РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
15 октября 2021 года г. Первоуральск
Первоуральский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего Кутенина А.С.,
при секретаре Пряхиной В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3337/2021 по иску прокурора города Первоуральск, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Первоуральскому производственному муниципальному унитарному предприятию «Водоканал» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Первоуральска, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ППМУП «Водоканал», в котором просит признать незаконным бездействие ПМУП «Водоканал» в части необеспечения объектов Верхнее-Шайтанское водохранилище на р. Большая Шайтанка <адрес>, комплекс ГТС Нижнее-Шайтанского водохранилище, <адрес>, очистные сооружения <адрес> государственной охраной ; возложить обязанность в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить объекты: Верхнее-Шайтанское водохранилище на р. Большая Шайтанка <адрес>, комплекс ГТС Нижнее-Шайтанского водохранилище, <адрес>, очистные сооружения <адрес> государственной охраной.
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой г. Первоуральска проведены надзорные мероприятия в сфере соблюдения законодательства с сфере антитеррористической защищенности объектов (гидротехнических и очистных сооружений), законодательства в сфере охранной деятельности. В ходе проверки установлено, что по информации Первоуральского производственного муниципального унитарного предприятия «Водоканал» {далее ППМУП «Водоканал») охранная деятельность ГТС Верхне-Шайтанского водохранилища - осуществляется обособленным подразделением предприятия ППМУП «Водоканал», в круглосуточном режиме, а также Управлением вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по Свердловской области, на основании включенного государственного контракта № на охрану объектов подразделениями вневедомственной охраны от 01.01.2021.
Охрана объектов (очистных сооружений), расположенных по адресу: <адрес> - осуществляется обособленным подразделением предприятия, в круглосуточном режиме; Управлением вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по <адрес>, на основании заключенного государственного контракта № на охрану объектов подразделениями вневедомственной охраны от 01.01.2021 года.
Охрана объектов комплекса Гидротехнических сооружений Нижне-Шайтанского водохранилища на р. Большая Шайтанка, Нижне-Шайтанский гидроузел, расположенный по адресу: <адрес> осуществляется обособленным подразделением предприятия, в круглосуточном режиме; Управлением вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по <адрес>, на основании заключенного государственного контракта № на охрану объектов подразделениями вневедомственной охраны от 01.01.2021 года.
Вопреки позиции ППМУП «Водоканал» о том, что гидротехнические сооружения охраняются Управлением вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по Свердловской области на основании государственного контракта от 01.01.2021 № и охрана объектов обеспечена, не соответствуют федеральному законодательству в рассматриваемой сфере, так как данный вид охраны не обеспечивает государственную охрану, поскольку в силу положений данного контракта под охрану принимается тревожная сигнализация, а услуги вневедомственной охраны заключаются в экстренном прибытии нарядов в случае срабатывания тревожной сигнализации, что отражено также в приложении-перечне охраняемых объектов ППМУП «Водоканал» к данному контракту.
Кроме того, ФГУП «Охрана» отделением по Уральскому региону Центра охраны объектов топливно-энергетического комплекса (филиал) 17.03.2021 в адрес ППМУП «Водоканал» направлено коммерческое предложение №.
На основании ответа ППМУП «Водоканал» от 06.04.2021 (исх.№) предприятием в адрес ФГУП «Охрана» отделением по Уральскому региону Центра охраны объектов топливно-энергетического комплекса (филиал) направлен ответ, содержащий отказ от услуг по государственной охране.
Согласно регистру ГТС, представленному Уральским управлением Ростехнадзора на 2021 год, Верхне-Шайтанское водохранилище на <адрес> (объекты-Грунтовая плотина, водосбросное сооружение), Комплекс ГТС Нижне-Шайтанское водохранилище на <адрес> (объекты - плотина, паводковый водосброс, донный водоспуск, глубинный водозабор) являются гидротехническими сооружениями высокой опасности (3 класс).
На объекте <адрес> расположены городские очистные сооружения, где расположен склад хлора - являющегося опасным химическим веществом.
Нарушения требований федерального законодательства об охранной деятельности, антитеррористической защищенности, необеспечение гидротехнических объектов ППМУП «Водоканал», находящихся в границах городского округа Первоуральск государственной охраной, ставит под угрозу безопасность неограниченного круга лиц и создает возможность причинения вреда.
