62RS0001-01-2021-001381-59
2-1236/2021
Решение
Именем Российской Федерации
21 сентября 2021 года г. Рязань
Железнодорожный районный суд г.Рязани в составе судьи Шереметьевой Н.Ю.,
при секретаре ФИО5,
с участием истца Ниточкиной Н.Н.,
представителя истца Ниточкиной Н.Н. – ФИО8,
представителя ответчика – ГУ– Управление Пенсионного фонда РФ в г. Рязани,
третьего лица – ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по Рязанской области
ФИО6,
представителя третьего лица ГБУ РО «Областной клинический онкологический
диспансер» – ФИО9,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда дело по иску Ниточкиной Натальи Николаевны к Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда РФ в г. Рязани о досрочном назначении страховой пенсии по старости,
установил:
Ниточкина Н.Н. обратилась в суд с иском к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г.Рязани о досрочном назначении страховой пенсии по старости.
В обоснование заявленных исковых требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Рязани с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с длительным осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в соответствии с п.п.20 п.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ГУ – УПФР в городе Рязани № от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием требуемого специального стажа.
Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Рязани признает наличие у истца стажа осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения продолжительностью <данные изъяты>.
Однако, ответчиком периоды работы истца: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера-лаборанта патологоанатомического отделения ГБУ РО «Областной клинический онкологический диспансер» включены ей в специальный стаж в календарном исчислении (1 год за 1 год). Истец считает, что данные периоды должны быть включены ей в специальный стаж в льготном исчислении: 1 год за 1 год и 6 месяцев.
Кроме того, Государственным учреждением – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Рязани не включены истцу в специальный стаж периоды ее нахождения на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Полагает, что данные периоды подлежат включению в специальный стаж в льготном исчислении: 1 год за 1 год и 6 месяцев.
Считает решение пенсионного органа незаконным и необоснованным.
Просит суд признать за ней право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ; обязать ответчика зачесть в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера-лаборанта патологоанатомического отделения ГБУ РО «Областной клинический онкологический диспансер» – в льготном исчислении: 1 год как 1 год и 6 месяцев; период нахождения на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в льготном исчислении: 1 год как 1 год и 6 месяцев; обязать ответчика назначить страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ; возместить ответчиком расходы по оплате госпошлины.
В судебном заседании истец Ниточкина Н.Н. заявленные исковые требования поддержала по указанным основаниям.
Представитель истца Ниточкиной Н.Н. – ФИО8, допущенный к участию в деле в порядке ч. 6 ст. 53 ГПК РФ, в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика – ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Рязани, третьего лица – ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по Рязанской области ФИО6, действующая на основании доверенностей, заявленные исковые требования не признала.
Представитель третьего лица ГБУ РО «Областной клинический онкологический диспансер» – ФИО9, действующий на основании доверенности, полагает, что заявленные исковые требования являются законными, обоснованными, подлежащими удовлетворению.
Представитель третьего лица Министерства здравоохранения Рязанской области в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, в заявлении, адресованном суду, просят рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. В представленном отзыве указали, что к функциональным обязанностям ГБУ РО «Областной клинический онкологический диспансер» относятся, в том числе функции онкологической больницы, в связи с чем, должностные обязанности сотрудников патологоанатомических отделений диспансера и должности патологоанатомических отделений больниц аналогичны. Полагают, что фельдшеры-лаборанты, осуществляющие исследование и обработку трупного материала, органов и тканей, удаленных при операциях и биопсиях патологоанатомического отделения ГБУ РО «Областной клинический онкологический диспансер», имеют право на льготное исчислении стажа: один год как один год и шесть месяцев.
Выслушав истца Ниточкину Н.Н., представителя истца Ниточкиной Н.Н. – ФИО8, представителя ответчика – ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес>, третьего лица – ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по Рязанской области ФИО6, представителя третьего лица ГБУ РО «Областной клинический онкологический диспансер» – ФИО9, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Аналогичное положение содержалось в п.п.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» №173-ФЗ от 17.12.2001г., действовавшего до 31.12.2014г.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которая выполнялась на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В статье 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ приведен перечень иных периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного закона.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30).
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 г. № 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее Постановление № 665) определены подлежащие применению при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Закона № 400-ФЗ Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.
В соответствии с подп. "н" п. 1 Постановления № 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 (далее Список № 781); Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 г. по 31.12.2001 г. включительно; Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464, с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 г. по 31.10.1999 г. включительно; Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Согласно абзацу первому пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
С наличием страхового стажа определенной продолжительности связывается и право отдельных категорий работников на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, подлежат подтверждению соответствующими документами в порядке и на условиях, установленных законом.
В судебном заседании установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Ниточкина Н.Н. работает в должности фельдшера-лаборанта в патологоанатомическом отделении РО «Областной клинический онкологический диспансер».
