения изменений в Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и, поскольку он добровольно не вступил в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, у него отсутствует обязанность по уплате таких взносов. Кроме того, поскольку он пенсионер МВД России, то в соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №247-ФЗ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» он и так уже имеет право на медицинское обеспечение и обслуживается в медицинских учреждениях системы МВД, дополнительно в страховании ОМС не нуждается.
Судом постановлено указанное решение, с которым не согласился административный ответчик, в поданной апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно подпункту 1 пункта 3.4 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики страховых взносов обязаны также уплачивать установленные настоящим Кодексом страховые взносы.
В силу пункта 2 части 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Порядок исчисления и уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, установлены статьей 432 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 которой исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Пунктом 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Пунктом 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают:
1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 29 354 рублей за расчетный период ДД.ММ.ГГГГ года.
2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, 6 884 рублей за расчетный период ДД.ММ.ГГГГ года.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено данной статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом (абзац 2 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 данного Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым данного пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками (абзац 3 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации.
Требование об уплате налога в соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации направляется налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, которое в силу положений пункта 6 статьи 69 настоящего Кодекса считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Налогового кодекса Российской Федерации, оценив представленные сторонами по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, установив, что Гретченко А.Н. является адвокатом, то есть плательщиком страховым взносов, налоговым органом в адрес ответчика в установленный законом срок направлено требование о необходимости уплаты страховых взносов и пени, которые он не исполнил, пришел к выводу о правомерности заявленных требований о взыскании задолженности по указанным страховым взносам и пени.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
Как следует из материалов дела, Гретченко А.Н. состоит на учете в Межрайонной ИФНС России №14 по Приморскому краю, является адвокатом, пенсионером МВД России, получает пенсию за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ.
Неисполнение налогоплательщиками и плательщиками страховых взносов в добровольном порядке обязанности по уплате обязательных платежей, влечет их принудительное взыскание в порядке, предусмотренном нормами Налогового кодекса Российской Федерации и Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В связи с неисполнением обязанности по уплате налоговых обязательств, налоговым органом выставлено требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, которое направлено Гретченко А.Н. в личный кабинет, об уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование 6884 рублей, пени, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 12,91 рублей, об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 29354 рублей, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 55,04 рублей, а всего в сумме 36238,00 рублей.
Указанное требование выставлено налогоплательщику в установленный налоговым законодательством срок, в добровольном порядке требование плательщиком страховых взносов не исполнено.
Определением мирового судьи судебного участка № Первомайского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменен судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с Гретченко А.Н. задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии и на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет ФФОМС и пени в связи с поступившими от должника возражениями.
С административным иском в районный суд истец обратился ДД.ММ.ГГГГ, то есть в шестимесячный срок после отмены судебного приказа, что соответствует положениям абзаца второго пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Поскольку ответчик является адвокатом, следовательно, является плательщиком страховых взносов в соответствии с п.1 ст.419 НК РФ в редакции на момент возникновения спорных правоотношений, с учетом того, что материалами дела подтверждается соблюдение налоговым органом порядка и сроков принудительного взыскания недоимки по налогам и пени, обязательства по уплате страховых взносов административным ответчиком не исполнены, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных налоговым органом требований.
Доводы апелляционной жалобы о не направлении налоговым органом в адрес ответчика требования об уплате налогов подлежат отклонению.
В силу пункта 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
При этом в силу абз. 4 пункта 4 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации направленный налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика документ считается полученным в день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика.
Факт направления ДД.ММ.ГГГГ требования № об уплате налога, сбора в личный кабинет Гретченко А.Н. подтверждается соответствующими распечатками (скриншотами), расположенными в материалах дела (л.д.6), а также приобщенными в суде апелляционной инстанции с дополнительными пояснениями представителя истца.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что в иске и в резолютивной части решения суда отсутствует указание на период, за который взыскана задолженность по страховым взносам, не является основанием к отмене решения суда. Из материалов дела, из самого требования №, где указан срок уплаты налога до ДД.ММ.ГГГГ, мотивировочной части решения суда (л.6 решения), из возражений на апелляционную жалобу следует, что предметом иска является задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, пени, задолженность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере и пени за 2019 год.
Доводы апелляционной жалобы со ссылкой на положения Федерального закона №502-ФЗ о том, что Гретченко А.Н. уже является получателем пенсии по выслуге лет МВД России, не вступал в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, в связи с чем, у него не возникли обязательства по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежат отклонению.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 502-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»внесены изменения в ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», касающиеся перечня страхователейпо обязательному пенсионному страхованию.
Согласно п.п.2 п.1 ст.6 названого закона страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются индивидуальные предприниматели, адвокаты (за исключением адвокатов, являющихся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» и не вступивших добровольно в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию или прекративших такие правоотношения в соответствии со статьей 29 настоящего Федерального закона), арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой.