Меры, направленные на воспрепятствование неправомерному проникновению на территорию гидротехнических объектов, выявление потенциальных нарушителей пропускного и внутриобъектового режимов, пресечение попыток совершения террористического акта на объектах, минимизацию возможных последствий Предприятием надлежащим образом не принимаются.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора г.Первоуральск Рассохина А.С. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, дополнительно пояснила, что в прокуратуру г. Первоуральска поступило сообщение от ФГУП «Охрана» Росгвардии по Свердловской области о проведении проверки по соблюдению законодательства РФ. В ходе проведения проверки было установлено, что ППМУП «Водоканал» не надлежащим образом обеспечивает охрану гидротехнических сооружений. Вопреки позиции ППМУП «Водоканал» о том, что гидротехнические сооружения охраняются Управлением вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по Свердловской области на основании государственного контракта от 01.01.2021 № и охрана объектов обеспечена, не соответствуют федеральному законодательству в рассматриваемой сфере, так как данный вид охраны не обеспечивает государственную охрану, поскольку в силу положений данного контракта под охрану принимается тревожная сигнализация, а услуги вневедомственной охраны заключаются в экстренном прибытии нарядов в случае срабатывания тревожной сигнализации. ППМУП «Водоканал» не предприняты меры по обеспечению государственной охраны на вышеуказанных гидротехнических сооружениях до настоящего времени.
Представитель ответчика ППМУП «Водоканал» Маштакова Е.В., действующая на основании доверенности № от 09.07.2021 (том №1 л.д.249) в судебном заседании заявленные исковые требования признала частично, поддержала позицию, изложенную в отзыве на исковое заявление.
Представитель третьего лица ФГУП «Охрана» Росгвардии по Свердловской области Голендухина Н.В., действующая на основании доверенности № от 24.05.2021 (том №2 л.д.6) в судебном заседании просила удовлетворить заявленные исковые требования, поддержала позицию, изложенную в отзыве на исковое заявление.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Обеспечение законности, прав и свобод граждан, охрана собственности и общественного порядка, борьба с преступностью осуществляются государством, в связи с чем, на основании ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе в защиту интересов государства обратиться в суд с иском об обязании организовать государственную охрану зданий органов местного самоуправления, выполняющих функции публичной власти на соответствующем территориальном уровне.
Согласно абз. 3 ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав может осуществляться, в частности, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу ст.9 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" от 21.07.1997 N 117-ФЗ (в ред. от 27.12.2009, с изм. от 27.07.2010) собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация кроме прочего обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения.
Распоряжением Администрации ГО Первоуральск № от 15.02.2016 Первоуральск «О передаче ППМУП «Водоканал» на праве хозяйственного ведения плотины (Нижнее-Шайтанский гидроузел, <адрес>)» ППМУП «Водоканал» приняло муниципальное имущество - объект комплекса Гидротехнических сооружений Нижне-Шайтанского водохранилища на р. Большая Шайтанка, Нижне-Шайтанский гидроузел, расположенный по адресу: <адрес> (Том №1 л.д.91-92)
Распоряжением № от 22.09.1997 Комитета по управлению имущества м.о. г.Первоуральск «О передаче муниципального имущества на праве хозяйственного ведения МУП «Первоуральск-водоканал», МУП «Первоуральск-водоканал» приняло муниципальное имущество по договору хозяйственного ведения, в том числе объект очистных сооружений, расположенных по адресу: <адрес> (л.д. 93-94).
Охрана объектов (очистных сооружений), расположенных по адресу: <адрес> - осуществляется обособленным подразделением предприятия, в круглосуточном режиме; Управлением вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по Свердловской области, на основании заключенного государственного контракта № на охрану объектов подразделениями вневедомственной охраны от 01.01.2021.
Охрана объектов комплекса Гидротехнических сооружений Нижне-Шайтанского водохранилища на р. Большая Шайтанка, Нижне-Шайтанский гидроузел, расположенный по адресу: <адрес> осуществляется обособленным подразделением предприятия, в круглосуточном режиме; Управлением вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по Свердловской области, на основании заключенного государственного контракта № на охрану объектов подразделениями вневедомственной охраны от 01.01.2021 (Том №<адрес>
ФГУП «Охрана» отделением по Уральскому региону Центра охраны объектов топливно-энергетического комплекса (филиал) ДД.ММ.ГГГГ в адрес ППМУП «Водоканал» направлено коммерческое предложение №.