ДД.ММ.ГГГГ Ниточкина Н.Н. обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости, в связи с длительным осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ УПФР в г. Рязани истцу отказано в назначении досрочной пенсии в связи с отсутствием требуемого 30 летнего стажа. По представленным документам ответчиком засчитаны в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера-лаборанта патологоанатомического отделения ГБУ РО «Областной клинический онкологический диспансер» – календарно. Итого: <данные изъяты>.
При этом, в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не были включены: периоды нахождения Ниточкиной Н.Н. на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ, а также с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – отпуск по уходу за ребенком ДД.ММ.ГГГГ г.р., после ДД.ММ.ГГГГ
Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются и подтверждаются решением об отказе в досрочном установлении страховой пенсии по старости № от ДД.ММ.ГГГГ, трудовой книжкой Ниточкиной (до заключения брака – <данные изъяты>) Н.Н. серии <данные изъяты> №, заполненной ДД.ММ.ГГГГ.
Рассматривая требования истца Ниточкиной Н.Н. о включении в ее специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением деятельности по охране здоровья населения периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера-лаборанта патологоанатомического отделения ГБУ РО «Областной клинический онкологический диспансер» – в льготном исчислении: 1 год как 1 год и 6 месяцев, суд приходит к следующему.
В оспариваемые периоды подлежат применению Списки:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список от 29 октября 2002 года N 781).
В соответствии с п. 3 Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев (Приложению к Правилам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781), правом на указанное льготное исчисление стажа работы имеют врачи-патологоанатомы, в том числе врачи-заведующие, и средний медицинский персонал, проводящие патологоанатомические вскрытия трупов, гистологические исследования трупного материала, органов и тканей, удаленных при операциях и биопсиях, обработку трупного, операционного и биопсийного материала, работающие в патологоанатомических отделениях учреждений, предусмотренных в пунктах 1 - 6, 14, 20 списка, Клинического центра Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова; отделениях (в том числе общей, детской и инфекционной патологии) патологоанатомического бюро (института).
То есть, в силу вышеуказанных нормативных документов, льготное исчисление стажа установлено для среднего медицинского персонала больниц всех наименований, психиатрической больницы, республиканского объединения по реабилитации и восстановительному лечению детей-инвалидов, медико-санитарных частей, центральной медико-санитарной части, госпиталей всех наименований, хосписа, родильных домов, Клинического центра Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова; отделениях (в том числе общей, детской и инфекционной патологии) патологоанатомического бюро (института).
Диспансеры, в том числе онкологические, предусмотрены пунктом 15 Списка от 29 октября 2002 года N 781.
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу; дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно (далее - Список от 22 сентября 1999 года N 1066).
В соответствии с п. 3 Перечня структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, клиник высших медицинских образовательных учреждений и медицинских научных организаций, медико-санитарных частей и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право один год работы считать за один год и шесть месяцев (Приложению к Правилам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066) правом на указанное льготное исчисление стажа работы имеют врачи-патологоанатомы, в том числе врачи-заведующие, и средний медицинский персонал, проводящие патологоанатомические вскрытия трупов, гистологические исследования трупного материала, органов и тканей, удаленных при операциях и биопсиях, обработку трупного, операционного и биопсийного материала, работающие в патологоанатомических отделениях государственных и муниципальных учреждений, предусмотренных в пунктах 1 - 5, 15, 20 Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, а также в клиниках и медико-санитарных частях, отделениях (в том числе общей, детской и инфекционной патологии) патологоанатомических бюро (института).
То есть, в силу вышеуказанных нормативных документов, льготное исчисление стажа установлено для среднего медицинского персонала больниц, специализированных больниц, медико-санитарных частей, центральной медико-санитарной части, госпиталей, клинических центров, родильных домов, в клиниках и медико-санитарных частях, отделениях (в том числе общей, детской и инфекционной патологии) патологоанатомических бюро (института).
Диспансеры, в том числе онкологические, предусмотрены пунктом 14 Списка от 22 сентября 1999 года N 1066.
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно (далее - Список от 6 сентября 1991 года N 464).
В силу п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" один год работы засчитывается за один год и 6 месяцев в следующих должностях и подразделениях: врачам - патологоанатомам и среднему медицинскому персоналу отделений общей, детской и инфекционной патологии республиканских, областных и городских патологоанатомических бюро, городских, районных, межрайонных и централизованных бюро патологоанатомических отделений, проводящим патологоанатомические вскрытия трупов, гистологические исследования трупного материала, органов и тканей, удаленных при операциях и биопсиях, обработку трупного, операционного и биопсийного материала, врачам - судебно - медицинским экспертам, среднему медицинскому персоналу районных, межрайонных и городских отделений бюро судебно - медицинской экспертизы, проводящим судебно - медицинское вскрытие, исследование трупов и трупного материала, обработку трупного материала.
