Дело №12-58/2022
УИД 24RS0040-01-2022-000770-15
РЕШЕНИЕ
23 мая 2022 года город Норильск Красноярского края
Судья Норильского городского суда Красноярского края Пархоменко А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица - директора ООО «Стройбытсервис» Шмелёва В.А. на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Норильского отдела государственного экологического надзора Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора Малютиной А.А. от 01.02.2022 №ВАТР-737/3 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.2 КоАП РФ,
установила:
постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Норильского отдела государственного экологического надзора Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора Малютиной А.А. от 01.02.2022 № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, должностное лицо – директор ООО «Стройбытсервис» Шмелёв В.А. признан виновным в совершении данного административного правонарушения и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Согласно данному постановлению, при проведении плановой выездной проверки в отношении ООО «Стройбытсервис» в период с 13 сентября 2021 года по 24 сентября 2021 года, начатой на основании решения Енисейского межрегионального управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 06 сентября 2021 года №737-р/п, на полигоне ТБО по адресу: Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район <адрес> (код объекта №П, I-я категория (категория риска – чрезвычайно высокая) выявлено, что в нарушение требований ст. 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года не разработаны мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с обращением с отходами, планы ликвидации последствий этих чрезвычайных ситуаций, а также в нарушение требований п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» захламлена отходами территория, прилегающая к границам полигона с внешней стороны рва и забора.
Не согласившись с данным постановлением, должностное лицо Шмелёв В.А. подал на него жалобу, указав в обоснование, что при эксплуатации свалки-полигона соблюдаются федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами, полигон оснащен всеми необходимыми техническими средствами и технологиями безопасного размещения отходов. 25 мая 2018 года был разработан план мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с обращением с отходами, а также Инструкция о мерах противопожарной безопасности на территории полигона, Инструкция по гражданской обороне и действиям персонала ООО «Стройбытсервис» при угрозе ЧС. Эксплуатация свалки-полигона ООО «Стройбытсервис» осуществляется на основании Постановления Глывы города Норильска от 04 октября 2004 года № 1726, согласно которого в аренду ООО «Стройбытсервис» был предоставлен земельный участок общей площадью 38,27 Га, с момента начала эксплуатации полигона юридическое лицо регулярно проводит зачистку территории от захламления и производит размещение (захоронение) отходов в специально отведенных для этого местах. Просил отменить постановление, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
В судебное заседание Шмелёв В.А. не явился, своего представителя не направил, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.
Государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора Малютина А.А. в судебное заседание не явилась, о причинах неявки не сообщила, о времени и месте рассмотрения дела извещалась своевременно и надлежащим образом.
С учетом надлежащего извещения заинтересованных лиц о времени и месте судебного заседания, в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях полагаю возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела в полном объеме, оценив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с п. 8 ч. 2, ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.
В п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъясняется, что в соответствии с ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (ст. 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц.
Частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, - которая влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
В силу ст. 11 Федерального закона № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать планы мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с обращением с отходами, планы ликвидации последствий этих чрезвычайных ситуаций.
Согласно п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Как установлено в судебном заседании и следует из представленных материалов дела, 06 сентября 2021 года руководителем Енисейского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования принято решение № 737-р/п о проведении плановой выездной проверки полигона ТБО ООО «Стройбытсервис» в период с 13 сентября 2021 года по 24 сентября 2021 года.
В рамках проверки 13 сентября 2021 года составлен протокол осмотра № 737-1, в ходе которого на полигоне ТБО ООО «Стройбытсервис» проведен отбор почвы в трех точках, а также пробы воды.
21 сентября 2021 года составлен протокол № 737/2 отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, в ходе которого был произведен осмотр площадок для хранения отходов на наличие переносных сетчатых ограждений непосредственно у места разгрузки и размещения ТБО, для задержки легких фракций отходов, высыпающихся при разгрузке ТБО из мусоровозов и перемещаемых бульдозерами к рабочей карте. Составлена фототаблица.
На основании отбора почвы и воды проведены лабораторные испытания, составлены экспертные заключения.
24 сентября 2021 года составлен Акт выездной проверки, согласно которому ТБО ООО «Стройбытсервис» не разработаны мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с обращением с отходами, планы ликвидации последствий этих чрезвычайных ситуаций (в отчете о результатах мониторинга состояния окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду отсутствуют сведения о разработанных мероприятиях, а также не представлены планы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с обращением с отходами), а также территория, прилегающая к границам полигона с внешней стороны рва и забора, захламлена отходами.
В соответствии с п.3.5 должностной инструкции директора ООО «Стройбытсервис» на директора возложена обязанность по принятию мер по соблюдению требований законодательства по охране окружающей среды.
Приказом от 25.05.2018 №08/2018-а директором ООО «Стройбытсервис» назначен с 25.05.2018 Шмелёв В.А.
Должностным лицом, в обоснование доводов жалобы представлен акт проверки ООО «Стройбытсервис» № Т-91в от 24 февраля 2022 года, согласно которого в Норильский отдел государственного экологического надзора представлен утвержденный 25 мая 2018 года План мероприятий по предупреждению ЧС техногенного характера, связанных с обращением с отходами, план ликвидации последствий ЧС, а также по состоянию на 22 февраля 2022 года устранено захламление отходами территории, прилегающей к границам полигона с внешней стороны рва и забора.
Также в материалы дела представлена копия Инструкции по гражданской обороне и действиям персонала ООО «Стройбытсервис» при угрозе ЧС, утвержденная 09 августа 2020 года.
Таким образом, совокупность имеющихся в деле доказательств не позволяет сделать вывод о нарушении юридическим лицом положений ст. 11 Федерального закона № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления», поскольку План мероприятий по предупреждению ЧС техногенного характера, связанных с обращением с отходами, план ликвидации последствий ЧС был утверждён еще 25 мая 2018 года
В связи с указанным вина должностного лица в не разработке мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с обращением с отходами, планы ликвидации последствий этих чрезвычайных ситуаций не доказана, поэтому указание об этом подлежит исключению из постановления от 01 февраля 2022 года.
В тоже время, относительно нарушения требований п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в связи с наличием, на момент проведения проверки, захламления отходами территории, прилегающей к границам полигона с внешней стороны рва и забора, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 2.4 Кодекса Российской Ф░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░.
░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 8.2 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░ ░░░░ ░. 1 ░░. 4.1.1 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░), ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ II ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 2 ░░. 3.4 ░░░░ ░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 3.4 ░░░░ ░░.
░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░. 4.1.1 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 4.1.1 ░░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░. ░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ 8 ░░░░ ░░, ░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░.4.1.1 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░.2 ░.1 ░░.30.7 ░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░ ░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░.2 ░.1 ░░.30.7 ░░░░ ░░, ░░░░░
░░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ 01.02.2022 №░░░░-737/3 ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░.1 ░░.8.2 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░