Согласно ответа ППМУП «Водоканал» от 06.04.2021 (исх.№) предприятием в адрес ФГУП «Охрана» отделением по Уральскому региону Центра охраны объектов топливно-энергетического комплекса (филиал) направлен ответ, содержащий отказ от услуг по государственной охране (Том №1 л.д. 71).
Согласно регистру ГТС, представленному Уральским управлением Ростехнадзора на 2021 год, Верхне-Шайтанское водохранилище на р. Большая Шайтанка (объекты-Грунтовая плотина, водосбросное сооружение), Комплекс ГТС Нижне-Шайтанское водохранилище на р. Большая Шайтанка (объекты - плотина, паводковый водосброс, донный водоспуск, глубинный водозабор) являются гидротехническими сооружениями высокой опасности (3 класс).
На объекте <адрес> расположены городские очистные сооружения, где расположен склад хлора - являющегося опасным химическим веществом.
В соответствии с данными Общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления ОК 019-95, утвержденного Постановлением Гостандарта России от 31.07.1995 №, г.Первоуральск является городом областного подчинения Свердловской области (код 65480).
Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений устанавливает Федеральный закон от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее - Закон № 117-ФЗ).
На основании статьи 3 Закона № 117-ФЗ под гидротехническими сооружениями понимаются плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»; под безопасностью гидротехнических сооружений - свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов.
На основании абзаца 3 статьи 11 Закона о частной детективной и охранной деятельности частная охранная деятельность распространяется на объекты государственной охраны и охраняемые объекты, предусмотренные федеральным законом от 27.05.1996 года № 57-ФЗ «О государственной охране», а также на объекты, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Охранным организациям разрешается оказывать услуги в виде вооруженной охраны имущества в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а также использовать технические и иные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан, и окружающей среде, средства оперативной радио - и телефонной связи.
Согласно статье 1 Федерального закона от 27 мая 1996 года, N 57-ФЗ "О государственной охране" государственная охрана - деятельность по обеспечению безопасности объектов государственной охраны и защите охраняемых объектов, выполняемая в целях обеспечения безопасности Российской Федерации, безопасного и беспрепятственного осуществления государственной власти в Российской Федерации и исполнения международных обязательств Российской Федерации, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических, информационных и иных мер.
К объектам, подлежащим государственной охране, отнесены здания, строения и сооружения, в которых размещены федеральные органы государственной власти; территории и акватории, прилегающие к указанным зданиям, строениям, сооружениям и подлежащие защите в целях обеспечения безопасности объектов государственной охраны; здания, строения и сооружения, находящиеся в оперативном управлении федеральных органов государственной охраны; предоставленные им земельные участки и водные объекты.
Под пропускным режимом понимается установленный на охраняемом объекте порядок прохода лиц, проезда транспорта, проноса и провоза вещей на его территорию и непосредственно сам объект.
Согласно статье 4 Федерального закона от 27 мая 1996 года, N 57-ФЗ "О государственной охране" государственная охрана осуществляется на основе следующих мер:
1) предоставление объекту государственной охраны персональной охраны, информации об угрозе его безопасности, транспортного обслуживания, бытового обслуживания и обеспечения, безопасного питания, а также обеспечение его санитарно-эпидемиологического благополучия;
2) предупреждение, выявление и пресечение преступных и иных противоправных посягательств на объекты государственной охраны и охраняемые объекты;
3) проведение мероприятий, обеспечивающих поддержание общественного порядка на охраняемых объектах, а также на трассах проезда (передвижения) объектов государственной охраны;
4) защита охраняемых объектов, обеспечение на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектового режимов.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 27 мая 1996 года, N 57-ФЗ "О государственной охране", государственную охрану осуществляют органы государственной охраны. В обеспечении безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов в пределах своих полномочий участвуют органы федеральной службы безопасности, органы внутренних дел Российской Федерации и внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, органы внешней разведки Российской Федерации, Вооруженные Силы Российской Федерации и иные государственные органы обеспечения безопасности.