Таким образом, Правительство Российской Федерации, которому делегированы полномочия по утверждению соответствующих списков и правил исчисления периодов работы для назначения страховых пенсий, не отнесло работу в патологоанатомических отделениях диспансеров к работе, подлежащей льготному исчислению. При этом, вышеуказанные Списки составлены по принципу исчерпывающего перечня наименований должностей и учреждений здравоохранения, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, и расширительному толкованию не подлежит.
Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.12.2019 № 3384-О, принятом по результатам рассмотрения жалобы на нарушение п.3 Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, в части не включения в Перечень лиц, работавших в патологоанатомических отделения онкологических диспансеров, положения Перечня направлены на конкретизацию механизма реализации права на досрочное пенсионное обеспечение по старости, предоставленное законодателем только тем лицам, чья лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения осуществляется в определенных структурных подразделениях учреждений здравоохранения.
Такое правовое регулирование, основанное на учете особенностей осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в различных структурных подразделениях определенных учреждений, само по себе не может рассматриваться как ограничивающее права граждан на пенсионное обеспечение и не соответствующее конституционным предписаниям.
Проверяя доводы стороны истца, представителя третьего лица ГБУ РО «Областной клинический онкологический диспансер», представителя третьего лица Министерства здравоохранения Рязанской области о тождественности функций фельдшера-лаборанта в патологоанатомическом отделении больницы, онкологической больницы и патологоанатомического отделения онкологического диспансера, суд исходит из того, что в соответствии с п.2 постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право устанавливать тождество профессий, должностей и организаций, предусмотренных списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых, досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям, имевшим ранее иные наименования, предоставлено Министерству труда и социального развития Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
На момент рассмотрения спора сторон, тождество патологоанатомического отделения онкологического диспансера и патологоанатомического отделения больницы, онкологической больницы Министерством труда и социального развития Российской Федерации не установлено.
Федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение. Судебным органам в рамках рассмотрения споров об оценке пенсионных прав граждан не предоставлено право как расширительного толкования нормативных актов в данной сфере нормативного регулирования, так и право самостоятельного установления тождества работы на аналогичных должностях в различных по своему правовому статусу медицинских учреждениях.
Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ от 03.11.1999 года N 395, Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ от 03.07.2003 года, Единой номенклатурой государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 07 октября 2005 года, номенклатурой медицинских организаций, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 августа 2013 г. N 529н утвержден перечень лечебно-профилактических учреждений, к которым относятся: больничные учреждения, диспансеры, амбулаторно-поликлинические учреждения, патологоанатомические бюро.
Исходя из того, что указанные учреждения здравоохранения относятся к разным типам (видам) учреждений, онкологический диспансер поименован правильно, следовательно, основания для установлений тождества функций, условий и характера деятельности фельдшера-лаборанта в патологоанатомическом отделении больницы, онкологической больницы и патологоанатомического отделения онкологического диспансера отсутствуют, а, соответственно, отсутствуют и правовые основания для льготного исчисления специального стажа работы истца в оспариваемый период.
Доводы стороны истца о том, что ГБУ РО «Областной клинический онкологический диспансер» оказывает стационарную медицинскую помощь, и наличие стационара свидетельствует о том, что онкологический диспансер выполняет функции не только диспансера, но и онкологической больницы, являются необоснованными, поскольку согласно положения об организации деятельности онкологического диспансера, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 03.12.2009 года № 944н, правил организации деятельности онкологического диспансера, утвержденных приказом Министерства здравоохранения РФ от 15.11.2012 года № 915н, для обеспечения функций диспансера в его структуре рекомендовано предусматривать стационарное отделение.
Аналогичные положения содержатся в положениях (правилах) об организации деятельности кардиологического, наркологического, кожно-венерологического, противотуберкулезного диспансеров.
Представленные стороной истца показатели работы патологоанатомического отделения ГБУ РО «Областной клинический онкологический диспансер» за <данные изъяты>-<данные изъяты> годы, отчеты о деятельности патологоанатомической службы, структуре летальности и качестве прижизненной диагностики ГБУ РО ОКОД за период <данные изъяты> г. – <данные изъяты> г., карта № от ДД.ММ.ГГГГ специальной оценки условий труда работников в отношении фельдшера-лаборанта патологоанатомического отделения ГБУ РО «Областной клинический онкологический диспансер», отчет о работе за период с <данные изъяты>. по <данные изъяты> год Ниточкиной Н.Н., фельдшера-лаборанта патологоанатомического отделения ГБУ РО «Областной клинический онкологический диспансер» правового значения при рассмотрении данного спора не имеют.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 названного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения содержатся в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н.
