Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15.01.2015 г.Красноуфимск
Красноуфимский городской суд Свердловской области в составе председательствующего Бунаковой С.А., с участием представителя истца – помощника Красноуфимского межрайонного прокурора Кашина Ю.А., представителей ответчиков Макаровой А.Г., Валиева Х., представителя третьего лица Нестерова Е.А., при секретаре Просвирниной Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению
Красноуфимского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО Красноуфимский округ, Рахмангуловскому территориальному отделу Администрации Красноуфимский округ о понуждении к выполнению обязанностей в области безопасности дорожного движения,
У С Т А Н О В И Л:
Красноуфимский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным заявлением, указав, что в ходе проведения проверки выявлено нарушение требований п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования»: отсутствуют тротуары по адресу: с.Рахмангулово на подходе к школе от ул. Ленина до дома № 17 по ул.Школьная (Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Рахмангуловская средняя общеобразовательная школа с. Рахмангулово, ул. Школьная, 17).
Указанное выше нарушение может быть причиной дорожно-транспортных происшествий, причинить вред жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, обучающихся в вышеуказанном учебном заведении, а также уничтожение, либо повреждение имущества граждан и организаций, независимо от их организационно-правовой формы собственности.
Основывая свои требования на положениях ст. 6, 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 1, 21 ФЗ РФ «О безопасности дорожного движения», п. 13 Правил дорожного движения РФ, Красноуфимский межрайонный прокурор просит в срок до 01.09.2015 обязать Рахмангуловский территориальный отдел Администрации муниципального образования Красноуфимский округ устранить вышеуказанное нарушение; обязать администрацию муниципального образования Красноуфимский округ профинансировать выполнение указанных работ.
В судебном заседании представитель истца Кашин Ю.А. заявленные требования уточнил, просил в срок до 01.09.2016 г. обязать Рахмангуловский территориальный отдел Администрации муниципального образования Красноуфимский округ по адресу: с. Рахмангулово от дома № 72 по ул. Ленина вдоль проезда с правой стороны между ул. Ленина и ул. Школьная до дома № 64 по ул. Ленина обеспечить создание тротуара в соответствии с требованиями п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007, обязать администрацию муниципального образования Красноуфимский округ профинансировать выполнение указанных работ, уточненные требования обосновал доводами, изложенными в заявлении.
Представитель третьего лица- ММО МВД РФ Красноуфимский Нестеров Е.А. полагал, что требования прокурора подлежат удовлетворению, поскольку выявленные нарушения напрямую влияют на безопасность дорожного движения и безопасность участников этого движения.
Представитель ответчика – Администрации МО Красноуфимский округ Макарова А.Г. в судебном заседании уточненные требования истца признала, указав, что до 01.09.2016 г. они смогут профинансировать выполнение работ по устранению нарушений.
Представитель Рахмангуловского территориального отдела МО Красноуфимский округ Валиев Х. в судебном заседании уточненные требования признал и указал, что тротуар около учебного заведения необходим.
Представитель третьего лица – отдела ЖКХ Администрации МО Красноуфимский округ Федоткин Д.А. в судебное заседание не явился, в заявлении просил рассмотреть дело в свое отсуствие.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению, при этом руководствуется следующим.
Согласно ст. 1 ФЗ РФ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ (далее Закон), задачами настоящего закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В соответствии со ст.2 указанного Закона безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
В соответствии с ч. 4 ст. 6 Закона, органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законами субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Содержание дорог на территории должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормативам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.
В соответствии с п. 13 Правил дорожного движения РФ, должностные лица и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны - содержать дороги, ж/д переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Согласно ч. 1 ст. 21 ФЗ РФ «О безопасности дорожного движения», мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильные дороги.
Содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования в границах городского округа относятся к вопросам местного самоуправления округа в соответствии с п.п.5 ч.1 ст.16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и ст.13 Устава муниципального образования «Красноуфимский округ».
На основании ст.31 Устава муниципального образования Красноуфимский округ к полномочиям администрации городского округа по решению вопросов местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 3.8 положения о Рахмангуловском территориальном отделе муниципального образования Красноуфимский округ к полномочиям данного отдела относится, в том числе и содержание дорог в границах населенного пункта.
В соответствии со ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений.
Судом установлено, что в рамках подготовки к 2014-2015 учебному году была проведена проверка подъездных путей к образовательным учреждениям Красноуфимского района, в ходе которой выявлено следующее:
отсутствуют тротуары по адресу: с.Рахмангулово на подходе к школе от ул. Ленина до дома № 17 по ул.Школьная (Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Рахмангуловская средняя общеобразовательная школа с. Рахмангулово, ул. Школьная, 17)
Проверяя доводы истца о том, что указанные обстоятельства являются нарушением норм и правил, регулирующих деятельность в области безопасности дорожного движения, суд установил следующее.
Элементы обустройства дорог определены национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования», из которого следует, что тротуары обязательны на всех участках автодорог, проходящих через населенные пункты.
Отсутствие тротуара требованиям ГОСТа ответчиками не оспаривается, что в силу ст.68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации освобождает истца от доказывания данного обстоятельства и дает суду основание признать данное обстоятельство доказанным.
Кроме того, в силу абз. 2 п. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" требования указанного ГОСТа являются обязательными для организаций и лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог, поскольку соответствуют целям защиты жизни и здоровья граждан.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что администрация МО Красноуфимский округ и Рахмангуловский территориальный отдел администрации нарушили требования национального стандарта РФ ГОСТ Р 52766-2007, поэтому требование истца о возложении на Рахмангуловский территориальный отдел обязанности восстановить нарушенное право неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения путем обустройства тротуара по адресу: с. Рахмангулово от дома № 72 по ул. Ленина вдоль проезда с правой стороны между ул. Ленина и ул. Школьная до дома № 64 по ул. Ленина в соответствии с требованиями п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007, является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Одновременно, суд находит основания для удовлетворения требований истца в части возложения на администрацию МО Красноуфимский округ обязанности профинансировать выполнение указанных работ, поскольку в силу ст.31 Устава МО Красноуфимский округ формирование и исполнение местного бюджета относится к полномочиям администрации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01.09.2016░. ░░ ░░░░░░: ░. ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ № 72 ░░ ░░. ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░. ░░░░░░ ░ ░░. ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ № 64 ░░ ░░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░. 4.5.1.1 ░░░░ ░ 52766-2007.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01.09.2016 ░. ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░- 20.01.2015.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░.