Согласно статье 12 Федерального закона от 27.05.1996 N 57-ФЗ "О государственной охране" к органам государственной охраны относится федеральный орган исполнительной власти в области государственной охраны, а также подразделения федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, осуществляющие отдельные полномочия указанного органа, и военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны. Подразделения могут являться юридическими лицами.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 № «Вопросы негосударственной (частной) охраны и негосударственной (частной) сыскной деятельности» утвержден перечень объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется.
В указанный Перечень объектов, подлежащих государственной охране, включены гидротехнические сооружения, коллекторы водохранилищ, водопроводные станции и объекты водоподготовки в крупных промышленных центрах, в населенных пунктах краевого и областного подчинения, а также в закрытых административно-территориальных образованиях (пункт 14).
Перечисляя объекты, подлежащие государственной охране, законодатель исходил из критерия значимости того или иного объекта для безопасности неограниченного круга лиц, возможность причинения потенциального вреда в случае нарушений условий охраны, специфики того или иного объекта охраны.
Согласно пункту 3(1) Постановления Правительства Российской Федерации от 11.02.2005 № «Вопросы реформирования вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации» ФГУП «Охрана» вправе охранять объекты, на которые частная охранная деятельность не распространяется.
Пунктом 4 указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» установлена структура войск национальной гвардии Российской Федерации.
При этом согласно пункту 5 Указа № ФГУП «Охрана» Министерства внутренних дел Российской Федерации передано в ведение Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.
Согласно п. 13.1 Устава федерального государственного унитарного предприятия «Охрана» Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и некоторых вопросах организации его деятельности» утвержденного Приказом Росгвардии от 12.05.2021 №, охрана объектов различных форм собственности, в том числе объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется, обеспечение их защиты от противоправных посягательств.
Сама по себе организация охраны объекта непосредственно силами ППМУП «Водоканал» даже с учетом договора с Управлением вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по Свердловской области на основании государственного контракта от 01.01.2021 № о предупреждении и пресечении правонарушений и преступлений с помощью кнопки тревожной сигнализации не обеспечивает, в данном случае, соблюдение нормативных требований Федерального закона от 27.05.1996 № 57-ФЗ «О государственной охране».
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона № 35-Ф3 противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009 сформулированы основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму в Российской Федерации. Пунктом 11 Концепции к числу основных задач противодействия терроризму отнесено обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
Нарушения требований федерального законодательства об охранной деятельности, антитеррористической защищенности, необеспечение гидротехнических объектов ППМУП «Водоканал», находящихся в границах городского округа Первоуральск государственной охраной, ставит под угрозу безопасность неограниченного круга лиц и создает возможность причинения вреда.
Меры, направленные на воспрепятствование неправомерному проникновению на территорию гидротехнических объектов, выявление потенциальных нарушителей пропускного и внутриобъектового режимов, пресечение попыток совершения террористического акта на объектах, минимизацию возможных последствий Предприятием надлежащим образом не принимаются.
Поскольку спорные объекты являются гидротехническими сооружениями, то они в силу п. 21 Перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 № 587, подлежат государственной охране.
Таким образом, ППМУП «Водоканал» обязано обеспечить государственную охрану указанных объектов путем привлечения к охране органы государственной охраны.
Из материалов гражданского дела следует, что недвижимое имущество должным образом не охраняется. Указанное обстоятельство стороной ответчика в процессе рассмотрения дела не оспорено.
Учитывая, что указанные объекты являются объектами жизнеобеспечения, выявленные нарушения противоречат интересам государства и общества, неисполнение требований нарушает принципы обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина, а также то, что возникновение чрезвычайной ситуации в результате террористического акта на данных объектах создаст угрозу безопасности населения городского округа и может повлечь причинение значительного ущерба, а кроме этого также то, что требования прокурора вытекают из требований действующего законодательства, суд приходит к выводу о законности требований прокурора и о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, к тому же каких-либо возражений ответчиком и третьим лицом по делу не представлено.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, <░░░░░>, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ «░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ 2 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░: ░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, <░░░░░>, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: <░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>