Изменения, внесенные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 502-ФЗ в закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», исключают получателей пенсии по Закону Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 из числа плательщиков страховых взносов.
Статьей 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" предусмотрено, что федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, общим (основным) принципом действия закона во времени является распространение его на отношения, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до введения соответствующих норм в действие, то есть придать закону обратную силу (определения от ДД.ММ.ГГГГ N 7-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 1549-О-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 828-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 1747-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 211-О).
Таким образом, действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случае, когда это прямо предусмотрено законом.
Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени регулируется ст.5 НК РФ.
В силу п. 4 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 502-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» вступил в силу ДД.ММ.ГГГГ и не содержит положений, предусматривающих обратную силу.
Из изложенного следует, что адвокаты, получающие пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ» учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", не являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию, не признаются плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за себя с момента вступления в силу Федерального закона N 502-ФЗ - с ДД.ММ.ГГГГ и, соответственно, обязаны уплатить за себя страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за расчетный период 2019 года в установленном фиксированном размере 29354 рублей.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно применил к спорным правоотношениям законодательство в редакции, действующей на дату возникновения правоотношений.
Доводы ответчика о том, что в силу положений ст. 34 Федерального закона №167-ФЗ о порядке вступления в силу указанного закона на спорные правоотношения об уплате страховых взносов за 2019 год распространяются правила ст.6 Федерального закона №167-ФЗ в новой редакции, исключающие из числа плательщиков страховых взносов на обязательное пенсионное страхование адвокатов, являющихся получателями пенсии за выслугу лет, основаны на неверном толковании норм права.
Как следует из абзаца второго статьи 34 Федерального закона №167-ФЗ с момента вступления в силу настоящего Федерального закона федеральные законы, принятые до его вступления в силу и предусматривающие условия и нормы обязательного пенсионного страхования, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Таким образом, в данной статье не содержатся положения, предусматривающие обратную силу закона, позволяющие распространить действие внесенных в статью 6 указанного Федерального закона изменений на
правоотношения об уплате страховых пенсионных взносов за ДД.ММ.ГГГГ год.
Доводы жалобы о том, что ответчик не обязан уплачивать и страховые взносы на обязательное медицинское страхование, поскольку как пенсионер МВД России он уже обслуживается в медицинских учреждениях МВД, подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм материального права.
Как следует из положений части 1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: в том числе, и адвокаты.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" адвокаты являются страхователями и при обязательном медицинском страховании.
Согласно пункту 1 статьи 3 указанного Федерального закона № 326-ФЗ обязательное медицинское страхование представляет собой вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
В силу пункта 1 статьи 4 указанного Федерального закона №326-ФЗ одним из основных принципов осуществления обязательного медицинского страхования является обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования.
Таким образом, лицам, самостоятельно обеспечивающим себя работой, в том числе адвокатам, наравне с другими работающими гражданами гарантируется бесплатное оказание медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования, сформированных с учетом страховых взносов.
Сохранение за отдельной категорией граждан, являющихся получателями пенсии по Закону Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-I, право на бесплатную медицинскую помощь является дополнительной социальной гарантией, предусмотренной для ограниченного круга лиц с учетом особых оснований увольнения со службы, и не может рассматриваться как исключающее указанных лиц в случае осуществления ими иной деятельности, в частности адвокатской, из системы обязательного медицинского страхования, распространяющейся на все работающее население.
Согласно правовой позиции, неоднократно изложенной Конституционным Судом Российской Федерации, отнесение адвокатов к числу лиц, подлежащих обязательному пенсионному страхованию, и возложение на них обязанности по уплате страховых взносов - с учетом цели обязательного пенсионного страхования, социально-правовой природы и предназначения страховых взносов - само по себе не может расцениваться как не согласующееся с требованиями Конституции Российской Федерации; граждане, самостоятельно обеспечивающие себя работой, подвержены такому же социальному страховому риску в связи с наступлением страхового случая, как и лица, работающие по трудовому договору, и уплата страховых взносов обеспечивает формирование их пенсионных прав, приобретение ими права на получение трудовой пенсии (Определения от ДД.ММ.ГГГГ N 794-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 519-О).
Учитывая изложенное, возложение на пенсионеров МВД России, имеющих статус адвоката, обязанности по уплате страховых взносов в фонд обязательного медицинского страхования не нарушает их конституционные права.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на иное толкование норм материального права, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы и выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Вопреки доводам апелляционной жалобы судом первой инстанции обоснованно применено законодательство в редакции, действующей на дату возникновения спорных правоотношений, верно применены нормы материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права не допущено, в связи с чем отсутствуют основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции, в том числе и по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 307-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Первомайского районного суда г.Владивостока от 29 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Гретченко Антона Николаевича – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы (представления) через суд первой инстанции в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Председательствующий
Судьи