Согласно статье 1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" индивидуальный (персонифицированный) учет - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе, создание условий для назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица, обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно выписке из лицевого счета застрахованного лица индивидуальные сведения в отношения специального стажа Ниточкиной Н.Н. за спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ предоставлены работодателем в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации с указанием кода льготы, предусматривающий календарное исчисление стажа работы истца. При этом, в материалах дела отсутствуют какие-либо данные о том, что эти сведения относительно спорного периода работы Ниточкиной Н.Н. являются недостоверными.
Таким образом, исходя из норм действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон, суд приходит к выводу о том, что онкологические диспансеры не поименованы в нормативных документах, в связи с чем, работа истца в спорные периоды в должности фельдшера-лаборанта в патологоанатомическом отделении ГБУ РО «Областной клинический онкологический диспансер» не подлежит зачету в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости в льготном исчислении: 1 год как 1 год 6 месяцев.
Одновременно установлено, что Ниточкина Н.Н. в период работы в должности фельдшера-лаборанта в патологоанатомическом отделении РО «Областной клинический онкологический диспансер» направлялась работодателем на курсы повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.
В период нахождения истца на курсах повышения квалификации ей выплачивалась средняя заработная плата и производились отчисления в Пенсионный фонд РФ.
Указанные обстоятельства подтверждаются: справкой ГБУ РО «Областной клинический онкологический диспансер» б/н от ДД.ММ.ГГГГ, приказом ГБУ РО «Областной клинический онкологический диспансер» № от ДД.ММ.ГГГГ «Об учебе», приказом (распоряжением) ГБУ РО «Областной клинический онкологический диспансер» о направлении работника в командировку № от ДД.ММ.ГГГГ; приказом (распоряжением) ГБУ РО «Областной клинический онкологический диспансер» о направлении работника в командировку № от ДД.ММ.ГГГГ; расчетным листком ГБУ РО «Областной клинический онкологический диспансер» в отношении Ниточкиной Н.Н. за <данные изъяты> г., расчетным листком ГБУ РО «Областной клинический онкологический диспансер» в отношении Ниточкиной Н.Н. за <данные изъяты> г., удостоверением о краткосрочном повышении квалификации ГБОУ ДПО «Российская медицинская академия последипломного образования» Минздрава России №.
Согласно ст. 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно п. 4 "Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г., в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды взносов в ПФ РФ.
В соответствии с п. 5 Правил исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", период работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительного оплачиваемых отпусков.
В соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в Определении от 21.05.2009 г. N 12-В09-3, период нахождения на курсах повышения квалификации подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, поскольку на указанный период за работником сохраняется заработная плата, с которой работодатель отчисляет страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
Следовательно, при направлении работника на курсы повышения квалификации, законодатель гарантирует ему права и льготы, предусмотренные работникам, осуществлявшим трудовую деятельность в течение полного рабочего дня.
Таким образом, период нахождения истца на курсах повышения квалификации являются периодами работы в течение полного рабочего дня с сохранением заработной платы, с которой производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и должны быть засчитаны в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в календарном исчислении.
Следовательно, спорные периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, в календарном порядке, вместе с тем, правовые основания для льготного исчисления указанных периодов отсутствуют.
С учетом удовлетворенных судом требований, продолжительность лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения Ниточкиной Н.Н. на дату обращения к ответчику составляет <данные изъяты>, что является недостаточным для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
При таких обстоятельствах, не имеется правовых оснований для удовлетворения исковых требований Ниточкиной Н.Н. в части признания права на досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, а также в части досрочного назначения страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ч.1 ст.98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренныхч.2 ст.96 ГПК РФ.
Согласно ст. 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера физическими лицами государственная пошлина уплачивается в размере 300 рублей.
Факт понесенных Ниточкиной Н.Н. судебных расходов подтверждается чек-ордером от ДД.ММ.ГГГГ об оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
При таких обстоятельствах, суд полагает возможным взыскать с Государственного учреждения – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Рязани в пользу Ниточкиной Н.Н. судебные расходы в сумме 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Ниточкиной Натальи Николаевны к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ по г.Рязани о досрочном назначении страховой пенсии по старости – удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда РФ в г.Рязани включить в стаж Ниточкиной Натальи Николаевны, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – календарно.
В удовлетворении исковых требований Ниточкиной Натальи Николаевны к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ по г.Рязани о признании права на досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, об обязании зачесть в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера-лаборанта патологоанатомического отделения ГБУ РО «Областной клинический онкологический диспансер» – в льготном исчислении: 1 год как 1 год и 6 месяцев, о назначении страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов нахождения на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении 1 год как 1 год и 6 месяцев – отказать.
Взыскать с Государственного учреждения – Управления пенсионного фонда РФ в г.Рязани в пользу Ниточкиной Натальи Николаевны судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (Триста) рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда через Железнодорожный районный суд г. Рязани в течение месяца со дня принятии решения суда в окончательной форме, т.е. с 01.10.2021 года.
Судья